Шаланды, полные шрапнели
Украина делает ставку на катера во флоте и на волонтеров в его строительстве
Утром 25 марта 2014 года тральщик «Черкассы U-311» оказался последним воинским подразделением военно-морских сил Украины, над которым развевался национальный флаг. Вечером того же дня корабль был взят бескровным штурмом подразделениями спецназа России.
ВМС Украины по сути перестали существовать как какое-то подобие организованной военной силы. Это был разгром, как Цусима. Казалось, после такого не возрождаются, однако украинский флот продолжает существовать.
Условно боеспособный гетман
Украина начала создавать свои военно-морские силы в 1992-м на фундаменте отошедшей к ней части Черноморского флота Советского Союза, на основе его кораблей, береговой инфраструктуры и личного состава.
На начало 2014-го ВМСУ насчитывали 15 тысяч человек (ориентировочно 12 тысяч военнослужащих и три тысячи гражданского персонала). В составе флота имелось порядка 60 боевых кораблей, катеров и вспомогательных судов, в частности фрегат «Гетман Сагайдачный», БДК «Константин Ольшанский», пять корветов, два морских тральщика, десантный корабль, подводная лодка «Запорожье», ракетный катер и ряд мелких боевых единиц. Также около 30 самолетов и вертолетов, порядка 250 танков, боевых бронированных машин и артиллерийских орудий. Все корабли, вооружение и техника были советского производства.
До 80 процентов воинских частей и объектов ВМСУ находилось на территории Крыма. Вне его – структуры Западной ВМБ и дивизион речных катеров в Одессе, 73-й центр спецназа (боевые пловцы) и арсенал в Очакове.
ВМС, как и другие виды вооруженных сил Украины, находились в глубокой деградации. «Условно боеспособными» оставались четыре единицы: фрегат «Гетман Сагайдачный», корвет «Тернополь», корабль управления «Славутич» и БДК «Константин Ольшанский». Общий уровень боевой подготовки ВМС Украины был крайне низок, особенно по сравнению с ВМФ РФ. Вместе с тем отдельные подразделения морской пехоты прошли обучение по стандартам НАТО, а «Гетман Сагайдачный» и «Тернополь» неоднократно совершали походы в Средиземное море и Индийский океан. Численности личного состава ВМСУ и ЧФ РФ были соизмеримы при несомненном превосходстве второго в кораблях. На Украинском флоте наблюдался явный переизбыток командиров высшего звена и управляющих структур.
По сути ВМСУ представляли собой бессистемный остаток ВМФ СССР. За все постсоветское время власти так и не смогли внятно ответить на вопрос: какой, зачем и для чего Украине нужен флот? ВМСУ, равно как и в целом ВС страны, вымирали.
Большинство – за Россию
К 26 марта 2014 года подразделения вооруженных сил Украины в Крыму добровольно, реже – принудительно оказались под контролем местных властей и ВС России. Случаи какого-либо сопротивления были единичны. Вся способная взлететь авиатехника (три самолета и четыре вертолета) 10-й морской авиационной бригады убыла в Николаев. 24 марта казарма 501-го батальона морской пехоты ВМСУ в Феодосии была взята штурмом, при этом даже имела место рукопашная схватка. Несколько кораблей ВМСУ маневрировали, пока их не взяли, по акватории озера Донузлав, выход из которого был заблокирован затопленными кораблями.
Украине повезло, что ее флагман «Гетман Сагайдачный» в это время возвращался из противопиратской миссии в Индийском океане. Фрегат остался под контролем Киева и был перенацелен на Одессу.
По ситуации на 26 марта 2014-го (день окончания сопротивления украинских сил на полуострове) вне Крыма находились «Гетман Сагайдачный», артиллерийский катер «Скадовск», восемь судов обеспечения. 51 корабль и катер остались в Крыму под контролем российских ВС.
ВМСУ не выполнили свои функции, прописанные в морской доктрине Украины от 2009 года, в части «обеспечения территориальной целостности» и «нерушимости государственной границы на море». Военнослужащим, находившимся в Крыму, был предложен выбор: вернуться на «материк», уйти в запас или продолжить службу в ВС России. По ряду оценок, порядка 3500 человек выбрали первый вариант, но часть из них позже передумала. Около восьми тысяч человек предпочли служить в России. На Украину из Крыма выбыл деморализованный личный состав с личными вещами, без оружия и военной техники. Полноценные береговые части, корабельные экипажи распались. К примеру, из 80 человек 801-го отряда борьбы с подводными диверсантами на Украину вернулись всего семеро. После того как «Гетман Сагайдачный» прибыл в Одессу, экипаж покинули 28 человек, а позднее и командир капитан 2-го ранга Роман Пятницкий. Из 900 человек личного состава 10-й авиационной бригады Украину выбрали 250. Таким образом, в марте 2014-го ВМСУ потеряли большую часть личного состава, 90 процентов кораблей, почти всю инфраструктуру и материальные запасы, служебную и секретную документацию, коды связи и т. д.
Корабли переехали
После возвращения Крыма в состав России встал вопрос о судьбе оставшихся на полуострове боевой техники и имущества ВМСУ. Первоначально существовали планы включения корабельного состава в Черноморский флот. Однако после детального изучения «наследства» было принято политическое решение вернуть «металлолом» прежнему владельцу. Хотя ряд кораблей мог представлять интерес для ВМФ РФ. В апреле – июне 2014 года Украине были возвращены три боевых корабля и 32 судна обеспечения (около двух третей ее флота), порядка 1400 единиц автомобильной и бронетанковой техники, 24 самолета и вертолета. Передавались сначала вспомогательные суда и малоценные боевые корабли, а те, что получше, оставлялись на потом. В итоге Украина их так и не получила. Интересно, что боевые корабли возвращались без оружия.
В середине июня 2014-го в связи с начавшейся на юго-востоке Украины «антитеррористической операцией» передача воинского имущества была прекращена. В итоге 17 кораблей и судов обеспечения, среди которых по сути все боевые (подводная лодка «Запорожье», корабль управления «Славутич», БДК «Ольшанский», тральщики «Чернигов» и «Черкассы», корветы «Луцк», «Тернополь», «Хмельницкий» и «Приднепровье»), остались в Севастополе. Несколько списанных из состава ВМСУ кораблей были утилизированы в счет покрытия долгов флота предприятиям Крыма.
Полномасштабная гражданская война на юго-востоке Украины стала отправной точкой восстановления вооруженных сил страны и в первую очередь ее сухопутных войск, несущих основную тяжесть боевых действий.
Изначально корабли и суда ВМСУ выводились из Крыма в Одессу, где еще в советское время в Практической гавани базировались силы ВМФ СССР. Чуть позже в интересах ВМСУ стал использоваться Очаков. Морская авиация перебазировалась на аэродром Кульбакино близ Николаева. В этом же городе были собраны остатки береговых войск и морской пехоты.
Командование ВМСУ, опираясь на помощь властей и волонтеров, стало активно обустраиваться на выделенных территориях, переформировывать и перевооружать части и подразделения. Ротные группы начали принимать участие в боевых действиях в Донбассе. По данным на 5 июля 2015 года, там погибли 15 моряков, в том числе несколько спецназовцев 73-го центра. В дальнейшем подразделения морской пехоты и береговой артиллерии ВМСУ принимали деятельное участие в боях под Мариуполем.
Полученная из Крыма бронетехника была восстановлена и отремонтирована. Со складов и из других частей артиллеристы получили на вооружение 152-мм пушки 2А36 «Гиацинт-Б» (два дивизиона) и Д-20 (дивизион), РСЗО «Град», 100-мм «Рапиры». Морской пехоте были выделены танки Т-64, БМП-2, бронетранспортеры и автомобили «Хамви» из США.
Достаточно быстро сформировались экипажи на более или менее «живые» корабли. Так, остатки команды корвета «Тернополь» освоили судно «Шостка», а моряки с тральщика «Черкассы» пересели на буксир «Корец». Были восстановлены органы управления и штабы.
Летом-осенью 2015-го в составе ВМСУ была сформирована 36-я бригада береговой обороны, включающая четыре пехотных и один танковый батальон, а также самоходный артиллерийский, зенитный и противотанковый дивизионы. В ноябре в Одесской области сформирован 137-й батальон морской пехоты. Не исключено, что в состав ВМСУ войдут дислоцированные в регионе зенитные ракетные части ПВО. В декабре в Одессе началось развертывание артиллерийского полка (два дивизиона), вооруженного РСЗО «Град» и «Ураган». Планируется развернуть 406-ю группу в артиллерийскую бригаду. Вообще развитие береговой компоненты является одним из приоритетов ВМСУ.
Волонтеры купили несколько радиолокационных станций, снаряжение для морских пехотинцев и спецназовцев. Пытались участвовать и в процессах военного строительства. В частности, в минувшем феврале разгорелся скандал, когда волонтеры обвинили в саботаже ряд офицеров ВМСУ.
В ноябре 2014 года прошла информация о существовавших планах ликвидации флота, трансформации его во флотилию, о переводе сил из Одессы в Николаев и подчинение южному оперативному командованию (которого еще не было и в момент написания статьи). Надо полагать, что в острых условиях осени 2014 – зимы 2015-го, когда шли тяжелые бои в Донбассе, сухопутные генералы решили отжать флотского конкурента от финансовых ресурсов. Эта история была в дальнейшем опровергнута.
Сегодня на плаву
После перевода ВМСУ на территорию Одесской и Николаевской областей уровень боевой подготовки вырос. Подразделения береговых войск помимо участия в АТО постоянно проводят учения и боевые стрельбы. Особо отрабатываются противодесантные действия. Подразделения береговых войск регулярно совершают парашютные прыжки. Характерно, что на учениях идет комплексная отработка и береговых, и морских, и воздушных компонент.
Корабли ВМСУ принимают участие во всех мероприятиях сил НАТО, проводимых в Черном море. Это в первую очередь Sea Breeze-2014 и Sea Breeze-2015, ставшие самыми масштабными за всю их историю. В июле 2015 года ВМСУ приняли участие в учениях НАТО «Морской щит». Ранее, в марте «Гетман Сагайдачный» и судно «Балта» провели совместные с ВМС Турции маневры в Мраморном море.
Корабли ВМСУ регулярно проводят артиллерийские стрельбы (впрочем, другого вооружения фактически нет). Так, за 2014-й, по данным «Белой книги Министерства обороны Украины», их было порядка 200. Стреляли по морским и воздушным целям. В том же году средняя наплаванность кораблей и катеров ВМСУ составила 34 дня, что существенно больше, чем было ранее. Морская авиация налетала по 60 часов на экипаж, выполняя бомбометание и десантирование.
В настоящее время численность личного состава ВМСУ можно оценить в девять тысяч человек, из которых три-четыре тысячи – береговые войска.
Штаб ВМСУ находится в Одессе. Командует флотом вице-адмирал Сергей Гайдук. Его первый заместитель – контр-адмирал Игорь Тымчук, начальник штаба – контр-адмирал Андрей Тарасов.
В состав флота входят Западная (Одесса) и Южная (Очаков) военно-морские базы. 1-я бригада надводных кораблей (Одесса) включает фрегат «Гетман Сагайдачный» (1993), учебный корвет «Винница» (1976, в резерве), ракетный катер «Прилуки» (1980), судно размагничивания «Балта» (1987), водолазное судно «Почаев» (1975), буксир «Ковель» (1965), катера «Скадовск» АК-01 и «Ровно» АК-02 (1975 и 1973). 5-я бригада (Очаков) имеет в составе СДК «Кировоград» (1971), десантный катер «Сватово» (1979), разведывательный корабль «Переяслав» (1987), рейдовый тральщик «Геническ» (1985), артиллерийский катер АК-03, буксир «Корец» (1973), судно физических полей «Северодонецк».
Вспомогательный флот ВМСУ состоит из четырех подразделений. 1-й дивизион кораблей охраны и обеспечения базируется в Одессе и включает катера: противодиверсионный «Голая Пристань» (1986), связи «Пивденный» и «Коростень» (1963 и 1965), водолазные «Владимир Волынский» (1983) и РВК-258 (1977), буксирные БУК-239, U941 и «Красноперекопск» (1974); рейдовые РК-1942 (1984) и U-001 (катер командующего ВМСУ); учебные «Смила» (1985), «Новая Каховка» (1986) и «Чигирин» (1984); пассажирский «Ильичевск» (1976), а также танкеры «Фастов» (1981) и «Судак» (1957). 8-й дивизион судов обеспечения в Очакове: транспорт «Горловка» (1965); морские водолазные суда «Нетишин» (1973) и «Каменка» (1957); катер связи «Доброполье» и противопожарный «Евпатория» (1953); плавучий склад «Золотоноша» (1986); буксирный катер «Новоозерное» (1955). 28-й дивизион поисково-спасательных судов в Одессе: поисково-спасательное судно «Донбасс» (1970), килектор «Шостка» (1976); санитарный «Сокаль» (1983), противопожарный «Борщев» (1954) и водолазные катера «Ромны» (1983), «Токмак» (1984); поисково-спасательное судно «Изяслав» (1962). Центр навигации, гидрографии и гидрометеорологии имеет в своем составе малый гидрографический катер МГК-1877 (1989).
Морская авиация ВМСУ представлена 10-й авиационной бригадой (Кульбакино), в составе которой имеется шесть Бе-12 (из них только два летающие), два Ан-26 и один Ан-2. Вертолеты: десять Ка-27 (три в летном состоянии), четыре Ми-14 (три). На хранении четыре Ка-29 и три Ми-8. В дальнейшем планируется создать в бригаде отряд беспилотников, а авиационный парк заменить на патрульные самолеты, разработанные на базе Ан-148. Также планируется получить на вооружение ударные вертолеты.
Части спецназа представлены 801-м отрядом борьбы с диверсантами в Одессе и 73-м центром специальных операций (морские пловцы) в Очакове.
В состав войск береговой и территориальной обороны ВМСУ входят: 36-я бригада (три батальона морской пехоты, танковый батальон, десантно-штурмовой батальон, самоходно-артиллерийский, противотанковый и зенитный дивизионы) в Николаеве; 137-й батальон морской пехоты в Одессе и 406-я артиллерийская группа, которая дислоцируется дивизионами (два в Одесской области, один в Очакове и один с управлением группы в Николаеве). Идет формирование реактивного артиллерийского полка. Сохраняется береговой ракетный дивизион, хотя и без материальной части, в надежде на появление на вооружении берегового ракетного комплекса с ПКР «Нептун».
В составе тыла ВМСУ имеется Центр обеспечения в Одесской области, 18-я в Одессе и 22-я – в Очакове судоремонтные мастерские, другие части.
Есть центр радиоэлектронной разведки. Связью ВМС обеспечивает 37-й полк в Одесской области.
Для подготовки рядового личного состава имеется 198-й учебный центр ВМС в Николаеве. Офицеров выпускает Академия ВМСУ. Сейчас она в статусе института является структурным подразделением Одесской национальной морской академии. Но в 2018-м станет самостоятельным учебным заведением. В Одессе есть военно-морской лицей.
«Владимир Великий», бюджет скромный
Украина не построила «с нуля» ни одного корабля, а лишь воспользовалась советским заделом, спустив на воду корветы «Луцк» и «Тернополь», «Гетмана Сагайдачного» и «Славутич». Как было показано выше, средний возраст морской составляющей ВМСУ – 38 лет.
В 2010-м власти Украины решили оздоровить корабельный состав флота. Планировалось построить до 2026 года 10–12 корветов проекта 58250, но в дальнейшем их число сократилось до четырех. В мае 2011-го в Николаеве был заложен головной корабль «Владимир Великий». Однако в 2014-м его строительство было остановлено. Сам по себе корвет представляет собой международный проект, в котором системы оружия должны были быть закуплены в странах НАТО, а корпус, двигатели и электроника делались бы на Украине.
Другой программой стало создание артиллерийских катеров проекта 58155 «Гюрза-М». В октябре 2012-го в Киеве были заложены два катера. Однако уже в декабре 2013-го ВМСУ от них отказались. На следующее лето командование столкнулось с проблемой отсутствия годного корабельного состава. Условия не позволяли выделить достаточно средств на ремонт имеющихся судов или на закупку новых. Но после завершения активной фазы АТО были восстановлены поисково-спасательное судно «Донбасс», танкер «Фастов», килектор «Шостка» и ряд других. Отремонтированы «Балта», катера «Сватово» и «Сокаль». Силами экипажа и волонтеров восстановлено водолазное судно «Почаев». Не исключено, что удастся вернуть в строй учебный корвет «Винница», находящийся в крайне плохом техническом состоянии. Вместе с тем в ближайшее время стоит ожидать списания ряда судов. Этой весной закончено восстановление катера «Прилуки». Не исключено, что в дальнейшем на нем будет испытываться новый ракетный комплекс «Нептун».
Для повышения боевых возможностей своих кораблей командование ВМСУ вооружило пулеметами ДШК и «Утес» «Балту», «Корец», «Почаев». Два катера переведены в разряд артиллерийских. Баржа «Сватово» стала десантным катером.
Весной 2015-го командование ВМСУ рассчитывало получить бывшие в употреблении корабли из состава флотов НАТО, хотя бы и советской постройки, и за счет этого как-то усилиться. Но нынче от этих идей отказались. Дело не только в дороговизне эксплуатации устаревших образцов, но и в нежелании НАТО передавать их Украине. Тем не менее страны альянса поставляют Киеву разного рода нелетальное оснащение. Так, 30 января 2015 года США по программе материально-технической помощи передали ВМСУ пять быстроходных надувных моторных лодок типа Willard Sea Force 730 и Sea Force 11M.
В 2014–2015-м командование ВМСУ рассчитывало на возвращение кораблей из Крыма. В 2016-м пришло понимание, что лучше их не получать: они устаревшие, пришлось бы тратить большие средства на восстановление технической готовности, формирование экипажей и боевую подготовку.
Ставка сделана на сохранение ядра существующих сил и постройку новых кораблей и катеров. Основой флота предполагаются несколько корветов типа «Владимир Великий» (на данный момент техническая готовность головного корабля – 32 процента), но перспектива их строительства представляется малореальной. Принято решение возобновить достройку двух артиллерийских катеров «Гюрза-М». В январе 2016-го они (именуются предположительно БК-01 «Белгород-Днестровский» и БК-02 «Аккерман») прибыли в Одессу для испытаний. Планируется к 2020 году построить более 20 катеров, таких как артиллерийские «Гюрза-М» (18 единиц), ракетные «Лань» (три штуки) и десантно-штурмовые «Кентавр» (порядка восьми). В целом данные идеи можно признать рациональными. Менее разумными выглядят желания, регулярно озвучиваемые руководством ВМСУ, иметь в составе флота подводные лодки.
Украина унаследовала от СССР могучую судостроительную промышленность, но основная сложность самостоятельного развития отрасли – отсутствие производства морского вооружения. К тому же в сложных экономических условиях настоящего времени власти не могут выделять достаточно средств для реализации столь сложных систем, как корвет. Так что стоит ожидать развития именно катерной составляющей ВМСУ.
Флотское командование адекватно понимает возможности страны и задачи, стоящие перед военно-морскими силами. Основное направление развития ВМСУ – создание боеспособной компоненты войск для защиты побережья в случае проведения возможной морской десантной операции. Другая задача – сохранение ядра личного состава и подготовка кадров для будущих ВМСУ.
В 2016 году существующие военно-морские базы могут быть расформированы и вместо них созданы морские районы, причем один на северо-западе Черного моря, а другой – в Азовском. Есть планы развертывания ряда частей, в первую очередь береговой обороны, в Азовском море, где ранее каких-либо флотских сил не было ни у России, ни у Украины, ни у СССР.
В настоящее время открылся реальный шанс создать тот флот, который нужен стране без опоры на советское наследство, которое, откровенно говоря, все годы незалежности мешало его развитию. Следует признать совершенно правильными выбранные командованием ВМСУ направления: перекомпоновка сил, создание полноценных частей, формирование береговых войск, а также переход на стандарты НАТО в различных сферах. Вместе с тем в настоящее время количество частей ВМСУ слишком велико, а управляющие структуры крайне раздуты.
Автор Дмитрий Болтенков
Так что нет ничего невозможного :biggrin:
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии10