... о Винни-Пухе
Как только мы произносим имя Алена Александера Милна, то сразу представляем Медвежонка, который всегда не против немножечко подкрепиться. Кто из нас с детства не помнит полюбившихся героев: меланхоличного ослика Иа-Иа, который очень любит думать о Серьезных Вещах; немного наивного поросенка Пятачка, называющего себя Очень Маленькое Существо; Кристофера Робина и Всех, Всех, Всех героев знаменитой на весь мир сказки.
Все мы невольно улыбаемся, вспоминая смешные и грустные эпизоды сказок о Винни-Пухе, и в каждом из этих героев можем найти черты характера не только Алена Милна, но и членов его семьи, знакомых. Ведь каждая его книга немного автобиографична. Шотландец по происхождению, Алан Александр Милн провел свое детство в Лондоне, где его отец работал в школе. Его раннее образование во многом определялось влиянием учителя юношества Х. Дж. Уэллса - много позже Милн писал об Уэллсе как о «великом писателе и большом друге.
Ален Александер Милн родился 18 января 1882 г. в Лондоне в семье учителя. Первым наставником маленького Алена был Герберт Дж. Уэллс. Мальчик обожал его и на- зывал «великим писателем и большим другом». Ален Милн был очень веселым и смышленым малым. Вначале он учился в Вестминтерской школе, а затем в Тринити колледже. После окончания колледжа он поступил в Кембриджский чиверситет на математический факультет.
Еще будучи студентом, Ален работал в редакции студенческого журнала «Грант». В это же время он сделал первые, пока еще робкие шаги на писательском поприще Спустя некоторое время молодой человек был принят редакцию юмористического журнала «Панч», где работал в качестве помощника редактора. В этом журнале были публикованы его первые литературные опыты. Читатели ыли совершенно очарованы небольшими юмористическими рассказами Милна, публиковавшимися еженедельно. Тогда же он получил свой первый гонорар — грант от журнала.
По окончании университета Ален Милн полностью посвятил себя литературному творчеству. В течение девяти лет, вплоть до начала Первой мировой войны, он плодотворно работал в журнале «Панч».
Еще в 1913 г. Ален женился на Дороти Дафне де Селенкур, которую друзья называли Дафной или просто Даф. Эта женщина не отличалась особой красотой и покладистым характером, да и, если сказать откровенно, брак этот был далек от романтической идиллии. Больше всего на свете Дороти любила сад, расположенный вокруг их дома, и могла часами работать в нем. Несмотря на свои пацифистские взгляды, Милн был призван в ряды Королевской армии. Он служил во Франции в составе полка королевских фузилеров — пехотинцев. Во время службы в армии в годы Первой мировой войны он написал несколько первых своих пьес, а после серьезного ранения в 1919 г. был демобилизован и вернулся к своей семье в Англию.
Война произвела на молодого писателя сильное впечатление. Она стала причиной, по которой Милн, особо не интересовавшийся политикой, задумался над происходящим в мире. Его знаменитая антивоенная книга «Почетный мир», опубликованная в 1934 г., нашла отклик в сердцах тысяч читателей.
А пока в 1919 г. из-под пера писателя вышла первая комедия — «Мистер Тим проходит мимо». А еще через год был опубликован детектив «Тайна красного дома», ставший впоследствии классическим. Также он пишет пьесы «Правда про Блейдов», «Дорога на Дувр», которые с одобрением были приняты критиками. В 1939 г. детективный роман вместе с 25 пьесами, рассказами и автобиографией Алена Милна были опубликованы известным лондонским издателем Меффином. Пьесы Милна еще при жизни автора собирали полные залы, вызывая неподдельный интерес публики и прессы. В наши дни спектакли по мотивам его произведений идут в постановке преимущественно любительских театров, но каждый новый спектакль по- прежнему проходит с аншлагом.
Ален Милн писал для взрослых, но многие его произведения стали классикой детской литературы. В 1924 г. был издан его поэтической сборник «Когда мы были очень юны». А через три года — «Теперь нам уже шесть». В этих книгах знаменитый писатель впервые создал образ смышленого мальчишки-фантазера, прототипом которого стал его сын— Кристофер Робин.
Два года спустя, в 1926, появилась первая версия Медвежонка с опилками в голове (по-английски - Медведь-с-очень-маленькими-мозгами) «Винни-Пух». Вторая часть рассказов «Теперь нас стало шестеро» появилась в 1927 году и, наконец, финальная часть книги «Дом на пуховой опушке» была издана в 1928 году. Милну казалось, что он написал нечто вроде хорошо продаваемой детективной истории, ведь его книга сразу заработала две с половиной тысячи фунтов. Даже после головокружительного успеха Винни-Пуха Милн пребывал в сомнениях, касательно своего литературного дарования. Он писал: «Все, что я хотел - это убежать от этой славы, как раньше я хотел убежать из Панча, как я всегда хотел убежать… Однако…»
Идею написания этой книги Милну подсказали его жена и маленький Кристофер. История создания сказки полна загадок и противоречий, но самое главное в том, что она стала одной из самых популярных детских книг.
Первая часть сказки о Винни-Пухе, в которой мы знакомимся с Медвежонком и пчелами, была впервые напечатана в лондонской вечерней газете 24 декабря 1925 года. А радиослушатели узнали о Медвежонке, живущем в волшебном лесу, в исполнении диктора Би-би-си Дональда Колфропа в первый день рождественских праздников 1926 года.
Многим может показаться удивительным, но Милну представлялось, что он написал нечто вроде хорошо продаваемой детективной истории. Книга сразу же принесла автору 2,5 тыс. фунтов стерлингов дохода. Несмотря на головокружительный успех сказок про Винни-Пуха, писатель сомневался в своем литературном даровании. Он утверждал: «Все, что я хотел, — убежать от этой славы, как раньше я хотел убежать из "Панча", как я всегда хотел убежать... Однако...»
В действительности знаменитой писатель, по его собственному признанию, был убежден, что никогда не писал книг для детей, «ни детской прозы, ни детских стихов». Он обращался ко взрослой читательской аудитории, предлагая им вспомнить свое детство. Ален Милн писал сказки для ребенка, который живет в каждом взрослом. Вот почему он никогда не читал сказок о Медвежонке своему сыну Кристоферу. Писатель воспитывал мальчика на произведениях своего любимого писателя — Вудхауза. Впоследствии Вудхауз высоко оценил творчество Милна, назвав его своим «любимым детским писателем».
Впервые сказки о Винни-Пухе Кристофер Робин услышал спустя 60 лет со времени их первого издания. Он услышал запись своего друга Питера, который читал текст с детской пластинки. После этого Кристофер Милн написал своему другу: «Мой отец ничего не понимал в специфике рынка книг, ничего не знал о специфике продаж, он никогда не писал книг для детей. Он знал обо мне, он знал о себе и о Гаррик-клубе, он просто не обращал внимания на все остальное, кроме, пожалуй, самой жизни...»
Как ни странно, но сейчас многие литературоведы и исследователи пытаются доказать во всевозможных, порой абсурдных теориях, что Ален Милн действительно никогда не писал книг для детей. И более того, что он писал только о себе и своей семье.
Милн всегда признавал и неоднократно с благодарностью подчеркивал определяющую роль своей жены, Дороти, и своего сына, Кристофера, в написании и самом факте появления «Винни-Пуха». История создания этой книги действительно полна загадок и противоречий, но факт остается фактом - книжки о медвежонке Пухе были переведены на 25 языков и заняли свое место в сердцах и на полках миллионов читателей.
Первая глава Пуха «в которой мы впервые встречаемся с Винни Пухом и пчелами» была впервые напечатана в лондонской вечерней газете 24 декабря 1925 года и передана по радио БиБиСи в день рождества Дональдом Калфропом. «Винни-Пух» был впервые опубликован Меффином в октябре 1926, и вот уже на протяжении многих лет Милновские книжки - это признанная классика детских книжных полок и диснеевских мультфильмов.
В 1963 г. в Нью-Йорке вышла книга Фредерика Круза «Пуховая путаница». В то время теория автора казалась просто шуткой. Круз очень остроумно рассказывал о том, как на симпатичного Медвежонка с опилками в голове можно навесить какой угодно ярлык. Винни-Пуха рассматривали с позиции формализма, даосизма и даже марксизма. Спустя десять лет появилась вторая, еще более абсурдная теория. Бенджамин Гофф проанализировал волшебную сказку Милна, пытаясь отыскать в ней параллели с даосизмом. В 90-х гг. XX в. в России была издана книга «Винни-Пух и философия обыденного языка». В. Руднев в соавторстве с Т. Михайловой заново перевели на русский язык сказки о Винни-Пухе. Авторы анализировали Медвежонка и его друзей, используя теорию Зигмунда Фрейда.
Каждый из нас помнит приключения персонажей сказки о Винни-Пухе в переводе Бориса Заходера, впервые изданные на русском языке в 1960 г. Тот блистательный перевод сделан автором с изощренной точностью и гениальной изобретательностью. Именно Заходер придумал опилки в голове у Винни, ужасного Слонопотама, Бяку и Буку, Крошку Ру и других персонажей. Более близкий к оригиналу и не такой детский вариант Руднева и Михайловой, несмотря на старания авторов, не прижился. Точно так же, как и несколько лет назад, наш слух режут диковинные и не очень благозвучные имена милновских героев: Иё вместо Иа, Сычь вместо Мудрой Совы, Канта вместо Кенга, и уж совсем непонятно звучит новое имя Пятачка — Хрюк.
Что же касается четвертой теории, то ее выдвинули канадские психиатры. Внимательно изучив особенности поведения каждого из героев сказки, они поставили всем обитателям волшебного леса диагнозы и назначили лечение. Ослику Иа, страдающему депрессией, — антидепрессанты; Пятачку — паротексин; у Кристофера Робина была обнаружена предрасположенность к аутизму, а Винни-Пух, по их мнению, страдает синдромом Туретта.
Ален Милн даже не догадывался, что вокруг его книги будут бушевать и нешуточные судебные страсти, и наверное, очень удивился бы, узнав, что его внучка Клер Милн так и не получила авторские права на произведения о Винни-Пухе после десятилетнего судебного разбирательства. Битва за Медвежонка с опилками в голове стала одним из самых сложных и противоречивых судебных процессов в истории американской юриспруденции.
А началось все еще в 1930 г., когда Стефан Шлезингер приобрел права на использование образа Винни-Пуха самого Милна. Для того чтобы начать на рынок продвижение товара, связанного с именем Винни, Шлезингеры привлекли компанию «Walt Disпеу». Через несколько лет эта коммерческая сделка превратилась в многомиллионный бизнес. В 1991 г. Шлезингеры подали в суд на «Walt Disпеу Сотрапу», заявив, что компания не передавала им необходимой доли денежных поступлений за использование образа Винни-Пуха.
Ирония судьбы заключается в том, что Милн был убежден, что он не пишет ни детской прозы, ни детских стихов. Он обращался к ребенку внутри каждого из нас. Он никогда не читал своих рассказов о пухе своему сыну, Кристоферу Робину, предпочитая воспитывать Кристофера на произведениях своего любимого писателя Вудхауза. Вудхауз впоследствии вернул Милну этот комплимент, сказав, что «Милн - его любимый детский писатель».
В свою очередь руководство компании «Walt Disnеу» не только опровергло все выдвинутые против нее обвинения, но и предъявило встречный иск, заявив о том, что закон нарушили сами Шлезингеры, которые обманным путем захватили конфиденциальные документы их компании. Ответ не заставил себя ждать. И компания «Walt Disпеу» была обвинена в манипуляциях с госпожой Милн.
Сама внучка Милна пообещала сохранить право на распространение продукции под маркой «Винни-Пух», если ей удастся получить авторские права на образ Медвежонка. Окончательное судебное разбирательство намечено на январь 2005 г.
Россия тоже не стала исключением. Вдова Бориса Заходера отстаивает право использовать имена знаменитых сказочных героев, придуманных ее мужем.
Книги о Винни-Пухе завоевали популярность во всем мире, они переведены на 25 языков. Всемирные продажи сказок о Медвежонке и его друзьях с 1924 по 1956 г. перевалили за 70 млн экземпляров. С 1968 г. книги Милна издавались ежегодно 500-тысячными тиражами, причем 30 % из них расходилось в Австралии, Южной Африке, Новой Зеландии. К 1996 г. было продано 20 млн копий знаменитой сказки только одним издательством «Муффин». В этом же году опрос, проведенный английским радио, показал, что книга о Винни-Пухе занимает 17 место в списке наиболее ярких и значимых произведений XX века.
Также в 1996 г. на аукционе дома Бонхама неизвестному покупателю была продана любимая игрушка Милна — плюшевый медвежонок — за 7,4 тыс. долларов.
Ален Милн очень удивился бы, узнав о внимании, которое уделяется его сказкам, и о дальнейшей судьбе придуманных им героев.
В 1952 году Милн тяжело заболел… Ему пришлось перенести тяжелейшую операцию на головном мозге. Операция прошла успешно, и после нее Милн вернулся в свой дом в Суссексе, где провел остаток своей жизни за чтением. После долгой болезни он скончался в 1956 году, 31 января.
Вскоре после выхода «Винни-Пуха» А.А. Милн писал в «Нэйшн»: «Думаю, что каждый из нас втайне мечтает о бессмертии. В том смысле, что его имя переживет тело и будет жить в этом мире, несмотря на то, что сам человек перешел в мир иной». Когда Милн умер, ни у кого не было сомнений, что он открыл для себя секрет бессмертия. И это не 15 минут славы, это настоящее бессмертие, которое, вопреки его собственным ожиданиям, ему принесли не пьесы и новеллы, а маленький медвежонок с опилками в голове.
Всемирные продажи книг о медвежонке Пухе, переведенных на 25 языков, с 1924 по 1956 гг. превысили 7 миллионов, а к 1996 г. было продано около 20 миллионов копий, причем только издательством Муффин (в эту цифру не входят издательства в США, Канаде и не англо-говорящих странах). Опрос, проведенный в 1996 г. английским радио, показал, что книга о Винни-Пухе заняла 17 место в списке наиболее ярких и значительных произведений, опубликованных в двадцатом веке. В том же году любимый плюшевый медвежонок Милна был продан в Лондоне на аукционе дома Бонхама неизвестному покупателю за 4600 фунтов стерлингов. Предвосхищая будущее, Ален Милн вскоре после выхода в свет первой книги о Винни-Пухе написал в «Нейшнл»: «Думаю, что каждый из нас мечтает о бессмертии... В том смысле, что его имя переживет тело и будет жить в ^том мире, несмотря на то что сам человек перешел в мир иной». Его имя хорошо знают и помнят во всех уголках земного шара. Еще многие поколения будут засыпать под сказку о приключениях плюшевого медвежонка с опилками в голове и его друзей.
Ален Александер Милн родился 18 января 1882 г. в Лондоне в семье учителя. Первым наставником маленького Алена был Герберт Дж. Уэллс. Мальчик обожал его и на- зывал «великим писателем и большим другом». Ален Милн был очень веселым и смышленым малым. Вначале он учился в Вестминтерской школе, а затем в Тринити колледже. После окончания колледжа он поступил в Кембриджский чиверситет на математический факультет.
Еще будучи студентом, Ален работал в редакции студенческого журнала «Грант». В это же время он сделал первые, пока еще робкие шаги на писательском поприще Спустя некоторое время молодой человек был принят редакцию юмористического журнала «Панч», где работал в качестве помощника редактора. В этом журнале были публикованы его первые литературные опыты. Читатели ыли совершенно очарованы небольшими юмористическими рассказами Милна, публиковавшимися еженедельно. Тогда же он получил свой первый гонорар — грант от журнала.
По окончании университета Ален Милн полностью посвятил себя литературному творчеству. В течение девяти лет, вплоть до начала Первой мировой войны, он плодотворно работал в журнале «Панч».
Еще в 1913 г. Ален женился на Дороти Дафне де Селенкур, которую друзья называли Дафной или просто Даф. Эта женщина не отличалась особой красотой и покладистым характером, да и, если сказать откровенно, брак этот был далек от романтической идиллии. Больше всего на свете Дороти любила сад, расположенный вокруг их дома, и могла часами работать в нем. Несмотря на свои пацифистские взгляды, Милн был призван в ряды Королевской армии. Он служил во Франции в составе полка королевских фузилеров — пехотинцев. Во время службы в армии в годы Первой мировой войны он написал несколько первых своих пьес, а после серьезного ранения в 1919 г. был демобилизован и вернулся к своей семье в Англию.
Война произвела на молодого писателя сильное впечатление. Она стала причиной, по которой Милн, особо не интересовавшийся политикой, задумался над происходящим в мире. Его знаменитая антивоенная книга «Почетный мир», опубликованная в 1934 г., нашла отклик в сердцах тысяч читателей.
А пока в 1919 г. из-под пера писателя вышла первая комедия — «Мистер Тим проходит мимо». А еще через год был опубликован детектив «Тайна красного дома», ставший впоследствии классическим. Также он пишет пьесы «Правда про Блейдов», «Дорога на Дувр», которые с одобрением были приняты критиками. В 1939 г. детективный роман вместе с 25 пьесами, рассказами и автобиографией Алена Милна были опубликованы известным лондонским издателем Меффином. Пьесы Милна еще при жизни автора собирали полные залы, вызывая неподдельный интерес публики и прессы. В наши дни спектакли по мотивам его произведений идут в постановке преимущественно любительских театров, но каждый новый спектакль по- прежнему проходит с аншлагом.
Ален Милн писал для взрослых, но многие его произведения стали классикой детской литературы. В 1924 г. был издан его поэтической сборник «Когда мы были очень юны». А через три года — «Теперь нам уже шесть». В этих книгах знаменитый писатель впервые создал образ смышленого мальчишки-фантазера, прототипом которого стал его сын— Кристофер Робин.
Два года спустя, в 1926, появилась первая версия Медвежонка с опилками в голове (по-английски - Медведь-с-очень-маленькими-мозгами) «Винни-Пух». Вторая часть рассказов «Теперь нас стало шестеро» появилась в 1927 году и, наконец, финальная часть книги «Дом на пуховой опушке» была издана в 1928 году. Милну казалось, что он написал нечто вроде хорошо продаваемой детективной истории, ведь его книга сразу заработала две с половиной тысячи фунтов. Даже после головокружительного успеха Винни-Пуха Милн пребывал в сомнениях, касательно своего литературного дарования. Он писал: «Все, что я хотел - это убежать от этой славы, как раньше я хотел убежать из Панча, как я всегда хотел убежать… Однако…»
Идею написания этой книги Милну подсказали его жена и маленький Кристофер. История создания сказки полна загадок и противоречий, но самое главное в том, что она стала одной из самых популярных детских книг.
Первая часть сказки о Винни-Пухе, в которой мы знакомимся с Медвежонком и пчелами, была впервые напечатана в лондонской вечерней газете 24 декабря 1925 года. А радиослушатели узнали о Медвежонке, живущем в волшебном лесу, в исполнении диктора Би-би-си Дональда Колфропа в первый день рождественских праздников 1926 года.
Многим может показаться удивительным, но Милну представлялось, что он написал нечто вроде хорошо продаваемой детективной истории. Книга сразу же принесла автору 2,5 тыс. фунтов стерлингов дохода. Несмотря на головокружительный успех сказок про Винни-Пуха, писатель сомневался в своем литературном даровании. Он утверждал: «Все, что я хотел, — убежать от этой славы, как раньше я хотел убежать из "Панча", как я всегда хотел убежать... Однако...»
В действительности знаменитой писатель, по его собственному признанию, был убежден, что никогда не писал книг для детей, «ни детской прозы, ни детских стихов». Он обращался ко взрослой читательской аудитории, предлагая им вспомнить свое детство. Ален Милн писал сказки для ребенка, который живет в каждом взрослом. Вот почему он никогда не читал сказок о Медвежонке своему сыну Кристоферу. Писатель воспитывал мальчика на произведениях своего любимого писателя — Вудхауза. Впоследствии Вудхауз высоко оценил творчество Милна, назвав его своим «любимым детским писателем».
Впервые сказки о Винни-Пухе Кристофер Робин услышал спустя 60 лет со времени их первого издания. Он услышал запись своего друга Питера, который читал текст с детской пластинки. После этого Кристофер Милн написал своему другу: «Мой отец ничего не понимал в специфике рынка книг, ничего не знал о специфике продаж, он никогда не писал книг для детей. Он знал обо мне, он знал о себе и о Гаррик-клубе, он просто не обращал внимания на все остальное, кроме, пожалуй, самой жизни...»
Как ни странно, но сейчас многие литературоведы и исследователи пытаются доказать во всевозможных, порой абсурдных теориях, что Ален Милн действительно никогда не писал книг для детей. И более того, что он писал только о себе и своей семье.
Милн всегда признавал и неоднократно с благодарностью подчеркивал определяющую роль своей жены, Дороти, и своего сына, Кристофера, в написании и самом факте появления «Винни-Пуха». История создания этой книги действительно полна загадок и противоречий, но факт остается фактом - книжки о медвежонке Пухе были переведены на 25 языков и заняли свое место в сердцах и на полках миллионов читателей.
Первая глава Пуха «в которой мы впервые встречаемся с Винни Пухом и пчелами» была впервые напечатана в лондонской вечерней газете 24 декабря 1925 года и передана по радио БиБиСи в день рождества Дональдом Калфропом. «Винни-Пух» был впервые опубликован Меффином в октябре 1926, и вот уже на протяжении многих лет Милновские книжки - это признанная классика детских книжных полок и диснеевских мультфильмов.
В 1963 г. в Нью-Йорке вышла книга Фредерика Круза «Пуховая путаница». В то время теория автора казалась просто шуткой. Круз очень остроумно рассказывал о том, как на симпатичного Медвежонка с опилками в голове можно навесить какой угодно ярлык. Винни-Пуха рассматривали с позиции формализма, даосизма и даже марксизма. Спустя десять лет появилась вторая, еще более абсурдная теория. Бенджамин Гофф проанализировал волшебную сказку Милна, пытаясь отыскать в ней параллели с даосизмом. В 90-х гг. XX в. в России была издана книга «Винни-Пух и философия обыденного языка». В. Руднев в соавторстве с Т. Михайловой заново перевели на русский язык сказки о Винни-Пухе. Авторы анализировали Медвежонка и его друзей, используя теорию Зигмунда Фрейда.
Каждый из нас помнит приключения персонажей сказки о Винни-Пухе в переводе Бориса Заходера, впервые изданные на русском языке в 1960 г. Тот блистательный перевод сделан автором с изощренной точностью и гениальной изобретательностью. Именно Заходер придумал опилки в голове у Винни, ужасного Слонопотама, Бяку и Буку, Крошку Ру и других персонажей. Более близкий к оригиналу и не такой детский вариант Руднева и Михайловой, несмотря на старания авторов, не прижился. Точно так же, как и несколько лет назад, наш слух режут диковинные и не очень благозвучные имена милновских героев: Иё вместо Иа, Сычь вместо Мудрой Совы, Канта вместо Кенга, и уж совсем непонятно звучит новое имя Пятачка — Хрюк.
Что же касается четвертой теории, то ее выдвинули канадские психиатры. Внимательно изучив особенности поведения каждого из героев сказки, они поставили всем обитателям волшебного леса диагнозы и назначили лечение. Ослику Иа, страдающему депрессией, — антидепрессанты; Пятачку — паротексин; у Кристофера Робина была обнаружена предрасположенность к аутизму, а Винни-Пух, по их мнению, страдает синдромом Туретта.
Ален Милн даже не догадывался, что вокруг его книги будут бушевать и нешуточные судебные страсти, и наверное, очень удивился бы, узнав, что его внучка Клер Милн так и не получила авторские права на произведения о Винни-Пухе после десятилетнего судебного разбирательства. Битва за Медвежонка с опилками в голове стала одним из самых сложных и противоречивых судебных процессов в истории американской юриспруденции.
А началось все еще в 1930 г., когда Стефан Шлезингер приобрел права на использование образа Винни-Пуха самого Милна. Для того чтобы начать на рынок продвижение товара, связанного с именем Винни, Шлезингеры привлекли компанию «Walt Disпеу». Через несколько лет эта коммерческая сделка превратилась в многомиллионный бизнес. В 1991 г. Шлезингеры подали в суд на «Walt Disпеу Сотрапу», заявив, что компания не передавала им необходимой доли денежных поступлений за использование образа Винни-Пуха.
Ирония судьбы заключается в том, что Милн был убежден, что он не пишет ни детской прозы, ни детских стихов. Он обращался к ребенку внутри каждого из нас. Он никогда не читал своих рассказов о пухе своему сыну, Кристоферу Робину, предпочитая воспитывать Кристофера на произведениях своего любимого писателя Вудхауза. Вудхауз впоследствии вернул Милну этот комплимент, сказав, что «Милн - его любимый детский писатель».
В свою очередь руководство компании «Walt Disnеу» не только опровергло все выдвинутые против нее обвинения, но и предъявило встречный иск, заявив о том, что закон нарушили сами Шлезингеры, которые обманным путем захватили конфиденциальные документы их компании. Ответ не заставил себя ждать. И компания «Walt Disпеу» была обвинена в манипуляциях с госпожой Милн.
Сама внучка Милна пообещала сохранить право на распространение продукции под маркой «Винни-Пух», если ей удастся получить авторские права на образ Медвежонка. Окончательное судебное разбирательство намечено на январь 2005 г.
Россия тоже не стала исключением. Вдова Бориса Заходера отстаивает право использовать имена знаменитых сказочных героев, придуманных ее мужем.
Книги о Винни-Пухе завоевали популярность во всем мире, они переведены на 25 языков. Всемирные продажи сказок о Медвежонке и его друзьях с 1924 по 1956 г. перевалили за 70 млн экземпляров. С 1968 г. книги Милна издавались ежегодно 500-тысячными тиражами, причем 30 % из них расходилось в Австралии, Южной Африке, Новой Зеландии. К 1996 г. было продано 20 млн копий знаменитой сказки только одним издательством «Муффин». В этом же году опрос, проведенный английским радио, показал, что книга о Винни-Пухе занимает 17 место в списке наиболее ярких и значимых произведений XX века.
Также в 1996 г. на аукционе дома Бонхама неизвестному покупателю была продана любимая игрушка Милна — плюшевый медвежонок — за 7,4 тыс. долларов.
Ален Милн очень удивился бы, узнав о внимании, которое уделяется его сказкам, и о дальнейшей судьбе придуманных им героев.
В 1952 году Милн тяжело заболел… Ему пришлось перенести тяжелейшую операцию на головном мозге. Операция прошла успешно, и после нее Милн вернулся в свой дом в Суссексе, где провел остаток своей жизни за чтением. После долгой болезни он скончался в 1956 году, 31 января.
Вскоре после выхода «Винни-Пуха» А.А. Милн писал в «Нэйшн»: «Думаю, что каждый из нас втайне мечтает о бессмертии. В том смысле, что его имя переживет тело и будет жить в этом мире, несмотря на то, что сам человек перешел в мир иной». Когда Милн умер, ни у кого не было сомнений, что он открыл для себя секрет бессмертия. И это не 15 минут славы, это настоящее бессмертие, которое, вопреки его собственным ожиданиям, ему принесли не пьесы и новеллы, а маленький медвежонок с опилками в голове.
Всемирные продажи книг о медвежонке Пухе, переведенных на 25 языков, с 1924 по 1956 гг. превысили 7 миллионов, а к 1996 г. было продано около 20 миллионов копий, причем только издательством Муффин (в эту цифру не входят издательства в США, Канаде и не англо-говорящих странах). Опрос, проведенный в 1996 г. английским радио, показал, что книга о Винни-Пухе заняла 17 место в списке наиболее ярких и значительных произведений, опубликованных в двадцатом веке. В том же году любимый плюшевый медвежонок Милна был продан в Лондоне на аукционе дома Бонхама неизвестному покупателю за 4600 фунтов стерлингов. Предвосхищая будущее, Ален Милн вскоре после выхода в свет первой книги о Винни-Пухе написал в «Нейшнл»: «Думаю, что каждый из нас мечтает о бессмертии... В том смысле, что его имя переживет тело и будет жить в ^том мире, несмотря на то что сам человек перешел в мир иной». Его имя хорошо знают и помнят во всех уголках земного шара. Еще многие поколения будут засыпать под сказку о приключениях плюшевого медвежонка с опилками в голове и его друзей.
Похоже, Ален Милн смог отгадать секрет бессмертия, который ему открыл в одной из своих песен-ворчалок Винни-Пух...
[media=http://www.youtube.com/watch?v=E
ziX3Rn27gQ&feature=player_embedded]
ziX3Rn27gQ&feature=player_embedded]
Комментарии1