Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
28
2
2
Слепой Пью
На uCrazy 9 лет 7 месяцев
Всячина

Инцидент с "Генералами"

Инцидент с "Генералами"


Почти каждый выход кораблей ТОГЭ в район падения головных частей во время испытания советских МБР сопровождался появлениеv в том же районе кораблей США аналогичного назначения. Чаще всего в 60-80-е годы это был USNS "General H.H.Arnold", реже - USNS "General H.S.Vandenberg".
Как правило, присутствие кораблей США не приводило к каким-либо инцидентам. Но зарегистрированы по крайней мере два случая, когда эти корабли чуть не пострадали. Вот описания этих случаев.

Многие ветераны помнят, так называемый, "инцидент с Генералом Ванденбергом". Чаще всего мы "работали" с другим кораблём США - "Генерал Арнольд", но он тогда встал в ремонт, он был самым активным. И командир "Арнольда" хорошо знал нашу тактику, знал все существующие опасности. "Ванденберг" же был не таким опытным…
Осенью 1976 года корабли ТОГЭ пришли и заняли позиции в полигоне.

На флагманской "Сибири" находился командир Экспедиции капитан 1 ранга Энгельс Яковлевич Краснов и его заместитель капитан 1 ранга Владимир Сергеевич Литвинов. Планировалось 2 или 3 пуска. В этот раз было решено размещать корабли не по типовой схеме треугольника, а поставил их вдоль одной линии.


"Сибирь"


Пошли первые 3 головы. Их разворот, разброс был незначительным в пределах группы кораблей, а натовцам известна плоскость стрельбы, стандартные схемы ордера, они уже заняли этот известный им наш треугольник. Ближе к концу, к точке прицеливания становился "Генерал Ванденберг" и по их мнению, если на него полетит ракета - он спокойно её двумя антеннами удержит, отследит.

Если есть сторожевой корабль, то он, как только ракета падала в точку, полным ходом шёл туда. В противовес им наш лётчик должен был выполнять очень сложную задачу: никакой навигации не было, он по нюху, по ветру, по расчёту должен подлететь как можно ближе к точке прицеливания ракеты, упасть как можно ниже и передать сигнал на корабль.

Ракета летит, она уже над СССР, пролетела Камчатку. Приняв всё это по связи, Литвинов поднимается в штурманскую рубку, чтобы уточнить позиции кораблей. Готовность 30 мин.
И вдруг: "Генерал" стоит в точке нашего прицеливания! К Краснову: "Товарищ командир, Вы знаете?" – "Знаю! И они тоже должны знать!" От точки падения до "Генерала" было всего несколько метров, а в головной части десятки килограмм взрывчатки!
Командир вертолёта рассказывал: "Я лечу прямо на точку прицеливания и вижу, что у меня по носу американский корабль. Ничего не пойму, не должно быть так - обычно он далеко стоит! Штурман, проверить расчёт! Штурман: "Летим, как можем, все правильно".


Советский вертолет. Фото с USNS "Gen.Arnold"


Американцы высыпали на палубу, машут руками, фотоаппаратами щёлкают, плакаты вывесили: "Как дела, Москва?" - как дети. И вдруг как бабахнет! Лётчики видели, как американцы кинулись с палубы корабля во внутренние помещения, сбивая друг друга.
Потом пришла разведсводка флота, была выдержка из газеты, где было написано, что осколки попали к ним на палубу, на корабле образовалась паника, ситуация была критической.

Часть макета советской ракеты упала на палубу американского корабля в Тихом океане в начале этого месяца (В.Прощенко: 3 июня 1975 г.), сказал вчера обозреватель Джек Андерсон.
"Это был несчастный случай, который должен был помочь экспертам лучше понять новое советское ракетное оружие", - заявил Андерсон.
Советы объявили, что они будут проводить огневые испытания ракет в Тихоокеанском регионе и предупредили о закрытии определенной области для судоходства. ВМС США, следуя своей обычной практике, направили корабль для контроля за испытаниями.


Вырезка из газеты "The Palm Beach Post", 1 июля 1975 г.


Ракета, выпущенная из центральной России 3 июня, была гигантской SS18, которая может нести до восьми боеголовок. Это одна из четырех видов ракет, принадлежащих новому поколению.
"Ожидалось, что ни одна из боеголовок, не упадет ближе 3,5 миль от Ванденберга", - сказал Андерсон. "Но за две минуты до падения траекторные измерения показали, что одна боеголовка направлялась непосредственно на корабль". Он сказал, что боеголовка по-видимому распалась на две части, одна упала в океан, вторая на палубу корабля.
"Конечно, корабль торжественно привез обломки для анализа военным", - сказал он. Андерсон сказал, что он разговаривал с членами экипажа Ванденберг, который сейчас в Перл-Харборе, и они подтвердили, что у них не было времени чтобы уклониться.


USNS "General H.S.Vandenberg".


Тем не менее. Министр обороны Джеймс Шлезингер сказал в своей последней пресс-конференции, что обломки упали в 100 ярдах от одного из судов наблюдения.
Андерсон также сказал, что это были обломки макета боеголовки, а не реальной.

Рассказывает Билл Льюис, USNS "General H.H.Arnold", 1964-67 гг.


«Самое опасное место, где мне доводилось бывать, было также одним из самых красивых. Камчатский ракетный испытательный полигон находился в Тихом океане. Это было около сто восьмидесятого меридиана в области, которую древние моряки назвали "Владением Золотого Дракона".

Инцидент с "Генералами"

Билл Льюис, фото со страницы ветеранов.


Там были потрясающе чистые воды. Где-то на некоторой глубине они стали переливающимися синими, пылающими в нетронутой чистоте. Я вижу их сейчас, когда они были окрашены фиолетовым, солнце садящееся (погружающееся) за горизонт, раздутый шар, гасящий его темно-красные огни в отдаленном море. Ни один бриз не потревожил мирных вод. Ни одна рябь не повредила его зеркальную поверхность. Только мелкая зыбь, сто футов от пика до впадины, остатки некоторого далекого шторма, напоминали мне, что я плыл по воде, а не на стекле. Наверху несколько самых храбрых звезд робко выглянули сквозь алые отблески света.

Морские птицы в тысяче миль от дома отследили наше судно, ныряя и кружась, ища еду, поднятую гигантским винтом. Поскольку ночь становилась темнее, птицы исчезли и пылающий след планктона обозначил путь, который мы проложили через темнеющие глубины. Сияющие драгоценные камни, синие, зеленые, и красные, заполнили фиолетовый небесный свод, в то время как Млечный путь разрезал пылающие светящиеся полосы захватывающие темнеющее небо. Крошечные светлячки танцевали около антенн, крапинки морской соли искрились убийственным огнем, вызванный сыростью, энергией радара пятнадцати миллионов ватт.


"Генерал Арнольд"


Устойчивая вибрация гигантских турбин была успокоительной, как и нежный всплеск, который издавала носовая часть корабля, медленно рассекающая спокойные воды. Тарелки радара плавно перемещались через их сетку поиска, хотя все судно дрожало каждый раз, когда они останавливались и меняли направление.
Внезапно мечтательность была нарушена хриплым звуком, ревущим голосом громкоговорящая система корабля победно объявила, "C-Band обнаружена! Автоматическое отслеживание! Держать пятьдесят, машина двадцать три!"

Наши глаза устремились на антенны, затем уставились глубоко в пустоту вдоль направления, на которое они указывали. Не было мчащейся ракеты, которая привлекла бы наше внимание, только единственная яркая звезда, мерцающая в черной ночи!
Нервный смех. "Эти идиоты следят за Венерой" - сказал кто-то.

Но антенны были неподвижны. Никогда антенны не были неподвижны во время отслеживания! Это было неестественным для антенн -быть неподвижными. Такого не бывает?

Яркая звезда? Она не двигалась, только светилась. Но ракеты всегда двигаются! Они перемещаются вверх, вниз, в стороны - в зависимости от точки зрения наблюдающего. Но они всегда двигались и антенны всегда перемещались с ними. Но эта звезда висела неподвижно на чернильном небе…. эта звезда висела неподвижно и антенны были без движения….и эта звезда становилась всё ярче и ярче!


Снимок пуска советской ракеты.


В десяти тысячах квадратных миль испытательного полигона только одно место позволяет наблюдателю рассматривать приближающуюся ракету как неподвижную с нарастающей яркостью! Ужас понимания охватил нас с отвратительным эффектом!
"Боже мой", произнес голос, "Они собирается поразить нас!"

Я отступил назад и споткнулся о свернутый кольцом провод. Соленый вкус крови наполнил мой рот, в то время как горький вкус желчи встал в горле. Звезда всё еще росла ..., и тем не менее она не перемещалась! Всё ярче и ярче …… всё больше и больше! Это был злобный глаз какого-то ужасного монстра, который ищет меня с неба. Хотя палуба была многолюдной, каждый человек столкнулся с этим разрушающим существом. Запах рвотных позывов страха наполнил воздух.

Я закрыл глаза, как будто это спасет меня. Закрыв глаза, я почувствовал обжигающую жару и дыхание дракона на моем теле. И затем звук, как дракон ревел... звук... этот ужасный звук. Акустический рёв транспортного средства перемещающегося со скоростью в двадцать раз превышающего скорость звука.


Взрыв у борта.


Всплеск трех тонн ракеты, резко падающей в море на расстоянии в триста футов. "Арнольд" поднялся на волне, на рукотворном цунами. Он дико вздрогнул, когда его винт выскочил из воды. Ужасные брызги от всплеска тысяча футов высотой нахлынули на нас. И затем... все стало тихо.

Той ночью никто не обсуждал, что произошло. Некоторые, я верю, никогда не говорили о той ночи, когда они столкнулись с Золотым Драконом.»

П.Хухтхаузен, А.Шелдон-Дюпле. "Военно-морской шпионаж. История противостояния" (Отрывок из книги)


«Был один тревожный случай, когда спускаемый аппарат приближающейся советской МБР разделился на несколько ложных боеголовок. Боеголовки плюхнулись в Тихий океан таким образом, что два американских эсминца оказались буквально в "вилке", в которой дистанция до упавших ложных боеголовок составляла менее 100 метров. Ситуацию усугубляло присутствие в этом районе советских судов инструментальных измерений, которые предназначались для наблюдения за ракетой на конечном этапе ее полета.

Этими судами были суда поддержки и контроля космического пространства класса "Сибирь", каждый из которых имел на борту вертолет. Присутствие в районе падения такого количества надводных судов и вертолетов часто делало его похожим на карнавал.

В районе падения головных частей советских ракет могли находиться три советских судна инструментальных измерений, американское ИСДП, и два американских эскортных эсминца — "Клод Джоунс" и "Макморрис". Все эти корабли и суда старались занять выгодное положение по периметру округлого в плане участка моря, который объявлялся Советским Союзом опасным для навигации в международном "Уведомлении для моряков и летчиков".


Эсминец USS McMorris рядом с USNS "General H.H.Arnold".


Подобные уведомления выпускались за несколько дней до пусков с целью недопущения входа в указанный район кораблей и самолетов, могущих попасть там под удар несущихся в восточном направлении головных частей испытываемых МБР. Добавим к общему числу участников тройку советских вертолетов Ка-25, летающих по кругу, по меньшей мере один Р-3 "Орион" от ВМС США, еще, возможно, и ЕР-3, тоже от ВМС, от ВВС США RC-135 и, иногда, С-130 "Геркулес"; каждый из них старается очутиться как можно ближе к спускаемым аппаратам и никому не уступает.

Когда советские матросы догадались, для чего предназначены плавающие сетки, поставленные американцами, они усложнили дело тем, что заполнили их мусором и отходами, которые они с чрезвычайной ловкостью сбрасывали со своего судна до появления спускаемого аппарата. После окончания операции американские матросы с большим интересом ожидали результатов анализа пойманного сетками улова — одна бутылка из-под "Столичной" водки, горбушка заплесневелого черного хлеба, неопознанный предмет одежды, скорее всего, носок, и так далее.


Экипаж USNS "General H.H.Arnold" наблюдает за
советским вертолетом-наблюдателем.


Во время одного подобного испытательного пуска советский вертолет случайно упал в море. Американские корабли присоединились к поиску и спасению и подняли раненого члена экипажа, который, получив первую медицинскую помощь, был доставлен на советское судно.

Несмотря на некоторые комичные аспекты этих операций, общая атмосфера была зачастую тягостной.»

все теги
Комментарии3
  1. Бухарик
    На uCrazy 10 лет 7 месяцев
    Вот они кирпичей наделали
  2. andyrock
    На uCrazy 17 лет 9 месяцев
    Везде лезут,пидорги.
  3. frej
    На uCrazy 18 лет 7 месяцев
    Что-то не срастается в истории. Вертолет без навигации не летает ночью. Да и фото вертолета не ночное. А взгляд на ракету с американского корабля происходит ночью.

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}