Спасти Мес Айнак
В 2007 году афганское правительство продало права на добычу меди китайской горнорудной компании. Чтобы добраться до залежей меди на 100 миллиардов долларов, необходимо было провести археологические раскопки комплекса Мес-Айнак (Mes Aynak). В Мес-Айнак расположен 2000-летний буддийский город, а некоторые артефакты, найденные там, имеют возраст около 5000 лет.
КОГДА БЫЛО ПРОДАНО ПРАВО НА ДОБЫЧУ, раскопали только около 10% территории. Кадир Темори, глава афганского археологического департамента в Кабуле, знал, что у него и его команды осталось очень мало времени, и они копали столько, сколько только можно. Темори пришлось уклоняться от давления китайской компании, избегать стычек с талибами и разбираться с враждебно настроенным правительством Афганистана. Комплекс должны были фактически уничтожить в 2013 году, но разработку меди перенесли на конец 2015 года. Отчаянные действия Темори в попытках продолжить раскопки легли в основу документального фильма «Спасти Мес-Айнак».
Давайте узнаем подробности этой истории …
Афганские археологи работают не покладая рук: у них осталось совсем мало времени для того, чтобы спасти как можно больше артефактов из древнего буддистского монастыря Мес Айнак в провинции Логар, в 40 километрах от Кабула. Дело в том, что под буддийским монастырем находится одно из крупнейших в мире меднорудных месторождений.
Монастырь Мес Айнак, название которого означает «маленький медный колодец», являлся одним из крупных центров на Великом шелковом пути. Археологи датируют поселение 3–7-м веками.
Медное месторождение было известно еще в те времена — монахи добывали медь, которая способствовала их процветанию.
На территории примерно в 10 тысяч акров находятся хорошо сохранившиеся руины монастыря, жилых помещений, статуи Будды, захоронения и множество других предметов, проливающих свет на буддистский период истории Афганистана до прихода ислама.
В 1999 году в горах недалеко от Мес Айнака действовал лагерь для обучения боевиков «Аль-Каиды». Следы лагеря исчезли, однако в регионе продолжают активно действовать боевики «Талибана».
После того как власти Афганистана потеряли контроль на большой частью страны, многие памятники буддистской эпохи были уничтожены либо сильно повреждены сторонниками «Талибана». В начале 2000-х годов были уничтожены древние статуи Будды Бамияна, многие статуи Будды в Мес Айнаке были обезглавлены.
В 2008 году судьба Мес Айнака вновь изменилась: правительство Афганистана подписало соглашение с китайской компанией «Чайна Металлурджикал Групп Корпорэйшн» на 30-летнюю разработку меднорудного месторождения.
Проект стал крупнейшей иностранной инвестицией в Афганистане: страна получит три миллиарда долларов.
По оценкам геологов, Мес Айнак является вторым самым большим неразрабатываемым месторождением меди в мире. По предварительным оценкам, на нем может быть добыто около двух миллиардов тонн меди.
Для Афганистана это может стать ключевым проектом для развития экономики — проект также включает развитие инфраструктуры, строительство электростанции, поселения для рабочих и железнодорожную линию из Западного Китая через Таджикистан и Афганистан в Пакистан.
Однако это также означает, что древний буддистский монастырь навсегда исчезнет в разрытом карьере и всё, что археологи не успеют извлечь из земли, будет потеряно навсегда.
Проект вызвал широкую полемику в афганском обществе. По мнению многих археологов и историков, власти Афганистана приносят богатое культурное наследие страны в жертву экономическому развитию.
Но если верить предварительным оценкам, разработка месторождения может принести стране годовой доход более миллиарда долларов, что равняется одной десятой части валового внутреннего продукта (ВВП) страны.
Многие афганцы считают, что безопасность не вернется в страну до тех пор, пока людям, находящимся за чертой бедности, не будут предоставлены средства к существованию, пишет исследовательский центр «Афтаб».
— Я сложил оружие несколько лет назад и вернулся к нормальной жизни, но в ответ я получил две тысячи афгани (около 40 долларов США. — Прим.).Мне нужна постоянная работа, стабильный доход и обеспеченная безопасность, — говорит бывший боевик «Талибана» Фазлудин, добавляя, что нищета может загнать в угол кого угодно.
Омара Хан Массуди, директор Национального музея Афганистана в Кабуле, говорит, что такие проекты, как Мес Айнак, помогут создать рабочие места и получить деньги, так необходимые афганским властям для восстановления страны и финансирования таких важных отраслей, как здравоохранение и образование.
— Нам это нужно, так как это создаст рабочие места и сыграет большую роль в экономике страны. Это также проложит дорогу к миру и безопасности, — говорит Омара Хан Массуди.
Предполагалось, что «Чайна Металлурджикал Групп Корпорэйшн» начнет разработку месторождения в 2009 году, однако компания согласилась отложить начало работ на три года, чтобы дать археологам время для спасения древних ценностей. Недавно этот срок был вновь отложен до 2014 года.
Раскопки начались в 2009 году, в них участвуют десятки как афганских, так и иностранных археологов.
Хаджи Акбар, глава комитета по раскопкам в Мес Айнаке в Логаре, говорит, что пока удалось обнаружить только малую часть этого огромного исторического места. В помощь археологам, спешно пытающимся спасти как можно больше древних артефактов, были наняты сотни местных рабочих.
— Раскопки региона идут с огромной скоростью. Мы обнаружили целый город под этим местом. Мы нашли древние статуи Будды и ювелирные изделия, — говорит Хаджи Акбар.
В настоящее время большая часть найденных ценностей доставлена в Национальный музей Афганистана в Кабуле, некоторые самые крупные артефакты пока хранятся во временном музее в Мес Айнаке. В будущем власти Афганистана планируют построить в регионе музей и перевезти туда все найденные в Мес Айнаке сокровища.
Еще в прошлом году Официальный представитель китайского металлургического гиганта «MCC» заявил, что компания вложила в разработку месторождения Айнак 360 млн. долларов и ни в коем случае не откажется от этого проекта.
На встрече с представителями министерства шахт и горной промышленности ИРА, губернатором провинции Логар и другими официальными лицами представитель «MCC» опроверг информацию о том, что проект может потерпеть неудачу из-за падения цен на медь на международных рынках и плохой ситуации с безопасностью. Он подчеркнул, что угрозы безопасности в районе месторождения снижаются, сообщает телеканал «Ариана-ТВ».
По словам представителя китайской стороны, уже завершено ТЭО строительства железной дороги, и строительные работы начнутся в скором будущем.
Заместитель министра шахт и горной промышленности инженер Насир Ахмад Дуррани, в свою очередь, отметил, что правительство Афганистана активно сотрудничает с Китаем по данному проекту. Месторождение патрулируют более 1700 афганских полицейских, а местные жители уже согласились освободить свои дома, получив новые земельные участки и материальную компенсацию.
Напомним, что контракт на разработку медного месторождения Айнак был подписан 25 мая 2008 года. С тех пор начало работ несколько раз откладывалось по различным причинам. В частности, археологи просили дать им возможность завершить работы по раскопкам древнего города Мес-Айнак, расположенного над месторождением.
А в ноябре 2014 года в Амстердаме стартовали показы документального фильма «Saving Mes Aynak» («Спасти Мес Айнак»), посвященного судьбе одной из самых значимых культурных сокровищниц Афганистана, которая может быть разрушена под натиском китайской горнодобывающей кампании уже к концу 2015 года.
Большинство зрителей, присутствовавших на показах в ходе International Documentary Festival Amsterdam (IDFA), крупнейшего фестиваля документального кино в мире, никогда не слышали о том, что такое Мес Айнак, и с нетерпением стремились помочь спасению этого места, подписав официальную петицию или иным образом, отмечает директор и создатель новой документальной ленты Брент Хаффмэн (Brent Huffman).
Мес Айнак, что означает «небольшой источник меди», содержит развалины буддийского города, процветавшего 2 тысячи лет назад. Эта сокровищница, покрывающая 500 тысяч квадратных метров, одно из невиданных еще чудес света, подчеркивает Брент Хаффмэн. Здесь сотни статуй Будды в человеческий рост, десятки храмов, скрытые пещеры, бесценные артефакты предшествующих цивилизаций вплоть до 5-тысячелетнего возраста: рукописи, золотые и медные монеты, драгоценности и наскальные изображения.
Во время IDFA в Амстердамском университете прошла встреча экспертов с участием афганских студентов и специалистов. На этом мероприятии выступил Стивен Картер (Stephen Carter) из неправительственной экологической организации Global Witness, привлекший внимание к проблеме расхищения Мес Айнака. По его словам, меры безопасности на этом археологическом объекте сосредоточены исключительно на предотвращении нападений талибов – охранники охотятся за оружием и бомбами вместо того, чтобы защищать древние буддийские артефакты. Как считает источник из другой неправительственной организации в Кабуле, часть ответственности за расхищение лежит на местных и иностранных археологах.
В этом году древний город вообще оказался под угрозой исчезновения, так как китайская госкомпания China Metallurgical Group Corporation (MCC) планирует превратить горные склоны в открытый рудник. Компания, заплатившая 3 млрд долларов за разработку в 2007 году, заинтересована в запасах меди, оцениваемых в 100 миллиардов долларов.
«На деле они подорвут весь горный склон и намерены разрушить местные деревни, все археологические останки, включая материал бронзового века», – говорит Брент Хаффмэн.
Об этой истории в фильме повествует Кадир Темори (Qadir Temori), ныне глава афганского археологического департамента при министерстве информации и культуры в Кабуле. Хаффмэн говорит, что Темори – «почти образцовый персонаж голливудского типа, вроде Индианы Джонса, который смело противостоит всем этим рискам и с большой отвагой выступает против талибана, против китайской горнодобывающей компании, против бюрократии в своей стране, пытаясь спасти само культурное наследие Афганистана».
Темори настаивает на том, чтобы Мес Айнак был изучен как можно быстрее, и выражает сожаление по поводу отсутствия достаточных ассигнований со стороны правительства на археологические раскопки. В середине 2014 года афганские археологи устроили забастовку в связи с задержкой зарплаты на три месяца и общим пренебрежением к проекту.
Иностранные археологи, работавшие на этой площадке, ушли еще в 2013-м, когда посольства отозвали своих граждан из-за угроз безопасности. Между тем многие из них обеспечивали серьезную поддержку афганцам, занятым на обширных раскопках. Темори теперь вынужден работать со скромной группой афганских и таджикских археологов и весьма ограниченным финансированием.
Официальная премьера фильма «Спасти Мес Айнак» намечена 21 января на престижном Festival International de Programmes Audiovisuels (FIPA). Премьера фильма в рамках FIPA демонстрирует общемировое значение, которое придается проблеме сохранения этой сокровищницы буддизма, подчеркивает Брент Хаффмэн на сайте неправительственной организации Fair Observer.
Несмотря на то, что Афганистан считается одним из беднейших мировых государств, его территория может представлять собой настоящий клад для геологов. Поскольку страна расположена на месте наложения индийского субконтинента и Азии, в этом регионе с большой вероятностью можно найти залежи редких минералов.
Геологическая служба США (USGS) начала проверку данной гипотезы после изгнания талибов из властных структур Афганистана в 2004 году. Тогда же была обнаружена советская карта и база отчётов 50-летней давности, которые указывали на наличие залежей.
В 2006 году американские исследователи провели магнитные, гравитационные и гиперспектральные наблюдения с воздуха над территорией Афганистана. Магнитные наблюдения показали наличие железосодержащих минералов на глубине 10 километров под поверхностью, в то время как гравитационные наблюдения были направлены на поиск бассейнов, потенциально богатых нефтью и газом.
Гиперспектральные исследования помогли изучить спектры света, отражённого от пород, для выявления подписей, уникальных для каждого минерала. Полноценная карта со всеми этими данными была составлена всего за два месяца, и на ней были запечатлены более 70% территории страны.
В рамках данной работы американские геологи проверяли данные, собранные советскими учёными. Оказалось, что Афганистан может содержать 60 миллионов тонн меди, 2,2 миллиарда тонн железной руды и 1,4 миллиона тонн редкоземельных элементов, таких как лантан, церий и неодим, а также залежи алюминия, золота, серебра, цинка, ртути и лития. Одни только залежи карбонатита в афганской провинции Гильменд оцениваются в $89 миллиардов (3,1 триллиона рублей).
«Афганистан — это страна, которая очень богата минеральными ресурсами. Мы определили потенциал, по крайней мере, 24 месторождений полезных ископаемых мирового класса», — говорит ведущий автор исследования Джек Медлин (Jack Medlin).
В 2010 году данные USGS привлекли внимание Государственного департамента США по деловым операциям и операциям стабилизации обстановки (TFBSO), на который возложена ответственность по восстановлению Афганистана. Специалисты структуры оценили ресурсы страны в $908 миллиардов (около 32 триллионов рублей), а то время как оценка афганского правительства составляет $3 триллиона (105 триллионов рублей).
Для уточнения полученных данных специалисты USGS и TFBSO совершили несколько десятков экспедиций в зоне военных действий в период с 2010 по 2014 год.
«Полевые исследования в зоне военных действий в Афганистане сильно отличаются от обычных экспериментов на территории США. Даже самые очевидные операции требуют предварительного планирования, чтобы получить необходимый уровень безопасности для всех членов исследовательской группы», — рассказывает Медлин.
Афганское правительство уже подписало 30-летний контракт на $3 миллиарда (105 миллиардов рублей) с Китайской металлургической группой, государственным горно-добывающим предприятием, базирующимся в Пекине. Китайские специалисты таким образом получают право на эксплуатацию месторождения меди Мес Айнак. Также право на работу в крупнейшем месторождении железной руды получила группа индийских государственных и частных компаний.
«Эти ресурсы обеспечивают потенциал для Афганистана, который позволит стране развивать свою экономику, создавать рабочие места и строить новую инфраструктуру. Столь богатые ресурсы позволят мирному населению оказать сопротивление террористам и отказаться от их влияния», — говорит Медлин.
Геологи сообщают, что основными проблемами, связанными с горной промышленностью в Афганистане, являются отсутствие безопасности и необходимой инфраструктуры. У специалистов не будет доступа к энергии, нужной для бурения рудников, или к железным дорогам, по которым можно перевозить руду. Более того, у рабочих будет очень ограниченный запас воды, что ещё важнее. Однако представители USGS полагают, что все эти проблемы разрешимы, хоть и не в одночасье.
В данный момент геологи USGS сотрудничают с коллегами из Геологической службы Афганистана, предоставляя им новейшие сведения о результатах исследований, а также рассказывают им о самых современных методиках, таких как дистанционное зондирование.
«Мы хотим перенести геологов Афганистана в 21 век, чтобы они могли развивать свои минеральные ресурсы на постоянной основе», — поясняет Медлин.
Эксперты уверены, что совместная работа афганских и американских учёных над богатыми ресурсами восточной страны поможет не только улучшить условия жизни, но и восстановить мир между двумя государствами.
С другой стороны, нельзя не отметить, что политологи не первый раз подозревают руководство США в прикрытии демократическими ценностями планов по освоению богатых природных ресурсов других стран. Контроль, а также участие в разработке столь многообещающих месторождений выгодны любому государству, в особенности когда обладающая ими страна ослаблена гражданскими войнами.
[media=https://youtu.be/pY3_jAubHeI]
[media=https://youtu.be/YGG-7FbCNAk]
[media=https://youtu.be/Qm9MXlRtx4o]
[media=https://youtu.be/YGG-7FbCNAk]
[media=https://youtu.be/Qm9MXlRtx4o]
Комментарии2