Как советские "добровольцы-отпускники" потопили крейсер франкистов
Испанский тяжелый крейсер "Балеарес" был спроектирован сэром Филиппом Уоттсом, как дальнейшее развитие линии крейсеров типа "Каунти". Систершип - "Канариас". Оба были заложены в Ферроле 15 августа 1928 года. "Канариас" сошел на воду 29 мая 1931 года, а "Балеарес" - 20 апреля 1932 года.
В сентябре 1936 "Канариас" был укомплектован, начав свою длинную и превосходную карьеру, которая продолжалась до 17 декабря 1975 года, когда он был разукомплектован во время грандиозной и внушительной церемонии. В то же время его систершип "Балеарес" был спешно укомплектован 16 декабря 1936 года.
"Baleares"
Во избежания шпионажа, весь процесс строительства крейсера был под режимом строжайшей секретности; активно применялась дезинформация, особенно в тех областях, которые касались его фактических ТТХ и дат отбытия. 26 декабря 1936 года он покинул Ферроль и 28-го числа встретился в море с "Канариасом" и другим националистским крейсером "Альмиранте Сервера".
После этого "Балеарес" совершил переход в Кадис, где на него установили третью башню главного калибра ("X" или "Цезарь") и 4 х 120-мм орудия. Первой боевой операцией "Балеареса" явилась поддержка националистских войск при капитуляции Малаги. Эта операция началась 4 февраля 1937 года, где "Балеарес" действовал в компании с крейсерами "Канариас", "Альмиранте Сервера" и канонерками "Кановас дель Кастильо" и "Каналехас".
Его появление в линии огня самым хорошим образом повлияло на поднятие морального духа националистских экипажей. Огневая поддержка с моря стала решающим фактором для успешного действия сухопутных сил. 18 февраля 1937 года командование крейсером принял капитан Рамон де Осамис-и-Ластра (Ramon de Ozamiz-y-Lastra).
После малагской операции "Балеарес" действовал в районе Гибралтарского пролива и в западном Средиземноморье, где выполнял функции наблюдения и блокады, а также защищал судоходство в этом регионе.
13 апреля 1937 года "Балеарес" обстрелял Кастельон де ла Плана, а 14 апреля - бухту Таррагона.
20 апреля 1937 года командиром крейсера был вновь назначен капитан Мануэль де Виерна.
С 20 апреля по 4 мая 1937 года "Балеарес" выполнял разнообразные поручения, в том числе эскортную и блокадную службу, обстреливал неприятельское побережье и препятствовал рыболовству. Он провел две небольшие акции против кораблей неприятеля. В основном все эти задания он проводил в компании со своим систершипом - "Канариасом".
С 17 по 26 мая 1937 года он провел несколько эскортных операций. 24 мая в районе Пальмы (Мальорка) он подвергся воздушной атаке, в ходе которой получил одно попадание, повлекшее небольшие потери в личном составе и ничтожные повреждения.
По возвращению в Кадис на нем была установлена четвертая башня 203-мм орудий ("Y" или "Дора") и дополнительно еще две 120-мм зенитки.
Начав 4 июня 1937 года, он продолжил эскортирование конвоев, действия на коммуникациях противника и бомбардировки неприятельских берегов.
12 июля 1937 года у мыса Кульера он имел краткое боевое соприкосновение с шестью республиканскими эсминцами, прошедшее на больших дистанциях. Эсминцы начали отход и вышли из боя.
С 14 по 20 июля 1937 года крейсер продолжил операции по конвоированию своих транспортов и действия на неприятельских коммуникациях в районе западное средиземноморье - Гибралтарский пролив.
20 июля 1937 года он отбыл из Кадиса в Ферроль, чтобы несколько разгрузить крейсер "Альмиранте Сервера" в районе Бискайского залива. С 22 по 31 июля он оперировал у северного побережья Испании, пытаясь прервать неприятельское судоходство в этом районе.
С 31 июля по 6 августа в Эль Ферроле крейсер проходил докование в сухом доке. 6 августа он покинул Ферроль и 8 числа возвратился в Средиземноморье.
Он продолжал ставшими уже обычными операции по эскортированию конвоев и действия на коммуникациях противника до 7 сентября 1937 года, когда имел боевое соприкосновение с республиканскими крейсерами "Либертад" и "Мендес Нуньенс", которые были в компании с несколькими эсминцами. Республиканские корабли эскортировали конвой.
Эта акция произошла между Черчелем и североафриканским побережьем. Тактически бой проходил очень нерешительно, и "Балеарес" получил несколько попаданий, но из четырех республиканских купцов, находившихся в конвое, два своими экипажами выбросились на северо-африканский берег, а два других поспешили найти убежище в бухтах северной Африки.
Все четыре в итоге не достигли портов назначения.
Первый экипаж
Одно из этих попаданий вызвало на "Балеаресе" пожар на батарее среднего калибра в районе стеллажей с готовыми боеприпасами. Очевидно во время этого пожара корабль подвергся серьезной опасности. В этих обстоятельствах несколько человек добровольно выбросили горящие боеприпасы.
Среди первых был солдат Морского корпуса (Marine Corps) Мануэль Луис (Manuel Lois), который начал выбрасывать уже красные от огня снаряды, до тех пор пока сам, весь обожженный не упал на палубу. Он умер на следующий день и был посмертно награжден Главнокомандующим испанским (националистским) флотом Военно-морской медалью (Navy Medal). Позднее генерал Франко собственноручно наградил солдата Луиса крестом Святого Фернандо (Cruz Laureada de San Fernando).
Корабль возвратился к исполнению своих обязанностей по эскортированию конвоев и прерыванию неприятельского судоходства в средиземноморье до 2 октября, когда он отбыл в Эль Ферроль, чтобы произвести кое-какой ремонт и улучшить приборы контроля огня.
Капитан Мануэль де Виерна был произведен в контр-адмиралы и назначен командующим дивизионом крейсеров. Новым командиром крейсера стал капитан Исидро Фонтенья-и-Маристани (Isidro Fontenla-y-Maristany).
22 ноября 1937 года "Балеарес" вышел в Кадис, куда прибыл 24-го. До конца февраля 1938 года он выполнял свои обычные обязанности в Средиземноморье.
5 марта 1938 года он на короткое время зашел в Пальму (Мальорка). "Балеарес" был в кампании с крейсерами "Канариас" и "Сервера". Их цель состояла в поддержке для прибытия двух купцов "Умбо Менди" и "Аскори Менди", которые вышли из Италии под конвоем канонерок "Каналехас" и "Кановас" и эсминцев "Веласко", "Уэска" и "Теруэль".
В это время, главком правительственных сил, держащий свой флаг на легком крейсере "Либертад", вице-адмирал Луис де Убиета (Luis de Ubieta), закончил тренировки со своей эскадрой, частично с помощью зарубежных моряков и военспецов. Утром 5 марта 1938 года вице-адмирал Убиета получил информацию, что националистские крейсера замечены в море между Форментарскими островами и Картахеной. Он решил выйти в море, чтобы ночью завязать с ними бой.
Луис Гонсалес де Убиета и Гонсалес дель Кампильо —
адмирал флота республиканской Испании
адмирал флота республиканской Испании
Взяв курс на Балеарские острова, Убиета приказал первому дивизиону эсминцев в составе "Альмиранте Вальдеса", "Альмиранте Миранды" и "Альседо" отойти от эскадры. Крейсера адмирала Убиеты "Либертад" и "Мендес Нуньенс" находились в пределах визуального контакта со вторым дивизионом эсминцев "Санчес-Баркастеки", "Альмиранте Антекера" и "Лепанто", также как и с отдельной группой эсминцев, состоящей из "Гравины" и "Ласаги".
Систершип "Балеарес" - "Канариас"
Дистанция между прикрытием и ядром эскадры составляла около 5-10 мор. миль. Правительственные силы, однако, не знали, что сильный конвой националистов идущий в южном направлении, защищался одними вспомогательными крейсерами, эсминцы использовались для создания защитного экрана крейсерам.
Из-за того, что в этом районе в январе-феврале участились атаки подводных лодок, в водах вокруг Балеарских островов постоянно патрулировали корабли Королевского флота. Из-за этого, когда немного спустя после полуночи 6 марта 1938 года второй дивизион эсминцев правительственной эскадры во мгле увидел надстройки "Балеареса", на всех эсминцах, его приняли за британский корабль. С эсминцев передали сигнал, согласно книге сигналов, которые имели силу и с началом гражданской войны.
Сигнал был замечен с мостика "Либертада". Адмирал Убиета немедленно приказал им выйти в торпедную атаку, в это время дистанция между обеими эскадрами не превышала 3000 м. Несмотря на то, что луна закатывалась, видимость была отличная. Оба националистских крейсера "Балеарес" и "Канариас" к этому времени были без прикрытия эсминцев (они отсоединились с наступлением темноты), так что для "Санчес-Баркастеки" это атака проходила как на учениях. Н
о обе выпущенные торпеды прошли мимо цели. Желая выйти из боевого соприкосновения со вторым дивизионом, националистский контр-адмирал де Виерна приказал повернуть на северо-восток, сам того не зная, взяв курс к первому дивизиону эсминцев правительственных сил. Следовательно, адмирал Убиета сам лез в мышеловку. После торпедной атаки второй дивизион потерял след крейсеров. Спустя примерно час, националистские крейсера обнаружили первый дивизион и для того чтобы уйти от него взяли курс 180°.
Идя на контркурсах националистские крейсера и второй дивизион эсминцев встретились в 02.15 6 марта 1938 года. Почти одновременно националистские крейсера были обнаружены с "Либертада" по левому борту на удалении около 5000 м. Националистские крейсера начали артиллерийскую дуэль, используя осветительные снаряды на парашютах.
Правительственные крейсера "Либертад" и "Мендес Нуньенс" ответили, но они использовали прожектора. Как только началась стрельба, адмирал Убиета приказал эсминцам произвести торпедную атаку. Со своими необученными командами ни одна из сторон попаданий так и не добилась. Во время дуэли националистские крейсера заняли положение между правительственными крейсерами по левому борту и вторым дивизионом по правому. Все внимание на "Балеаресе", "Канариасе" и "Альмиранте Сервере" было приковано к правительственным крейсерам (по левому борту) и возможно поэтому второй дивизион обнаружен не был.
С дистанции 2000 м "Санчес-Баркастеки" выстрелил 4, "Альмиранте Антекера" 5 и "Лепанто" 3 торпеды по националистским крейсерам. В 02.20 в "Балеарес" попало три торпеды, и из башни "В" взметнулся сноп пламени. Стрелять теперь было невозможно, так как пламя слепило комендоров обеих сторон, и дуэль сама собой прекратилась.
Адмирал Убиета взял со своей эскадрой курс на Картахену и в 07.00 6 марта 1938 года вошел в бухту. Оставшиеся "Канариас" и "Альмиранте Сервера", разыскиваемые неприятелем, на время прервавшем охоту, взяли курс на конвой, оставив позади горящий "Балеарес".
Гибель "Балеарес".
Фото сделано из республиканского бомбардировщика
Фото сделано из республиканского бомбардировщика
Как уже говорилось, "Балеарес" получил три попадания: два в носовую часть и одно по миделю. Крейсер сильно накренился на правый борт. Несколько танков, заполненных авиационным бензином, были охвачены пламенем и взорвались. Мазут толстым слоем растекся по воде, убив много членов команды крейсера, сброшенных взрывами в воду. В 04.30 британские эсминцы "Кемпенфельт" и "Бореас", очень рискуя, подошли к крейсеру. Около 07.00 бомбардировщики из Картахены атаковали горящий "Балеарес" и добились одного попадания.
Торпедное попадание в "Балеарес"
Примерно в это же время были атакованы авиацией и "Канариас" с "Альмиранте Серверой", которые уже покинули сцену разворачивающейся трагедии. В 12.40 "Балеарес" был вторично атакован четырьмя бомбардировщиками с 250-кг бомбами.
Далее, в первой половине дня было произведено еще четыре налета. Однако попаданий больше не было, тем не менее "Балеарес" с развивающимся контр-адмиральским флагом пошел на дно. Контр-адмирал и большинство из его штаба погибли. На дворе было 6 марта 1938 года.
А вот, из воспоминаний одного из летчиков, потопивших крейсер
Комментарии1