«Вечный» крейсер "Аврора"
Лет двадцать назад историю легендарного крейсера «Аврора» знал практически любой ребенок — ее заучивали наизусть еще в детском саду. А сегодня кто-то, может быть, вспомнит про знаменитый выстрел 1917 года и,… пожалуй, все.
Просто «пароход»
Путь крейсера «Аврора» от стапелей до вечной стоянки напротив гостиницы «Санкт-Петербург» был насыщен как приключениями, так и серьезными подвигами. Правда, стоит заметить, что сам крейсер изначально мало подходил для героической роли.
Строить «Аврору» начали в Санкт-Петербурге на заводе «Новое Адмиралтейство» 4 июня 1897 года, закончили — 24 мая 1900 года. В июле 1903 года крейсер вступил в строй боевых кораблей флота России. Свое название крейсер получил в честь фрегата «Аврора», защищавшего Петропавловск-Камчатский в годы Крымской войны 1853-1856 годов.
Надо сказать, что сам проект был довольно «сырым»: маломощные машины, слабенькая артиллерия. После спуска крейсера на воду во флоте даже родилась грубоватая шутка, что, мол, от обычного пассажирского парохода «Аврора» отличается более низкой скоростью и небольшим количеством орудий.
Однако, несмотря на насмешки, уже в 1905 году «Авроре» довелось показать себя с хорошей стороны. Из Балтики крейсер отправился в Тихий океан, а 27-28 мая «Аврора» вместе с двумя другими крейсерами с честью выдержала Цусимское сражение, оторвалась от японцев и смогла добраться до порта Манила (Филиппины).
Там же, при Цусиме, на корабль была возложена еще одна миссия: на «Авроре» в боевых условиях (а такое случилось впервые в мировой практике) была опробована рентгенографическая установка, что помогло спасти жизни многим морякам.
В Маниле русские крейсера были интернированы и позже уничтожены, все… кроме «Авроры». Ей и на этот раз повезло. В 1906 году крейсер своим ходом вернулся в Балтийское море и стал учебным судном.
На Сицилии
Февраль 1911 года экипаж «Авроры» встретил в Средиземном море — крейсер шел полным ходом в сицилийский порт Мессину за заслуженной наградой: нужно было получить золотую медаль, присужденную экипажам русских боевых кораблей за героизм в ликвидации последствий большого землетрясения, обрушившегося на Сицилию в 1908 году.
Кстати говоря, в 2006 году именно в память об этом событии в Мессине одна из улиц была названа в честь Военно-морского флота России. Прибытие крейсера в Мессину совпало с очередной трагедией — в городе начался страшный пожар. И вновь русские моряки не подкачали: экипаж корабля принял активное участие в тушении огня и тем самым навеки закрепил любовь и уважение к российскому флоту в сердцах сицилийцев.
Командир революционного крейсера
Вскоре началась Первая мировая война, в которой «Аврора» принимала довольно активное участие. Правда, уже через год корабль пришлось отправить на модернизацию (ему добавили еще пушек), а в 1916 году «Аврора» ушла в Петроград, чтобы встать уже на капитальный ремонт. В 1917 году большая часть экипажа крейсера перешла на сторону большевиков.
Надо сказать, что революционным символом крейсер «Аврора» стал совершенно случайно. Большевикам необходимо было захватить Николаевский мост (ныне — мост лейтенанта Шмидта), чтобы верные Временному правительству войска не смогли развести его и отрезать Васильевский остров от центра города. «Аврора» оказалась единственным серьезным боевым кораблем, чья осадка позволяла войти в устье Невы.
То, что сигналом к штурму Зимнего дворца послужил выстрел «Авроры» — всем хорошо известно. Правда, надо сказать, что это был не сигнал, а скорее демонстрация силы. Пыж, вылетевший из ствола при холостом выстреле, пробил две стены Зимнего и наглядно показал, что при использовании боевых зарядов все будет гораздо хуже. Так что вряд ли после этого последовал штурм, аналогичный тому, что показан в фильме Эйзенштейна. После такой демонстрации защитникам Временного правительства оставалось только сдаться.
В те смутные дни командование кораблем взял на себя двадцатисемилетний старший лейтенант Николай Адольфович Эриксон. Именно он, опасаясь, что революционные матросы посадят крейсер на мель, вывел «Аврору» на боевую позицию. В советской истории о нем нет ни слова потому, что в 1922 году Николай Эриксон благоразумно эмигрировал в Швецию. Скончался капитан революционного крейсера в 1946 году в Монреале (Канада).
Киногерой
А «Аврора» продолжала жить, хотя казалось, что жить ей осталось недолго. В смутные предвоенные годы (1939-1940) крейсер еще служил плавучей базой для подводных лодок. Однако 16 мая 1941 нарком ВМФ СССР Николай Кузнецов подписал приказ о присвоении имени «Аврора» одному из новых крейсеров, а, как известно, на флоте два корабля с одним именем существовать не могут. Следовательно, революционную «Аврору» планировалось, как это называется у морских спецов, «пустить на иголки».
Крейсер спасла Вторая мировая война. Разбирать во время вражеского нападения худо-бедно, но все-таки боевую технику казалось кощунством. Да и не до того было.
В 1946 году легендарной «Авроре» довелось сняться в кино, где она изображала собой не менее легендарный крейсер «Варяг». Ей пристроили четвертую трубу, добавили необходимое количество пушек и несколько видоизменили корму. Эти два корабля совершенно непохожи друг на друга, но для невзыскательного зрителя «подделка» прошла незаметно. Параллельно корпус «Авроры» был усилен бетоном.
Надо сказать, что если в корпус судна с целью его сохранения начинают заливать бетон — значит, восстановлению он уже не подлежит. Так и получилось. В августе 1984 года «Аврору» перевели буксирами к докам Ленинградского судостроительного завода имени Жданова для «капитального ремонта и переоборудования». После «капитального» ремонта корабль напрочь лишился своей латаной-перелатаной подводной части — ее отрезали и приспособили в качестве дебаркадера для разделки рыбы в совхозе «Ручьи». Правда, на плаву он продержался недолго и вскоре целиком лег на дно. Шестиметровые борта днища легендарной «Авроры» и сейчас можно увидеть возле старого пирса деревни Ручьи.
Верхняя часть крейсера все это время служила музеем революции, памятником Великого Октября. Затем речь пошла о том, чтобы превратить стодесятилетний боевой крейсер в памятник отечественного кораблестроения начала XX века. То есть восстановить каюты офицеров, матросские кубрики, прачечную, карцер, церковную палубу с атрибутами религиозного культа. Кое-какие подвижки в эту сторону уже сделаны. К примеру, в 1998 году на «Авроре» восстановили корабельную церковь с иконостасом. Сейчас «Аврора» — образцовый музей, который за год посещают до полумиллиона человек.
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии5