Шестопер
Ударное оружие это восходит к глубокой древности, имея своей предшественницей дубину с утолщенным концом. Сначала бился народ просто дубинками, затем задумался об их, дубинок этих, усовершенствовании. С появлением металлов и первых доспехов необходимость преобразования обычной дубины стала просто жизненно необходимой.
Что касается русских раннесредневековых булав, то их изучение не пошло дальше накопления фактов. Ученые обычно подробно описывали каждую отдельную находку. При этом было замечено, что в X-XIII вв. булавы были довольно распространенным оружием, особенно в среднем Приднепровье. «Подсчеты археологических комплексов, содержащих предметы вооружения, позволили констатировать относительно высокую степень военизации общества, начиная с X в., при которой примерно каждый пятый мужчина носил оружие, а также значительную техническую оснащенность войска, при которой один из трех ратников имел два-три вида оружия.» (Источник: «Древняя Русь. Город, замок, село.», под общей редакцией академика Арциховского.)
Булава, палица – это всего лишь усовершенствованные дубины. Соединить ударное оружие с рубящим догадались, видимо, не только в Древней Руси. Однако, именно здесь наиболее широко распространился шестопёр – металлическая дубинка с острыми пластинами – перьями, как их называли.
Обычно этих перьев было шесть, отсюда и название оружия – шестопёр. Вот как описывает это, экзотическое для Европы того времени, оружие заезжий путешественник: «Русское ударное ручное топорообразное холодное оружие, состоящее из металлического яблока с шестью клинками, насаженного на рукоять».
Давайте узнаем о них подробнее …
Различные типы булав XII-XIII века. Слева: типичная европейская булава XII — XIII веков с металлическим навершием в виде многогранника. Деревянная рукоять окована металлом и украшена витой медной проволокой. Справа: булава с металлическим грушевидным навершием, усиленным мелкими скругленными шипами. Навершие оснащено металлической втулкой для насада на древко, а само древко украшено резными полосками белого металла, образующими узоры. В центре: простая тяжелая железная булава с шарообразным навершием. Железное «древко» оковано желтым металлом.
Преобразованию булавы в шестопер способствовал качественный скачок в технологии изготовления защитных доспехов. В эпоху Киевской Руси, начиная с конца IX века, основной ударной силой русского войска была тяжелая пехота – ратники. В это время в качестве защиты доминировал кольчужный доспех. Однако в течение XII в. на Руси и в Западной Европе создаются условия для ускоренного развития наборной пластинчатой брони, которая раньше играла второстепенную роль. Оружейники оценили этот вид доспехов в связи с тем, что пластины при монтировке значительно заходили друг за друга, и тем самым удваивали толщину брони. Кроме того, изогнутость пластин помогала смягчать удары неприятельского оружия.
Вот тогда-то и возник шестопёр – древнерусское ударное холодное оружие XIII-XVII вв. Представляет собой разновидность булавы, к металлической головке которой приварено несколько (обычно шесть) крепких заточенных стальных пластин – «перьев». Классический вид этого оружия оформился к середине XIII века. Вес классического шестопера достигал 700 г. Длиной шестопёр был около 70 сантиметров, и держали его обычно одной рукой за рукоять, отделённую металлическим кольцом, выполняющим также функции гарды. Иногда на шестопёре ставился крюк для захвата вражеского оружия. Небольшой вес шестопёра давал возможность достаточно легко управлять им, и исходным положением для атаки часто было подвешенное. Из этого положения было удобнее поймать крюком оружие врага или провести кистевой удар. Техника боя с шестопёром была предельно проста – размахнулся и наноси удар, посильнее, лучше в голову.
От такого удара не защитит ни один шлем, не говоря уж о нательных доспехах. Колющий, вернее, тычковый удар тоже выходит неслабый. Отбить тяжелую дубинку в ближнем бою, в плотной толпе нелегко. Эти дубинки имели также кожаную петлю. Назначение этой петли – двоякое. 1. Если противник от тебя на большом расстоянии – эффективнее использовать копье и не подпускать его близко. Дубинка висит на руке, и как только враг подошел на расстояние удара – копье бросается и начинается ближний бой. 2. Висящий на руке шестопер в ближнем бою – как раз кстати! Кроме того, если сильным ударом дубинка выбита из сжатого кулака, она лишь повиснет, а не улетит.
Классическая булава с сплошным металлическим навершием из-за сильного смещения центра тяжести в сторону ударной части и большой инерции требовала от воина значительной выносливости и была плохо пригодна для защиты, так как не позволяла выполнять достаточно быстрые движения.
Развитие кузнечного дела позволило оружейникам массово создавать перначи, головки которых состояли из прочно сваренных стальных пластин.
Опыт многочисленных сражений показал, что пернач с шестью ребрами, названый шестопером, наиболее оптимально сочетал малый вес ударной части,прочность и атакующие качества. Его перья необходимо было ковать из прочной стали, так как соприкасаясь с ударяемой поверхностью под углом от 60° до 120°, они не должны ломаться или гнуться даже при самых сильных ударах.
Шестопер являлся более сложным и дорогим оружием чем обычная булава. Форма ребер перначей и шестоперов была самой разнообразной: прямоугольной, полукруглой, треугольной, фигурной.
Для Ближнего Востока наиболее характерной для перьев являлась округлая форма. Иногда из перьев выступали шипы. В поздних вариантах европейских шестоперов XVI и XVII веков особенно часто лопасть имела форму близкую к треугольной с вытянутым и вертикально приплюснутым острием. Это позволяло эффективно разрушать доспехи и щиты не застревая в них.
Шестоперы с деревянным древком были довольно легкими и весили от 400 граммов, но для борьбы с воинами в дорогих тяжелых доспехах необходимы были более увесистые, полностью железные варианты этого оружия. Облегченная по сравнению с классической булавой головка сделала шестопер более сбалансированным.
Цельнометаллическим шестопером стало возможным не только наносить сильные размашистые удары, но и выполнять быстрые короткие движения, необходимые для парирования тяжелых вражеских клинков. Для того, чтобы остановить скользящее по железному древку лезвие противника в верхней части рукояти устанавливался защитный диск. Нижний край рукояти также заканчивался диском, позволявшим надежно удерживать шестопер даже ослабив хват, что было необходимо для выполнения быстрых движений. Ударная часть закреплялась на железном древке с помощью фигурной гайки, либо расклепыванием верхнего окончания древка.
Европейская деревянная булава XII-XIII веков с длинными железными шипами. Рукоять обернута черной кожей.
Интересно, что ни в Западной Европе, ни в Азии этот тип оружия не получил такого распространения, как в средневековой Руси. Почему, интересно? Видимо, причиной стала сложная технология изготовления данного вида оружия.
1. Рукоять изначально отковывалась отдельно, по крайней мере, очень на это похоже.
2. Голова ковалась целиком из единого куска. Те экспонаты, что находятся в музеях, не имеют видимых признаков сборки, этот факт отмечают многие эксперты.
3. Голова и рукоять сваривались, плюс приваривалась небольшая кольцевая гарда – защита для рук.
Первые варианты шестопёра, появившиеся, предположительно, в начале XIII в., имели общую длину около 60-70 см, треугольное сечение ребер, весили 1,8-2,7 кг. К концу XIV – началу XV вв. шестопёр стал легче примерно вдвое. Наибольшее распространение шестопёр получил в XV-XVII вв., далее распространение огнестрельного оружия с навесным штыком сделало этот вид оружия просто неэффективным. Потом уменьшенный, богато украшенный, он стал служить символом власти военачальников. «Дожил» он в таком виде почти до наших дней.
Запорожский казачий полковник Иван Богун (1618 — 1664) с полковничьим шестопером за поясом.
Как и булава, пернач и шестопер признавался знаком власти в основном в странах Восточной Европы: Польше, Венгрии, Русском царстве. В том числе у русских казачьих атаманов, а также у кошевого атамана Запорожской Сечи или у гетмана Войска Запорожского. В Запорожье специальные шестоперы давали от имени Войска Запорожского купцам, чужеземным послам. Они служили охранным знаком, который показывал, что эти люди находятся под защитой Войска Запорожского. Булава, пернач и шестопёр как разновидность пернача остались на вооружении почетной стражи: во времена Генриха IV у парижских швейцаров, или стражников ворот, а в наши дни — на службе швейцарской гвардии Ватикана.
Царский скипетр, по мнению некоторых оружейных историков — это также близкий родственник шестопёра.
[media=https://www.youtube.com/watch?fe
ature=player_embedded&v=ix7xIOw-mHY
]
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии2