Тайна пещеры Хрустальной девы
В каждом подобном туристическом месте есть похожие легенды. Я помню, объездил много экскурсий по пещерам и водопадам Сочи, так там тоже что не место - то своя легенда или история. А вот в Мексике свои легенды, подтверждение которым пытаются найти историки.
Гигантская подземная пещера Актун-Туничиль-Мукналь (Actun Tunichil Muknal), в джунглях западного Белиза уникальна. Чтобы проникнуть в это природное сооружение, нужно преодолеть подземную реку, которая вот уже много тысяч лет несет через пещеру свои воды.
Археолог Калифорнийского университета Холли Мойес занимается изучением Актун-Туничиль-Мукналь. Вместе с небольшой группой археологов она пытается разгадать тайну пещеры, наполненной странными «экспонатами». Холли провела два десятилетия, буквально ползая в душных подземных лабиринтах.
Она пыталась (и пытается до сих пор) найти ответ на один вопрос: что заставило древних майя совершать жертвоприношения именно в этом труднодоступном месте?
Вместе с членами археологической экспедиции Холли из года в год пробирается в пещеру, двигаясь вверх по течению подземной реки. Рост женщины 160 сантиметров, вода достигает ее подбородка. В огромных пещерных залах, пол которых местами уходит под воду, каждый звук разносится эхом, а походные фонарики на касках исследователей кажутся в непроницаемой темноте маленькими светящимися точками.
Индейцы майя верили, что пещеры, особенно те, что простираются на километры под землей, — это порталы в загробный мир, или Шибальба, «место страха», где живут повелители зла. Майя боялись преисподней и считали, что нужно задабривать ужасных богов, живших под землей, с помощью жертвоприношений, в том числе и человеческих. Это одно из таких мест, где людей приносили в жертву богам загробного мира.
Актун-Туничиль-Мукналь, что в переводе означает «пещера хрустальной девы», которую также называют сокращенно АТМ, впервые была исследована в конце 1980-х годов. Вход в пещеру имеет форму песочных часов и затоплен водой.
Пройдена четверть мили. Путешественники выбираются из воды на скользкий берег и оказываются в огромном помещении. Прямо на земле лежат сотни оранжевых и черных керамических горшков размером с футбольный мяч. Между ними тут и там разбросаны миниатюрные инструменты из обсидиана, пиритовые статуэтки и зеркала. По лестнице, вырубленной в камне, можно подняться в еще одно небольшое помещение.
- Она здесь, - говорит Холли, как будто речь идет о старом друге.
Ее фонарь освещает скелет молодой женщины, лежащий на спине. Кости, поблескивая в свете фонарика, кажутся хрустальными, поэтому пещеру и называют пещерой Хрустальной девы. Эта женщина была принесена в жертву кровавым богам. И произошло это более 1000 лет назад.
За прошедшие 50 лет исследователи обнаружили подтверждение того, что в сотнях пещер на землях майя, простирающихся от полуострова Юкатан в Мексике до Сальвадора, проводились религиозные ритуалы с жертвоприношениями. В таких пещерах, как Актун-Туничиль-Мукналь, найдены останки людей и животных, а также огромные керамические горшки, музыкальные инструменты, драгоценные украшения, ритуальные статуэтки. Во многих пещерах имеются алтари. Стены некоторых пещер украшены роскошной резьбой по камню. А ведь древние резчики трудились почти в полной темноте.
Майя сильно рисковали, углубляясь под землю более чем на милю, преодолевая реки, поднимаясь на крутые утесы или опускаясь в бездонные трещины. Даже в наше время археологи пробираются в эти места только благодаря специальному снаряжению.
Майя жили на большей части Центральной Америки. Их сакральным центром, судя по всему, была пещера Актун-Туничиль-Мукналь. В период между 250 и 950 годами, который археологи называют классическим, джунгли являлись родиной великолепных городов. В Копане, к югу от Актун-Туничиль-Мукналь, жили 30 тысяч человек. В Тикале, в нескольких часах езды на запад, - 100 тысяч человек. А в соседнем Караколе обитали аж 180 тысяч человек!
Майя возводили в городах величественные пирамиды и стелы из серого камня. Они наблюдали звездное небо, сочиняли музыку и писали книги. Их система письма до сих пор считается самой передовой в доколумбовой Америке. Но цивилизации майя наступил конец. Большие города были оставлены людьми и постепенно заросли лесом.
Начиная с середины XIX века археологи исследовали джунгли в поисках следов древних жителей. Самое первое, что они отметили в ландшафте, - это изобилие пещер с сенотами: естественными провалами, образованными обрушиванием сводов известняковых гротов, в которых протекают подземные реки. Но эти пещеры поначалу не заинтересовали исследователей. Они нанесли на карту города, великие пирамиды, подробно описали богато украшенные дворцы, скопировали иероглифы со стел...
Все изменилось в 1959 году. Тогда неподалеку от руин известного ныне города Чичен-Ица на полуострове Юкатан была найдена пещера. Ее назвали Баланканче. Там имеется темный, очень узкий и низкий туннель. Нужно лечь на землю и проползти примерно 150 метров, чтобы оказаться в следующем помещении, которое выглядит как антикварная лавка, наполненная древними вазами. После обнаружения этого сокровища археологи призадумались: какие еще сюрпризы скрыты в пещерах?
К 1996 году, когда Холли Мойес, в ту пору аспирант Атлантического университета штата Флорида, прибыла в Белиз, чтобы участвовать в проекте по изучению пещер, эти исследования уже шли полным ходом. Холли вместе с остальными с трудом продиралась сквозь джунгли. Оказавшись перед входом в «подземное царство», она поняла: чтобы проникнуть туда, нужно нырнуть в реку, вытекающую из пещеры. Другого пути нет. И Холли нырнула. И не пожалела об этом ни разу. Загадки древних майя заворожили ее.
Под руководством директора Института археологии в Белизе Хайме Аве Холли начала исследовать пещеры майя.
- Майя были одержимы пещерами, -говорит она. - Каждая пещера, по их поверьям, была входом в преисподнюю, которую они назвали Шибальба. По представлениям майя, владыки Шибальбы поражали людей болезнями.
По ночам в лагере Холли читала миф майя о создании мира Пополь-Вух и нашла там описание Шибальбы. Речь шла о Хун-Апу и Шбаланкуэ, героях-близнецах, которые отправились в подземный мир, чтобы сразиться со злым богом Шибальбы. Холли удивило противоречивое отношение майя к потустороннему миру. Шибальба считалась у них «местом страха», где обитали монстры с отвратительными именами - Демон Гноя и Летающие Струпья.
В то же время преисподняя в мифе майя была связана с жизненными ресурсами. Они боялись Шибальбы, но не могли жить без нее. В этих темных пещерах обитал бог дождя Чак. Он пугал людей раскатами грома и сверкающими молниями, но жить без воды, падающей с неба, они не могли...
В 1997 году группа археологов под руководством Хайме Две, куда входила и Холли Мойес, впервые подробно обследовала пещеру Акгун-Туничиль-Мукналь. Работы длились три месяца. Каждый день Холли ныряла в подземную реку, чтобы проникнуть в подземный мир древних. Долгие часы под землей она наносила на карту планы пещерных помещений и тщательно осматривала их в поисках следов майя.
- Под землей время останавливается, - говорит Холли. - Я работаю с утра до поздней ночи и не замечаю этого. Хайме приходится искать меня.
У входа в пещеру Актун-Туничиль-Мук-наль археологи обнаружили несколько горшков и целые горы раковин улиток. Когда они углубились под землю, находок стало больше, они выглядели все более странными. Самый большой - центральный зал пещеры, расположенный в четверти мили от входа, - выглядел как склад керамических горшков и обломков обсидиана, всего более 1000 предметов.
А еще там находились 14 человеческих скелетов, считая Хрустальную деву. Некоторые притулились в углах, другие лежали посередине. В темных пещерных нишах Холли Мойес увидела скелеты младенцев. Ученые брали образцы костей и кусочки древесного угля с пола пещеры для последующего радиоуглеродного исследования.
Результаты исследования озадачили археологов. Предметы, найденные ближе ко входу пещеры, датировались временем от 250 года до IX века. А образцы из главного зала принадлежали к VIII и IX векам. Получается, что в течение многих столетий майя заходили в пещеру, но лишь в VIII веке рискнули войти в темную зону, то есть углубиться под землю, и постепенно эти походы стали для них постоянными.
Снова и снова они уходили в глубины пещеры, проводили там религиозные церемонии и приносили жертвы. И затем, словно по мановению волшебной палочки, все это прекратилось. После IX века майя словно потеряли к пещере всякий интерес.
А будет ли дождь?
Тихим вечером в конце одного полевого сезона Холли Мойес сидела у входа в Актун-Туничиль-Мукналь. В кронах деревьев ссорились обезьяны, пронзительно кричали как+ю-то птицы. Река скользила от пещеры среди мшистых валунов тем же самым путем, которым она несла свои воды в течение многих тысячелетий. Холли думала о том, что около 1100 лет назад майя внезапно стали ходить в пещеру. Почему? И почему они так же внезапно покинули пещеру?
IX век был бурным временем в истории майя. Большие древние города современного Белиза, Гватемалы и Гондураса начали приходить в упадок. После шести веков процветания земли майя внезапно опустели. Население в городе Тикале, в джунглях к западу от Актун-Туничиль-Мукналь, уменьшилось с 90 тысяч до 10 тысяч человек.
Население Копана также резко уменьшилось. Некогда великолепные города опустели, их начали поглощать джунгли. Археологи называют это крахом цивилизации майя и вот уже в течение многих десятилетий обсуждают его причину. Некоторые утверждали, что майя были уничтожены иностранными захватчиками или разрушением торговых маршрутов. Другие обсуждали возможность какой-нибудь страшной эпидемии или крупного гражданского восстания.
В 2000 году части «пазла» начали вставать на свое место. Ученый-майянист Джилл Ричардсон закончил 17-летнее исследование климата Мезоамерики в древности. Джилл изучал осадки со дна озер, годичные кольца деревьев, сталактиты и сталагмиты в пещерах и сделал однозначный вывод: в начале IX века произошло резкое снижение количества дождей.
В своей книге о великой засухе майя «Вода, жизнь и смерть» Джилл пишет, что у майя всегда были непростые отношения с водой. С мая по октябрь на их землях ежегодно шел сильный дождь, но в течение остальных шести месяцев царила засуха. Чтобы вырастить урожай для пропитания огромного населения, майя использовали сеть водохранилищ, ирригационных канав и систем дренажа, которые сохраняли дождевую воду влажных месяцев. Но в течение IX века осадки внезапно почти прекратились, даже во время сезона дождей.
Джилл описывает ужасную картину: водохранилища опустели, зерновые культуры на полях, отвоеванных у джунглей, погибли. Начался голод, погибли миллионы людей. Оставшиеся в живых, уже ни на что не надеясь, ушли к побережью океана или к озерам на севере.
Прочитав книгу Джилла Ричардсона, Холли задумалась: не были ли жертвоприношения в пещерах связаны с засухой? Она обратилась к книгам по истории искусства майя и в одной из них обратила внимание на фотографии ваз. На. некоторых из них было изображено божество с огромными глазами и в экзотическом головном уборе. Это был Чак, бог дождя майя, живший в подземном царстве. Так, значит, мая верили, что дожди зарождались именно в пещерах.
В тех же книгах имелись фотографии наших современников, потомков древних майя, стоящих на коленях в пещере. Они держали свечи и молились. Нынешние майя - католики, но они по-прежнему совершают паломничества в пещеры и молятся там о дожде и богатом урожае.
Культ засухи
В следующий раз, пробираясь по реке в Актун-Туничиль-Мукналь, Холли вообразила себя идущей в процессии древних майя. Люди шли в темноте, освещая путь факелами. На спинах паломники несли гигантские керамические горшки и пели молитвы. Впереди шагал жрец в богатом наряде, на его поясе посверкивал обсидиановый нож.
Люди выглядели изможденными. Они пришли в царство Чака - Шибальбу, следуя путем героев-близнецов. Всем было не по себе, но другого пути не было. Позади жреца плелась двадцатилетняя женщина. Ее колотила крупная дрожь. Через несколько минут она должна была отдать свою жизнь безжалостному богу дождя.
Приближался сезон посева, но на небе не было ни облачка. Водохранилища опустели, почва на полях была выжжена солнцем. Чака не радовали жертвы, которые ему приносили. Он ждал кровавого жертвоприношения. Наконец, шествие достигло центрального зала, который был завален прежними подношениями божеству. Священник вынул нож...
Их мир разваливался, думала Мойес, и они сделали последнюю попытку понравиться Чаку. Холли называет подземные ритуалы культом засухи.
С начала первого полевого сезона в Актун-Туничиль-Мукналь, за 17 лет, Холли Мойес и ее команда исследовали больше 50 пещер, расположенных в Белизе. И все же археологи не берутся утверждать, что культ засухи был широко распространен. Область исследований планируется расширить до Мексики и Гватемалы.
- В некоторых пещерах почти физически чувствуется отчаяние майя, которые пытались спасти свой мир от гибели, -говорит Холли. - Скоро мы доберемся до еще одной пещеры, которая расположена в нескольких километрах к югу от Актун-Туничиль-Мукналь. Она огромная - в нее мог бы пройти океанский лайнер. Во времена засухи люди прибывали сюда со всех концов империи. Первый же зал заканчивается массивной каменной стеной, в которой имеется очень узкий проход, через который можно только проползти. Это одни из ворот в Шибальбу. Мое воображение рисует картину отчаянной молитвы тысяч майя, просящих о дожде. О дожде, который никогда не пойдет...
[media=https://youtu.be/218n6_d2i_g]
[media=https://youtu.be/os43W1iMI-k]
[media=https://youtu.be/xADKoQZHkD4]
[media=https://youtu.be/Qn_RVRQlJL0]
[media=https://youtu.be/os43W1iMI-k]
[media=https://youtu.be/xADKoQZHkD4]
[media=https://youtu.be/Qn_RVRQlJL0]
Комментарии2