Самая спорная Олимпия в истории
Результаты крупнейших соревнований в мире бодибилдинга погрязли в спорах с начала 1980 года. Десятилетие, которое включало в себя 6 лет непрерывного царствования на троне Мистер Олимпия Арнольда Шварценеггера (1970-1975) и последовавшую за этим в 1976 году победу лучшего друга «Австрийского Дуба» Франко Коломбо, было завершено Фрэнком Зейном, который отодвинул в сторону массивных монстров и убедительно выиграл высший титул в культуризме 3 впечатляющих года подряд (1977-1979).
70-ые были также замечательны тем, что принесли бодибилдингу уважение. После десятилетий, в течении которых он оставался непонятым и странным в глазах общества, бодибилдинг как спорт теперь протиснулся в мейнстрим вместе с телетрансляциями соревнований Мистер Олимпия и Мистер Вселенная в программе АВС «Широкий мир спорта», выходом книги, а затем и фильма «Качая железо», обширным медийным блиц-промоушеном Арнольдом книги «Воспитание бодибилдера» и фильма «Качая железо», ну и, конечно, себя самого.
Давайте вспомним подробнее про эти события …
В 1980 соревнования Мистер Олимпия переехали из комфортабельного и ставшего уже родным Коламбуса, штат Огайо, где они проходили последние четыре года, продвигаемые Джимом Лоримером и Арнольдом Шварценеггером, за границу. Первые Мистер Олимпия нового десятилетия должны были пройти в непривычных условиях Сиднея, Австралия. Большой загадкой было, кто же в этом году увезет домой статуэтку Сандова.
Естественно, царствующий чемпион должен был быть фаворитом. В качестве 3-х кратного Мистера Олимпия Фрэнк Зейн демонстрировал тело, которое было сравнимо с произведением искусства. С несравненной симметрией и формой, скомбинированными с доселе неслыханным уровнем дефиниции и мускулистости, Зейн уверенно улучшался каждый год, когда он выигрывал титул Мистер Олимпия, понемногу добавляя фунты мышц в нужных местах и одновременно улучшая свою выдающуюся форму. В этот период Фрэнк Зейн вывел рельеф мышц на совершенно новый уровень.
Крис Дикерсон был готов расстроить действующего короля культуризма. Заняв шестое место на своей первой Олимпии в прошлом году, Дикерсон доминировал почти на всех соревнованиях, где он появлялся в 1980. Он начал с победы на Кубке Канады 1979 буквально через несколько недель после Олимпии того года. Дикерсон продолжал побеждать почти на каждом Гран При, следовавшим за крупнейшими соревнованиями того года. С его выдающейся формой, способностями к позированию и выдающейся дефиницией, Крис Дикерсон отправлялся в Сидней полный намерений вернуться домой в качестве нового Мистер Олимпия.
Обладателем второго места на Олимпии 1979 был мега-популярный Майк Ментцер. Он был одним из наиболее знаменитых и популярных культуристов семидесятых со своей новаторской философией высокоинтенсивного тренинга, которая предполагала радикальное уменьшение объема нагрузки. Привлекательный, массивный бодибилдер был очень близок к Фрэнку Зейну на своей первой Олимпии, и даже лидировал после предварительного судейства, но потерял титул в последние секунды вольного позирования. После года брутального, высокоинтенсивного тренинга, Ментцер, по слухам, прибавил к Олимпии 1980 целых 10 фунтов.
Самым большим сюрпризом для судей на Мистер Олимпии 1980 был кто-то, чье появление на сцене никто не предвидел. Арнольд Шварценеггер планировал расстроить планы каждого на тех соревнованиях, появившись в последнюю минуту, чтобы показать этой новой команде профессиональных культуристов, что именно он все еще является Королем Бодибилдинга. После пяти лет отсутствия на сцене Арнольд серьезно тренировался только 8 недель. Это было резким контрастом с прошлыми соревнованиями, одному дню выступления на которых он посвящал 12 месяцев своей жизни.
Эти 5 лет вне сцены Арнольд жил жизнью знаменитости. Частый гость на ток-шоу, транслировавшихся поздним вечером, он был теперь актером и звездой фитнеса, а не соревнующимся культуристом. Автор трех книг-бестселлеров, Арнольд также появился в пяти кинофильмах и одном телефильме. Кроме этого, он был еще и очень проницательным инвестором в недвижимость, и, в качестве промоутера соревнований Мистер Олимпия, увеличил их призовой фонд с жалких 1000$, которые он получал выигрывая в свое время, до 30 000$ всего за 4 года. Под руководством Лоримера-Шварценеггера билеты на Мистер Олимпия в Коламбусе раскупались толпами каждый год и вызвали энтузиазм у программы АВС «Широкий мир спорта».
Когда Арнольд объявил о своем участии на Олимпии 1980, появившись на собрании конкурсантов, большинство других культуристов восприняли это как шутку. Как он может заявиться на соревнования в последнюю минуту? Его не слишком массивная фигура, подчеркнутая темным, облегающим свитером и полинявшими голубыми джинсами, не производила впечатление культуриста, который доминировал на этих соревнованиях во время его нахождения на троне Короля Бодибилдинга.
Когда Бен Вейдер, президент ИФББ, начал проведение собрания, сюрприз появления Арнольда возымел то воздействие, на которое он рассчитывал. Оно потрясло и ввергло в растерянность каждого. Сторонник психологических схваток, Арнольд часто использовал каждое преимущество, которым он мог воспользоваться в своей карьере, чтобы запугать и вывести из себя своих соперников.
Собрание участников было сфокусировано на обсуждении отмены весовых категорий до и свыше 200 фунтов. Всем культуристам, участвующим на Олимпии 1980, казалось, что нужно прекратить деление по весам, чтобы устранить путаницу, связанную с существованием двух победителей, каждого в своей категории. Всем, кроме одного. Арнольду хотелось, чтобы Мистер Олимпия продолжали оценивать по двум категориям. Очевидно, он чувствовал, что основная угроза для него исходит от атлетов с небольшим весом (Дикерсон, Зейн, Бойер Коу). Его шансы были бы куда лучше, если бы ему пришлось сражаться только с одним из них в финальном позировании, вместо того, чтобы выступать против всех сразу.
Когда Бойер Коу объяснял свою точку зрения, почему соревнования Мистер Олимпия должны оцениваться в единой категории для всех участников, Арнольд грубо прервал его. Прежде, чем Боер ответил, Майк Ментцер напомнил Арнольду, что сейчас право слова у Бойера, и все должны выслушать его, прежде, чем высказывать свои позиции по вопросу. Арнольд отпарировал, сказав, что Ментцеру надо думать о своих делах, и добавил: «Все знают, что ты проиграл соревнования в прошлом году Зейну из-за своего вываливающегося живота». Речь шла о том, что в вольном позировании на Олимпии 1979 Ментцер проиграл, потому что расслабил живот и не оставался таким же подтянутым, как действующий чемпион, во время финальных моментов соревнования.
Взбешенный, Ментцер ринулся к Арнольду. Не было секретом, что восходящая звезда и бывший Король Бодибилдинга недолюбливали друг друга. Арнольд был оскорблен тем, что Ментцер регулярно критиковал методику тренировок, которую использовал Шварценеггер (и все остальные топовые культуристы его времени). Философия ВИТ предполагала очень интенсивные, но короткие тренировки, резко контрастируя с методикой, которую использовали Шварценеггер и его тренировочные партнеры перед соревнованиями, занимаясь 6 дней в неделю с использованием двойного сплита. Когда Арнольд решил расстроить всех, неожиданно появившись и выиграв Олимпию, он повесил в спортзале таблички с надписью «Ментцер приближается», чтобы мотивировать себя готовиться упорней.
Словесно атаковав Метцера на глазах всех других участников и судей, Арнольд объявил войну еще до начала соревнований. В итоге Ментцер потерял самообладание и едва не ударил «Австрийского Дуба». Как конкурсант, который пошел на экстраординарные меры, чтобы выиграть (известно было, что Ментцер снизил калорийность питания до 500 кКал в день и принимал амфетамины для достижения пиковой формы), Майк чувствовал на своих массивных плечах огромное давление, когда начались соревнования. Заняв второе место в прошлом году, в этом году Ментцер ДОЛЖЕН был выиграть. Это был вопрос жизни и смерти.
Бен Вейдер вмешался и разрядил обстановку, не дав ей стать хуже. В конце встречи Арнольд внезапно изменил свою позицию и согласился с остальными участниками по спорному вопросу. Это было самое волнительное собрание участников в истории Мистер Олимпия. Теперь было время для начала собственно соревнований!
Когда Арнольд Шварценеггер тяжело тренировался в World Gym летом 1980, многие интересовались, не задумал ли бывший король бодибилдинга возвращение на конкурс Мистер Олимпия в этом году. Впервые после ухода Арнольда из соревновательного культуризма, он и его партнер, Джим Лоример из Колмабуса, штат Огайо, не собирались заниматься организацией этого конкурса. Хотя Шварценеггер и Лоример проделали выдающуюся работу, проводя соревнования номер 1 по бодибилдингу в мире с 1976 по 1979 годы, подняв как призовые суммы, так и престиж конкурса, другие промоутеры пожаловались ИФББ, что они тоже хотят получить шанс сделать это. В 1980 Олимпия проводилась в Сиднее хорошим другом Арнольда Полом Грехемом. Он заплатил значительную сумму братьям Вейдерам за право провести это престижное событие в Австралии.
Царствующий Мистер Олимпия Фрэнк Зейн, который выигрывал на конкурсе последние 3 года, когда его проведением занимались Арнольд и Лоример в Колмабусе, штат Огайо, сомневался в возможности защитить свой титул. После очень продуктивных тренировок в межсезонье Зейн выглядел действительно хорошо, но, начав непосредственную подготовку к соревнованиям, получил очень серьезную травму. Когда он загорал рядом с бассейном, стул, на котором он сидел, сломался. Зейн ударился пахом об ребро бассейна, что вызвало значительное внутреннее кровотечение. После выписки из больницы Фрэнк сильно потерял в объеме мышц и не знал, стоит ли ему выступать. На трех предыдущих, победных для него Олимпиях Зейн значительно улучшался год от года, и судьи награждали его, принимая во внимание этот прогресс.
Зейн решил проконсультироваться с Арнольдом, которому он доверял, надеясь на искреннюю и объективную оценку своей формы. В предыдущие 3 года Зейн всегда позировал для Арнольда перед соревнованиями. Этот год не отличался от остальных, но Фрэнку нужно было откровенное мнение Арнольда: должен ли он рискнуть, участвуя в конкурсе. Посмотрев позирование Зейна, Арнольд сказал ему лететь в Сидней и защищать титул. Даже не в лучшей своей форме, он был все еще достаточно хорош, чтобы победить. «Как насчет тебя Арнольд? Ты выступишь на шоу? Выглядишь ты в последнее время довольно хорошо, и ходят слухи, что ты будешь соревноваться на Мистер Олимпия в этом году», — спросил Зейн шестикратного Мистера Олимпия. «Нет», — сказал Арнольд, «я всего лишь готовлюсь к фильму («Конан-Варвар»). У полечу туда в роли комментатора CBS Sports, но участвовать в соревнованиях не буду».
В зале World Gym, в Санта Монике, штат Калифорния, Арнольд крайне упорно тренировался дважды в день. Он чередовал партнеров по тренировкам, иногда занимаясь со своим другом Франко Коломбо и Мистером Вселенная в тяжелом весе 1979 года Юсупом Вилкошем, а в другое время с двумя здоровенными молодыми бодибилдерами. В основном Арнольд тренировался с очень легкими весами, а во время тренинга часто пил большими глотками диетическую Пепси из 2-х литровой бутылки и ел виноград без косточек. Когда его старого друга, бывшего Мистера Мир ИФББ Эдди Джулиани, спросили, действительно ли Арнольд выглядит сейчас лучше, чем когда-либо, Эдди потряс головой: «Нет, он выглядит примерно на 70% от своей лучшей формы. Он качается для роли в кино».
Во время длительного перелета в Сидней Арнольд был загорелым, подтянутым и мускулистым, расслабляясь со своей подружкой Марией Шрайвер и болтая с Джо Вейдером. В этот момент никто не знал, что планирует Арнольд.
Фаворит соревнований — Майк Ментцер, во время подготовки к Мистер Олимпия 1980 провел себя через ад. Один из самых популярных бодибилдеров, Ментцер получил максимально возможные 300 очков, когда выиграл титул Мистер Вселенная ИФББ 2 года назад. Он победил в своем самом первом профессиональном шоу в начале 1979, обойдя многолетнего фаворита, Робби Робинсона. На своей первой Олимпии Ментцер победил в категории свыше 90кг, и выходил к финальному позированию с количеством баллов большим, чем у Фрэнка Зейна. К сожалению, опыт и самообладание Зейна позволили ему обойти Ментцера в финальных моментах вольного позирования так, что титул Мистер Олимпия достался Фрэнку.
Это был его год. Ментцер верил в это всем сердцем и душой. По сообщениям, он был на 4,5 кг тяжелее, чем в прошлом году, а в течении нескольких недель перед соревнованиями проводил длительные кардио занятия на велосипеде, в то же время соблюдая низкокалорийную диету с малым количеством углеводов. В гостиничном номере в Сиднее Ментцер задал жару в буквальном смысле выражения, превратив его в самодельную сауну, чтобы, пропотев, выгнать из под кожи оставшуюся там воду.
Когда Арнольд прибыл в Сидней, его друг Франко Коломбо посмотрел на его позирование в комнате отеля и поинтересовался: «Какого черта происходит?». У Арнольда была задержка воды в организме, и он выглядел хуже, чем при позировании в World Gym. Франко спросил его, принимал ли он какие-либо лекарства. «Лишь обычные стероиды», — ответил Арнольд. Но когда он признал, что еще сделал укол кортизона из-за травмы плеча, полученной во время интенсивных тренировок перед соревнованиями, Франко просто сорвало крышу! «Ты, идиот, как ты собираешься теперь выгнать воду?»
В ночь перед шоу по местному телеканалу показывали поединок по боксу между Мухаммедом Али и Ларри Холмсом. Али, бесспорный король бокса, был растерян, проиграв Холмсу, бывшему спарринг-партнеру чемпиона. Он потерял пояс чемпиона, и многие удивлялись, почему он продолжил боксировать после своего расцвета. Сравнение между этим поединком и предстоящей Олимпией было поразительным и очевидным. Делал ли Арнольд Шварценеггер, этот «Мухаммед Али бодибилдинга», большую ошибку, решив соревноваться снова, также как Али начал разрушать свою репутацию чемпиона, пострадав от унизительного проигрыша?
Однако Арнольд не задумывался о проблемах Мухаммеда Али. Шестикратный Мистер Олимпия потратил большую часть вечера, позируя, позируя, и еще раз позируя, с целью выгнать задержавшуюся из-за инъекции кортизона под кожей воду. Лишь рано утром упал он на кровать в номере, истощенный своей спартанской попыткой убрать жидкость.
Когда 16 участников Мистер Олимпия 1980 наконец вышли на сцену сиднейского театра «Опера Хаус» 4 октября, ведущий представил каждого из них в момент появления. Толпа оживленно аплодировала, когда было сообщено, что участником номер 4 является Арнольд Шварценеггер. Легендарный «Австрийский Дуб», который эффектно выиграл 6 Олимпий, звезда фильма «Качай железо» и непререкаемый король бодибилдинга, вернулся на сцену, чтобы бороться за еще один титул Мистер Олимпия. На глазах зрителей вершилась история!
Бодибилдеры вызывались на сцену по одному, чтобы сначала продемонстрировать обязательные позы. Оскар Стэйт, взыскательный главный судья ИФББ из Англии, называл позиции для каждого участника. Стэйт был известен в индустрии как суровый руководитель, который не позволял бодибилдерам выходить за рамки правил. Было известно о том, как он критиковал Самира Баннута годом ранее на Мистер Вселенная ИФББ в Колмабусе за нестандартное позирование в расслабленном состоянии.
Когда Арнольд принял свою первую позу, двойной бицепс спереди, публика громко зааплодировала лучшим рукам на сцене в тот день. Всего за 8 недель серьезных тренировок, некоторые части тела Арнольда все еще не приобрели должного размера и развития. Руки, однако, были столь же великолепны, как и в дни его славы. Огромные, с высоким пиком бицепсы, и четко прорисованные трицепсы были козырями Шварценеггера, и он гордо демонстрировал их на сцене при каждой возможности.
Когда Оскар Стэйт сказал принять позу «трицепс сбоку», Шварценеггер притворился, что не услышал его. Стэйт повторил указание, и Арнольд вместо этого напряг правый бицепс, в то же время держа левую руку выпрямленной и напряженной. Его легендарная поза грудь сбоку напомнила об Арнольде десятилетней давности, с его объемной грудной клеткой и массивными грудными мышцами. «Двойной бицепс сзади» в исполнении Шварценеггера продемонстрировал низ спины, похожий на рождественскую елку, толстые мускулистые широчайшие и массивные голени. Позы с демонстрацией пресса и бедер, однако, показали достаточно широкую талию в совокупности с недоработанными квадрицепсами. Это была точно не лучшая поза Арнольда.
Перед тем, как уйти со сцены, Шварценеггер быстро взглянул на Оскара Стэйта, который не обратил на это внимание. Прежде, чем ему было сказано уходить, Арнольд быстро принял позу «максимальная мускулистость» для благодарной публики. Когда толпа взревела в знак одобрения, Арнольд поднял обе руки, как бы показывая, что он сдается перед указанием Стэйта, и пошел со сцены под аплодисменты. Шварценеггер-шоумен уже начал выигрывать в глазах публики и судей.
Следующим шло сравнительное позирование. Все 16 бодибилдеров стояли на сцене, судьи вызывали их вперед человек по 3-5 за раз, чтобы провести сравнение. Судьи сравнивали участников как в расслабленных позах (со всех четырех сторон), так и в обязательных позициях. Быстро выявились основные фавориты конкурса Мистер Олимпия 1980: Арнольд Шварценеггер, Крис Дикерсон, Фрэнк Зейн, Майк Ментцер, Бойер Коу, Роджер Уокер и Рой Каллендер были культуристами, чаще других сопоставляемых судьями.
Арнольд выделялся среди остальных своим ростом и улыбкой. В то время, как многие из участников, такие как австралиец Роджер Уокер и Майк Ментцер, были чрезвычайно серьезны, Арнольд улыбался и играл на публику. Он возвышался над блистательным Крисом Дикерсоном и подавлял массой прорисованного, но худого Френка Зэйна. При сравнении с другими участниками Мистер Олимпия 1980 Шварценеггер делал шаг вперед и принимал позу. Когда остальные повторяли, он отходил назад. К моменту, когда судья повторял указание, Арнольд уже добивался желаемого эффекта.
Дикерсон обладал наилучшим сложением на сцене соревнования Мистер Олимпия 1980. Не смотря на небольшой рост (1,68м) и слабые бицепсы, в целом Крис был хорош. Его толстые трапеции и широчайшие явно превосходили соответствующие мышцы Арнольда, когда они стояли расслабленно. Его квадрицепсы были толстыми и рельефными, а голени имели идеальную форму и массу. Во время вольного позирования Дикерсон исполнил одну из лучших программ, изящно переходя от одной высокохудожественной позы к другой.
Майк Ментцер был готов, проблемы с рельефом не было. Пользуясь своей тонкой талией в сочетании с широкими плечами и массивными руками, Метцер принимал потрясающие позы во время программы вольного позирования. Его ноги были одними из лучших на сцене с их канатами толстых мышц, выпирающих на бедрах, и просто невероятными голенями, выглядящими, словно готовые вот-вот взорваться. Трицепсы выпирали и были все в полосочку. Еще более рельефный, чем в прошлом году, Ментцер казался немного плоским, когда стоял в ряду расслабленным. Его предельно рельефные грудные смотрелись бледно по сравнению с массивной грудью Арнольда.
Фрэнк Зейн, вернувшийся чемпион, был сильно загоревшим и очень рельефным. Его великолепная структура тела и превосходная эстетика выделяли Зейна на фоне остальных участников Мистер Олимпия 1980. К сожалению, объем мышц Фрэнка очевидно упал относительно прошлого года. Стоявшего в расслабленном состоянии, Зейна было тяжело превзойти. Но когда он позировал, особенно сбоку, ему недоставало толщины по сравнению с более крупными бодибилдерами.
Бойер Коу, пятикратный Мистер Вселенная, был в своей лучшей форме. Бойер выступал на каждом конкурсе Мистер Олимпия с 1976 года, явно улучшая свою форму с каждым годом. В 1980 Коу превзошел себя образца предыдущего года. Хоть у него и была немного грубая структура (эстетики Зейна Бойеру явно не доставало), но он смог построить свое позирование так, чтобы обратить внимание на сильные стороны и скрыть недостатки. Коу был невероятно рельефен, а его позы, демонстрирующие руки, были одним из лучших на сцене в тот вечер. Бойер выступал под музыку из фильма «Рокки». Это было одной из самых вдохновляющих программ вечера.
Роджер Уокер из Австралии был для публики земляком, и потому имел серьезную поддержку. Пожалуй, по полученным аплодисментам он шел вторым за Арнольдом. Он их заработал, демонстрируя толстые и рельефные мышцы. Хоть и немного широкий в талии, Роджер имел самые толстые мышцы на сцене и был в форме. Он не собирался сдаваться перед Шварценеггером, психологически сражаясь с легендой, ударяясь с ним локтями во время сравнения в позе двойной бицепс сзади.
Рой Каллендер был еще одной темной лошадкой на Мистер Олимпия 1980. Вероятно, один из лучших на сцене по плотности мышц, Каллендер был к тому же рельефен, находясь в лучшей своей форме. Хотя у него и были недостатки в развитии ног, Рой был массивен, «прорезан» и готов превзойти некоторых фаворитов шоу. Невероятно плотные грудные и широчайшие Каллендера привлекали к нему внимание вкупе с четко проработанным прессом, огромными руками и массивными трапециями.
Во время предварительного судейства Арнольд был в центре внимания. В один момент он оказался немного в стороне, вне зоны с лучшим освещением. Франко Коломбо, его самый преданный друг и доверенное лицо, быстро поднялся на сцену с полотенцем и шепнул Арнольду на ухо, что ему нужно переместиться туда, где свет лучше. Шварценеггер поднял руку Франко над головой и прокричал: «Франко Коломбо, Мистер Олимпия!», чтобы замаскировать его необычное появление на сцене.
После окончания предварительного судейства, Арнольду требовался совет от его самых близких друзей. Он чувствовал себя на сцене немного не в своей тарелке после 5 лет отсутствия на ней. Джо Голд, владелец World Gym, честно объяснил ему, что конкуренция очень высока. Франко уверенно сказал, что друг выиграет. Арнольд был нехарактерно взволнован и неуверен в результате. Дерзкий победитель из «Качай железо» не знал, как закончится идущий сейчас фильм.
Семью судьями на Мистер Олимпия 1980 были: Альберт Бузек из Германии, Брендан Райан из Австралии, Майк Вальчак из США, Митс Кавашима из США, Рег Парк из ЮАР, Жак Бломмар из Бельгии и Дэн Говард из США. После шоу многие участники соревнований указывали, что несколько судей были близкими друзьями Арнольда. Бузек был соратником Шварценеггера, когда тот жил в Германии. Парк был идолом, близким другом и наставником Арнольда с 19 летнего возраста. Кавашима был еще одним другом, с Гавайских островов. Он часто приглашал Арнольда туда на гостевые позирования.
В первом раунде (позирование в расслабленном состоянии), Арнольд получил наивысшие баллы (20) от 5 из 7 судей. Только Жак Бломмар и Дэн Говард дали ему соответственно 18 и 19 баллов. Общий счет Шварценеггера был 99 – лучший в первом раунде. За ним шел Фрэнк Зейн с 97 очками, Крис Дикерсон с 94, Майк Ментцер с 92 и Бойер Коу с 91 очками. Метцер получил очень противоречивые оценки: от 20 баллов от Вальчака до 17 от Кавашимы.
Вторым раундом шло позирование в обязательных позах. Арнольд набрал максимальные 100 очков. Оценки всех судей, кроме Бломмара, были максимальными (самые низкие и самые высокие оценки не принимались в счет). Дикерсон и Зейн получили по 97, Ментцер и Уокер по 94, а Бойер Коу и Денис Тинерино – по 93 очка.
Третий раунд проходил вечером. В 1980 в финале оценивалось не только свободное позирование, которое давало только треть от финального счета. После нескольких часов позирования многие участники выглядели лучше к вечеру. У Арнольда стало еще меньше воды под кожей.
Позируя под тему из «Исхода», Шварценеггер положился на свои фирменные позы, чтобы восхитить публику и заслужить одобрение судей. Используя в основном позиции с демонстрацией рук, с плавными переходами между ними, Арнольд рассчитывал на обратную связь от публики, когда принимал решение, какую позу принять, а какую не стоит.
Хоть и выглядя к вечеру лучше, Шварценеггер набрал в свободном позировании только 96 баллов. Крис Дикерсон, с его превосходной фигурой и невероятным позированием, получил почти идеальные 99 очков. Фрэнк Зейн, позируя под музыку Pink Floyd и применяя свои фирменные позиции, был вторым с 97 баллами. Бойер Коу, с его воодушевляющей программой под музыку из «Рокки», набрал 96 очков вместе с Роем Каллендером и Эдом Корни, который уже был далеко не в лучшей своей форме, но все еще превосходно умел позировать. Максимальные баллы за вольное позирование Арнольд получил только от Альбрета Бузека и Брендана Райана.
После трех раундов Арнольд Шварценеггер прочно занимал первое место с общим счетом 295 очков. За ним следовал Фрэнк Зейн с 291 баллом и Крис Дикерсон с 290. Остальные шли с большим отставанием: Бойер Коу и Майк Ментцер – 280, Роджер Уокер и Рой Каллендер – 277. После сравнительного позирования Уокера и Каллендера, Роджер пробился в финишную шестерку и смог поучаствовать в позировании среди лучших шести участников.
Это позирование оценивалось не по балльной системе, тут распределялись места. 7 судей отдавали по одному баллу бодибилдеру, который, по их мнению, заслуживал первого места. Эти очки добавлялись к общему счету перед объявлением финальных мест. 5 из них дали Арнольду эти дополнительные баллы, доведя его общий счет до идеальных 300 очков. Только Жак Бломмар и Дэн Говард присудили первое место Дикерсону, подняв его таким образом с третьего на второе место.
Хотя Бойер Коу и Майк Ментцер делили четвертое место, Майка сдвинули на пятое. Взбешенный, и считающий, что он стал жертвой «политики», Ментцер вскликнул: «Херня!», когда ему вручали его награду. По слухам, Фрэнк Зейн бросил свой трофей в стену за кулисами.
Когда Арнольд, наконец, был объявлен победителем, и Дикерсон шел на сцену для принятия награды за второе место, он запрыгал на сцене, крича: «Я не могу в это поверить! Я не могу в это поверить!». Многие зрители громко свистели в знак протеста против спорного решения. После вручения фигурки Сандова Джо Вейдером, Арнольд произнес речь, признав, что решение было на грани. Он вызвал на сцену своего близкого друга Франко, чтобы поблагодарить его за помощь и поддержку.
Многие участники ощутили горькие последствия этих соревнований. Зейн, действующий чемпион, был низвержен. Бойер Коу публично объявил на семинаре после конкурса, что у победителя Мистер Олимпия 1980 «куриные ноги». Роджер Уокер считал, что Арнольд вел себя на сцене как «засранец». Майк Ментцер переживал больше всех. Он больше не участвовал ни в одном конкурсе по бодибилдингу, считая, что отдал этим соревнованиям все, но стал жертвой политики и заговоров.
Многие из конкурсантов Олимпии 1980 поклялись бойкотировать эти соревнования в следующем году. Среди них были Зейн, Коу, Ментцер, Уокер и Дикерсон. Только Дикерсон передумал, решив в итоге выступить на конкурсе Мистер Олимпия 1981, который снова проводился Шварценеггером и Лоримером в Коламбусе, Огайо. CBS Television потратили много денег на организацию съемок Мистер Олимпия 1980 в Сиднее. Увидев столь спорное решение, они решили вообще не показывать репортаж о соревнованиях в эфире. Популярное ТВ шоу «60 минут» собирались сделать сюжет об этом конкурсе из-за его не получившего одобрения публики итога.
Билл Перл должен был стать одним из судей на Олимпии 1980, но он взял отвод, чтобы помочь Крису Дикерсону в подготовке к шоу. Когда его спросили, на какое место он бы поставил Арнольда, он сразу ответил: «На пятое». Самир Баннут, участник Мистер Олимпия 1980, сказал, что Арнольду повезло попасть в первую пятерку, объяснив, что он был слишком маленьким и мягким для этого конкурса.
Джо Голд и Франко Коломбо, оба хорошие друзья Шварценеггера, признавали, что участники были очень близки по своим кондициям и Арнольд не был в своей лучшей форме. Однако, как они считают, он был достаточно хорош, чтобы выиграть, и у всех остальных участников тоже были свои слабые места. Джордж Батлер, режиссер фильма «Качай железо», сказал примерно тоже самое. «Арнольд имеет качество, которое ставит его особняком от остальных участников», — объяснял он: «даже когда он не в лучшей форме, он все равно лучший».
В конечном счете, Мистер Олимпия 1980 вошли в историю, как одни из наиболее впечатляющих и спорных соревнований за время существования бодибилдинга, как спорта. Даже сейчас, более, чем через 30 лет после их проведения, они продолжают бурно обсуждаться на форумах по бодибилдингу по всему миру. Арнольд Шварценеггер продолжает оставаться в статусе одной из крупнейших кинозвезд в мире. Многие бодибилдеры, имевшие отношения к тем событиям, больше не желают их обсуждать, предпочитая заниматься более важными для себя вещами. Однако, для многих из нас, фанатов, споры и обсуждения Мистер Олимпия 1980 никогда не закончатся.
Результаты крупнейших соревнований в мире бодибилдинга погрязли в спорах с начала 1980 года. Десятилетие, которое включало в себя 6 лет непрерывного царствования на троне Мистер Олимпия Арнольда Шварценеггера (1970-1975) и последовавшую за этим в 1976 году победу лучшего друга «Австрийского Дуба» Франко Коломбо, было завершено Фрэнком Зейном, который отодвинул в сторону массивных монстров и убедительно выиграл высший титул в культуризме 3 впечатляющих года подряд (1977-1979).
70-ые были также замечательны тем, что принесли бодибилдингу уважение. После десятилетий, в течении которых он оставался непонятым и странным в глазах общества, бодибилдинг как спорт теперь протиснулся в мейнстрим вместе с телетрансляциями соревнований Мистер Олимпия и Мистер Вселенная в программе АВС «Широкий мир спорта», выходом книги, а затем и фильма «Качая железо», обширным медийным блиц-промоушеном Арнольдом книги «Воспитание бодибилдера» и фильма «Качая железо», ну и, конечно, себя самого.
[media=http://www.youtube.com/watch?v=e
dHVqD-acZI&feature=player_embedded]
dHVqD-acZI&feature=player_embedded]
Комментарии12