Штурм Берлина, часть вторая.
Бойцы и командиры 7-го гвардейского танкового корпуса у танка Т-34-85 с экипажем в Берлине.
Страх и отчаяние
Значительная часть Берлина ещё до штурма была разрушена в результате налётов англо-американской авиации, от которых население скрывалось в подвалах и бомбоубежищах. Бомбоубежищ не хватало и поэтому они были постоянно переполнены. В Берлине к тому времени, помимо трёхмиллионного местного населения (состоявшего в основном из женщин, стариков и детей), находилось до трёхсот тысяч иностранных рабочих, в том числе «остарбайтеров», большинство из которых были насильно угнаны в Германию. В бомбоубежища и подвалы вход для них был запрещён.
Хотя война для Германии была уже давно проиграна, Гитлер приказал сопротивляться до последнего. Тысячи подростков и стариков были призваны в фольксштурм. С начала марта по приказу рейхскомиссара Геббельса, ответственного за оборону Берлина, десятки тысяч мирных жителей, в основном женщин, были направлены на рытьё противотанковых рвов вокруг германской столицы. Гражданским лицам, которые нарушали предписания властей, даже в последние дни войны грозил расстрел.
О числе жертв среди гражданского населения точных сведений нет. В разных источниках указывается разное число лиц, погибших непосредственно во время Берлинской битвы. Даже спустя десятилетия после войны при строительных работах находят ранее неизвестные братские могилы.
После взятия Берлина гражданское население оказалось перед угрозой голода, однако советское командование организовало раздачу пайков гражданским лицам, что спасло многих берлинцев от голода.
Советская 203-мм гаубица Б-4 ведет огонь в Берлине в ночное время.
Взятие рейхстага
К вечеру 28 апреля части 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта вышли в район рейхстага. В ту же ночь для поддержки гарнизона рейхстага был сброшен на парашютах десант, состоящий из курсантов морского училища Ростока. Это была последняя заметная операция Люфтваффе в небе над Берлином.
В ночь на 29 апреля действиями передовых батальонов 150-й и 171-й стрелковых дивизий под командованием капитана С. А. Неустроева и старшего лейтенанта К. Я. Самсонова был захвачен мост Мольтке через реку Шпрее. На рассвете 30 апреля штурмом ценой немалых потерь было захвачено здание министерства внутренних дел. Путь на рейхстаг был открыт.
Попытка взять рейхстаг с ходу оказалась неудачной. Здание защищал 5-тысячный гарнизон. Перед зданием был вырыт противотанковый ров, заполненный водой, что затрудняло лобовую атаку. На Королевской площади не оказалось артиллерии крупного калибра, способной сделать бреши в его мощных стенах. Несмотря на большие потери, все, способные атаковать, были собраны в сводные батальоны на первой линии для последнего решающего броска.
В основном рейхстаг и Рейхсканцелярию защищали войска СС: подразделения дивизии СС «Нордланд», СС французский батальон Фене из дивизии «Шарлемань» и латышский батальон 15-й гренадерской дивизии СС (латышская дивизия СС), а также СС охранных подразделений фюрера Адольфа Гитлера (их было, по некоторым данным, ок. 600—900 человек).
Вечером 30 апреля, через пролом в северо-западной стене Рейхстага, сделанный сапёрами 171-й дивизии, группа советских бойцов ворвалась в здание. Почти одновременно с центрального входа его штурмовали солдаты 150-й стрелковой дивизии. Этот проход пехоте пробивали пушки Александра Бессараба.
Большую помощь при штурме оказали танки 23-й танковой бригады, 85-го танкового полка и 88-го тяжелого танкового полка. Так, например, с утра несколько танков 88-го гвардейского тяжелого танкового полка, переправившись через Шпрее по уцелевшему мосту «Мольтке», заняли огневые позиции на набережной Кронпринценуфер. В 13:00 танки открыли огонь прямой наводкой по рейхстагу, участвуя в общей артиллерийской подготовке, предшествовавшей штурму. В 18:30 танки своим огнем поддержали и второй штурм рейхстага, и только с началом боев внутри здания прекратили его обстрел.
30 апреля 1945 в 21 час 45 минут части 150-й стрелковой дивизии под командованием генерал-майора В. М. Шатилова и 171-й стрелковой дивизии под командованием полковника А. И. Негоды овладели первым этажом здания рейхстага.
Потеряв верхние этажи, гитлеровцы укрылись в подвале и продолжали сопротивление. Они рассчитывали вырваться из окружения, отрезав находившихся в рейхстаге советских солдат от основных сил.
Ранним утром 1 мая над рейхстагом был поднят штурмовой флаг 150-й стрелковой дивизии, однако бой за рейхстаг продолжался ещё весь день и только в ночь на 2 мая гарнизон рейхстага капитулировал.
Ствол орудия советского тяжелого танка ИС-2, направленный на здание Рейхстага.
Переговоры Чуйкова с Кребсом
Поздно вечером 30 апреля немецкая сторона запросила о прекращении огня для переговоров. В штаб 8-й гвардейской армии генерала Чуйкова прибыл начальник генерального штаба немецких сухопутных войск генерал Кребс, сообщивший о самоубийстве Гитлера и зачитавший его завещание. Кребс передал Чуйкову предложение нового правительства Германии заключить перемирие. Сообщение тут же было передано Жукову, который сам позвонил в Москву. Сталин подтвердил категоричное требование о безоговорочной капитуляции. В 18:00 1 мая новое правительство Германии отклонило требование о безоговорочной капитуляции, и советские войска с новой силой возобновили штурм города.
Батарея советских 122-мм гаубиц М-30 на улицах Берлина.
Советская регулировщица на фоне горящего здания на улице Берлина.
Советские артиллеристы готовят к залпу реактивный миномет БМ-13 «Катюша» в Берлине.
Расчет советской 45-мм противотанковой пушки 53-К образца 1937 года в бою на улице Берлина у танка Т-34-85.
Советские танки Т-34-76 после боя на улице Берлина.
Советские солдаты слушают гармониста, сидя на станине 122-мм гаубицы М-30 на улице Берлина.
Белые флаги на берлинских домах после капитуляции
Расчет советской 37-мм зенитной пушки ведет наблюдение за воздушной обстановкой в Берлине.
Советская 152-мм гаубица-пушка МЛ-20 на улице Берлина.
Расчеты готовят реактивные установки БМ-31-12 на улице Берлина.
Убитые немецкие солдаты и реактивная установка БМ-31-12 на улице Берлина.
Группа немецких пленных под конвоем советских солдат на улице Берлина.
Фасад берлинского отеля «Адлон» после боя.
Советские солдаты перебегают улицу во время боя в Берлине.
Танк Т-34-85 на площади в Берлине.
Советские солдаты идут по одной из улиц Берлина.
Советский танк ИС-2 на разрушенной улице Берлина.
Командир 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии гвардии полковник Александр Покрышкин на аэродроме.
Разбитая немецкая 88-мм зенитная пушка FlaK 37 у поверженного Рейхстага.
Солдаты и танки Т-34-85 12-го гвардейского танкового корпуса 2-й гвардейской танковой армии в Берлине.
Советские артиллеристы ведут огонь на улице в предместье Берлина.
Наводчик советского танка выглядывает из люка своего танка во время битвы за Берлин.
Подбитый бронетранспортер Sd.Kfz.250 и убитые солдаты 11-й дивизии СС «Нордланд» на улице Фридрихштрассе в Берлине.
Французские военнопленные жмут руки советским солдатам.
Расчет 76-мм орудия сержанта Трифонова за обедом на подступах к Берлину.
Советский танк Т-34-85 в сопровождении пехоты движется по улице на окраине Берлина.
Советский танк Т-34-85 из 7-го гвардейского танкового корпуса и пленные ополченцы из фольксштурма на улицах Берлина.
Залп реактивных минометов БМ-13 («Катюша») в Берлине.
Построение военнослужащих советского 88-го отдельного тяжелого танкового полка в берлинском парке Гумбольдт-Хайн.
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии1