Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
16
Слепой Пью
На uCrazy 9 лет 8 месяцев
Всячина

Порт-артурские "авантюры"


Броненосец "Ретвизан"


«Вспышка выстрела, тяжелый всплеск мины, вылетевшей из аппарата, легкое шипение и сильный толчок, настолько сильный, что я едва удержался за аппарат. У неприятеля позади машины поднялся громадный столб воды, трубы и мачты точно ветром погнуло назад, а палуба около труб осела»

Этот отрывок из рассказа мичмана Валериана Дмитриева корреспонденту газеты «Русское слово» описывает кульминационный момент одной из «авантюр» — так в Порт-Артуре называли выходы в море русских катеров для атаки японских кораблей.
После начала военных действий у Порт-Артура командование Тихоокеанской эскадры, стремясь компенсировать нехватку миноносцев, широко использовало для несения сторожевой службы минные и паровые катера с кораблей I и II рангов. Кроме того, катера использовались в качестве тральщиков. Однако выполнения этих чисто оборонительных задач было мало для молодых офицеров эскадры, стремившихся к активным наступательным операциям. Их настойчивость возымела свое действие, и в апреле 1904 года лейтенант М. С. Рощаковский получил в свое распоряжение моторный катер с броненосца «Ретвизан». На катере были размещены две мины Уайтхеда и, кроме того, аппарат для стрельбы метательными минами. Рощаковский рассчитывал ночью, пользуясь малой видимостью, атаковать японские крейсеры в бухте Керр. Отдавая себе отчет в том, что успех операции является весьма сомнительным, лейтенант Рощаковский назвал свой катер «Авось».

Выйдя из Порт-Артура 25 апреля днем, катер направился к Талиенванскому заливу. Спустя сутки, дождавшись темноты в бухте Один, «Авось» двинулся по направлению бухты Керр. Казалось, еще одно усилие — и успех достигнут! Но удача, столь необходимая в подобных отчаянных предприятиях, в эту ночь не улыбнулась Рощаковскому: при подходе к бухте он наткнулся на японские миноносцы. Пытаясь укрыться от них около берега, катер наскочил на риф. Взорвав катер, моряки вплавь добрались до берега, а затем, вымокшие и голодные, — до города Дальний.



Так же неудачно окончились и две следующие попытки. 31 мая минный катер под командованием мичмана К. В. Ломана был направлен в бухту Тахэ вместе с миноносцами «Скорый» и «Разящий». Командир катера получил особую секретную инструкцию адмирала В. К. Витгефта, содержавшую приказ произвести поиск в сторону Дальнего. Около 22 ч катер вышел в море, но его четырехчасовой поиск оказался безуспешным. Через два часа катер и миноносцы вернулись в Порт-Артур.

Еще меньше повезло минному катеру броненосца «Победа», которым командовал мичман И. И. Ренгартен. Производя 2 июня поиск в бухте Меланхэ, катер наткнулся на шампуньку (гребную шлюпку сампан) с двумя китайцами. Их допросили, но отпустить Ренгартен не решился, так как они могли сообщить о катере японцам. Поэтому решили взять их на катер, а шампуньку — на буксир. Сделать это тихо не удалось, китайцы закричали и привлекли внимание японского миноносца, который, как оказалось, находился совсем рядом. Дав самый полный ход и обрубив буксир шампуньки, катеру удалось скрыться. О дальнейшем поиске не могло быть и речи, и Ренгартен повернул назад, в бухту Тахэ. Но на этом несчастья не кончились. Уже в бухте Тахэ катер прочно сел на камни. Был отлив, и, несмотря на полуторачасовые усилия, катер не удалось сдвинуть с места.

Утром начался прилив, а с ним — сильный прибой, и катер стало бить о камни. Вскоре левый борт в кочегарке был продавлен. Начала прибывать вода, но прилив уже достиг максимального уровня, и при помощи вельбота с миноносца «Разящий» удалось снять катер с камней. Заведя пластырь, матросы брандспойтом, взятым с «Разящего», стали откачивать воду. Тем временем миноносец отбуксировал катер в гавань. Так закончилась очередная «авантюра».

Наиболее удачной стала экспедиция минного катера броненосца «Ретвизан» под командованием мичмана В. И. Дмитриева. В октябре 1904 года контр-адмирал Р. Н. Вирен назначил Дмитриева начальником экспедиции в бухту Тонкау, где, по сведениям штаба, находилась ночная стоянка японского броненосца «Чин-Иен». В его распоряжение был предоставлен минный катер № 2 броненосца «Ретвизан», а команду Дмитриев должен был набрать сам из числа добровольцев. Позже он рассказывал корреспонденту газеты «Русское слово», что вся команда катера (10 человек) выразила желание отправиться в экспедицию. Кроме того, к ним присоединился прапорщик крейсера «Паллада» В. М. Морозов.


Броненосец "Чин Иен"


Катер отвели в минный городок, подняли краном на берег и подготовили к походу: перебрали машину, очистили подводную часть от ракушек. Вооружение катера состояло из одного носового торпедного аппарата. В штатное вооружение входил также пулемет, но к этому времени все пулеметы с кораблей были переданы на сухопутные позиции Порт-Артура. Команда имела только винтовки и ручные гранаты — вооружение совершенно в данном случае бесполезное, но «так полагалось».

Выход был назначен на 21 октября. Около 18 ч катер отвалил от борта броненосца. На выходе с внутреннего рейда его остановил дежурный миноносец. Узнав, что катер отправляется в «авантюру», офицеры миноносца пригласили мичмана Дмитриева и прапорщика Морозова подняться на борт, где все выпили по рюмке водки за успех дела.

План Дмитриева состоял в том, чтобы пройти в бухту Тонкау со стороны города Дальний. По его мнению, японцы должны были считать нападение оттуда наименее вероятным.

На расстоянии примерно 13 миль от Порт-Артура были замечены три миноносца, двигавшиеся на пересечение курса катера. Пользуясь темнотой, Дмитриев сумел подойти к среднему миноносцу на расстояние около 35 м и выпустил торпеду. Взрыв произошел в районе машинного отделения. Казалось, что после этого катер будет неминуемо замечен и уничтожен. Команда разобрала винтовки, приготовила гранаты и топоры для абордажа, но произошло чудо: Дмитриеву удалось провести катер между подорванным миноносцем и следующим за ним в колонне. Спустя 5 ч после начала операции катер благополучно вернулся в Порт-Артур.

Официальные японские источники, упоминая об атаке, утверждают, что она успеха не имела, но несколько следующих дней японцы усиленно тралили место взрыва (считая, очевидно, что миноносец подорвался на плавающей мине). Кроме того, 22 октября с форта № 1 на рассвете было замечено, как два японских миноносца привели в бухту Луваньтань третий, почти затонувший, и оставили его там на мелком месте. Так что есть все основания предполагать, что атака была успешной, хотя потопить миноносец Дмитриеву, конечно, не удалось.

23 ноября Дмитриев на том же катере с той же командой вновь попытался проникнуть в бухту Тонкау. До бухты катер добрался благополучно, но у входа в нее наткнулся на цепь сторожевых судов. Катер подошел вплотную к световой преграде прожекторов перед входом в бухту и выпустил мину по силуэту одного из кораблей, однако в цель не попал.

Так закончилась последняя порт-артурская «авантюра».

Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!

все теги
Поддержать uCrazy
Комментарии1
  1. Бухарик
    На uCrazy 10 лет 8 месяцев
    Отлично ! Давай еще !

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}