Почему тюремная форма полосатая
Это сегодня тюремная форма ассоциируется с оранжевой, серой, красной. а некоторое время назад — она была зачастую полосатая. Вообще история полосатой тюремной одежды скрывается в темном европейском средневековье и полна смертей, религиозного фанатизма и абсурдности.
Полосатая форма — это классический вариант одежды для заключенных. Столь необычное одеяние объясняется двумя причинами. Во-первых, такая одежда облегчает поимку сбежавшего — она хорошо заметна для тех, кто ловит беглеца, а местные жители, увидев его, сразу понимают, что это именно бежавший заключенный, а не вышедший прогуляться турист. Во-вторых, необходимость носить необычную и одинаковую для всех заключенных одежду оказывает определенное психологическое влияние, подавляя волю и отделяя заключенных от свободных людей. Казалось бы, с полосатой робой для заключенных все понятно. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд.
Гонения и неприятие обществом — странный процесс, причины которого могут быть весьма и весьма сложными. Они могут крыться в культуре народа, религиозных взглядах, точке зрения правящей элиты и множестве других причин. Но то, что произошло с тканью в полоску, лежит вне формальной логики.
В 1310 году в французском Руане один сапожник был приговорен судом к смерти за то, что «был пойман в полосатой одежде». Этот необычный прецедент демонстрирует то, как в средние века относились к полосатой одежде. Об истории гонений на полосатую ткань написана книга «Дьявольская одежда: история полосок и полосатой ткани». Ее автором стал историк Мишель Пастуро — один из лучших специалистов.
В предисловии к своей книге Пастуро пишет, что, «начиная с XII-XIII столетия, сохранилась обильная документация, свидетельствующая о том, что полосатая одежда считалась позорной, унизительной и прямо-таки дьявольской». Полосатое платье носили палачи и проститутки. Помимо палачей и проституток, в средневековой Европе полосатые костюмы полагалось носить разного рода изгоям — циркачам, шутам, прокаженным, калекам, еретикам и незаконнорожденным детям.
Неприятная история произошла в 13-м веке с монахами ордена кармелитов. Они базировались в Палестине и были далеки от европейских предрассудков. Руководству ордена пришла в голову мысль завести новую форму, пошив рясы в коричневую и белую полоски. Для этого даже нашлась библейская аллюзия — ветхозаветный пророк Илия исчезает в небе на огненной колеснице, оставив за собой выжженные на белом облаке коричневые следы колес. Но модные рясы не пришлись по вкусу первым встреченным европейцам.
Кармелитов забрасывали камнями и свистом. Конфликт дошел до самого папы Александра IV, который высшим указом запретил ношение полосатых ряс. Кармелиты не пошли на поводу у предрассудков и на протяжении четверти века не следовали указу. Тем не менее Ватикану удалось настоять на своем и окончательная булла Бонифация VIII запретила полоски всем без исключения католическим монашеским орденам в мире.
По сей день нет единого мнения о том, откуда взялась дурная репутация полосок в одежде. Историк Пастуро предполагает, что это произошло от вольного толкования библейской цитаты «Не надевай на себя одежды двойной». С другой стороны, это могло произойти из-за того, что полосатая одежда скрадывала силуэт и могла быть расценена как попытка маскировки. Но ни первая, ни вторая гипотеза не могут объяснить причины странной ненависти средневековых европейцев к этой расцветке.
Дьявольский характер полоски распространялся и на животных, которых природа так причудливо раскрасила. Пособниками черта считались не только черные, но и полосатые коты, тигры, змеи, гиены. Странная история получилась и с зебрами, о существовании которых в средние века знали очень и очень немногие. Католические натуралисты, как один, причислили зебру к разряду «дьявольских» животных, где зебра пробыла вплоть до Реформации, пока ее не оправдали новые поколения зоологов.
Финал дьявольской истории полоски пришелся на конец XVIII века. Революции произошли не только во Франции и Новом Свете, но и в сознании обывателей. Полоска больше не воспринималась как табу. Наоборот, началась тотальная мода на полосатую ткань – от одежды до обивки мебели и стен. О флаге США, который появился как раз в то время, не стоит и вспоминать.
Пройдя долгий путь от средневековья, страх общества перед полосками воплотился в появлении полосатой униформы для заключенных.Полосатая униформа появилась в США в 19-ом веке вместе с возникновением двух тюремных систем. Пенсильванская система была придумана квакерами и поощряла раскаяние путем принуждения заключенных жить и работать в одиночных камерах. Обернская система организовала специальные отрасли промышленности, разрешая заключенным работать коллективно в течение дня при строгих условиях: им не позволяли говорить друг с другом, каждое их движение жестко регламентировалось, волосы были одинаково коротко подстрижены, и они носили полосатую униформу.
Такая форма одежды просуществовала около века. Последними, кто носил полосатую одежду (если не считать узников концлагерей нацистской Германии), были англичане. Женщины до 1971 года, а мужчины до 1991 го носили платья и рубашки в белую и синюю полоски. Дело доходило до курьезов. После того как ношение униформы отменили, разрешив заключенным носить обычную одежду, многие продолжали следовать традиции и заказывать себе полосатые одежды у вольных портных.
Заключенные тюрьмы на северо-востоке штата Флорида, США, красят стены одного из зданий, принадлежащих университету Флориды. Полосатая форма — это классический вариант одежды для заключенных. Столь необычное одеяние объясняется двумя причинами. Во-первых, такая одежда облегчает поимку сбежавшего — она хорошо заметна для тех, кто ловит беглеца, а местные жители, увидев его, сразу понимают, что это именно бежавший заключенный, а не вышедший прогуляться турист. Во-вторых, необходимость носить необычную и одинаковую для всех заключенных одежду оказывает определенное психологическое влияние, подавляя волю и отделяя заключенных от свободных людей. Впрочем, до первой половины XIX века заключенных никто спецодеждой не обеспечивал. Кое-где так было и в начале ХХ века.
В Европе последними, кто носил полосатую одежду (если не считать узников концлагерей нацистской Германии), были англичане. Женщины до 1971 года, мужчины до 1991 го носили платья и рубашки в белую и синюю полоски. Дело доходило до курьезов. После того как ношение униформы отменили, разрешив заключенным носить обычную одежду, один из них заказал на воле все ту же тюремную рубашку в полоску. Этим человеком оказался глава ист-эндского гангстерского синдиката Реджинальд Крей, которого служители британской Фемиды отправили за решетку на всю оставшуюся жизнь. Так вот, его товарищи, оставшиеся на свободе, такую рубашку ему переслали. Правда, если раньше подобное одеяние делали из саржи, раскраивая ее по прямой с целью экономии ткани, что превращало изделие в бесформенный
укороченный балахон, то на этот раз в тюрьму пришла посылка с десятком рубашек знаменитой фирмы «Хэрродс», выполненных из высококачественного трикотажа по фигуре заказчика. По словам пресссекретаря Крея, таким образом его босс решил выделить себя из числа «мелкоты».
А «мелкота» сегодня одета действительно разношерстно. По тюремным законам, у вновь поступившего отбирается вся его верхняя одежда, а взамен выдается казенная, приобретенная в «секонд-хэнде». Так вот одному зеку вручили тесную рубашку розового цвета с изображением котят и утят и плотно облегающие слаксы, которые носят гомосексуалисты. Товарищ по камере резонно посоветовал парню добиться у администрации разрешения поменять одежду, а то как бы чего не вышло. В результате переговоров бедолага все-таки стал обладателем обычных маек и джинсов.
Неоднозначную реакцию в американской женской тюрьме «Хэллуэй» вызвало открытие в 2006 году при исправительном учреждении магазина сети «Глэд Рэгз» («Любая одежда»). Дело в том, что, как оказалось, там можно купить накидку, отороченную мехом, от «Алессандро Дель Аква» или оранжевое платье из сатина и жоржета от «Валентино». Это, конечно, лучше, чем бесформенные платья из саржи, сделанные по примитивному лекалу, которые выпускали мастерские при тюрьмах начиная с 1960 года. Но оказалось, только считанным узницам такая покупка была по карману.
Впрочем, у женщин, отбывающих наказание в некоторых тюрьмах США, есть возможность не только создавать для себя наряды в мастерских при тюрьмах, но и щеголять в них на различных конкурсах красоты. В некоторых, поскольку в Новом Свете единой пенитенциарной системы не существует, поэтому порядки, в том числе и форму одежды в тюрьмах, устанавливают власти штатов, так же как и в ФРГ, где исправительные заведения находятся в ведении властей федеральных земель. Поэтому в американских тюрьмах можно видеть их обитателей в униформе синего, цвета хаки и даже оранжевого. Кстати, в США была введена первая метка на робе заключенного. В 1870 году некто сэр Эдмонд Дью, которому была поручена реформа тюрем, приказал нанести на одежду заключенных стрелу, которая, по его мнению, почему-то являлась символом стыда.
Любопытно, что американцы ко всему прочему стали законодателями течения в мировой моде под названием «хип-хоп». Дело в том, что долгое время заключенных одевали в мешковатые штаны и балахоны одного большого размера. А по фигуре одеяние подгонялось с помощью веревок. Сегодня подобные одеяния, украшенные не только стразами, но и драгоценностями, предлагают в престижных бутиках. Между прочим, тюремная униформа, пошитая в тюремных мастерских и идущая на волю, например, в Германии пользуется огромной популярностью у любителей экзотики.
В настоящее время основополагающим документом для всех тюремных ведомств являются принятые ООН в 1955 году «Минимальные стандартные правила обращения с заключенными». В частности, в них говорится: «Заключенным, не имеющим право носить гражданскую одежду, следует выдавать комплект обмундирования, соответствующий данному климату и позволяющий поддерживать их здоровье в удовлетворительном состоянии. Эта одежда не должна быть ни оскорбляющей, ни унижающей. Одежда должна содержаться в чистоте и исправности, стирку и выдачу свежего белья следует осуществлять в соответствии с требованиями гигиены. В исключительных случаях, когда заключенный покидает заведение с разрешения властей, ему следует разрешать переодеваться в собственное платье или другую, не бросающуюся в глаза одежду».
Любопытно, но три года тому назад за последнюю фразу уцепился некто Джо Лайен, отбывавший наказание в одной из тюрем штата Пенсильвания, где до сих пор заключенные носят униформу. Так вот, предприимчивый американец добился разрешения на создание фирмы, которая занималась прокатом гражданской одежды в тюрьмах. Обоснован этот бизнес тем, что заключенные хотят сфотографироваться в прикиде, а не казенной форме, чтобы переслать снимки родным и знакомым.
Что же касается западноевропейских стран, то в большинстве из них заключенные уже давно носят одежду с воли. В Австралии униформа заключенных состоит из шорт и рубашки, на африканском континенте в некоторых относительно богатых странах узники носят такую же одежду, в слаборазвитых — либо донашивают свои обноски, либо носят казенную «мдивану» — балахон. Филиппинские же тюремные власти скопировали униформу для своих подопечных с американских коллег — комбинезоны оранжевого цвета. Кстати, в 2009 году 1,5 тысячи заключенных в тюрьме города Себу в память о Майкле Джексоне исполнили в присутствии туристов во дворе острога знаменитый, ставший «оранжевым» танец из клипа.
В 1310 году в французском Руане один сапожник был приговорен судом к смерти за то, что «был пойман в полосатой одежде». Этот необычный прецедент демонстрирует то, как в средние века относились к полосатой одежде. Об истории гонений на полосатую ткань написана книга «Дьявольская одежда: история полосок и полосатой ткани». Ее автором стал историк Мишель Пастуро — один из лучших специалистов.
В предисловии к своей книге Пастуро пишет, что, «начиная с XII-XIII столетия, сохранилась обильная документация, свидетельствующая о том, что полосатая одежда считалась позорной, унизительной и прямо-таки дьявольской». Полосатое платье носили палачи и проститутки. Помимо палачей и проституток, в средневековой Европе полосатые костюмы полагалось носить разного рода изгоям — циркачам, шутам, прокаженным, калекам, еретикам и незаконнорожденным детям.
Неприятная история произошла в 13-м веке с монахами ордена кармелитов. Они базировались в Палестине и были далеки от европейских предрассудков. Руководству ордена пришла в голову мысль завести новую форму, пошив рясы в коричневую и белую полоски. Для этого даже нашлась библейская аллюзия — ветхозаветный пророк Илия исчезает в небе на огненной колеснице, оставив за собой выжженные на белом облаке коричневые следы колес. Но модные рясы не пришлись по вкусу первым встреченным европейцам.
Кармелитов забрасывали камнями и свистом. Конфликт дошел до самого папы Александра IV, который высшим указом запретил ношение полосатых ряс. Кармелиты не пошли на поводу у предрассудков и на протяжении четверти века не следовали указу. Тем не менее Ватикану удалось настоять на своем и окончательная булла Бонифация VIII запретила полоски всем без исключения католическим монашеским орденам в мире.
По сей день нет единого мнения о том, откуда взялась дурная репутация полосок в одежде. Историк Пастуро предполагает, что это произошло от вольного толкования библейской цитаты «Не надевай на себя одежды двойной». С другой стороны, это могло произойти из-за того, что полосатая одежда скрадывала силуэт и могла быть расценена как попытка маскировки. Но ни первая, ни вторая гипотеза не могут объяснить причины странной ненависти средневековых европейцев к этой расцветке.
Дьявольский характер полоски распространялся и на животных, которых природа так причудливо раскрасила. Пособниками черта считались не только черные, но и полосатые коты, тигры, змеи, гиены. Странная история получилась и с зебрами, о существовании которых в средние века знали очень и очень немногие. Католические натуралисты, как один, причислили зебру к разряду «дьявольских» животных, где зебра пробыла вплоть до Реформации, пока ее не оправдали новые поколения зоологов.
Финал дьявольской истории полоски пришелся на конец XVIII века. Революции произошли не только во Франции и Новом Свете, но и в сознании обывателей. Полоска больше не воспринималась как табу. Наоборот, началась тотальная мода на полосатую ткань – от одежды до обивки мебели и стен. О флаге США, который появился как раз в то время, не стоит и вспоминать.
Пройдя долгий путь от средневековья, страх общества перед полосками воплотился в появлении полосатой униформы для заключенных.Полосатая униформа появилась в США в 19-ом веке вместе с возникновением двух тюремных систем. Пенсильванская система была придумана квакерами и поощряла раскаяние путем принуждения заключенных жить и работать в одиночных камерах. Обернская система организовала специальные отрасли промышленности, разрешая заключенным работать коллективно в течение дня при строгих условиях: им не позволяли говорить друг с другом, каждое их движение жестко регламентировалось, волосы были одинаково коротко подстрижены, и они носили полосатую униформу.
Такая форма одежды просуществовала около века. Последними, кто носил полосатую одежду (если не считать узников концлагерей нацистской Германии), были англичане. Женщины до 1971 года, а мужчины до 1991 го носили платья и рубашки в белую и синюю полоски. Дело доходило до курьезов. После того как ношение униформы отменили, разрешив заключенным носить обычную одежду, многие продолжали следовать традиции и заказывать себе полосатые одежды у вольных портных.
Заключенные тюрьмы на северо-востоке штата Флорида, США, красят стены одного из зданий, принадлежащих университету Флориды. Полосатая форма — это классический вариант одежды для заключенных. Столь необычное одеяние объясняется двумя причинами. Во-первых, такая одежда облегчает поимку сбежавшего — она хорошо заметна для тех, кто ловит беглеца, а местные жители, увидев его, сразу понимают, что это именно бежавший заключенный, а не вышедший прогуляться турист. Во-вторых, необходимость носить необычную и одинаковую для всех заключенных одежду оказывает определенное психологическое влияние, подавляя волю и отделяя заключенных от свободных людей. Впрочем, до первой половины XIX века заключенных никто спецодеждой не обеспечивал. Кое-где так было и в начале ХХ века.
В Европе последними, кто носил полосатую одежду (если не считать узников концлагерей нацистской Германии), были англичане. Женщины до 1971 года, мужчины до 1991 го носили платья и рубашки в белую и синюю полоски. Дело доходило до курьезов. После того как ношение униформы отменили, разрешив заключенным носить обычную одежду, один из них заказал на воле все ту же тюремную рубашку в полоску. Этим человеком оказался глава ист-эндского гангстерского синдиката Реджинальд Крей, которого служители британской Фемиды отправили за решетку на всю оставшуюся жизнь. Так вот, его товарищи, оставшиеся на свободе, такую рубашку ему переслали. Правда, если раньше подобное одеяние делали из саржи, раскраивая ее по прямой с целью экономии ткани, что превращало изделие в бесформенный
укороченный балахон, то на этот раз в тюрьму пришла посылка с десятком рубашек знаменитой фирмы «Хэрродс», выполненных из высококачественного трикотажа по фигуре заказчика. По словам пресссекретаря Крея, таким образом его босс решил выделить себя из числа «мелкоты».
А «мелкота» сегодня одета действительно разношерстно. По тюремным законам, у вновь поступившего отбирается вся его верхняя одежда, а взамен выдается казенная, приобретенная в «секонд-хэнде». Так вот одному зеку вручили тесную рубашку розового цвета с изображением котят и утят и плотно облегающие слаксы, которые носят гомосексуалисты. Товарищ по камере резонно посоветовал парню добиться у администрации разрешения поменять одежду, а то как бы чего не вышло. В результате переговоров бедолага все-таки стал обладателем обычных маек и джинсов.
Неоднозначную реакцию в американской женской тюрьме «Хэллуэй» вызвало открытие в 2006 году при исправительном учреждении магазина сети «Глэд Рэгз» («Любая одежда»). Дело в том, что, как оказалось, там можно купить накидку, отороченную мехом, от «Алессандро Дель Аква» или оранжевое платье из сатина и жоржета от «Валентино». Это, конечно, лучше, чем бесформенные платья из саржи, сделанные по примитивному лекалу, которые выпускали мастерские при тюрьмах начиная с 1960 года. Но оказалось, только считанным узницам такая покупка была по карману.
Впрочем, у женщин, отбывающих наказание в некоторых тюрьмах США, есть возможность не только создавать для себя наряды в мастерских при тюрьмах, но и щеголять в них на различных конкурсах красоты. В некоторых, поскольку в Новом Свете единой пенитенциарной системы не существует, поэтому порядки, в том числе и форму одежды в тюрьмах, устанавливают власти штатов, так же как и в ФРГ, где исправительные заведения находятся в ведении властей федеральных земель. Поэтому в американских тюрьмах можно видеть их обитателей в униформе синего, цвета хаки и даже оранжевого. Кстати, в США была введена первая метка на робе заключенного. В 1870 году некто сэр Эдмонд Дью, которому была поручена реформа тюрем, приказал нанести на одежду заключенных стрелу, которая, по его мнению, почему-то являлась символом стыда.
Любопытно, что американцы ко всему прочему стали законодателями течения в мировой моде под названием «хип-хоп». Дело в том, что долгое время заключенных одевали в мешковатые штаны и балахоны одного большого размера. А по фигуре одеяние подгонялось с помощью веревок. Сегодня подобные одеяния, украшенные не только стразами, но и драгоценностями, предлагают в престижных бутиках. Между прочим, тюремная униформа, пошитая в тюремных мастерских и идущая на волю, например, в Германии пользуется огромной популярностью у любителей экзотики.
В настоящее время основополагающим документом для всех тюремных ведомств являются принятые ООН в 1955 году «Минимальные стандартные правила обращения с заключенными». В частности, в них говорится: «Заключенным, не имеющим право носить гражданскую одежду, следует выдавать комплект обмундирования, соответствующий данному климату и позволяющий поддерживать их здоровье в удовлетворительном состоянии. Эта одежда не должна быть ни оскорбляющей, ни унижающей. Одежда должна содержаться в чистоте и исправности, стирку и выдачу свежего белья следует осуществлять в соответствии с требованиями гигиены. В исключительных случаях, когда заключенный покидает заведение с разрешения властей, ему следует разрешать переодеваться в собственное платье или другую, не бросающуюся в глаза одежду».
Любопытно, но три года тому назад за последнюю фразу уцепился некто Джо Лайен, отбывавший наказание в одной из тюрем штата Пенсильвания, где до сих пор заключенные носят униформу. Так вот, предприимчивый американец добился разрешения на создание фирмы, которая занималась прокатом гражданской одежды в тюрьмах. Обоснован этот бизнес тем, что заключенные хотят сфотографироваться в прикиде, а не казенной форме, чтобы переслать снимки родным и знакомым.
Что же касается западноевропейских стран, то в большинстве из них заключенные уже давно носят одежду с воли. В Австралии униформа заключенных состоит из шорт и рубашки, на африканском континенте в некоторых относительно богатых странах узники носят такую же одежду, в слаборазвитых — либо донашивают свои обноски, либо носят казенную «мдивану» — балахон. Филиппинские же тюремные власти скопировали униформу для своих подопечных с американских коллег — комбинезоны оранжевого цвета. Кстати, в 2009 году 1,5 тысячи заключенных в тюрьме города Себу в память о Майкле Джексоне исполнили в присутствии туристов во дворе острога знаменитый, ставший «оранжевым» танец из клипа.
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии2