Охота за линкором, или непотопляемый «Нельсон»
Линейный корабль «Нельсон» и его собрат «Родней» обладали
уникальным узнаваемым силуэтом — три орудийные башни
главного калибра размещались перед надстройкой. Корабль
оставался в строю с 1930 по 1948 гг.
уникальным узнаваемым силуэтом — три орудийные башни
главного калибра размещались перед надстройкой. Корабль
оставался в строю с 1930 по 1948 гг.
Во время Битвы за Атлантику немецкие подводные лодки отправили на дно около 200 военных кораблей противника. Атака вражеского корабля считалась весьма почётным делом и в случае успеха не оставалась без награды, но она не была приоритетной, так как главной целью для подлодок всегда оставались торговые суда. Исключение делалось лишь для крупных кораблей – авианосцев и линкоров, потопление которых сулило немедленное награждение Рыцарским крестом.
Неудивительно, что немецкие подводники страстно мечтали о встрече с такой «добычей» и атаковали тяжёлые корабли при первой возможности. Такая охота часто сопровождалась курьёзами, которые были связаны с ошибками в опознавании цели. Героем двух подобных историй стал английский линкор «Нельсон» (HMS Nelson), который дважды был «торпедирован» немецкими подлодками.
Ошибка в радиограмме
5 декабря 1939 из Киля вышла в море подводная лодка U 23 (тип IIB) под командованием капитан-лейтенанта Отто Кречмера (Otto Kretschmer), получившая задание действовать против судоходства в районе северо-восточного побережья Шотландии и у Шетландских островов. 7 декабря в 23:26 при смене позиции лодка обнаружила и атаковала конвой из четырёх судов, но торпеды прошли мимо целей. Успеха Кречмер добился спустя полчаса, атаковав и потопив одиночный пароход «Скотия» (Scotia, 2400 тонн), шедший под флагом нейтральной Дании.
Спустя четыре дня произошёл любопытный казус. Ночью 12 декабря U 23, находясь у Шетландских островов, в 02:08 выпустила поочерёдно две торпеды в эсминец, который стоял на якоре в проливе Йелл-Саунд. Одна из торпед взорвалась, и в воздухе вырос высокий столб пламени. На лодке решили, что торпедировали корабль, о чём доложили в штаб. Однако никаких потерь в эсминцах британцы в этот день в этом районе не понесли, а торпеды, вероятнее всего, попали в скалу, которую в темноте на U 23 приняли за военный корабль.
Подводная лодка U 23 попала в объектив фотографа в довоенное
время, о чем свидетельствует крупный номер на рубке — с началом
боевых действий он был закрашен
время, о чем свидетельствует крупный номер на рубке — с началом
боевых действий он был закрашен
Канадский исследователь Теренс Робертсон в своей книге-биографии Отто Кречмера рассказывает забавную историю: когда Кречмер понял свою ошибку, то послал в штаб юмористический доклад: «Торпедировали скалу. Не затонула». Это имело определённые последствия, когда U 23 вернулась на базу:
Для Кречмера случай со скалой закончился каламбуром, но история имеет свойство повторяться, и казус с «Нельсоном» получил продолжение. Правда, в этот раз героем, торпедировавшим британский линкор, стал уже другой будущий немецкий ас.
Эскадра из камня
13 января 1940 года из Вильгельмсхафена вышла в поход подлодка U 25 (тип IA) под командованием капитан-лейтенанта Виктора Шютце (Viktor Schütze). Командир лодки получил приказ выйти в Атлантику, обогнув Британские острова с севера, и, добравшись до Бискайского залива, начать патрулирование подходов к нему. Начало похода было удачным – днём 17 января U 25 потопила два судна: британское «Ползелла» (Polzella, 4751 тонна) и норвежское «Энид» (Enid, 1140 тонн).
Погрузка торпеды в носовой отсек подводной лодки U 25
Записав на свой счёт почти 6000 тонн, на следующий день Шютце продолжил охоту. Находясь к северу от Гебридских островов, U 25 встретила затемнённое судно, шедшее в охранении сторожевика. Лодка вышла в атаку и в течение получаса произвела три одиночных торпедных залпа. Первая и третья торпеды попали в цель, и через 27 минут после второго попадания судно затонуло. За это время эскорт успел подобрать его экипаж из воды, после чего, обнаружив субмарину в надводном положении, загнал её под воду артогнём и сбросил вдогонку глубинные бомбы. Но судьба благоволила Шютце, и U 25 благополучно ушла от преследователя. Потопленным судном оказалась шведское «Пайяла» (Pajala, 6873 тонны), которое в сопровождении британского траулера ПЛО шло в Керкуолл для досмотра на предмет контрабанды.
К вечеру 18 января лодка находилась к северу от Шотландии у острова Сула Сгейр. В 19:12, находясь на небольшом расстоянии от этого острова, Шютце заметил тени двух больших кораблей, идущих в кильватерной колонне. На лодке идентифицировали их как линкоры. В 19:20 Шютце с расстояния в 1200 метров выпустил торпеду в самый большой корабль, который опознал как линкор «Нельсон», но промахнулся. Лодка сделала разворот для того, чтобы атаковать цель из кормовых аппаратов, но в этот момент, сблизившись, Шютце отчётливо увидел – то, что он принял за корабли, на самом деле оказалось скалами! В журнале боевых действий U 25 Шютце с раздражением отметил: «Это Сула Сгейр – скала, в которую я не смог попасть из-за слишком большого расстояния!»
При большом желании скалы острова Сула Сгейр вполне можно
принять за вражескую эскадру
принять за вражескую эскадру
Недовольство командира лодки вполне объяснимо. Досада Шютце заключалась в том, что он не только потратил драгоценную торпеду впустую, но и даже не смог попасть в скалу, которую принял за вражеский линкор. Командир U 25 был крайне недоволен собой, но в штаб о своей атаке «военного корабля противника» докладывать не стал.
Возможно, Шютце не обладал таким чувством юмора, как Кречмер, или же знал об истории, приключившейся ранее с U 23, поэтому не захотел выставить себя на посмешище. Если в случае с U 23 Кречмер был уверен, что атакует эсминец, то Шютце повысил статус шотландских скал до уровня линкора. Правда, командир U 25 лишил доктора Геббельса возможности протрубить о торпедировании британского линкора, вовремя заметив свою ошибку.
Неудачники мнимых атак на «Нельсон» — командир U 23
капитан-лейтенант Отто Кречмер и командир U 25
капитан-лейтенант Виктор Шютце
капитан-лейтенант Отто Кречмер и командир U 25
капитан-лейтенант Виктор Шютце
Стоит отметить, что настоящий «Нельсон» тоже не избежал атак немецких подлодок. Рано утром 30 октября 1939 года западнее Оркнейских островов U 56 капитан-лейтенанта Вильгельма Цана (Wilhelm Zahn) атаковала британскую эскадру в составе линейного крейсера «Худ» (HMS Hood), линкоров «Родней» (HMS Rodney) и «Нельсон», а также 10 эсминцев. Цан выпустил по «Нельсону» три торпеды, но испытал жестокое разочарование – на лодке слышали звук металлического удара, который приняли за попадание несработавших торпед в корабль. По непроверенной информации, на «Нельсоне» в тот момент находился весь цвет британского флота: командующий флотом Метрополии адмирал сэр Чарльз Форбс, Первый морской лорд сэр Дадли Паунд, Первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль. Но если в тот день судьба благоволила «Нельсону», то спустя месяц она от него отвернулась. 4 декабря 1939 года линкор получил тяжёлые повреждения, подорвавшись на мине, установленной немецкой лодкой U 31 на входе в залив Лох-Эве. Ущерб от взрыва оказался настолько серьёзным, что корабль был вынужден пройти полугодовой ремонт в Портсмуте и вернулся в строй только 8 июня 1940 года.
* * *
Если провести аналогию обоих случаев ошибочных атак с настоящей охотой на зверя, то, вероятно, не один охотник на хищника стрелял в тайге в колоду или пень, принимая их за тигра или медведя. Гораздо хуже, пожалуй, когда за пень, наоборот, принимают тигра или медведя. Стоит отметить, что для Шютце и Кречмера всё закончилось благополучно, но если бы за скалы были приняты настоящие корабли, то повода для шуток у подводников в не было бы.
Первый вахтофицер U 23 Адальберт Шнее
курит трубку на мостике лодки
курит трубку на мостике лодки
Любопытным фактом представляется то, что практически все главные участники этих событий впоследствии стали известными подводниками. Кречмер и Шютце вошли в пятёрку лучших немецких подводных асов Второй мировой. Их вахтенные офицеры Адальберт Шнее (Adalbert Schnee), Айтель-Фридрих Кентрат (Eitel-Friedrich Kentrat) и Ганс-Дитрих фон Тизенгаузен (Hans-Dietrich von Tiesenhausen), став командирами подлодок, также стали асами, а последнему даже удалось торпедировать и потопить настоящий линкор. 25 ноября 1941 года торпеды U 331 капитан-лейтенанта фон Тизенгаузена отправили на дно Средиземного моря британский линейный корабль «Бархэм».
Но сначала были скалы…
Комментарии4