Проколы соцреализма
Константин Юон. «Ленин на заседании Петросовета в Смольном 25 октября 1917».
Версии картины 1927 и 1935 гг.
Версии картины 1927 и 1935 гг.
Искусство в СССР было подцензурно. Диктатура же. Но и у цензуры бывали проколы. А прокол цензуры — прикол соцреализма! Подборка картин советских художников стиля соцреализм, увиденная свежим взглядом.
В 1885 г. была такая Морозовская стачка, на фабрике капиталиста Морозова в Орехово-Зуево. На тот момент — стачки, профсоюзы, партии и всякая оппозиция в стране были запрещены. Но народ все равно вышел. В СССР, который заявлял о себе как о "государстве рабочих и крестьян", это событие всячески пропагандировали. Ниже — 2 картины написанные в сталинский период про эту стачку. Почувствуйте разницу!
Нормальное совещание. Штоф водки, рюмки. Мужик за столом справа (со сжатым кулаком) — вожак, предлагает план, все слушают. Тот что за ним (крайний справа) накатывает еще рюмашку. Дед слева (в красной рубахе) сидит с выражением: «Ох @%# твою мать!»
Композиция, в целом, та же - вожак со списком, мужики-работяги. Но на столе - только чай! Молодец художник. Классовая борьба это ж борьба с капиталистами, а не со штофом водки. [...]
Еще один важный аспект соцреализма - портреты вождей. Дело выгодное (для художника), но нужно иметь политическое чутье, особенно во времена тов. Сталина.
Ленин провозглашает Советскую власть - кульминационный момент революции. Сзади Ленина, в президиуме - его соратники. В том числе: верхний ряд (справа налево) - Антонов-Овсеенко; Каменев (в пенсне); четвертый справа - Сталин, радостно аплодирует; рядом с ним - Троцкий с характерной бородкой; еще левее через одного - Рыков, высунулся посмотреть на Ильича. В общем, одни враги народа. Каменев - левый уклонист (расстрелян вместе с женой), Рыков - правый (аналогично), Антонов-Овсеенко - троцкист и шпион (и тоже вышка, и ему, и жене), ну и главный враг Троцкий - известное дело, ледорубом по голове.
Довольно интересно выписана публика непосредственно перед трибуной Ильича:
Всего прошло 8 лет, а как многое изменилось! Президиум сократился до 4 человек (справа налево): Молотов, Урицкий, Дзержинский, Сталин.Народ перед трибуной тоже поправили - теперь там сугубо русские лица в картузах и кепках. У Ленина стал выше лоб, да и сам он как-то возмужал, накачался что ли? А художник в 1947 г. стал лауретом Сталинской премии первой степени в области литературы и искусства.
Но пришло время - и партия нашла в себе силы разоблачить и самого товарища Сталина, главного борца с врагами народа. И тогда Министерство Правды опять взялось за работу.
Портрет вождя заменили. Да и взгляд у вожатой как-то подобрел что ли...
Ну и напоследок еще один классик соцреализма - Гелий Коржев, в советские времена - ударный работник Министерства Правды.
Там целый триптих у него был , назывался "Коммунисты". Это центральная часть. Гелий Коржев умер в 2012 г. Он дожил до краха СССР, увидел 1991 год, когда знамя таки упало.
Лихой парень был Брежнев. Высадка десанта, кругом пальба, а он расслаблено так с солдатами беседует в лодке. Причем десант у Новороссийска, который изображен на картине, был в феврале месяце. Т.е. Леонид Ильич еще и морж был знатный.
Еще один шедевр от того же автора. Тут весьма затейливый сюжет. Я сначала думал, что Хрущев, это который впереди, потом понял, что он крайний слева. Причем все идут бодрым шагом, а собака в первой шеренге - сидит. Она территорию что ли села пометить??
Правда, некоторые утверждают, что это просто валенки так нарисованы. Типа 25-й кадр :) Ну и на десерт:
Картина народного художника Албании Гури Мадхи. Другое название "Московская конференция". Речь идет о конференции коммунистических партий в 1961 г. , на которой албанцы (в лице их диктатора Э.Ходжи) вместе с китайцами разоблачили Хрущева и Брежнева. В том, что те предали дело Сталина. Ходжа (стоит в центре) посылает Советский Союз в жопу, Хрущев чего-то орет в пылу, Брежнев со сжатыми кулаками готовится дать в пятак албанскому вождю. Суслов (слева от Хрущева) воротит нос, Микояну (еще левее) стыдно. Красота!!!
Георгий Савицкий. "Совещание рабочих перед морозовской стачкой".
Нормальное совещание. Штоф водки, рюмки. Мужик за столом справа (со сжатым кулаком) — вожак, предлагает план, все слушают. Тот что за ним (крайний справа) накатывает еще рюмашку. Дед слева (в красной рубахе) сидит с выражением: «Ох @%# твою мать!»
А вот вторая картина.
Иван Владимиров. "Морозовские ткачи обсуждают требования накануне стачки (1885 г.)".
Композиция, в целом, та же - вожак со списком, мужики-работяги. Но на столе - только чай! Молодец художник. Классовая борьба это ж борьба с капиталистами, а не со штофом водки. [...]
Еще один важный аспект соцреализма - портреты вождей. Дело выгодное (для художника), но нужно иметь политическое чутье, особенно во времена тов. Сталина.
Константин Юон. "Первое появление В.И.Ленина на заседании Петросовета в Смольном 25 октября 1917 г." 1927 г.
Ленин провозглашает Советскую власть - кульминационный момент революции. Сзади Ленина, в президиуме - его соратники. В том числе: верхний ряд (справа налево) - Антонов-Овсеенко; Каменев (в пенсне); четвертый справа - Сталин, радостно аплодирует; рядом с ним - Троцкий с характерной бородкой; еще левее через одного - Рыков, высунулся посмотреть на Ильича. В общем, одни враги народа. Каменев - левый уклонист (расстрелян вместе с женой), Рыков - правый (аналогично), Антонов-Овсеенко - троцкист и шпион (и тоже вышка, и ему, и жене), ну и главный враг Троцкий - известное дело, ледорубом по голове.
Довольно интересно выписана публика непосредственно перед трибуной Ильича:
Какие-то странные народные массы перед трибуной. Короче... картину пришлось переписывать. Получилось вот что:
Константин Юон. "Выступление В.И.Ленина в Смольном". 1935 г.
Всего прошло 8 лет, а как многое изменилось! Президиум сократился до 4 человек (справа налево): Молотов, Урицкий, Дзержинский, Сталин.Народ перед трибуной тоже поправили - теперь там сугубо русские лица в картузах и кепках. У Ленина стал выше лоб, да и сам он как-то возмужал, накачался что ли? А художник в 1947 г. стал лауретом Сталинской премии первой степени в области литературы и искусства.
Но пришло время - и партия нашла в себе силы разоблачить и самого товарища Сталина, главного борца с врагами народа. И тогда Министерство Правды опять взялось за работу.
Вячеслав Мариупольский. "Вожатая". 1949 г.
Он же. "Вожатая". Конец 1950х гг.
Портрет вождя заменили. Да и взгляд у вожатой как-то подобрел что ли...
Ну и напоследок еще один классик соцреализма - Гелий Коржев, в советские времена - ударный работник Министерства Правды.
Гелий Коржев. "Поднимающий знамя". 1963
Там целый триптих у него был , назывался "Коммунисты". Это центральная часть. Гелий Коржев умер в 2012 г. Он дожил до краха СССР, увидел 1991 год, когда знамя таки упало.
Гелий Коржев. "Свалка". 2007 г.
Лихой парень был Брежнев. Высадка десанта, кругом пальба, а он расслаблено так с солдатами беседует в лодке. Причем десант у Новороссийска, который изображен на картине, был в феврале месяце. Т.е. Леонид Ильич еще и морж был знатный.
Мальцев Петр. "Л.И.Брежнев под Новороссийском в 1943 г." (эскиз к картине). 1975 г.
Еще один шедевр от того же автора. Тут весьма затейливый сюжет. Я сначала думал, что Хрущев, это который впереди, потом понял, что он крайний слева. Причем все идут бодрым шагом, а собака в первой шеренге - сидит. Она территорию что ли села пометить??
Мальцев Петр. "Никита Сергеевич Хрущев в годы Великой отечественной войны". 1963 г.
Правда, некоторые утверждают, что это просто валенки так нарисованы. Типа 25-й кадр :) Ну и на десерт:
Гури Мадхи. "Энвер Ходжа разоблачает советских ревизионистов". 1979 г.
Картина народного художника Албании Гури Мадхи. Другое название "Московская конференция". Речь идет о конференции коммунистических партий в 1961 г. , на которой албанцы (в лице их диктатора Э.Ходжи) вместе с китайцами разоблачили Хрущева и Брежнева. В том, что те предали дело Сталина. Ходжа (стоит в центре) посылает Советский Союз в жопу, Хрущев чего-то орет в пылу, Брежнев со сжатыми кулаками готовится дать в пятак албанскому вождю. Суслов (слева от Хрущева) воротит нос, Микояну (еще левее) стыдно. Красота!!!
Комментарии6