Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
17
4
4
penrosa
На uCrazy 13 лет 5 месяцев
Всячина

Таити, Таити … а вы были на Таити ?



Таити и другие острова Французской Полинезии были одними из последних мест на Земле, заселенных человеком, а спустя более тысячи лет одними из последних подверглись европейской колонизации. Никто достоверно не знает, откуда и почему древние народы мигрировали сюда. Современная точка зрения состоит в том, что морские путешественники отправлялись с стровов Малайского архипелага а сама миграция была вызвана, скорее всего, территориальными конфликтами и перенаселением. Какой бы ни была причина, сам факт путешествий по морю за тысячи километров стал неслыханным достижением, повторить который европейцы сумели только спустя более тысячи лет.

Давайте вспомним подробнее как это происходило …



Начиная c 300-х годов н. э. произошла колонизация всех больших островов современной Французской Полинезии, и остальных островов в южной части Тихого океана. Этот регион получил название «полинезийского треугольника» и включает в себя Гавайи на севере, остров Пасхи на юго-востоке и Новой Зеландии на юго-западе. В результате этих миграций, коренные гавайцы, маори из Новой Зеландии и коренные жители Французской Полинезии все произошли от общих предков, разговаривая на достаточно близком между собой языке.

Полинезийская миграция стала возможна благодаря аутригерам (шлюпке с выносными уключинами). Длиной около двадцати или тридцати метров, древние полинезийцы упаковали свои аутригеры кокосами, уру (плоды хлебного дерева), таро (сладкий картофель), сахарным тростником, брали с собой собак, свиньей, кур и целыми семьями отправлялись в дальние путешествия. Применения знания ориентации по ветру, течениям и звездам, опытные мореплаватели сумели преодолеть тысячи километров.



До прибытия европейцев, Таити и остальные острова современной Французской Полинезии не имели централизованной власти. Территория разделялась на множество вождеств — автономных политических образований, охватывавших несколько деревень под властью верховного вождя. Несколько вождеств заключали друг с другом союзы, основанные на кровных связях их правителей, и постоянно враждовали с другими вождествами за контроль над территорией и ресурсами.

Социальная структура вождества основывалась на кровнородственных отношениях, то есть статус каждого его члена обуславливался тем, насколько близким родственником вождя он являлся. Вождей считали потомками полинезийских богов и обладателей mana (сверхъестественной силы). Тем не менее, правители вождеств не имели абсолютной власти, важные решения принимались на общих собраниях, особенно во время войны.



Организация жизни традиционного полинезийского общества вращалась вокруг марае, культовых объектов под открытым небом, выполнявших функцию, аналогичную сооружениям в других полинезийских обществах. Эти марае находились в центре духовной и социальной жизни полинезийских общин: здесь молились богам, возводили и свергали вождей, объявляли войну и заключали мир, праздновали дни рождений и поминали умерших. Существовала иерархия марае, от простых семейных до королевских.

Табу (система запретов) охватывал и регламентировал все сферы жизнедеятельности полинезийского общества. Нарушить табу означало навлечь на себя проклятие, наказание для нарушителя — смерть.

В ходе ранних контактов с европейцами, Лондонское миссионерское общество ввело христианство и покончило с традиционным укладом жизни таитян.



Эпоха европейской колонизации началась в 1521 году, когда португальский мореплаватель Фердинанд Магеллан увидел атолл Пука-Пука архипелага Туамоту-Гамбье. В 1595 году испанский исследователь Мендана посетил Фату-Хива на Маркизских островах, а голландец Якоб Роггевен наткнулся на Бора-Бора в 1722 году. Острова Французской Полинезии открывали португальские, испанские, голландские, британские и французские мореплаватели.

Сэмюэль Уоллис. В 1767 году капитан Сэмюэл Уоллис на корабле британских ВМС Долфин совершал кругосветное путешествие с целью открытия Terra Incognita Australis — мифического континента, который, по мнению европейцев, должен был находиться ниже экватора. Он стал первым европейцем, посетившим Таити. 17 июня 1767 года Долфин стал на якорь в бухте Матавай острова Таити. Изначально, появление чужестранцев таитяне встретили восторженно, сотни каноэ окружили корабль. Но восторг коренного населения быстро перерос в агрессию, и они атаковали Долфин, пытаясь захватить корабль. Уоллис отдал приказ обстрелять собравшихся на побережье таитян картечью, а затем отправил группу солдат на берег сжигать дома и каноэ. После этого наладились дружеские отношения: экипаж отчаянно нуждался в пресной воде, а не знавшие металла таитяне были рады получить в обмен ножи, топоры и гвозди. Уоллис остановился в Бухте Матавай в течение нескольких недель (до 27 июля 1767 года). Он назвал Таити «Островом короля Георга III» и заявил притязания Великобритании на эту территорию. Вскоре после этого (не зная о прибытии Уоллиса), французский мореплаватель Луи Антуан де Бугенвиль высадился на противоположной стороне Таити.



Бугенвиль. Луи-Антуан де Бугенвиль прибыл на Таити с двумя кораблями La Boudeuse и L’Etoile в апреле 1768 года. В это время Уоллис все еще добирался домой в родную Англию. Поэтому Бугенвиль был в полном неведении, что на острове до него побывал другой европеец. Его визит длился всего девять дней. Не ведая, что британский флаг уже развевался над островом, Бугенвиль заявил претензии Франции на Таити.

Бугенвиль опубликовал книгу Voyage Autour Du Monde (Путешествие вокруг света), в которой описал Таити в самых романтичных тонах, на котором мужчины и женщины живут счастливо, не знают, что такое испорченное общество, коррупция и цивилизация, где климат восхитительный, опасные насекомые и болезни отсутствуют, а женщины-островитяне одни из самых красивых в мире. Слухи о красивых женщинах, доброте таитян, их раскованности в отношении секса, мгновенно прокатились по Парижу и способствовали созданию мифа о полинезийском рае и вымышленном образе «доброго дикаря». С этой даты, вплоть до конца 18-го века, остров получил название Taïti (Таити). Начиная с 19-го века, правописание Taïti заменили на Tahiti, что стало нормой для французского и английского языков.



Джеймс Кук. Кук отправился в путешествие на борту британского корабля Индевор в апреле 1769 с двумя амбициозными задачами. Одну из них он получил от Королевского общества (Академия наук Великобритании) – наблюдение за прохождением Венеры по диску солнца. Рассчитывая время перемещения Венеры из трех отдаленных мест одновременно, полагали, что можно определить расстояние от Земли до Солнца. Таити был выбран в качестве одного из трех мест измерения (два других были в Норвегии и Канаде). Вторая цель Кука состояла в открытии мифического континента на юге.

Прохождение Венеры по диску солнца наблюдалось на Таити 3 июня 1769 года. Инструменты определения времени оказались недостаточно точны для достижения первой цели Кука, но экспедиция известного мореплавателя провела первые этнографические и научные наблюдения Таити. При содействии ботаника Джозефа Бэнкса и художника Сиднея Паркинсона, Кук собрал ценные сведения о фауне и флоре, языке и обычаях местного сообщества. По оценкам Кука, численность населения Таити составляла 200 000 жителей, включая все близлежащие острова архипелага. Эту оценку антрополог Дуглас Оливер позже снизил до 35 000.



Доминго-де-Боенечеа. Прочно обосновавшиеся в Южной Америке испанцы поначалу не придавали значения исследованию региона Тихого океана, пока не услышали о визитах на Таити и другие острова европейских мореплавателей. Вице-король Перу, Мануэль де Амат Жуньет, следуя инструкциям от испанской короны, решил завладеть Таити, и оттуда начать экспансию на другие острова. В 1772 году году он отправил первую экспедицию под командованием Доминго-де-Боенечеа. Третий раз подряд, претензии на остров заявила великая европейская нация. Боенечеа основал две испанские миссии и Таутира в качестве первого долгосрочного европейского поселения на острове.

В 1775 году Доминго снова вернулся с Перу на Таити. Две испанские миссии, неудачно пытавшиеся навернуть »язычников» в христианство, судя по отчетам, были в ужасе островитян и более чем счастливы обратно вернуться в Перу. Боенечеа умер на Таити во время своего второго визита, и таким образом закончились испанские попытки подчинить себе Таити. Боенечеа похоронен в католической церкви его имени в Таутира на Таити-Ити. Наиболее заметным результатом этих экспедиций было написание заметок солдатом Максимо Родригесом, поведавших много этнологических сведений о жизни таитян 18-го века.



История открытия островов в Тихом океане оставила немало интересных страниц, но ни одна из них не оставила столь глубокого следа как мятеж на корабле Баунти. Произошедшее событие сделало Баунти одним из самых известных кораблей в истории, а имя капитана Уильяма Блая синонимом жестокости и мести. Мятеж отмечен в нескольких книгах, голливудских фильмах и популярных песнях. Согласно общепринятому мнению, моряки были привлечены идиллией жизни на тихоокеанском острове Таити и были еще больше мотивированы жестоким обращением их капитана.

26 октября 1788 года, корабль британских ВМС Баунти под руководством капитана Уильяма Блая высадился на Таити, чтобы привезти плоды хлебного дерева с Таити в регион Карибского моря. Сэр Джозеф Бэнкс, ботаник из первой экспедиции Кука, пришел к выводу, что плоды хлебного дерева послужат дешевым источником питания африканских рабов.

Экспедиция Блая отправилась на Таити в конце 1787 года. После трудного 10-месячного плавания, корабль прибыл в то время, когда саженцы хлебного дерева уже поздно пересаживать. Экипаж остался на Таити в течение шести долгих месяцев. В конце концов, саженцы хлебного дерева погрузили на борт Баунти и корабль отправился в район Карибского бассейна. 28 апреля 1789 года, через три недели после выхода из Таити, экипаж во главе с первым помощником капитана Кристианом Флетчероом поднял мятеж и захватил корабль. Капитана Блая спустили на шлюпке с 18 верными членами экипажа в открытый океан и бросили на произвол судьбы.



Блай плыл в перегруженной шлюпке с верным ему экипажем без карты и компаса. Спустя 47-дней он высадился в Тиморе, преодолев расстояние около 6000 км. В начале 1790-го Блай вернулся в Англию и сообщил о мятеже в Адмиралтейство, 2 года и 11 недель после первоначального выхода в море. Расследование быстро сняло с него всякие обвинения в халатности, и военный корабль отправился на Таити для поимки мятежников.
Оставив Блая с моряками в открытом океане, Баунти с мятежниками вернулся на Таити и отправился дальше в поисках надежного убежища. После двух безуспешных попыток поселиться на острове Тубаи, Кристиан ненадолго вернулся на Таити, где мятежники разделились на две группы. Большая группа из 16 мятежников осталась на острове, в то время как меньшая отплыла с Кристианом на Баунти

23 марта 1791 года корабль британских ВМС Пандора достиг Таити во главе с капитаном Эдвардсом. Он быстро схватил 14 выживших мятежников (два других уже были убиты во время конфликтов), и сообщил их новым таитянским женам, что мужья возвращаются в Англию и предстанут перед судом. Пандора села на мель на участке Большого Барьерного рифа 29 августа 1791 года, потеряв 31 члена экипажа и четверо заключенных. Оставшиеся в живых десять заключенных, в конечном итоге, репатриировали в Англию. По решению военно-морского суда, троих повесили, четырех оправдали, еще троих помиловали.

Что касается Кристиана Флетчера, он привел оставшихся восемь британских моряков вместе с небольшой группой таитян на необитаемый остров Питкэрн, сжег Баунти и успешно основал новое поселение. Потомки мятежников до сих пор живут на острове Питкэрн, некоторые из них носят фамилию Кристиан.

Блай вернулся на Таити в 1792 году, на этот раз капитаном корабля Провиденс. Блай снова загрузил саженцы хлебного дерева и перевез их в Карибский бассейн. Началось выращивание этого растения на плантациях сначала Ямайки и острова Сент-Винсент, а затем и других тропических странах Карибского бассейна.



До прибытия европейцев, на Таити и других островах Французской Полинезии не было централизованной власти, а родоплеменные объединения постоянно враждовали друг с другом. Европейское оружие вскоре изменило традиционную систему власти.

Таитяне быстро поняли значение европейского оружия и настоятельно убеждали ранних исследователей принять чью-либо сторону в локальных конфликтах. Хотя различные первооткрыватели острова отказались участвовать в межплеменных конфликтах, мятежники из Баунти первыми предложили свои услуги в качестве наемников и поставщиков оружия. Мятежники и их оружие помогло создать политическую среду, в которой одна группа могла реально контролировать весь остров Таити. Поэтому мятежники Баунти оставили неизгладимый след в истории Таити.
Удача улыбнулась Помаре, одному из важных вождей Таити, но отнюдь не самому главному в то время. Благодаря помощи мятежников, в 1788 году он провозгласил себя королем Таити Помаре I, а в 1790 году нанес сокрушительное поражение своим врагам. Основав династию, Помаре, его род сумел первым объединить Таити. Памаре I и его потомки основали и расширили влияние таитян на все земли, которые в настоящее время составляют современную Французскую Полинезию.



В 1790-е годы, во время экспедиций в южном полушарии китобои начали бросать якорь на Таити, пополняя запасы воды и провианта, развлекаясь от суровой корабельной жизни, попутно распространяя алкоголь и заболевания. Появление этих китобоев, к которым впоследствии присоединились торговцы исправительных колоний Австралии, буквально потрясло традиционное таитянское общество. Экипажи кораблей привезли с собой на остров алкоголь, оружие и болезни, поощряли проституцию, которая сопровождалась распространением венерических заболеваний. Эти первые обмены с европейцами имели катастрофические последствия для населения Таити. Не имея естественного иммунитета против принесенных болезней, полинезийское население начало вымирать. Население Таити в конце 1760-х годов оценивалось примерно в 40 000; в 1800 году оно составило менее 20 000, а к 1820-е годы снизилось до примерно 6 000. На Маркизских островах ситуация была еще хуже: за одно столетие население с 80 000 сократилось до 20 000.



Первое официальное название колонии было Établissements de l’Océanie (Поселения в Океании). В 1903 году, после объединения Таити, Островов Общества, Островов Острал, Маркизских островов и архипелага Туамоту, территория получила название Французские владения в Океании (Établissements Français de l’Océanie).

В 1940 году, администрация Французской Полинезии признала Французские силы освобождения и многие полинезийцы воевали во Второй мировой войне против Германии.

16 сентября 1940 года, кабинет министров императорской Японии во главе с Фумимаро Коноэ включил Французскую Полинезию в число многих территорий, которые должны были стать японскими владениями в послевоенном мире. Но в ходе войны японцы были не в состоянии начать фактическое вторжение на французские острова.

В 1946 году, Таити и вся Французская Полинезия получила статус заморской территории (Territoire d’outre-mer), все полинезийцы стали французскими гражданами.

В 1957 году все острова преобразовали в Заморские владения Франции и стали называться Французская Полинезия (Polynésie Française).

В 1977 году Французская Полинезия получила частичную внутреннюю автономию, а в 1984 права автономии расширили.

В 1998 году Французская Полинезия впервые избрала собственный законодательный орган и президента.

В 2003 году Французская Полинезия получила статус заморского сообщества Франции с расширенными полномочиями законодательной Ассамблеи и президента.

Законом от 27 февраля 2004 года статус заморского сообщества определили как заморская страна внутри республики.



Французская Полинезия имеет большую степень автономии, символами которого являются президент и Законодательная Ассамблея. С этими полномочиями Французская Полинезия заключает международные соглашения с иностранными государствами в вопросах торговли и инвестиций. Франция предоставила большую автономию в местных делах и региональных отношениях, но сохранила контроль над правоохранительными органами, обороны и финансами.

Политическая ситуация в регионе остается нестабильной. Законодатели, выступающие за независимость, автономию и нейтральные депутаты формируют краткосрочные коалиции, большинство из которых существуют менее года.

Хотя независимость от Франции возможна в будущем, вряд ли это произойдет в ближайшее время. Уровень жизни относительно высок, но Французская Полинезия находится в уязвимом экономическом положении, очень мало природных ресурсов, а экономика сильно зависит от импорта.



Самый крупный конфликт с Парижем разгорелся из-за ядерных испытаний. Изначально Франция проводила свои ядерные испытания в Алжире, но с 1962 года эта страна приобрела независимость. В качестве нового полигона для ядерных испытаний выбрали атоллы Французской Полинезии — Муруроа и Фангатауфа. Между 1966 и 1996 годами правительство Франции провело 193 испытания ядерного оружия – 181 на Муруроа (1200 км от Таити) и остальные на Фангатауфа. Под давлением международного сообщества, в 1975 году Франция перешла на подземные испытания. Последнее испытание было проведено 27 января 1996 года. 29 января 1996 Франция объявила, что присоединится к Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, и больше не будет испытывать ядерное оружие. Спустя два года страна ратифицировала это соглашения. Чтобы компенсировать жителям ущерб от испытаний ядерного оружия с 1995 по 1996 год, Франция предложила 10-летний $ 194-млн годовой компенсационный пакет.


































[media=http://www.youtube.com/watch?v=C
Qx6x1vbWSU&feature=player_embedded]


[media=http://www.youtube.com/watch?fea
ture=player_embedded&v=ObKova8aSb8]


источники

http://tourist-area.com/polineziya/isto
riy...zskoy-polinezii


http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%
BE%...%B8%D1%82%D0%B8


http://www.worlds.ru/europe/france/hist
ory...ura_taiti.shtml

Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!

все теги
Поддержать uCrazy
Комментарии1
  1. vihr46
    На uCrazy 13 лет 15 часов
    Точно не помню в каком году (1984? или 1987?)вышел мультфильм "возвращение блудного попугая".
    Попугай Кеша рассказывал про остров Таити так самозабвенно naughty что даже поверил ему о райском уголке.Интернета в те года не было и пошёл в библиотеку выяснять об островах Полинезии...Так хотелось туда смотаться,навсегда.
    Несбывшаяся мечта превратила меня в того жирного ленивого кота,который ворчал о том,
    что нас и здесь неплохо кормят. yes

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}