Тайна oпepации «Айви Беллз»
Об этой удивительной по дерзости операции американских спецслужб, организовавших прослушку переговоров по правительственному кабелю, проложенному по дну Охотского моря, рассказал бывший контрразведчик Тихоокеанского флота − назовем его Дмитрий Ильич К. (так он просил). Понять его можно, еще не истек срок давности. Хотя, по его же словам, об этом раструбил на весь мир журналист «Вашингтон пост» Боб Вудворд, сотрудничавший с ЦРУ. В его книге «Признание шефа разведки» оказалось столько неправды и неточностей, что тогдашнее руководство Тихоокеанского флота вынуждено было «поправить» лихого журналиста.
Свидетельство контрразведчика
− Начало этих событий относится к 70-м годам минувшего века, − рассказывает Дмитрий Ильич. − Тогда по дну Охотского моря был проложен сверхсекретный военный кабель, соединивший штаб Тихоокеанского флота с базой советских подводных лодок и Центром. По нему велись переговоры, которые касались дислокации советских атомных подводных лодок в Тихом океане, местоположения субмарин, предназначенных для нанесения ответного удара по США, результатов пусков баллистических ракет с астраханского полигона Капустин Яр на полигон Кура в районе Камчатки. Данные об этом немедленно передавались в Министерство обороны СССР. Американцы догадывались о существовании «подводного телеграфного моста», но где этот кабель проложен, обнаружить никак не могли.
Подлодка «Хэлибат»
В начале 1970-х переговоры случайно засекла по электромагнитному излучению одна из проходивших мимо американских подводных лодок (в то время они паслись в Охотском море, как и наши у атлантических берегов США). С той поры американские субмарины стали регулярно зависать над советским кабелем. Но делать это незаметно − по нескольку дней оставаться на одном месте – они, конечно же, не могли.
И тогда в секретных лабораториях Пентагона разработали уникальный глубоководный аппарат, напичканный шпионской электроникой. Это был семиметровый цилиндр («кокон») диаметром более метра с шестьюдесятью миниатюрными магнитофонами внутри и плутониевым источником питания − по сути, атомным мини-реактором. Съемный индукционный датчик мог принимать электромагнитное излучение советского кабеля, не нарушая его оболочки. Для его закладки в сентябре 1972-го в путь отправилась новейшая атомная подводная лодка «Хэлибат». В 32 милях от побережья Камчатки на глубине 65 метров «Хэлибат» засек кабель и завис над ним. «Морские котики» установили рядом с кабелем «кокон» и вернулись. После такого успеха в Пентагоне долго не могли прийти в себя от радости, назвав проделанное «спецоперацией века». К берегам Камчатки для изъятия сверхсекретной информации и смены магнитофонных кассет подлодка отправилась только через месяц. Так началась реализация операции «Айви Беллз».
Продал тайну за 35 тысяч долларов
Вечером 14 января 1980 года в советском посольстве в США раздался телефонный звонок. Неизвестный, представившийся сотрудником федерального правительства, попросил о встрече. В назначенный час в посольство проскользнул рыжебородый незнакомец. Он сообщил дежурному офицеру безопасности о цели прихода. Речь шла… о перехвате Пентагоном сверхсекретных переговоров советского командования по подводному кабелю в Охотском море. Он готов был сообщить об этом более подробно всего 35 тысяч долларов.
Рональд сообщил, что стал банкротом и деньги ему нужны, чтобы вернуть долги. Оказалось, что он, бывший сотрудник Агентства национальной безопасности США, не прошел плановую аттестацию на полиграфе (детекторе лжи), соврав, что не употребляет наркотики. Дело усугубили натянутые отношения с руководством. Там не могли не заметить увлечения сотрудника травкой. Пелтона понизили в должности, вдвое урезав жалованье, и он, привыкший к высокой зарплате, не выдержал, стал все чаще применять «дурь» и оказался за воротами агентства.
КОКОН (подслушивающий контейнер ЦРУ)
В советском посольстве агенту пообещали выплачивать высокий гонорар за любую информацию о том, что стало известно из прослушки сотрудникам агентства. Рональд с радостью согласился − на старой работе у него осталось немало друзей, желающих за баксы продать любую информацию и умевших держать язык за зубами. Договорились, что Пелтон будет передавать сведения в назначенный день и час в Вене, куда часто выезжал по новой работе.
Перед уходом Рональду посоветовали для его же безопасности сбрить бороду и переодеться в старенький комбинезон слесаря посольства. На углу его ждал микроавтобус. На конспиративной квартире в окрестностях Вашингтона Пелтона накормили ужином и отвезли домой, пожелав успехов.
«Кокон», поднятый из глубин
В течение пяти лет Пелтон исправно передавал бесценную информацию. Москва знала все об операции «Айви Беллз»: параметрах «кокона», шифрах, используемых Агентством национальной безопасности. Конечно же, «кокон», перехватывающий информацию, стали искать. Его поиски завершились неожиданно, когда в августе 1981-го прекратилась связь на линии Петропавловск-Камчатский − Магадан. После долгих поисков нашли обрыв. А рядом с ним оказался огромный цилиндр неизвестного назначения. Гадать не пришлось − на стенке цилиндра красовалась табличка «Сделано в США». Неужели американцы были так уверены в своей неуязвимости, или они сделали это намеренно, мол, примите подарочек от американского президента?
Когда водолазы стали осматривать «кокон», они обратили внимание на то, что один конец цилиндра нагревается. Возникло опасение, что это бомба замедленного действия. Поэтому решили не отключать кокон от кабеля и не поднимать его наверх. Об опасной находке сообщили в Москву, но оттуда поступил приказ: «После осмотра специалистами отправить в Центр военно-транспортным самолетом». В Москве, вскрыв «кокон», ахнули – настолько он был напичкан электроникой.
Установка для глубоководного погружения
используемая во время операции Айви Беллз
используемая во время операции Айви Беллз
Во время очередного рейса американская атомная подводная лодка в заливе Шелихова «кокона» на месте не обнаружила. Значит, русские обо всем догадались! Но как? Тогда американцы и вспомнили, что агенты наружки еще зимой 1980-го зафиксировали со спины незнакомца, юркнувшего в советское посольство. Но его выхода наружка так и не дождалась. Хотя из здания выходил какой-то русский в комбинезоне…
«Рыжего» сдал перебежчик
Свет на эту загадочную историю пролил в 1985-м добровольно явившийся в посольство Штатов в Риме первый заместитель начальника американского отдела Первого главного управления КГБ СССР полковник Виталий Юрченко. Он и был тем русским офицером службы безопасности, принявшим в январе 1980 года рыжебородого осведомителя. Юрченко не знал его настоящей фамилии. Гость назвал ее только руководству, к которому попросил его провести. Но Юрченко помнил приметы «гостя» и описал их.
В Агентстве национальной безопасности принялись за работу. Предстояло разыскать шпиона среди 580 человек, работавших и уволившихся в те годы. Это было равноценно тому, что искать иголку в сене. Но все же дотошность детективов дала свои плоды. Путем отсева наконец вышли на Пелтона. Его расколоть удалось не сразу. Но во время очной ставки Юрченко сразу узнал осведомителя.
Рональд дрогнул и во всем признался, когда ему пообещали заменить электрический стул пожизненным сроком. Суд присяжных вынес ему забавный приговор: три пожизненных заключения плюс еще десять лет.
Наивно полагать, что американцы перестали осуществлять прослушку − после потери «кокона» они делали это с атомных подводных лодок. Такой же «кокон» был установлен умельцами из Агентства национальной безопасности на дне Баренцева моря. Оттуда они принимали бесценную информацию – о дислокации наших подводных лодок у берегов Швеции, Норвегии и других государств НАТО, подо льдами Арктики, обо всех ядерных испытаниях на Новой Земле. Хотя инцидент в заливе Шелихова заставил Советы изменить коды и шифровку ведущихся переговоров.
По заявлению бывшего первого заместителя начальника разведки Тихоокеанского флота контр-адмирала Анатолия Тихоновича Штырова в ответ на ложь журналиста Боба Вудворда, многолетний перехват переговоров американцами значительного ущерба безопасности СССР не принес. По его словам, «утечка была, но не настолько важная, как это представили американским налогоплательщикам. Дело в том, что по правительственному кабелю связи сигнал уходит уже зашифрованным, и расшифровать его можно только с помощью специального ключа. Если же его нет, то на расшифровку может уйти лет сто. Какую-то информацию, имевшую слабую степень защиты и не представляющую государственную тайну, американцам удалось снять. Но не более. Так что деньги американских налогоплательщиков были попросту выброшены в Охотское море».
− Обиднее всего, − заключает Дмитрий Ильич, − что Горбачеву, как главнокомандующему, сразу же доложили о находке в заливе Шелихова. Но генсек решил не предпринимать никаких мер − на носу была встреча с «другом» Рейганом. Заявление о регулярном нарушении американской стороной советских территориальных вод и перехвате переговоров командованием Тихоокеанского флота уже было подготовлено, но Москва «добро» на это не дала. Так бы об инциденте и промолчали, если бы Боб Вудворд из «Вашингтон пост» не растрезвонил о нем на весь мир.
Комментарии2