Крылатая ракета подводных лодок П-10
Один из испытательных запусков осени 1957 года
В середине пятидесятых годов советские конструкторы начали разработку нескольких новых крылатых ракет для военно-морского флота. В конце десятилетия на вооружение подводных лодок была принята ракета П-5, созданная в ОКБ-52. В дальнейшем на ее базе были созданы несколько новых ракетных комплексов. Параллельно с П-5 разрабатывалось изделие П-10, которое должно было составить ей конкуренцию. В ходе испытаний ракета П-5 показала более высокие характеристики, после чего была принята на вооружение. Проект П-10 был закрыт, однако остался в истории отечественной ракетной техники.
В 1954 году было принято решение о создании новых самолетов-снарядов (крылатых ракет) для вооружения перспективных подводных лодок. Подобное оружие предназначалось для поражения площадных надводных и береговых целей с заранее известными координатами. В соответствии с постановлением Совмина, определявшим требования к новому вооружению, стартовала разработка двух проектов. ОКБ-52 под руководством В.Н. Челомея занялось ракетой П-5, а в ОКБ-49, возглавляемом Г.М. Бериевым, начались работы по проекту П-10.
Целью двух проектов было создание новой управляемой ракеты с дальностью полета не менее 300 км, способной доставлять к площадной цели фугасную или специальную боевую часть. Перспективная ракета должна была стать главным ударным оружием подводных лодок нового типа. В связи с этим требовалось разработать не только ракету, но и системы для ее хранения и запуска с субмарины.
Ракета П-10 на пусковой установке, смонтированной на подлодке Б-64. Осень 1957 г.
Разработка проекта П-10 была связана с заметными трудностями. До получения соответствующего приказа ОКБ-49 занималось только авиационной техникой и ни разу не проектировало ракетные системы. Как следствие, специалистам КБ Г.М. Бериева понадобилась помощь. В порядке изучения новых технологий бюро обратилось за помощью к коллегам. Ряд специалистов ОКБ-49 отправился в командировки в другие организации, занимавшиеся созданием крылатых ракет. Освоение чужого опыта позволило решить основные конструкторские задачи и успешно завершить проектирование нового ракетного комплекса.
Ракета П-10 предназначалась для вооружения подводных лодок, что сказалось на ее конструкции. Изделие должно было иметь минимальные габариты, позволяющие перевозить его в контейнере субмарины-носителя. Для выполнения подобных требований было решено использовать соответствующую компоновку ракеты, а также складное крыло. С помощью таких решений поперечные габариты изделия в транспортном положении удавалось сократить примерно вдвое относительно полетной конфигурации. Следует отметить, аналогичные идеи реализовывались и в проекте П-5, однако в нем применялись иные механизмы раскрытия крыла, способ запуска и т.д.
Крылатая ракета новой модели получила фюзеляж большого удлинения сложной формы. Предусматривался заостренный головной обтекатель, переходивший в цилиндрический агрегат фюзеляжа. В средней части фюзеляжа днище поднималось, уменьшая высоту конструкции перед воздухозаборником. В хвостовой части ракеты располагался маршевый турбореактивный двигатель, сопло которого выводилось через задний срез фюзеляжа.
В средней части фюзеляжа предлагалось крепить среднерасположенное крыло большой стреловидности. Крыло состояло из сравнительно узкого неподвижного центроплана и складных консолей. В транспортном положении консоли должны были складываться поворотом вверх, после чего поперечный габарит ограничивался только хвостовым оперением и стартовыми двигателями. В хвостовой части фюзеляжа предлагалось крепить стреловидный киль и горизонтальное оперение с заметным поперечным V. На крыле, стабилизаторе и киле предусматривались рули и элероны для управления во время полета. Ниже стабилизатора, на бортах моторного отсека, располагались крепления для двух стартовых двигателей, выполненных в виде цилиндрических блоков с соплами на хвостовых торцах.
Силовая установка ракеты П-10 должна была состоять из двух основных компонентов. Для первоначального разгона, набора скорости и высоты предлагалось использовать два твердотопливных стартовых двигателя ПРД-26. После выработки топлива эти изделия должны были сбрасываться. Для полета на основной части траектории был разработан новый турбореактивный маршевый двигатель. В ОКБ-300 в сотрудничестве с ОКБ-49 была создана короткоресурсная модификация двигателя РД-9Б под обозначением КРД-9. Это изделие могло развивать тягу до 2500 кгс, а снижение ресурса конструкции до минимально допустимых значений позволило упростить и удешевить производство.
По причине отсутствия альтернатив и из-за особенностей изначального технического задания ракеты П-5 и П-10 должны были оснащаться инерциальными системами наведения, способными обеспечить полет ракеты к указанной точке, но без возможности поиска цели и наведения прямо на нее. Таким образом, ракета П-10 получила автопилот с высотомером и набором другой аппаратуры. Перед запуском экипаж подлодки-носителя должен был вводить в память автопилота полетное задание, после чего тот самостоятельно мог вывести ракету в заданную точку с приемлемой точностью.
Новая ракета получила возможность несения фугасной и специальной боевых частей. В зависимости от тактической обстановки и полученной боевой задачи, подлодка могла уничтожить цель при помощи нескольких центнеров взрывчатого вещества или с использованием изделия РДС-4 мощностью 30 кт. Подобное боевое оснащение позволяло наносить заметный ущерб не только единичным целям, но и корабельным группам противника.
Готовая ракета разработки ОКБ-49 имела длину 11,125 м и крыло размахом 3740 мм (в разложенном виде). Общая высота изделия равнялась 1,7 м. За счет складного крыла поперечник ракеты мог уменьшаться примерно вдвое, однако другие средства уменьшения габаритов в транспортном положении не предусматривались. Таким образом, ракета П-10 требовала использования сравнительно крупного транспортного контейнера.
Проекции ракеты П-10. Рисунок Широкорад А.Б. "Оружие отечественного флота. 1945-2000"
Производить запуск перспективной ракеты предлагалось при помощи сравнительно сложной пусковой установки, включающей в себя транспортный контейнер, направляющие и другие устройства. Основным агрегатом, отвечающим за хранение всех других средств, был цилиндрический контейнер нужных габаритов. Контейнер предлагалось устанавливать неподвижно на прочном корпусе подлодки-носителя. Задний торец контейнера закрывался подвижной крышкой. Позади контейнера на легком корпусе должны были монтироваться специальные рельсы для перемещения пусковой установки.
По рельсам, оснащенным зубчатыми рейками, должна была перемещаться специальная тележка с креплениями и направляющими для ракеты. Для перемещения тележка имела электрический мотор с дистанционным управлением с пульта на посту управления ракетным комплексом. При подготовке к походу субмарины на тележке должна была закрепляться ракета П-10. Рельсы состояли из двух частей, т.н. промежуточной и стартовой рамы.
Следует напомнить, что в проекте П-5 специалистам ОКБ-52 удалось решить ряд важнейших задач и обеспечить сравнительно быстрый и простой старт ракеты. Всплыв на поверхность, носитель должен был поднимать контейнер ракеты на небольшой стартовый угол и открывать его крышки. После команды на запуск ракета включала пороховые двигатели и выходила из контейнера, двигаясь по коротким «нулевым» направляющим. Сразу после выхода из контейнера автоматика должна была раскрывать и фиксировать крыло. Создание требуемых систем, таких как автомат раскрытия крыла, заняло много времени, но подобные принципы, хорошо показав себя на практике, до сих пор активно применяются в области ракетного вооружения.
Старт ракеты П-10 должен был выглядеть иначе. После всплытия подлодка должна была открывать единственную крышку транспортного контейнера и выводить из него тележку с ракетой (хвостом вперед). Двигаясь к корме, тележка по рельсам вывозила ракету за пределы контейнера. В это время по отдельной команде с пульта выполнялось автоматическое раскрытие крыла. В крайнем заднем положении тележка должна была заезжать на рельсы стартовой рамы, оснащенной собственной гидравликой. Задачей последней был подъем рамы, тележки и ракеты на стартовый угол 20,5°. После подъема рама фиксировалась подкосами.
По имеющимся данным, аппаратура управления ракетным комплексом, устанавливаемая на носителе, имела интересную особенность. Все операции по подготовке к пуску ракеты должны были осуществляться в автоматическом режиме после нажатия всего на одну кнопку. По завершении всех операций комплекс был полностью готов к нажатию на другую кнопку – она отвечала за пуск ракеты и атаку цели.
По команде с пульта ракета должна была включать маршевый турбореактивный двигатель и выводить его на максимальные обороты. Старт осуществлялся путем одновременного запуска двух пороховых двигателей. С их помощью ракета сходила с коротких направляющих, проходила над рубкой подлодки и начинала свой полет. После выработки заряда ускорители предлагалось сбрасывать, и дальнейший полет должен был осуществляться при помощи собственного двигателя ракеты.
Характеристики силовой установки, запас топлива, автопилот и аэродинамика позволяли лететь на дальность до 600 км. Полет мог производиться на высотах от 200 до 400 м. По причине недостаточной точности работы инерциального наведения и отсутствия приборов для поиска цели на максимальной дальности ракета могла поражать только площадные цели сравнительно больших размеров.
В первой половине 1956 года были изготовлены несколько макетов ракеты П-10, которые предназначались для использования в летных испытаниях первого этапа. От полноценной боевой ракеты подобные изделия отличались набором оборудования и конструкцией. Помимо весового имитатора боевой части макеты получали упрощенную конструкцию планера. Так, вместо ряда металлических деталей были применены деревянные. Кроме того, макеты имели упрощенный состав бортового оборудования, поскольку предназначались для проведения бросковых испытаний и проверки работы стартовых систем.
Пусковая установка ракеты П-10 на подлодке проекта П611.
Рисунок Широкорад А.Б. "Огненный меч Российского флота"
Рисунок Широкорад А.Б. "Огненный меч Российского флота"
Первые испытания начались 21 июля 1956 года на одном из крымских полигонов. 21, 25 и 27 июля были выполнены три бросковых пуска с наземной установки, в ходе которых проверялась работа стартовых двигателей и механизмов их сброса. Сами макеты ракет, соответственно, падали на некотором расстоянии от пусковой установки. Изделия ПРД-26 и сопутствующая аппаратура хорошо показали себя, что позволило продолжить работы по проекту.
Испытания второго этапа проводились на полигоне Капустин Яр с применением качающегося стенда, построенного на основе контейнера СМ-49 для ракеты П-5. Исходное изделие дополнили набором рельсов, гидравликой подъема, транспортной тележкой и т.д. С 11 марта по 17 мая 1957 года такая система выполнила пять пусков ракет. При первых трех запусках стенд стоял неподвижно, а в двух последних имитировал килевую качку субмарины-носителя. В ходе этих запусков удалось довести дальность полета до 120 км. При этом скорость полета была заметно меньше расчетной. Проектом предусматривался полет с максимальной скоростью до 360 м/с, тогда как опытные изделия развивали лишь 320-350 м/с. Требовались некоторые доработки силовой установки и систем управления.
Одна из пяти опытных ракет, проверявшихся на полигоне Капустин Яр, была потеряна в результате аварии. После схода с пусковых направляющих один из стартовых двигателей не отделился, из-за чего изделие потеряло устойчивость и упало в паре километров от пусковой установки. Четыре другие ракеты в целом выполнили поставленные задачи и показали безаварийную работу аппаратуры, хотя и не смогли подтвердить расчетные летные характеристики.
Следующие проверки нового ракетного комплекса должны были осуществляться при помощи специально переоборудованной подводной лодки. Подготовка к этому началась еще в середине 1955 года. В соответствии с постановлением Совмина, ЦКБ-18 начало разработку проекта подлодки П611. Целью этого проекта было переоборудование субмарины проекта 611 с установкой пусковых систем и других приборов для применения ракеты П-10. Предполагались минимальные изменения конструкции, что позволяло построить опытовую лодку на базе существующей строевой субмарины.
В августе 1955 года был дан старт разработке проекта 642. Такая подлодка, основываясь на конструкции существующей техники, должна была нести две ракеты П-10. Работы по этому проекту длились около года. В августе 56-го было решено отказаться от подобной подлодки. Проект закрыли. Также с апреля 1956 года создавался проект 646, один из вариантов которого подразумевал вооружение подлодки двумя ракетами П-10. Вторая версия проекта должна была использовать четыре контейнера с изделиями П-5.
В конце весны 1956 года новый проект П611 был одобрен руководством. Он подразумевал переоборудование существующей подлодки проекта 611 с демонтажем кормовой аппаратуры для погрузки торпед и артиллерийского вооружения, а также с сокращением запасов топлива и пресной воды. После удаления всех «лишних» агрегатов в кормовой части подлодки крепились контейнер и другие устройства для применения ракет П-10.
После одобрения проекта П611 был выбран потенциальный носитель новых ракет, которым стала дизель-электрическая подлодка Б-64. Ее отправили на завод №402 (г. Северодвинск), где были произведены все необходимые работы по переоборудованию в соответствии с обновленным проектом. В середине 1957 года лодка Б-64 была готова участвовать в испытаниях ракетного вооружения. После переделки субмарина отличалась от других лодок своего проекта наличием крупного контейнера позади рубки и рельсами для тележки. Кроме того, на центральном посту появились новые пульты управления ракетным комплексом.
23 сентября 1957 года подлодка Б-64, находясь на полигоне в Белом море, впервые запустила ракету П-10. Во время пуска носитель двигался со скоростью 7 узлов, волнение не превышало 1-2 балла. Старт прошел успешно, но через 70 с после начала полета начались проблемы с работой некоторых систем ракеты. Через полторы минуты после старта окончательно отказала гидравлика, вследствие чего автопилот потерял управление ракетой. Спустя 15 с после этого ракета П-10 упала в море, пролетев в общей сложности 30 км.
28 сентября состоялся второй запуск. На этот раз ракета смогла пролететь почти 200 км, однако не поразила условную цель. На пути ракеты, летевшей на высоте менее 200 м, оказалась сопка. Ракета врезалась в препятствие и разрушилась. Третий пуск 17 октября прошел без столкновений с непредвиденными препятствиями, однако не завершился условным поражением цели. Из-за неполадок двигателя скорость полета не превышала 320 м/с, что привело к преждевременной выработке топлива. Ракета упала в 240 км от точки старта.
31 октября наблюдались сложные метеоусловия: ветер до 17 м/с и волнение до 6 баллов. Несмотря на это, четвертая опытная ракета, запущенная лодкой Б-64, долетела до условной цели и попала в нее. Успешное завершение первого этапа испытаний на подлодке позволяло продолжать проверки и начинать подготовку к государственным испытаниям, по результатам которых ракетный комплекс мог рассчитывать на принятие на вооружение.
С испытаниями ракеты П-10 на подлодке Б-64 связана интересная история, описанная участником проекта А.Г. Богатыревым. Во время одного из испытательных пусков на борту субмарины присутствовали не только экипаж и представители конструкторского бюро, но и командующий Северным флотом адмирал А.Т. Чабаненко. После объявления двадцатиминутной готовности к пуску адмирал приказал командиру лодки отправиться на центральный пост и доложить, что весь экипаж внутри прочного корпуса. Командир, подумав, что адмирал тоже вернулся в субмарину, дал приказ закрыть входной люк.
После запуска экипаж обнаружил, что все это время командующий Северного флота находился на палубе подлодки. Тем не менее, случайно забытый за пределами лодки А.Т. Чабаненко остался доволен запуском. Кроме того, он, пользуясь моментом, провел небольшой эксперимент: положил шапку на палубу, интересуясь, сдует ли ее стартовыми двигателями. Также адмирал принял меры предосторожности, спрятавшись за рубку. Несмотря на недовольство испытателей, адмирал был полностью удовлетворен пуском.
Ракета П-10 имела заметные перспективы, но так и не дошла до полноценной эксплуатации флотом. Проект П-10 с точки зрения сроков выполнения работ опережал П-5, однако при этом отставал по ряду других особенностей, прежде всего по характеристикам. Так, ракета П-5 конструктора В.Н. Челомея, при схожих летных данных, была немного меньше, легче, а также стартовала прямо из транспортного контейнера. Последняя особенность ракеты позволяла резко сократить время, в течение которого подлодка должна была оставаться на поверхности. Как следствие, П-5 представляла для ВМФ куда больший интерес, чем П-10.
По результатам проведенных испытаний было принято решение о дальнейшей судьбе двух проектов. 31 декабря 1957 года Совмин постановил остановить работы по ракете П-10 и продолжить развитие проекта П-5. Вскоре после этого подлодка Б-64 вновь отправилась на перестройку по исходному проекту 611, а дальнейшая разработка носителей П-10 была отменена. Через несколько лет после закрытия проекта П-10 ракета П-5 была принята на вооружение и в дальнейшем стала главным ударным оружием нескольких десятков подлодок ряда проектов. Кроме того, на ее основе были разработаны новые ракеты и ракетные комплексы. Проект П-10 на определенной стадии стал основой для перспективного сверхзвукового гидросамолета П-10Б, однако в связи с отказом от дальнейшей разработки проекта работы по нему были прекращены. В дальнейшем наработки по перспективному проекту П-10 оказались невостребованными.
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии1