Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
21
Слепой Пью
На uCrazy 9 лет 8 месяцев
Всячина

Северный флот - из воспоминаний матроса Северного флота В.Н. Сидорова



"Призывался я в октябре 1943 года из 10-го класса. Из восьми призывавшихся шесть были направлены на Северный Флот и пять из них - в Школу Связи Учебного Отряда Северного Флота, которая располагалась на Соловецких островах.
Благодаря нашим "демократическим" СМИ мы знаем, что на Соловках был СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения), затем силами энтузиастов создан туристический центр. И все!
А то, что там в течение 10 лет готовились кадры для флота - ни слова, как и о том, что курсантами восстановлен Кремль (Соловецкий монастырь), созданы школа Связи и школа юнг. Не говоря уже об их участии в сохранении пушного и рыбного хозяйства острова. Туристам - энтузиастам оставалось только поддерживать все это.
Северный флот - из воспоминаний матроса Северного флота В.Н. Сидорова

Школа юнг на Соловках


Соловки, в простонародье именуют Северным Крымом. Это уникальное создание природы с мягким "не северным" климатом. Острова покрыты густыми лесами и естественными и искусственными рыбоносными прудами и озерами.
Вместе с тем, здесь сохранилась крепость, монастырская стена которой создана из девятиметровых валунов, скрепленных известковым раствором из птичьих яиц.
Жили в землянках. Распорядок дня: в 7 утра подъем и в 10 вечера отбой. Самое главное, несмотря на скудную курсантскую норму питания "4Б" (с голода не умрешь и досыта не наешься - по словам острословов), было огромное стремление, как можно быстрее и лучше закончить курс и попасть на корабли.







Необходимо было научиться принимать и передавать Азбуку Морзе в пределах 60 - 100 знаков в минуту без единой ошибки, изучить радиотехнику и на ее основе приемную и передающую, действующую на флоте и в сухопутных частях, радиоаппаратуру.
В августе 1944 года я окончил школу по высшему разряду и был направлен для прохождении службы на гвардейский эсминец "Гремящий".
На нем я и участвовал в операциях по освобождению Печенги (Петсамо), Киркенеса, Лианхамари. В декабре 1944 корабль был поставлен на капитальный ремонт, и я был направлен на эсминец "Жесткий", полученный по Ленд-лизу.
Основной задачей того периода для эсминцев была встреча и охрана транспортных караванов союзников в наших водах от подводных лодок противника, и свободный поиск их на акваториях Баренцева, Норвежского и Карского морей при отсутствии караванов.


Советский моряк наблюдает за воздушной обстановкой на фоне
эсминца Северного флота проекта 7 "Гремящий".



Эсминец Северного флота "Гремящий" (проект 7) в боевом походе.


В этот период на Север были брошены дополнительные эскадры фашистских подводных лодок (ПЛ). Воевали они умело, дерзко, со знанием дела, применяя весь набор оружия.
Особенно часто применялись акустические торпеды, которыми был торпедирован эсминец "Деятельный" (спаслось всего восемь моряков из 140) и подорван эсминец "Разъяренный" (торпедой была оторвана корма, а сам корабль остался на плаву и был отбуксирован в порт).
Излюбленным приемом, особенно в операциях с караванами, была "волчья стая", когда 3-4 ПЛ одновременно атаковали торпедами с нескольких сторон, после выпуска которых "разбегались" в разные стороны, скрываясь от погони.
К этому времени североморцы уже накопили опыт в борьбе с ПЛ и поэтому противнику удавалось торпедировать 1-2 транспорта с потерей своих ПЛ при преследовании катерами-охотниками и эсминцами.


Советский лидер эсминцев "Баку" (проект 38 типа "Минск") ставит
дымовую завесу. Артиллерийский расчет 37-мм автоматической
зенитной пушки 70-К у орудия. Северный флот.





Разведчики 181-го особого разведывательно-диверсионного отряда
Северного флота сержант В.Е. Кашутин и В.Н. Леонов (справа).
В. Кашутин вооружен 7,62-мм пистолетом-пулеметом системы
Дегтярева ППД-34/38 и ручной противопехотной оборонительной
гранатой Ф-1. В. Леонов вооружен 7,62-мм самозарядной винтовкой
системы Токарева CВТ-40 и штык-ножом к СВТ-40. Виктор
Николаевич Леонов - командир 181-го разведотряда, будущий
Дважды Герой Советского Союза. Василий Кашутин - командир
отделения, пришёл в отряд из пограничных войск, погиб в бою на
мысу Могильном.




Сколько мы были в походах? В среднем один выход в море занимал 3-4 дня. К этому времени, обычно, кончался запас топлива и глубинных бомб. В базе пополняли запасы и снова выходили в море - или на встречу с караваном или на "свободный " поиск ПЛ, обычно парой эсминцев.
В один из таких поисков наш эсминец "Жесткий" протаранил немецкую ПЛ, но видимо плохо, так как, по агентурным данным, она возвратилась в базу сильно поврежденная. Дело в том, что полученные по Ленд-лизу корабли, постройки 1916 года, не имели, как советские, таранного приспособления.
Кроме того, они на порядок уступали советским эсминцам в боевой и энергетической мощности, хотя и имели установленную в 1943 году радиоаппаратуру, а также гидроакустику и радиолокацию.
Благодаря большому запасу глубинных бомб, а также приличной акустике они, как противолодочные корабли, оправдывали вполне свое назначение. Всего на флоте их было восемь, хотя ожидалось десять. Дивизион "сорокотрубных", как окрестили их матросы, так как каждый из них имел четыре трубы.


Британский адмирал Д. Тови и капитан 1-го ранга Н.П. Египко
у 356-мм орудий линкора "Кинг Джордж V".


Говоря о проводке караванов, нельзя не отметить непривычное по нашим понятиям поведение союзных моряков. У них не было стремления обязательно доставить груз в порт назначения.
Поэтому при торпедировании транспорта команда покидала судно, не принимая никаких мер к его спасению. Их не пугало даже то, что после 15 минут нахождения в арктических водах человек превращался в сосульку, а через 45 минут его спасти было невозможно. Конвойные катера подбирали их и, кроме того, высаживались на поврежденные суда, борясь за спасение кораблей и грузов.
Исключением из правил был один эпизод. В феврале 1945 года конвой был атакован подводными лодками и два из 40 транспортов торпедированы.
Команды, как водится, выбросились за борт, катера подобрали их (сколько смогли) и получили приказ от командующего конвоем: "Подобранных моряков переодеть, накормить и высадить на транспорты обратно, вместе с нашими матросами. Пусть борются за спасение корабля и груза".
Приказ выполнили, и надо сказать, танкеры, хотя и поврежденные, были доставлены в порт. По сведениям "матросского радио" командир конвоя отделался "устным порицанием" от командующего флотом.


Заряжание многоствольной бомбометной установки
"Хеджехог" на советском эсминце "Живучий".



Участники рукопашной схватки на мысе Крестовый разведчики 181-го
особого разведывательно-диверсионного отряда Северного флота
старший краснофлотец Н.И. Мальцев (слева) и старшина первой статьи
Макар Андреевич Бабиков (справа). М.А. Бабиков - будущий Герой
Советского Союза.Опорный пункт немецких горных егерей на мысу
Крестовом охранял дальние подступы к Лиинахамари и имел в своем
составе две четырехорудийные батареи - 88-мм зенитную, 155-мм
тяжелую и одну трехорудийную 20-мм противокатерную батарею.
Батареи на Крестовом были взяты советскими бойцами 12 октября 1944
года с тыла после тридцатикилометрового марш-броска перед высадкой
морского десанта в Лиинахамари.



Немецкая береговая батарея (состоящая из 210-мм гаубиц (по немецкой
классификации - мортир) Moerser 18/19(t) чешского производства),
захваченная советскими морскими пехотинцами в результате высадки
десанта в финском порту Лиинахамари (ныне в составе Мурманской
области). 12 -14 октября 1944 года.


Так и проходили дни и месяцы. Из последнего похода мы вернулись 30 апреля 1945 г. Единственный за всю войну поход, в котором не было сброшено в море ни одной глубинной бомбы и не было акустического контакта с вражескими ПЛ.
9 мая наступил день Победы! Радости не было предела! Корабли были украшены флагами расцвечивания. Команды, построенные на пирсе или на палубах, стоящих на рейде кораблей, поздравил лично командующий флотом вице-адмирал А. Головко.
На пирсах и причалах пели и танцевали все свободные от вахты, начиная от матросов и кончая командирами кораблей, дивизионов и флагманскими специалистами. А 10 мая наш корабль заступил на боевое дежурство. В море еще рыскали не сдавшиеся фашистские подлодки."









Матрос В.Н. Сидоров

Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!

все теги
Поддержать uCrazy
Комментарии2
  1. Sender
    На uCrazy 17 лет 11 месяцев
    Герои!
  2. Странник
    На uCrazy 12 лет 2 месяца
    спасибо!

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}