Памятка для ведьм
Если несколько веков назад женщины Старого Света как огня боялись обвинений в колдовстве, что грозило неминуемой казнью, то в ХХI веке многие из них мечтают о том, чтобы оседлать метлу. Особенно сильно это желание пробуждается ближе к Вальпургиевой ночи.
Всегда при ведьме
В ночь на 1 мая, как говорят эзотерики, распахиваются границы между мирами. И в этот портал, открытый лишь раз в году, устремляются обитатели небес, земли и подземелий. На вершине горы Брокен на юге Германии они, приплясывая, делятся опытом богомерзких деяний, делая его достоянием всех участников шабаша.
Отчего была избрана именно эта дата – день поминания святой Вальпурги, отправившейся в VIII веке из Англии на материк с христианской миссией?! Говорят, это случайное совпадение. Все обусловлено языческой традицией сжигать в безлюдной местности соломенное чучело ведьмы. Происходило это веками в ночь на 1 мая.
Такой церемонией сельский люд изгонял колдуний, а заодно избавлялся от метел, которыми до того прошлись по углам-потолкам. Связка прутьев, насаженная на помелище, была старейшим средством избавления от отходов. Не случайно есть выражение «поганая метла», обозначающее инструментарий для чистки нужников. Связкой прутьев обметали печь перед выпечкой хлеба. Предупреждали болезни, наводя чистоту в жилище и отгоняя хвори скота.
Потом старые метлы вместе с остатками сметья, как на юге России до сих пор называют сор, привязывали к соломенным чучелам ведьм. Знаком того, что селение очистилось от скверны, служил перезвон церковных колоколов.
Помело стало признаком Бабы-Яги и ее подельниц из фольклора других народов. Русское присловье «Ведьма в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает» вполне соответствует представлениям шведов или немцев.
Правда, у этих народов ступа встречается редко, но помело точно такое же. Однако повернуто по-разному: пучком то вперед, то назад. К слову, выражение «все пучком» − из этой же, ведьминской серии. Дескать, не пугайтесь, до Брокена домчим благополучно – без дозаправки, с ветерком.
Сплошные символы
Кстати, по положению метлы, по мнению известной современной норвежской ведьмы Лены Скарнинг, можно определить, настоящее перед тобой волшебство или нет. К примеру, говоря о Гарри Поттере, Лена утверждает: «Он садится на метлу задом наперед. У настоящей ведьмы впереди сама метла, а не черенок». Иными словами, как сказали бы язычники, Гарри отдает предпочтение женскому началу в магии: в древних ритуалах помелище воспринималось как фаллический символ, а пучок прутьев – как символ женской энергии.
Ведьма собирается на шабаш. Фото из
немецких архивов, 30 апреля 1932 года
немецких архивов, 30 апреля 1932 года
Метла может трансформироваться. Современные немецкие ведьмы предпочитают гигантскую зубную щетку. Как мы помним, Азазелло обеспечил Маргариту необычным транспортом: «…половая щетка, щетиной вверх, танцуя, влетела в спальню. Концом своим она выбивала дробь на полу, лягалась и рвалась в окно. Маргарита взвизгнула от восторга и вскочила на щетку верхом».
Метла, зубная или половая щетка, веник с длинной ручкой… Средства доставки разные. А мазь одна. Но и она имеет отношение к транспортировке. Помните, как Маргарита предварительно покрыла тело желтой жирной мазью, отдающей болотной тиной и лесом? Не исключено, что состав мази, о котором умолчал Булгаков, был классический: компоненты, вызывающие галлюцинаторные явления (болиголов, белладонна, белена и мандрагора). Ею, как говорят исследователи, промазывалась вся поверхность помелища.
В буквальном смысле подсевшая на метлу ведьма по дороге на шабаш предельно напитывалась наркоснадобьями. К концу полета она была заведена до такой степени, что, добравшись до места, с ходу принималась скакать.
Изучавший протоколы судов над ведьмами Джорданес де Бергамо, живший в XV веке, писал: «Ведьмы признаются в том, что по определенным дням или ночам они наносят зелье на метлу и едут на ней к назначенному месту или намазывают себе подмышки и другие волосистые места».
В сказках герой может использовать метлу как коня, но, случается, она бывает и своеобразным жертвоприношением. В одной из сибирских легенд «История Ворона» брат должен превратить 15 метел в пепел, который затем бросить в воду, если хочет спасти свою сестру. Где он набрал столько, не говорится. Может, прошелся по соседским сусекам, помня старую истину: каждая нормальная женщина держит в кладовке метлу. На всякий случай.
Если ведьмой, то внештатной
Говорите правду − держите метлу наготове. Так твердят в Старом Свете.
Действительно, пострадать за истину надо быть готовым всегда. Возможно, те, кого называли ведьмами, были такими, которые за словом в карман не лезли.
Сегодня их тоже призывают потревожить карман. А если точнее – кошелек. Ведь каждой уважающей себя даме хочется хоть на время побыть ведьмой. Желательно в самом эпицентре событий. На той самой вершине Брокена, где происходит в ночь на 1 мая знаменитый шабаш нечистой силы.
«Вальпургиева ночь». Рисунок начала ХХ века
Лететь на гору Брокен не обязательно. Туда ходит симпатичный поезд. На вершине горы расположен музей Brockenhaus. Здесь работает довольно дружная команда, состоящая из четырех пронумерованных ведьм и двух мужчин − учителей по колдовским наукам.
Криста Оелс, которая числится в штате как Hexe Nr. 1 (то есть «ведьма номер один»), приглашает:
− Желаете самую настоящую ведьминскую метлу? Пожалуйста. Вот практически ни разу не оседланная. С вас четыре евро. Перекидывайте ножки сюда − и в путь…
Милая девушка, овладев помелищем, глядит оторопело: куда лететь-то? Ведь мы и без того на горе Брокен. На шабашном месте. Дальше вроде некуда.
− С чем вас и поздравляем, как говорится, − улыбается Криста. Как воспринимать такой комплимент из уст ведьмы на твердом окладе, каждая новоприбывшая женщина решает сама. Но сопровождающий ее мужчина начинает смотреть на благоверную как-то пристальнее.
Комментарии5