Морские войны. Атака клоунов
Большие деньги портят людей, а маленькие просто уродуют.
Извечное стремление казаться «лучше, чем есть», усугубленное острой нехваткой средств, подчас выдает совершенно комичные результаты и чревато самыми грозными последствиями для чрезмерно увлекшихся заносчивых наглецов. Ситуация полностью выходит из-под контроля, когда какая-нибудь небольшая, но гордая страна в припадке немотивированной бравады и напускного патриотизма решает объявить себя «великой морской державой». А где есть море, там должен быть флот. Вот здесь и начинается настоящее безумие!
Предлагаю читателям совершить увлекательную экскурсию в мир военно-морских фантомов. В мир, где под сладким дурманом латиноамериканских грез и пряным ароматом восточных сказок стираются все разумные каноны военно-морских сражений – реальная сила подменяется пустым бахвальством, боевая эффективность – блеском свежевыкрашенных бортов, а сфера применения кораблей ограничивается организацией круизов для высокопоставленных лиц.
Мыльная опера длиною 100 лет
Не секрет, что наряду с первоклассными флотами ведущих держав и крепкими военно-морскими формированиями стран рангом поменьше, Мировой океан бороздит немало «клоунов», которые лишь для солидности прикинулись боевыми единицами своих флотов.
Разумеется, какие-либо боевые действия клоунам противопоказаны – все эти корабли существуют исключительно для потехи и наращивания чувства собственного достоинства у обывателей «великих морских держав». Не беда, что бюджет «великих морских держав» и без того трещит по швам, а их промышленность и уровень технического развития зачастую не в состоянии обеспечить даже простейшие регламентные работы на борту этих супер-кораблей. Сами корабли обычно приобретаются за рубежом на последние гроши – особым спросом пользуются крупные поддержанные кораблики, исключенные по причине своего возраста из состава ВМС передовых морских держав.
Ситуацию осложняет известный Закон Мерфи: чем никчемнее корабль, тем чудовищнее должны быть его габариты. Зачем покупать немецкую дизель-электрическую подлодку или французский фрегат «Лафайетт», если можно приобрести целый авианосец! Не беда, что вместо авианосца продадут небоеспособную груду металла – все равно идти в бой никто не собирается. Зато как грозно и эпично выглядит авианесущий корабль!
Но, довольно длинных речей! Публика желает узнать как можно больше фактов и конкретики.
Военно-морская клоунада имеет свои богатые традиции - её подлинный «расцвет» пришелся на начало ХХ века, когда эпоха броненосцев оглушительно сменилась эпохой дредноутов. Блеск орудийных стволов и стальных доспехов не смогли оставить равнодушным обитателей солнечной Бразилии.
В 1908 году на верфи компании «Армстронг» (Великобритания) был заложен первый из двух дредноутов типа «Минас Жерайс» для ВМС Бразилии. Невероятно, но нищие сборщики каучука и труженики кофейных плантаций опередили весь мир!
Поначалу никто не верил – зарубежные газеты наперебой твердили, что бразильцы провели хитроумную сделку и скоро перепродадут дредноут третьей стороне (США, Германии или Японии). Ничего подобного! Бразилия полностью рассчиталась за покупку двух больших игрушек - «Минас Жерайс» и «Сан Пауло» с триумфом пополнили ряды бразильского флота.
Аргентинские дредноуты типа "Ривадавия"
Впечатленные успехами своего соседа, в гонку вооружений вступили два других южноамериканских чудика – Чили и Аргентина.
Аргентина заказала в США два дредноута типа «Ривадавия». Чили оформило контракт на постройку дредноутов типа «Альмиранте Латторе» на британских верфях. Данный феномен стал известен, как «Южноамериканская дредноутная гонка» - событие, безусловно, интересное для историков, но весьма печальное для невольных свидетелей всего этого безумия.
Первый и главный вопрос, возникающий после знакомства с южноамериканскими дредноутами: ЗАЧЕМ?
Ответ в стиле «укрепление обороноспособности страны» не проходит – невозможно представить ситуацию, при которой Аргентине и Бразилии мог понадобиться линкор. В возможной войне друг с другом, флоты обеих держав не решали ничего – Аргентина и Бразилия имеют общую сухопутную границу длиною в 1000 км. Все конфликты в Южной Америке испокон веков разрешались только на суше.
И уж тем более, пара дредноутов была совершенно бесполезна для решения каких-либо глобальных задач. Что значили бразильские «Минас Жерайс» и «Сан Пауло» на фоне мощи британского «Гранд Флита» или немецкого Флота открытого моря?
Флот – взаимосвязанная система компонентов. Дредноуты требуют прикрытия легкими силами, а все южноамериканские страны, несмотря на предпринимавшиеся усилия по закупке новых кораблей, испытывали дефицит современных крейсеров, эсминцев и даже простейших тральщиков. Наконец, в случае каких-либо реальных боевых действий, единичные линкоры стран Южной Америки могли вообще не выйти в море, став жертвами всевозможных диверсий и саботажа. Вероятность подобных происшествий чрезвычайно высока – особенно учитывая отношение мулатов к военно-морскому флоту и мерам по обеспечению безопасности кораблей.
Именно с этих позиций аргентинцам и бразильцам следовало развивать свои вооруженные силы, а не приобретать за сумасшедшие деньги «супероружие», оказавшееся, по факту, бесполезной игрушкой.
Залп линкора "Минас Жерайс"
Накопить деньги на дредноут – всего лишь половина проблемы. Последующая эксплуатация такого мощного и сложного корабля потребует колоссальных затрат. Чудики из Южной Америки, естественно, таких расходов не потянули. Результат – отчет технического представителя компании «Армстронг»:
Корабли находятся в плохом состоянии, ржавчина покрыла башни и паровые котлы. Примерная стоимость ремонта 700 000 фунтов стерлингов
И это всего после пары лет нахождения в составе ВМС Бразилии! Дальше было только хуже – бразильские дредноуты подверглись стремительному моральному и физическому старению; возможности кораблей ограничивали устаревшие системы управления огнем, а скверное состояние машин и механизмов не позволяло двигаться быстрее 18 узлов.
Легко представить, что бы случилось с южноамериканскими дредноутами в случае реальных боевых действий – у бравых мулатов не оказалось бы ни сил, ни средств, ни опыта ремонта боевых повреждений, а все «запчасти» пришлось бы доставлять из другого полушария. В худшем случае – буксировать поврежденный корабль на ремонт в США или Великобританию. Колоссальная по своей сложности проблема, особенно учитывая возможные эмбарго со стороны европейских стран.
Но все это сущие пустяки на фоне следующей проблемы:
Для эффективного управления огромным кораблем требуются вышколенный экипаж и грамотные офицеры. Регулярное проведение учений, стрельб и маневров, отработка взаимодействия с разнородными силами авиации и флота. Ничего этого в Южной Америке не было.
Если с офицерами вопрос был более или менее решен – многие военные моряки проходили «стажировку» в ВМС США или посещали военно-морские академии в странах Европы, то ситуация с рядовым составом была просто катастрофической:
Необразованные чернокожие матросы на положении полурабов, жестокие телесные наказания, отсутствие какой-либо реальной боевой подготовки – бразильский флот начала ХХ века был адовым бардаком. В таких условиях, появление дредноутов в составе флота звучит как нелепый анекдот – уровня подготовки личного состава ВМС Бразилии едва ли хватало, чтобы управлять простым миноносцем, не то что сложнейшим капитальным кораблем.
Матросы на палубе дредноута "Минас Жерайс", 1913 год
Едва «Минас Жерайс» был передан ВМС Бразилии, на борту дредноута вспыхнул бунт чернокожих матросов – к счастью, конфликт был разрешен мирным образом, но руководству флота пришлось снять затворы корабельных орудий - от греха подальше. Сей факт красноречиво свидетельствует о реальном состоянии и боевых возможностях бразильских линкоров.
Не лучшим образом обстояли дела у ВМС Аргентины – уже в ходе своего первого плавания к берегам Южной Америки, новенький дредноут «Ривадавия» дважды налетел на камни и столкнулся с баржей. Его близнец – «Морено» знаменит тем, что опозорился на международном военно-морском параде в Спитхеде (1937 год) – аргентинцы не смогли правильно встать на якорь, и «Морено», как клоун, простоял весь парад в кривом положении.
Южноамериканская гонка вооружений окончилась также внезапно, как и началась – у всех соревнующихся закончились деньги.
С начала гонки вооружений в 1910 году финансовые условия, и тогда не блистательные, стали ещё хуже; когда же пришло время платить, жителям трёх стран стало ясно, что деньги им нужнее линкоров.
- Генри Флетчер, бывший в то время послом США в Чили
Дредноуты никогда не принимали участия в сражениях, а бесполезность покупки вскоре стала очевидна даже высшему руководству южноамериканских стран. Ситуация с покупкой линкоров окончательно зашла в тупик и вызвало немало гневных откликов от населения:
Первые два дредноута обошлись бразильской казне в 6 110 000 фунтов, еще 605 000 фунтов было потрачено на боеприпасы, а 832 000 фунтов было вложено в модернизацию доков. Иными словами, эпопея с линкорами обошлась в четверть годового бюджета Бразилии, не считая затрат на их последующую эксплуатацию.
Одна из бразильских газет подсчитала, что на эти средства могло быть построено 3000 миль железнодорожного полотна или 30 000 крестьянских усадеб.
Разумеется, планы постройки третьего бразильского линкора погибли в зародыше – заложенный в Великобритании дредноут «Рио-де-Жанейро», еще на стапеле был продан … Османской империи! (как же жить турецкому султану без собственного дредноута?)
В восточной части Европы разыгрывалась похожая комедия - не слишком обеспеченная Греция и дышащая на ладан Османская империя решили повторить подвиг Бразилии. Увы, и в этот раз ничего доброго из затеи с дредноутами не вышло – «Султан Осман I» (бывш. «Рио-де-Жанейро») так и не был передан Турции в связи с началом Первой мировой войны. Не дождалась своего дредноута и Греция – строившийся на верфи в Щецине «Саламис» был конфискован Германией с началом войны, и простоял недостроенным двадцать лет. После долгой судебной тяжбы остов корабля был разобран на металл в 1932 году.
Аналогичные попытки построить дредноут предпринимались в Испании – в результате на свет проявилась серия линкоров типа «Эспанья». Стоит отметить, что Испания строила свои линкоры на собственных верфях – разумеется, с использованием готовых компонентов, материалов и механизмов, поставленных из Великобритании.
Однако, и в этот раз, капитальные корабли не принесли счастья. Испанские «лоханки» было стыдно сравнивать с британскими или японскими сверхдредноутами – линкоры типа «Эспанья» по факту являлись тихоходными броненосцами береговой обороны с довольно слабым вооружением и бронированием (даже по меркам Первой мировой войны).
Судьба их сложилась самым трагическим образом: пользуясь тем, что ВМС Испании охвачены революционным бардаком, линкор «Хайме I» совершил суицид – случайный пожар и детонация боекомплекта не оставили кораблю шансов на спасение. Неменьшее несчастье постигло головную «Эспанью» - в 1923 году линкор плотно сел на камни и развалился под ударами волн.
История, как известно, движется по спирали
Бесмысленные «дредноутные гонки» начала ХХ века – единственно возможное объяснение существования многих современных флотов. «Атака клоунов» продолжается в наши дни: вместо канувших в лету дредноутов популярность приобрели не менее эпичные корабли – авианосцы.
Всему миру подает гордый пример Королевство Таиланд – тайские моряки являются счастливыми обладателями авианосца «Чакри Нарубет». Не беда, что основную часть времени корабль проводит у причала ВМБ Чак Самет, а редкие выходы в море приурочены к круизам высокопоставленных лиц – на борту самого маленького в мире авианосца расположены самые большие каюты-люкс для королевского семейства Таиланда.
HTMS Chakri Naruebet
Совершенно очевидно, что «каютоносец» ВМС Таиланда не является боевым кораблем, а наличие на его палубах пары-тройки единиц авиационной техники можно рассматривать как случайный курьез.
Спешит повторить свои былые подвиги ВМС Бразилии – бразильский флот является счастливым обладателем ржавой груды металла под названием «Сан-Пауло». Удивляться здесь нечему – это всего лишь бывший французский авианосец «Фош» (закладка – 1957 год, спуск на воду – 1960 год). В 2001 году корабль был торжественно продан Бразилии и с тех пор является флагманом бразильского флота.
NAe Sгo Paulo (A12)
Палубная авиация ВМС Бразилии!
Всем стоять! Руки за голову!
Всем стоять! Руки за голову!
Не менее забавно выглядит авиагруппа «Сан-Пауло» – пара десятков штурмовиков А-4 «Скайхоук» (американский дозвуковой самолет родом из 1950-х годов). Бразильская палубная авиация использует модификацию А-4KU Skyhawk – самолеты с выработанным ресурсом, когда-то стоявшие на вооружении ВВС Кувейта.
Несмотря на почтенный возраст авиатехники, аварии на бразильском авианосце исключительно редки – наверное, это как-то связано с тем, что «Сан-Пауло» выходит в море раз в год для проведения фотосессий.
Вплоть до недавнего времени весь мир смеялся над аргентинским авианосцем ARA Veinticinco de Mayo («25 Мая») – бывший голландский авианосец «Карел Доорман», он же – британский «Венеребл», спущенный на воду в далеком 1943 году.
ARA Veinticinco de Mayo
Реальную боевую ценность этого плавучего цирка показала Фолклендская война – едва столкнувшись с флотом Её Величества, авианосец «25 Мая» покинул зону боевых действий и спрятался в базе.
К счастью (или к сожалению), Аргентина с недавнего времени прекратила свои шутки – «25 Мая» был окончательно разобран к началу XXI века и теперь в составе ВМС Аргентины остались лишь корветы и патрульные катера.
Очень спешат записаться в шутники бравые индийцы – вот уже 10 лет продолжается эпопея с авианосцем «Викрамадитья».
В связи с необходимостью замены старого авианосца «Вираат» (бывш. британский HMS Hermes), перед ВМС Индии встал нелегкий выбор: 45-летний классический авианосец «Китти Хоук», списанный из состава ВМС США, или легкий авианосец с носовым трамплином на базе подержанного авианесущего крейсера «Адмирал Горшков».
Индийцы выбрали лучшее из двух зол – приобрели советский/российский ТАВКР с его последующим капитальным ремонтом и модернизацией. «Викрамадитью» сложно назвать устаревшим авианосцем, но это ничуть не мешает «Викрамадитье» быть бесполезным кораблем.
Бесполезно искать какие-то внятные причины и разумные объяснения покупки индийского авианосца – ИХ ПРОСТО НЕ СУЩЕСТВУЕТ. И не стоит вести риторику в стиле: Индия приобрела модернизированный авианосец – значит, России обязательно нужен такой же корабль.
Не нужен.
В истории с «Викрамадитьей» нет никакого скрытого подтекста. Ключ к пониманию феномена «Викрамадитьи», тайского авианосца «Чакри Нарубет» или бразильского авианосца «Сан-Пауло» – бессмысленная «дредноутная гонка» среди не самых развитых стран начале ХХ века.
Комментарии10