Загадочный народ Анасази - строители пещерных городов
Национальный парк Меса Верде находится на юго-западе штата Колорадо, недалеко от города Кортез.
До середине 18 века эта область была практически неисследованной. Считается, что первой руины Анасази увидела испанская группа под предводительством исследователя Хуана Ривьера (Don Juan Maria de Rivera) в 1765 году, но так как их экспедиция преследовала цели распространения экспансии Испании на запад и поиск золота, они не оставили в своих дневниках существенных записей о скальных городах.
Первым европейцем, кто поднялся на плато, стал американский геолог и исследователь Джон Стронг Ньюберри (Dr. John S. Newberry) в 1859 году. Экспедиция, в которой он состоял, первой зафиксировала в исследовательских дневниках термин Меса Верде применительно к руинам (переводится как «Зеленое плато»). Тем не менее, считается, что название было выбрано задолго до этого и уже было в обиходе у местного населения.
Охотники, золотоискатели и исследователи проходили вглубь континента, постепенно осваивая территории. В этот период и без того ветхие постройки в скалах и уникальные памятники древней культуры Анасази уничтожались мародерами и туристами. Внимание общественности привлек фотограф Вильям Джексон, который в 1876 году выставил экспозицию своих работ, посвященных наскальным жилищам Аназаси, в Филадельфии.
В 1886 году, более десяти лет спустя, научное общество подняло вопрос о государственной защите памятников. В издании Denver Tribune Republican автор пишет о процветающем «вандализме современного цивилизованного мира» (взято с сайта http://www.nps.gov).
Прошения о государственной защите продолжали и местные фермеры. С 1888 по 1892 года семья Wetherill исследовала руины, ими были найдены 182 дома в скалах (cliff dwellings) – Richard Wetherill и его брат Charlie Mason считаются первооткрывателями знаменитого Дворца (Cliff Palace).
Исследователи составляли опись всех найденных артефактов, делали редкие для тех времен фотографии и составляли коллекции находок. Ричард и его отец Бенджамин несколько раз писали в Смитсоновский институт (Smithsonian Institute) о необходимости создания национального парка на территории земель Навахо (Navajo) и Меса Верде, что бы защитить руины от уничтожения туристами. Однако действий со стороны научного сообщества не следовало. Конгресс утвердил билль о создании Национального Парка Меса Верде только в 1906 году. В 1978 году Парк был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Открытием заинтересовался молодой шведский исследователь Густав Норденшкольд (Gustav Nordenskiold). В 1891 году он познакомился с семьей Витерилл, которая показала ему найденные руины. Норденшкольд провел несколько месяцев на плато, за которые им были найдены, описаны и сфотографированы более 600 объектов. Все находки были отправлены в Швецию, сейчас они хранятся в Национальном музее в Финляндии.
Позднее Норденшкольд опубликовал книгу «The Cliff dwellers of the Mesa Verde», которая была первым научным трудом, в котором автор описал археологические сайты с найденными артефактами.
Первые индейцы пришли на плато Меса Верде около 600 г. н.э.
Во время экскурсии во Дворец в скале (Cliff Palace) мне запомнилось, что гид называл этих людей то Анасази, то древние Пуэбло. Как оказалось еще 10 лет назад археологическое сообщество называло поселенцев Меса Верде Анасази, что означает на языке Навахо “древние пришельцы”, но в последствии изучения учеными было принято решение использовать имя Пуэбло (Ancestral Pueblo), которое подчеркивает связь с современными Пуэбло – наследниками древней цивилизации.
Индейцы не вели письменности, изучение истории этого народа также осложнено практически полным отсутствием артефактов того времени: очень многое, что было важно в повседневной жизни Пуэбло уничтожено или похищено еще до образования Национального парка под защитой государства.
Сейчас археологи могут строить предположения, основываясь только на анализе раскопок найденных руин древних городов на равнинах и в стенах каньона.
Равнинные жилища относятся к более ранним постройкам: прежде чем начать строить жилища в стенах каньона (cliff dwellings), индейцы создавали каменные одно или двухэтажные дома на равнине на несколько семей. Практически в каждой постройке можно проследить сходные шаблоны: несколько объединенных жилых комнат, небольшие изолированные комнаты для хранения еды и кива для каждой семьи. В строительстве домов древние Пуэбло использовали песок, который они прессовали в кирпичи размером с буханку хлеба, а пространство между кирпичами заполняли смесью из грязи и воды. Жилые комнаты занимали в среднем 50 квадратных футов и строились из расчета на 2-3 человек. Комнаты для хранения вероятнее всего использовались для хранения пищи.
Особой важностью обладала кива – концентрическая постройка с одним или более входами, обособленным местом для костра и дымоходом для вентиляции помещения. Большинство ученых определяют киву как священное место, где собиралась вся семья за молитвой. Как церемониальная комната, Кива, использовалась для молитв о дожде, удачной охоте и хорошем урожае. Древние Пуэбло верили, что люди пришли из потустороннего мира, поэтому, в центре кивы индейцы создавали небольшое отверстие-углубление – сипапу (sipapu) – символический вход в потусторонний мир.
Far View жилища можно исследовать самостоятельно без гида – постройки доступны, если съехать с главной дороги и проехать около километра на восток. Это место было очень популярным с 900 по 1300 гг – на территории всего полумили жило несколько сотен людей и было возведено более 50 селений.
Самым крупным сейчас считается Far View House, 1100-1300 гг. н.э. Сейчас невозможно восстановить точную архитектуру постройки: предположительно, это был двухэтажный дом на четыре клана с 40 комнатами на первом этаже. Также на первом этаже расположены четыре небольших кивы (возможно, по одной на каждый клан) и одна кива в диаметре превышающая каждую из “семейных”. Возможно, такая кива использовалась по самым важным событиям, когда собирались вместе все кланы.
В XVIII веке испанцы упорно искали сухопутный торговый путь через североамериканский континент к Тихому океану, в Калифорнию. Из расположенного в Новой Испании города Санта-Фе экспедиции постепенно продвигались все дальше через пустынные горные районы. Однажды на монотонном красно-желтом фоне еще издали путники заметили темное пятно, которое оказалось хвойным лесом на вершине обширного нагорья, — отличный ориентир для караванов. Тогда-то и появилось на картах название Меса-Верде, что на испанском языке означает «зеленое плато». Постоянные поселения европейцы стали строить в этом районе Дикого Запада только к концу XIX века.
И вот, холодным вьюжным днем 18 декабря 1888 г. ковбой Ричард Уэзерилл (Richard Wetherill) объезжал Меса-Верде в поисках отбившихся от стада коров, но вместо них увидел на другом берегу каньона, прямо на стене обрыва, настоящий город с башнями и домами. Сквозь пелену снегопада строения казались парящими в воздухе. На другой день метель стихла, и Ричард вернулся получше разглядеть это чудо. Он увидел большое каменное здание, похожее на древнюю крепость, расположенное в углублении отвесного обрыва.
С желтых стен черными прямоугольниками смотрели десятки окон. Впоследствии Ричард и его братья, сделав лестницы, смогли добраться до этого здания и обследовать его. Они также побывали в соседних каньонах и через год обнаружили еще 182 поселения в скалах. Найденные предметы обихода ковбои продавали в музеи и частным коллекционерам. Логично было предположить, что древние города построили предшественники индейцев навахо, населявших к тому времени соседние земли. Поэтому Уэзерилл предложил называть жителей скальных поселений Меса-Верде «анасази».
На языке навахо, слово anaasází ( Культура Анасази, или древние пуэбло — доисторическая индейская культура, существовавшая на территории современного региона на юго-западе США, известного как Четыре угла (штаты Колорадо, Юта, Аризона, Нью-Мексико). Для культуры анасази был характерен собственный стиль керамики и сооружения жилищ.
До сих пор среди археологов продолжается спор о датировке возникновения культуры, однако в настоящее время установилась компромиссная формулировка на основе Классификации Пекос (en:Pecos Classification), согласно которой культура возникла примерно в XII в. до н.э. во время Эры изготовителей корзин II. Археологи считают, что культура Анасази делится на два основных периода: период Плетения корзин (Basket Maker Period) и период Пуэбло (Developmental Pueblo Period).
Мастера-"корзиноделы" были очень искусны в своем ремесле. Они изготовляли корзины для хранения и приготовления пищи, а также для доставки воды. Изначально они жили в основном в небольших пещерах, образованных в горах плато в результате эрозии. Корзиноделы выращивали и обрабатывали злаковые культуры и бобы. За 500 лет до нашей эры древние жители уже сами стали выкапывать ямы-пещеры для своего жилища и покрывать их крышами; овладели гончарным ремеслом и стали использовать вместо корзин глиняную посуду.
Период Пуэбло (расцвет культуры этого народа) продолжался между 700 и 1300 годами н.э. Люди, жившие в Колорадо в эти времена, уже строили свои дома из камней и высушенных на солнце глиняных плит. Их поселения, базировавшиеся в районах пещер плато, назывались "пуэблос". Примерно с начала XII века люди стали постепенно переносить свои поселения в другие районы. К 1200 г. они стали строить новые деревеньки - "пуэблос" вдоль стен каньона, под карнизами пещер плато. Жителей таких поселений называли "жителями скал" (Cliff Dwellers). Примерно после 1300 гг. н.э. многие поселения были покинуты, как принято считать по причине засухи, длившейся около 20 лет.
С археологической точки зрения эта культура наиболее известна своими «Большими Домами» - общинными многоэтажными зданиями, напоминающими современные многоквартирные дома. В таких домах было до 650 комнат, в которых проживали до тысячи человек. Центром культуры анасази был густонаселенный каньон Чако (Нью-Мексико), где находилось не менее девяти Больших Домов, с превосходно обработанными стенами из песчаника. На строительство полов и крыш ушло не менее 20 тысяч деревьев, причем древесина часто завозилась из мест, расположенных на расстоянии более 100 километров. Начиная с самых ранних раскопок исследователи полагали, что древние пуэбло (анасази) были предками современных пуэбло. В целом, и сами пуэбло также претендуют на происхождение от древних пуэбло. До настоящего времени остаётся населённым созданное анасази около 1000 лет назад селение Таос-Пуэбло, являющееся памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Каменный обрыв над домом навечно закопчен струями дыма от очагов, огонь в которых последний раз горел 700 лет назад
В Чако-Каньоне ученые обнаружили немало свидетельств того, как обширны были астрономические познания местных индейцев. Впрочем, большинство линий и знаков, найденных здесь, никак не связано с отысканием точек эклиптики. Они имели скорее ритуальное значение, нежели служили каменным календарем. Большинство, но не все. Отметим самые интересные из находок.
Возводя дома, индейцы умели точно ориентировать их по сторонам света. Так, стена дома в Пуэбло-Альто расположена точно вдоль линии, соединяющей запад с востоком; то же самое в Пуэбло-Бонито.
Ось кива в Каса-Ринконада указывает точно на север. Окна и ниши во многих постройках в Чако-Каньоне ориентированы точно по положению Солнца в дни равноденствий и солнцестояний. Возможно, их ориентировали также по лунным фазам или восходу Венеры - с этим мы встречаемся в Пуэбло-Бонито и Четро-Кетле. В круглой стене, ограждающей Каса-Ринкон, имеются многочисленные ниши. В одной из них сквозь окошко, глядящее на северо-восток, видно восходящее Солнце в момент летнего солнцестояния.
Не так давно было сделано еще одно удивительное открытие – каньон Чако находится в центре сложной сети дорог, простирающейся на сотни километров. Часть дорог – просто расчищенная от камней земля, но часть – настоящие мостовые, высеченные в камне, с бордюром из глиняных кирпичей. В 70-е годы ХХ века, когда удалось сделать аэрофотоснимки дорог, всем казалось, что они были построены в чисто экономических целях. Множество памятников культуры анасази за пределами каньона Чако имеют архитектурные элементы, сходные с Большими Домами, включая отдельно стоящие Большие Дома и Большие Кивы (подземные религиозные структуры).
В связи с этим археологи и предположили, что система дорог была создана с целью объединения разрозненных общин. Однако позже оказалось, что экономическая выгода играла далеко не главную роль при строительстве. Дороги шли строго по прямой, отказываясь следовать удобным изгибам местности и не отклоняясь перед встающими на пути горами, они даже не являлись кратчайшим маршрутом между двумя поселками. На некоторых участках дороги шли параллельно друг другу.
Более того, подходя к каньону, они часто превращаются в лестницы, высеченные на крутых склонах, с помощью каменных молотков и зубил, что требовало титанических усилий древних рабочих. На самых крутых участках приходилось даже возводить леса, чтобы подниматься по практически отвесным кручам. И, наконец, есть дороги, которые попросту ведут в никуда, исчезают, вместо того, чтобы заканчиваться у какого-то поселения.
Так что, сугубо экономическое применение, весьма сомнительно. Впрочем, современные шаманы утверждают, что они совершают магические путешествия (часто в облике животных или птиц), когда их дух летает над землей в отдаленные места. Прямые линии, предположительно, могли служить ориентиром для таких путешествий.
Но самое загадочное в культуре анасази, это их петроглифы, которые они часто оставляли на строениях и просто на скалах и пещерах. На первый взгляд будто бы обыкновенная живопись пещерного века. При более внимательном рассмотрении оказалось что многие из этих петроглифов (особенно спиральные) служат своеобразными диаграммами. В них показывалось как должны выглядеть различные эффекты образуемые игрой света и тени при перемещении солнца над углами зданий.
На востоке каньона имеется примечательный знак: скала Фаяда-Бутте (Fajada Butte) высотой 120 м. На ней выгравированы две спирали. Перед ней поставлены три каменные плиты трехметровой высоты. В день летнего солнцестояния, в 11 часов утра, узкий, кинжальный луч света падает на середину большой спирали, рассекая ее точно пополам
В дни осеннего и весеннего равноденствия один луч света падает на большую спираль, а другой — на маленькую. В день зимнего солнцестояния» в 10 часов утра, две узкие полосы света окаймляют большую спираль. Возможно, что эта спираль отмечает также крайние положения лунной орбиты. После восхода Луны в крайней, юго-восточной точке ее орбиты тень ночного светила рассекает спираль надвое, а после восхода Луны в крайней северо-восточной точке орбиты ее тень касается левого края спирали. Параллельно границе тени на скале прочерчена линия.
Вид спиралей и солнечных визиров в дни солнцестояний и равноденствий на скале Фаяда-Бутте.
В восточной части Чако-Каньона, вблизи от развалины пуэбло в Влдасиджи, на скале процарапан символ, отмечающий игру света и тени в дни солнцестояний и равноденствий. Кроме того, в Ховенвипе индейцы анасази использовали естественные неровности рельефа. Так, на стене коридора, образованного двумя скалами — он вытянулся почти на пять метров, — нацарапан символ Солнца, типичный для культуры пуэбло: три концентрических круга с точкой посредине. Именно тут соединяются два узких луча Солнца примерно через час после его восхода в день равноденствия. Очевидно, индейцы регулярно наблюдали эту эффектную сцену. Всё это работает и по сей день с безупречной точностью и кто знает какие ещё секреты хранят эти странноватые каракули на камнях.
На языке навахо, «анасази» обозначает «древние враги». Далекие потомки из племени пуэбло называют их «хисатсином» (Hisatsinom), «праотцами». Они жили на засушливых землях Аризоны, Нью-Мексико, Юты и Колорадо, начиная примерно с 850 по 1300 гг. Затем многие поселения были покинуты по неизвестной причине. С археологической точки зрения эта культура наиболее известна своими «Большими Домами» - общинными многоэтажными зданиями, напоминающими современные многоквартирные дома. В таких домах было до 650 комнат, в которых проживали до тысячи человек. Центром культуры анасази был густонаселенный каньон Чако (Нью-Мексико), где находилось не менее девяти Больших Домов, с превосходно обработанными стенами из песчаника. На строительство полов и крыш ушло не менее 20 тысяч деревьев, причем древесина часто завозилась из мест, расположенных на расстоянии более 100 километров.
В Чако-Каньоне ученые обнаружили немало свидетельств того, как обширны были астрономические познания местных индейцев. Впрочем, большинство линий и знаков, найденных здесь, никак не связано с отысканием точек эклиптики. Они имели скорее ритуальное значение, нежели служили каменным календарем. Большинство, но не все. Отметим самые интересные из находок.
Возводя дома, индейцы умели точно ориентировать их по сторонам света. Так, стена дома в Пуэбло-Альто расположена точно вдоль линии, соединяющей запад с востоком; то же самое в Пуэб-ло-Бонито. Ось кива в Каса-Ринконада указывает точно на север. Окна и ниши во многих постройках в Чако-Каньоне ориентированы точно по положению Солнца в дни равноденствий и солнцестояний. Возможно, их ориентировали также по лунным фазам или восходу Венеры - с этим мы встречаемся в Пуэбло-Бонит и Четро-Кетле. В круглой стене, ограждающей Каса-Ринкон, имеются многочисленные ниши. В одной из них сквозь окошко, глядящее на северо-восток, видно восходящее Солнце в момент летнего солнцестояния.
Не так давно было сделано еще одно удивительное открытие – каньон Чако находится в центре сложной сети дорог, простирающейся на сотни километров. Часть дорог – просто расчищенная от камней земля, но часть – настоящие мостовые, высеченные в камне, с бордюром из глиняных кирпичей.
В 70-е годы прошлого века, когда удалось сделать аэрофотоснимки дорог, всем казалось, что они были построены в чисто экономических целях. Множество памятников культуры анасази за пределами каньона Чако имеют архитектурные элементы, сходные с Большими Домами, включая отдельно стоящие Большие Дома и Большие Киви (подземные религиозные структуры). В связи с этим археологи и предположили, что система дорог была создана с целью объединения разрозненных общин. Однако позже оказалось, что экономическая выгода играла далеко не главную роль при строительстве. Дороги шли строго по прямой, отказываясь следовать удобным изгибам местности и не отклоняясь перед встающими на пути горами, они даже не являлись кратчайшим маршрутом между двумя поселками. На некоторых участках дороги шли параллельно друг другу. Более того, подходя к каньону, они часто превращаются в лестницы, высеченные на крутых склонах, с помощью каменных молотков и зубил, что требовало титанических усилий древних рабочих. На самых крутых участках приходилось даже возводить леса, чтобы подниматься по практически отвесным кручам. И, наконец, есть дороги, которые попросту ведут в никуда, исчезают, вместо того, чтобы заканчиваться у какого-то поселения. Так что, сугубо экономическое применение, весьма сомнительно.
Впрочем, современные шаманы утверждают, что они совершают магические путешествия (часто в облике животных или птиц), когда их дух летает над землей в отдаленные места. Прямые линии, предположительно, могли служить ориентиром для таких путешествий.
Но самое загадочное в культуре анасази, это их петроглифы, которые они часто оставляли на строениях и просто на скалах и пещерах. На первый взгляд будто бы обыкновенная живопись пещерного века. При более внимательном рассмотрении оказалось что многие из этих петроглифов (особенно спиральные) служат своеобразными диаграммами. В них показывалось как должны выглядеть различные эффекты образуемые игрой света и тени при перемещении солнца над углами зданий.
На востоке каньона имеется примечательный знак: скала Фая-да-Бутте высотой 120 м. На ней выгравированы две спирали. Перед ней поставлены три каменные плиты трехметровой высоты. В день летнего солнцестояния, в 11 часов утра, узкий, кинжальный луч света падает на середину большой спирали, рассекая ее точно пополам. В дни осеннего и весеннего равноденствия один луч света падает на большую спираль, а другой — на маленькую. В день зимнего солнцестояния» в 10 часов утра, две узкие полосы света окаймляют большую спираль. Возможно, что эта спираль отмечает также крайние положения лунной орбиты. После восхода Луны в крайней, юго-восточной точке ее орбиты тень ночного светила рассекает спираль надвое, а после восхода Луны в крайней северо-восточной точке орбиты ее тень касается левого края спирали. Параллельно границе тени на скале прочерчена линия.
В восточной части Чако-Каньона, вблизи от развалины пуэбло в Влдасиджи, на скале процарапан символ, отмечающий игру света и тени в дни солнцестояний и равноденствий. Кроме того, в Ховенвипе индейцы анасази использовали естественные неровности рельефа. Так, на стене коридора, образованного двумя скалами — он вытянулся почти на пять метров, — нацарапан символ Солнца, типичный для культуры пуэбло: три концентрических круга с точкой посредине. Именно тут соединяются два узких луча Солнца примерно через час после его восхода в день равноденствия. Очевидно, индейцы регулярно наблюдали эту эффектную сцену.
Всё это работает и по сей день с безупречной точностью и бог его знает какие ещё секреты хранят эти странноватые каракули на камнях...
Охотники, золотоискатели и исследователи проходили вглубь континента, постепенно осваивая территории. В этот период и без того ветхие постройки в скалах и уникальные памятники древней культуры Анасази уничтожались мародерами и туристами. Внимание общественности привлек фотограф Вильям Джексон, который в 1876 году выставил экспозицию своих работ, посвященных наскальным жилищам Аназаси, в Филадельфии.
В 1886 году, более десяти лет спустя, научное общество подняло вопрос о государственной защите памятников. В издании Denver Tribune Republican автор пишет о процветающем «вандализме современного цивилизованного мира» (взято с сайта http://www.nps.gov).
Прошения о государственной защите продолжали и местные фермеры. С 1888 по 1892 года семья Wetherill исследовала руины, ими были найдены 182 дома в скалах (cliff dwellings) – Richard Wetherill и его брат Charlie Mason считаются первооткрывателями знаменитого Дворца (Cliff Palace).
Исследователи составляли опись всех найденных артефактов, делали редкие для тех времен фотографии и составляли коллекции находок. Ричард и его отец Бенджамин несколько раз писали в Смитсоновский институт (Smithsonian Institute) о необходимости создания национального парка на территории земель Навахо (Navajo) и Меса Верде, что бы защитить руины от уничтожения туристами. Однако действий со стороны научного сообщества не следовало. Конгресс утвердил билль о создании Национального Парка Меса Верде только в 1906 году. В 1978 году Парк был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Открытием заинтересовался молодой шведский исследователь Густав Норденшкольд (Gustav Nordenskiold). В 1891 году он познакомился с семьей Витерилл, которая показала ему найденные руины. Норденшкольд провел несколько месяцев на плато, за которые им были найдены, описаны и сфотографированы более 600 объектов. Все находки были отправлены в Швецию, сейчас они хранятся в Национальном музее в Финляндии.
Позднее Норденшкольд опубликовал книгу «The Cliff dwellers of the Mesa Verde», которая была первым научным трудом, в котором автор описал археологические сайты с найденными артефактами.
Первые индейцы пришли на плато Меса Верде около 600 г. н.э.
Во время экскурсии во Дворец в скале (Cliff Palace) мне запомнилось, что гид называл этих людей то Анасази, то древние Пуэбло. Как оказалось еще 10 лет назад археологическое сообщество называло поселенцев Меса Верде Анасази, что означает на языке Навахо “древние пришельцы”, но в последствии изучения учеными было принято решение использовать имя Пуэбло (Ancestral Pueblo), которое подчеркивает связь с современными Пуэбло – наследниками древней цивилизации.
Индейцы не вели письменности, изучение истории этого народа также осложнено практически полным отсутствием артефактов того времени: очень многое, что было важно в повседневной жизни Пуэбло уничтожено или похищено еще до образования Национального парка под защитой государства.
Сейчас археологи могут строить предположения, основываясь только на анализе раскопок найденных руин древних городов на равнинах и в стенах каньона.
Равнинные жилища относятся к более ранним постройкам: прежде чем начать строить жилища в стенах каньона (cliff dwellings), индейцы создавали каменные одно или двухэтажные дома на равнине на несколько семей. Практически в каждой постройке можно проследить сходные шаблоны: несколько объединенных жилых комнат, небольшие изолированные комнаты для хранения еды и кива для каждой семьи. В строительстве домов древние Пуэбло использовали песок, который они прессовали в кирпичи размером с буханку хлеба, а пространство между кирпичами заполняли смесью из грязи и воды. Жилые комнаты занимали в среднем 50 квадратных футов и строились из расчета на 2-3 человек. Комнаты для хранения вероятнее всего использовались для хранения пищи.
Особой важностью обладала кива – концентрическая постройка с одним или более входами, обособленным местом для костра и дымоходом для вентиляции помещения. Большинство ученых определяют киву как священное место, где собиралась вся семья за молитвой. Как церемониальная комната, Кива, использовалась для молитв о дожде, удачной охоте и хорошем урожае. Древние Пуэбло верили, что люди пришли из потустороннего мира, поэтому, в центре кивы индейцы создавали небольшое отверстие-углубление – сипапу (sipapu) – символический вход в потусторонний мир.
Far View жилища можно исследовать самостоятельно без гида – постройки доступны, если съехать с главной дороги и проехать около километра на восток. Это место было очень популярным с 900 по 1300 гг – на территории всего полумили жило несколько сотен людей и было возведено более 50 селений.
Самым крупным сейчас считается Far View House, 1100-1300 гг. н.э. Сейчас невозможно восстановить точную архитектуру постройки: предположительно, это был двухэтажный дом на четыре клана с 40 комнатами на первом этаже. Также на первом этаже расположены четыре небольших кивы (возможно, по одной на каждый клан) и одна кива в диаметре превышающая каждую из “семейных”. Возможно, такая кива использовалась по самым важным событиям, когда собирались вместе все кланы.
В XVIII веке испанцы упорно искали сухопутный торговый путь через североамериканский континент к Тихому океану, в Калифорнию. Из расположенного в Новой Испании города Санта-Фе экспедиции постепенно продвигались все дальше через пустынные горные районы. Однажды на монотонном красно-желтом фоне еще издали путники заметили темное пятно, которое оказалось хвойным лесом на вершине обширного нагорья, — отличный ориентир для караванов. Тогда-то и появилось на картах название Меса-Верде, что на испанском языке означает «зеленое плато». Постоянные поселения европейцы стали строить в этом районе Дикого Запада только к концу XIX века.
И вот, холодным вьюжным днем 18 декабря 1888 г. ковбой Ричард Уэзерилл (Richard Wetherill) объезжал Меса-Верде в поисках отбившихся от стада коров, но вместо них увидел на другом берегу каньона, прямо на стене обрыва, настоящий город с башнями и домами. Сквозь пелену снегопада строения казались парящими в воздухе. На другой день метель стихла, и Ричард вернулся получше разглядеть это чудо. Он увидел большое каменное здание, похожее на древнюю крепость, расположенное в углублении отвесного обрыва.
С желтых стен черными прямоугольниками смотрели десятки окон. Впоследствии Ричард и его братья, сделав лестницы, смогли добраться до этого здания и обследовать его. Они также побывали в соседних каньонах и через год обнаружили еще 182 поселения в скалах. Найденные предметы обихода ковбои продавали в музеи и частным коллекционерам. Логично было предположить, что древние города построили предшественники индейцев навахо, населявших к тому времени соседние земли. Поэтому Уэзерилл предложил называть жителей скальных поселений Меса-Верде «анасази».
На языке навахо, слово anaasází ( Культура Анасази, или древние пуэбло — доисторическая индейская культура, существовавшая на территории современного региона на юго-западе США, известного как Четыре угла (штаты Колорадо, Юта, Аризона, Нью-Мексико). Для культуры анасази был характерен собственный стиль керамики и сооружения жилищ.
До сих пор среди археологов продолжается спор о датировке возникновения культуры, однако в настоящее время установилась компромиссная формулировка на основе Классификации Пекос (en:Pecos Classification), согласно которой культура возникла примерно в XII в. до н.э. во время Эры изготовителей корзин II. Археологи считают, что культура Анасази делится на два основных периода: период Плетения корзин (Basket Maker Period) и период Пуэбло (Developmental Pueblo Period).
Мастера-"корзиноделы" были очень искусны в своем ремесле. Они изготовляли корзины для хранения и приготовления пищи, а также для доставки воды. Изначально они жили в основном в небольших пещерах, образованных в горах плато в результате эрозии. Корзиноделы выращивали и обрабатывали злаковые культуры и бобы. За 500 лет до нашей эры древние жители уже сами стали выкапывать ямы-пещеры для своего жилища и покрывать их крышами; овладели гончарным ремеслом и стали использовать вместо корзин глиняную посуду.
Период Пуэбло (расцвет культуры этого народа) продолжался между 700 и 1300 годами н.э. Люди, жившие в Колорадо в эти времена, уже строили свои дома из камней и высушенных на солнце глиняных плит. Их поселения, базировавшиеся в районах пещер плато, назывались "пуэблос". Примерно с начала XII века люди стали постепенно переносить свои поселения в другие районы. К 1200 г. они стали строить новые деревеньки - "пуэблос" вдоль стен каньона, под карнизами пещер плато. Жителей таких поселений называли "жителями скал" (Cliff Dwellers). Примерно после 1300 гг. н.э. многие поселения были покинуты, как принято считать по причине засухи, длившейся около 20 лет.
С археологической точки зрения эта культура наиболее известна своими «Большими Домами» - общинными многоэтажными зданиями, напоминающими современные многоквартирные дома. В таких домах было до 650 комнат, в которых проживали до тысячи человек. Центром культуры анасази был густонаселенный каньон Чако (Нью-Мексико), где находилось не менее девяти Больших Домов, с превосходно обработанными стенами из песчаника. На строительство полов и крыш ушло не менее 20 тысяч деревьев, причем древесина часто завозилась из мест, расположенных на расстоянии более 100 километров. Начиная с самых ранних раскопок исследователи полагали, что древние пуэбло (анасази) были предками современных пуэбло. В целом, и сами пуэбло также претендуют на происхождение от древних пуэбло. До настоящего времени остаётся населённым созданное анасази около 1000 лет назад селение Таос-Пуэбло, являющееся памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Каменный обрыв над домом навечно закопчен струями дыма от очагов, огонь в которых последний раз горел 700 лет назад
В Чако-Каньоне ученые обнаружили немало свидетельств того, как обширны были астрономические познания местных индейцев. Впрочем, большинство линий и знаков, найденных здесь, никак не связано с отысканием точек эклиптики. Они имели скорее ритуальное значение, нежели служили каменным календарем. Большинство, но не все. Отметим самые интересные из находок.
Возводя дома, индейцы умели точно ориентировать их по сторонам света. Так, стена дома в Пуэбло-Альто расположена точно вдоль линии, соединяющей запад с востоком; то же самое в Пуэбло-Бонито.
Ось кива в Каса-Ринконада указывает точно на север. Окна и ниши во многих постройках в Чако-Каньоне ориентированы точно по положению Солнца в дни равноденствий и солнцестояний. Возможно, их ориентировали также по лунным фазам или восходу Венеры - с этим мы встречаемся в Пуэбло-Бонито и Четро-Кетле. В круглой стене, ограждающей Каса-Ринкон, имеются многочисленные ниши. В одной из них сквозь окошко, глядящее на северо-восток, видно восходящее Солнце в момент летнего солнцестояния.
Модельная реконструкция Пуэбло-Бонито
Не так давно было сделано еще одно удивительное открытие – каньон Чако находится в центре сложной сети дорог, простирающейся на сотни километров. Часть дорог – просто расчищенная от камней земля, но часть – настоящие мостовые, высеченные в камне, с бордюром из глиняных кирпичей. В 70-е годы ХХ века, когда удалось сделать аэрофотоснимки дорог, всем казалось, что они были построены в чисто экономических целях. Множество памятников культуры анасази за пределами каньона Чако имеют архитектурные элементы, сходные с Большими Домами, включая отдельно стоящие Большие Дома и Большие Кивы (подземные религиозные структуры).
В связи с этим археологи и предположили, что система дорог была создана с целью объединения разрозненных общин. Однако позже оказалось, что экономическая выгода играла далеко не главную роль при строительстве. Дороги шли строго по прямой, отказываясь следовать удобным изгибам местности и не отклоняясь перед встающими на пути горами, они даже не являлись кратчайшим маршрутом между двумя поселками. На некоторых участках дороги шли параллельно друг другу.
Более того, подходя к каньону, они часто превращаются в лестницы, высеченные на крутых склонах, с помощью каменных молотков и зубил, что требовало титанических усилий древних рабочих. На самых крутых участках приходилось даже возводить леса, чтобы подниматься по практически отвесным кручам. И, наконец, есть дороги, которые попросту ведут в никуда, исчезают, вместо того, чтобы заканчиваться у какого-то поселения.
Так что, сугубо экономическое применение, весьма сомнительно. Впрочем, современные шаманы утверждают, что они совершают магические путешествия (часто в облике животных или птиц), когда их дух летает над землей в отдаленные места. Прямые линии, предположительно, могли служить ориентиром для таких путешествий.
Но самое загадочное в культуре анасази, это их петроглифы, которые они часто оставляли на строениях и просто на скалах и пещерах. На первый взгляд будто бы обыкновенная живопись пещерного века. При более внимательном рассмотрении оказалось что многие из этих петроглифов (особенно спиральные) служат своеобразными диаграммами. В них показывалось как должны выглядеть различные эффекты образуемые игрой света и тени при перемещении солнца над углами зданий.
На востоке каньона имеется примечательный знак: скала Фаяда-Бутте (Fajada Butte) высотой 120 м. На ней выгравированы две спирали. Перед ней поставлены три каменные плиты трехметровой высоты. В день летнего солнцестояния, в 11 часов утра, узкий, кинжальный луч света падает на середину большой спирали, рассекая ее точно пополам
В дни осеннего и весеннего равноденствия один луч света падает на большую спираль, а другой — на маленькую. В день зимнего солнцестояния» в 10 часов утра, две узкие полосы света окаймляют большую спираль. Возможно, что эта спираль отмечает также крайние положения лунной орбиты. После восхода Луны в крайней, юго-восточной точке ее орбиты тень ночного светила рассекает спираль надвое, а после восхода Луны в крайней северо-восточной точке орбиты ее тень касается левого края спирали. Параллельно границе тени на скале прочерчена линия.
Вид спиралей и солнечных визиров в дни солнцестояний и равноденствий на скале Фаяда-Бутте.
В восточной части Чако-Каньона, вблизи от развалины пуэбло в Влдасиджи, на скале процарапан символ, отмечающий игру света и тени в дни солнцестояний и равноденствий. Кроме того, в Ховенвипе индейцы анасази использовали естественные неровности рельефа. Так, на стене коридора, образованного двумя скалами — он вытянулся почти на пять метров, — нацарапан символ Солнца, типичный для культуры пуэбло: три концентрических круга с точкой посредине. Именно тут соединяются два узких луча Солнца примерно через час после его восхода в день равноденствия. Очевидно, индейцы регулярно наблюдали эту эффектную сцену. Всё это работает и по сей день с безупречной точностью и кто знает какие ещё секреты хранят эти странноватые каракули на камнях.
На языке навахо, «анасази» обозначает «древние враги». Далекие потомки из племени пуэбло называют их «хисатсином» (Hisatsinom), «праотцами». Они жили на засушливых землях Аризоны, Нью-Мексико, Юты и Колорадо, начиная примерно с 850 по 1300 гг. Затем многие поселения были покинуты по неизвестной причине. С археологической точки зрения эта культура наиболее известна своими «Большими Домами» - общинными многоэтажными зданиями, напоминающими современные многоквартирные дома. В таких домах было до 650 комнат, в которых проживали до тысячи человек. Центром культуры анасази был густонаселенный каньон Чако (Нью-Мексико), где находилось не менее девяти Больших Домов, с превосходно обработанными стенами из песчаника. На строительство полов и крыш ушло не менее 20 тысяч деревьев, причем древесина часто завозилась из мест, расположенных на расстоянии более 100 километров.
В Чако-Каньоне ученые обнаружили немало свидетельств того, как обширны были астрономические познания местных индейцев. Впрочем, большинство линий и знаков, найденных здесь, никак не связано с отысканием точек эклиптики. Они имели скорее ритуальное значение, нежели служили каменным календарем. Большинство, но не все. Отметим самые интересные из находок.
Возводя дома, индейцы умели точно ориентировать их по сторонам света. Так, стена дома в Пуэбло-Альто расположена точно вдоль линии, соединяющей запад с востоком; то же самое в Пуэб-ло-Бонито. Ось кива в Каса-Ринконада указывает точно на север. Окна и ниши во многих постройках в Чако-Каньоне ориентированы точно по положению Солнца в дни равноденствий и солнцестояний. Возможно, их ориентировали также по лунным фазам или восходу Венеры - с этим мы встречаемся в Пуэбло-Бонит и Четро-Кетле. В круглой стене, ограждающей Каса-Ринкон, имеются многочисленные ниши. В одной из них сквозь окошко, глядящее на северо-восток, видно восходящее Солнце в момент летнего солнцестояния.
Не так давно было сделано еще одно удивительное открытие – каньон Чако находится в центре сложной сети дорог, простирающейся на сотни километров. Часть дорог – просто расчищенная от камней земля, но часть – настоящие мостовые, высеченные в камне, с бордюром из глиняных кирпичей.
В 70-е годы прошлого века, когда удалось сделать аэрофотоснимки дорог, всем казалось, что они были построены в чисто экономических целях. Множество памятников культуры анасази за пределами каньона Чако имеют архитектурные элементы, сходные с Большими Домами, включая отдельно стоящие Большие Дома и Большие Киви (подземные религиозные структуры). В связи с этим археологи и предположили, что система дорог была создана с целью объединения разрозненных общин. Однако позже оказалось, что экономическая выгода играла далеко не главную роль при строительстве. Дороги шли строго по прямой, отказываясь следовать удобным изгибам местности и не отклоняясь перед встающими на пути горами, они даже не являлись кратчайшим маршрутом между двумя поселками. На некоторых участках дороги шли параллельно друг другу. Более того, подходя к каньону, они часто превращаются в лестницы, высеченные на крутых склонах, с помощью каменных молотков и зубил, что требовало титанических усилий древних рабочих. На самых крутых участках приходилось даже возводить леса, чтобы подниматься по практически отвесным кручам. И, наконец, есть дороги, которые попросту ведут в никуда, исчезают, вместо того, чтобы заканчиваться у какого-то поселения. Так что, сугубо экономическое применение, весьма сомнительно.
Впрочем, современные шаманы утверждают, что они совершают магические путешествия (часто в облике животных или птиц), когда их дух летает над землей в отдаленные места. Прямые линии, предположительно, могли служить ориентиром для таких путешествий.
Но самое загадочное в культуре анасази, это их петроглифы, которые они часто оставляли на строениях и просто на скалах и пещерах. На первый взгляд будто бы обыкновенная живопись пещерного века. При более внимательном рассмотрении оказалось что многие из этих петроглифов (особенно спиральные) служат своеобразными диаграммами. В них показывалось как должны выглядеть различные эффекты образуемые игрой света и тени при перемещении солнца над углами зданий.
На востоке каньона имеется примечательный знак: скала Фая-да-Бутте высотой 120 м. На ней выгравированы две спирали. Перед ней поставлены три каменные плиты трехметровой высоты. В день летнего солнцестояния, в 11 часов утра, узкий, кинжальный луч света падает на середину большой спирали, рассекая ее точно пополам. В дни осеннего и весеннего равноденствия один луч света падает на большую спираль, а другой — на маленькую. В день зимнего солнцестояния» в 10 часов утра, две узкие полосы света окаймляют большую спираль. Возможно, что эта спираль отмечает также крайние положения лунной орбиты. После восхода Луны в крайней, юго-восточной точке ее орбиты тень ночного светила рассекает спираль надвое, а после восхода Луны в крайней северо-восточной точке орбиты ее тень касается левого края спирали. Параллельно границе тени на скале прочерчена линия.
В восточной части Чако-Каньона, вблизи от развалины пуэбло в Влдасиджи, на скале процарапан символ, отмечающий игру света и тени в дни солнцестояний и равноденствий. Кроме того, в Ховенвипе индейцы анасази использовали естественные неровности рельефа. Так, на стене коридора, образованного двумя скалами — он вытянулся почти на пять метров, — нацарапан символ Солнца, типичный для культуры пуэбло: три концентрических круга с точкой посредине. Именно тут соединяются два узких луча Солнца примерно через час после его восхода в день равноденствия. Очевидно, индейцы регулярно наблюдали эту эффектную сцену.
Всё это работает и по сей день с безупречной точностью и бог его знает какие ещё секреты хранят эти странноватые каракули на камнях...
А вот так фантасты представляютэтот город в прошлом :-)
[media=http://www.youtube.com/watch?v=P
y1ZohQerHs&feature=player_embedded]
[media=http://www.youtube.com/watch?v=6
QOF-fmPJWQ&feature=player_embedded]
y1ZohQerHs&feature=player_embedded]
[media=http://www.youtube.com/watch?v=6
QOF-fmPJWQ&feature=player_embedded]
Комментарии1