Первый, бронированный, передвижной...
Передвижной бронированный лафет 5,3 см L/24 Fahrpanzer Gruson
Почти за 40 лет до начала Первой Мировой войны многие военные умы из европейских держав стали задумываться над новой тактикой использования пехоты и кавалерии. Как показала война между Германией и Францией (1870-1871 гг.) в недалеком будущем бои вполне могут принять позиционный характер, где при хорошо поставленной фортификации не поможет никакая кавалерия. Конечно, тогда всё это было лишь на уровне теории, но определенный задел всё же сделали.
Первыми смогли отличиться немецкие инженеры. Копать окопы и обустраивать блиндажи, безусловно, было суровой необходимостью. Поэтому, для облегчения жизни простых солдат была спроектирована передвижная бронированная огневая точка, по-немецки называвшаяся fahrbare Panzerlafette, но сейчас более известная как 5,3 см L/24 Fahrpanzer Gruson.
Идея была воплощена в жизнь инженером Германом Грузоном (Hermann Gruson) и инженерным майором Шуманом. В течении 1885-1887 гг. они запатентовали своё изобретение в нескольких странах: Германия, Австро-Венгрия, Великобритания, Франция, Бельгия, Италия и США.
Конструктивно “передвижной бронелафет” (или “бронированная каретка”, как его принято называть у нас) представлял собой цилиндр вместимостью около 1,5 м.куб., внутри которого размещался артиллерист, 53-мм скорострельная пушка и боезапас к ней. Для входа внутрь использовалась одностворчатая дверь. Толщина брони стенок корпуса не уточнялась, но по всей видимости составляла не менее 10 мм. А вот купол изготовлялся методом штамповки из 25-мм брони.
Чтобы обеспечить возможность кругового обстрела пушка была установлена в приземистой вращающейся башне в виде полусферы. Наведение на цель осуществлялось вручную. Для перевозки fahrbare Panzerlafette предусмотрели крепления по бортам для спицованных деревянных колес. При этом конструкция такого “шасси” могла различаться, в зависимости от пожелания заказчика. В качестве тягача использовались не только конные упряжки – очень скоро их стали заменять автомобили и трактора. Полная масса лафета составляла 2554 кг.
Появление передвижной огневой точки было хорошо воспринято во многих странах, поскольку в отсутствии танков fahrbare Panzerlafette позволяла надежно прикрыть ближние сектора оборонительных позиций. Достаточно сказать, что 53-мм пушка (при условии хорошей подготовки артиллериста) могла совершать до 30(!) выстрелов в минуту. Стрельба велась снарядами массой 1,75-кг, имевшими начальную скорость 495 м\с. Углы наведения орудия составляли от -5° до +10° по вертикали.
Было выработано два метода применения “передвижного лафета”: полевой и крепостной. В первом случае fahrbare Panzerlafette буксировался к оборонительным позициям и ставился в предварительно отрытую траншею, либо зарывался в землю почти по самую башню, оставляя сзади только проход для артиллериста. Второй вариант предусматривал использование fahrbare Panzerlafette в крепостных фортификациях.
Чтобы уберечь “лафет” от вражеского огня его устанавливали на рельсовый путь с шириной колеи 60 мм и при необходимости закатывали в укрытие. После завершения вражеского артобстрела fahrbare Panzerlafette снова выкатывали на огневую позицию, в ряде случаев бетонированную.
В общей сложности было построено не менее 300 передвижных огневых точек конструкции Шумана. Большая часть из них – 200 единиц, осталась в пределах Германской Империи и с 1890 года использовалась в приграничных районах. Всего же, с 1885 года включительно, на "броневые каретки" конструкции Шумана было израсходовано 5,5 миллионов рейхсмарок.
Остальные были распроданы европейским странам, причем не только союзным. По несколько штук было продано Дании, Швейцарии и Румынии, причем в модификациях с 37-мм и 57-мм орудиями. Однако, самым крупным заказчиком стала Болгария. В начале ХХ-го века страна активно готовились к войне с Турцией, одновременно укрепляя собственные границы.
Для выбора нового вооружения было отправлено несколько делегаций, но удача сопутствовала только миссии Нягула Цветкова, прибывшего в г.Магдебург в 1891 году. К тому времени сами немцы уже в полной мере насытились изобретением Шумана и теперь фирма Grusonwerk была не против заработать на экспортных заказах.
Понимая интерес со стороны балканских стран фирмой были организованы демонстрационные показы 53-мм лафетов в Белграде (в мае того же года) и в Софии (22-24 июня). Немцы также решили поддержать своего союзника - Турцию, и 8-9 декабря на полигоне под Стамбулом прошла демонстрация возможностей 57-мм бронированного лафета. Во всех случаях немецкие разработки заслужили массу лестных откликов в европейских изданиях.
Получив первые результаты Артиллерийский комитет и Комитет обороны Болгарии пришел к выводу, что для фортов Сливиница, Белоградчик и Видин оних 75-мм орудий будет недостаточно. Требуемые характеристики скорострельности как-раз обеспечивали 57-мм немецкие лафеты, которые казались незаменимыми в ближнем бою на дистанции до 1500 метров. Решение было принято 25-го мая 1892 года, а договор на поставку тридцати fahrbare Panzerlafette был подписан с фирмой Krupp 10-го декабря.
По прибытии в Болгарию лафеты получили новое название 57-мм куполно оръдие “Грюзон”. Согласно болгарским данным масса “купольного орудия” в маршевом состоянии составил 3600 кг, в стационарном положении - 2550 кг. Нижняя часть корпуса имела толщину всего 4 мм, купол - 40 мм. Соответственно, 57-мм орудие с длиной ствола 25,6 калибра могло вести стрельбу обычными и шрапнельными снарядами на дальность до 5500 метров (при начальной скорости снаряда 430 м\с) что более чем устраивало заказчика. Более подробную информацию о ТТХ экспортного лафета можно найти на сайте Bulgarian Artillery.
Практически все “купольные орудия” отправили на юг страны, где они достаточно долго служили в качестве “оружия сдерживания”. Во время 2-й Балканской войны, которая имела место в 1913 году, четыре огневые точки стали трофеями сербской армии. Остальные продолжали свою службу, по меньшей мере, до ноября 1918 года и в конечном итоге ещё несколько лафетов стали трофеями греческой армии. Есть информация, что трофейные лафеты даже успели повоевать с турецкими войсками в 1921-1922 гг., но документальных свидетельств этому найти пока не удалось.
В целом, идея создания передвижных огневых точек, наподобие 5,3 см L/24 Fahrpanzer Gruson, в конце XIX-го века была полностью оправдана. Конечно, против крупнокалиберной артиллерии броня “лафета” была бессильна, но в средства меры прикрытия или сдерживания противника они вполне подходили. Если бы Грузон был более дальновидным и оснастил бы огневую точку тяжелым пулеметом (или даже двумя) наподобие Maxim, то боевая ценность fahrbare Panzerlafette стала бы выше.
Кстати, именно такой лафет мог бы послужить неплохой основой для создания эрзац-бронемашины, но видимо этой темой Грузон решил не заниматься. Хотя при установке на грузовик "лафет" смотрелся угрожающе. Зато во время 1-й Мировой войны fahrbare Panzerlafette обрели "второе дыхание" после установки на площадки бронепоездов. В Германии был по меньшей мере один Panzerzug, оснащенный уже непередвижным лафетом.
Вообще, иногда 5,3 см L/24 Fahrpanzer Gruson приравнивают к танкам. Не совсем справедливо, но в принципе верно.
Комментарии2