СОКРОВИЩНИЦА СЛЕПОГО ПЬЮ. ЧАСТЬ 12
ЧАСТЬ ОДИННАДЦАТАЯ
Крейсер-банановоз, или волк под белыми перьями
Хроника действий самого успешного немецкого рейдера обеих мировых войн — вспомогательного крейсера «Мёве»
Если бы не Первая мировая война, этому судну, построенному в 1914 году, была бы уготована скучная жизнь банановоза, курсировавшего до скончания века между Германией и её африканскими колониями. Но с началом боевых действий на него установили четыре 150-мм и одно 105-мм орудия, а также два 500-мм торпедных аппарата (позднее их число увеличили до четырёх). Кроме того, теперь уже боевой корабль, получивший имя Möwe — «Чайка», принял на борт 500 морских мин и превратился во вспомогательный крейсер и минный заградитель.
В первый поход «Мёве», которым командовал корветтен-капитан граф Николаус цу Дона-Шлодин, отправился 29 декабря 1915 года, при этом приоритетными считались минные постановки у британского побережья. Успех не заставил себя долго ждать — уже 6 января 1916 года на минах «Мёве» подорвался и затонул линкор «Кинг Эдуард VII», а затем ещё два торговых судна. На этом успехи рейдера как минного заградителя закончились, и не напрасно — у его командира открылся талант настоящего корсара. С января 1916 по март 1917 гг. удачливый рейдер захватил и потопил 41 торговое судно стран Антанты общим тоннажем более 180 000 тонн. Этот результат не был превзойдён ни одним другим немецким рейдером в обеих мировых войнах.
После возвращения из похода в марте 1917 года судьба «Мёве» складывалась менее бурно, хотя и небезынтересно. Его командир был удостоен высших наград Империи и получил почётную должность морского адъютанта кайзера, а сам крейсер стал оружием пропаганды — про него сняли фильм и оставили в тылу, используя на вторых ролях.
После окончания войны «Мёве» достался британцам в качестве трофея и вернулся к своему первоначальному амплуа как грузовое судно «Гринбрир». В 1933 году судно возвратилось в Германию, где под именем «Ольденбург» прослужило почти всю войну и затонуло у побережья Норвегии 7 апреля 1945 года, потопленное британской авиацией. До наших дней сохранились кадры хроники, снятые в море первым помощником крейсера капитан-лейтенантом Вольфом и взятые англичанами в качестве трофея сто лет назад — на них можно видеть «Мёве» и часть его многочисленных жертв.
* * *
Первый выход в море «Щуки-Б»
16 июня 1984 года была спущена на воду первая атомная подводная
лодка проекта 971 – К-284. Подлодки этого типа были одними из
самых совершенных субмарин своего времени
лодка проекта 971 – К-284. Подлодки этого типа были одними из
самых совершенных субмарин своего времени
Подводные ракетоносцы, способные незаметно «подкрасться» на огневую позицию, могут своими ракетами поразить практически любую точку земного шара. Именно поэтому с развитием ядерных технологий, появлением атомных энергетических установок и ракет развитию атомного подводного флота в Советском Союзе уделялось первоочередное внимание. Первая атомная подлодка К-3 проекта 627 была принята на вооружение в 1958 году. А к концу 1960-х годов по численного атомных подводных лодок СССР уже обошел США в гонке вооружений.
Предшественниками подлодок проекта 971 были субмарины проекта 945, предназначенные как для борьбы с подводными ракетоносцами, так и с надводными, в том числе авианесущими кораблями. Отличием подлодок «945» серии — мощных, современных и хорошо вооруженных, был титановый корпус. За счет своей прочности он позволял погружаться на в полтора раза большие глубины по сравнению с лодками предыдущего поколения. Но это преимущество одновременно являлось и недостатком — лодки из титанового сплава слишком дороги. Поэтому в 1976 году было принято решение о разработке массовой серии лодок на основе проекта 945, но не в титановом, а в стальном корпусе. Одновременно ставилась еще одна задача — понизить уровень шумности. Новая подлодка предназначалась для борьбы с подводными и надводными кораблями вероятного противника, ведения разведки, поражения ядерными боеголовками наземных объектов, для проведения спецопераций.
Разработка подлодок была поручена ленинградскому КБ «Малахит». Первый технический проект новой субмарины появился уже в 1977 году. Корпус лодки предполагалось изготавливать из высокопрочной легированной стали, благодаря чему подлодка могла опускаться на глубину 600 метров. Чтобы понизить шум работы агрегатов, все механизмы и движущиеся части расположили на специальных амортизационных «подставках». Такая амортизация значительно снижала шумность и, кроме того, в большой степени нивелировала воздействие подводных взрывов на агрегаты подводной лодки и ее экипаж. Из-за обтекаемой формы корпуса и специфического хвостового оперения лодки проекта 971 получили в натовской классификации обозначение «Акула». Эта «акула», в советском обозначении «Щука-Б», была значительно тише американских подлодок самого современного по тем временам класса «Лос-Анджелес» и могла быть обнаружена гидроакустическими средствами противника при благоприятных условиях, только на расстоянии 10 километров, то есть, когда избежать торпедного удара уже практически невозможно.
Подлодка проекта 971 была оборудована ядерным реактором, позволяющим развивать мощность двигателя в 50 000 л.с. Вооружение «Щуки-Б» состояло из торпед, торпедо-ракет, крылатых ракет и зенитных ракетных систем. Субмарина, оборудованная передовой автоматикой, могла захватывать цели на расстоянии в три раза большем, чем ее предшественники, а автоматизация позволила почти в два раза уменьшить численность экипажа — со 130 до 75 человек.
Первую лодку проекта 971 заложили в Комсомольске-на-Амуре, на заводе № 199 имени Ленинского комсомола в 1980 году. 16 июня 1984 года ее спустили на воду, а в 1984 году первая «Щука-Б» — К-284 была принята на вооружение Тихоокеанского флота. Первоначально подводные лодки этой серии имели только буквенно-цифровые обозначения, но затем все они получили собственные имена.
Субмарины 971 проекта строились в Комсомольске-на Амуре и в Северодвинске, на заводе «Севмаш». «Севмашевским» подлодкам присвоили имена «Пантера», «Леопард», «Тигр», «Гепард», из-за чего на флоте эти корабли прозвали «кошачьей» серией.
Всего планировалось изготовить 25 таких подлодок, до 1993 года было заложено 20 из них, но достроено — только 14. Хотя с 2014 года на вооружение поступают атомные подводные лодки следующего поколения («Ясень», проект 885), корабли 971 серии несут боевую вахту. Те из них, которые до сих пор находятся в строю, служат в составе Северного и Тихоокеанского флотов. В свое время они позволили опередить страны НАТО по бесшумности и боевой мощи ядерных субмарин и до сих пор остаются грозным оружием российского военно-морского флота.
модификации проекта. Снизу вверх: 971 до 1988 года,
971 после 1988 года, 971У, 971М
971 после 1988 года, 971У, 971М
* * *
Канал кайзера Вильгельма
20 июня 1895 года в Германии был открыт почти 100-километровый Кильский канал, соединяющий Северное и Балтийское моря. Хотя до 1948 года он носил имя кайзера Вильгельма, главным инициатором его постройки был канцлер Отто фон Бисмарк. Ещё в начале войны с Данией 1864 года Бисмарк распорядился изучить возможность постройки канала, который позволил бы перебрасывать тогда ещё прусский флот с Балтики в Атлантику и обратно «без необходимости проходить под прицелом датских пушек». Впрочем, военно-стратегические задачи при строительстве канала тесно переплетались с экономикой – отсутствие необходимости делать крюк вокруг Ютландии выглядело весьма привлекательно и для судовладельцев.
Строительство канала началось в июне 1887 года. За 8 лет 9 тысяч рабочих извлекли из его будущего русла около 80 миллионов кубометров грунта. Регулярное судоходство на канале кайзера Вильгельма началось 1 июля 1895 года. В 1907–1914 годах он был расширен для того, чтобы иметь возможность пропускать новые германские линкоры. С этими же целями на входах в канал были построены более крупные шлюзы. После Первой мировой войны Кильский канал по условиям Версальского договора должен был быть открыт для торговых судов и военных кораблей любых стран, не находящихся в состоянии войны с Германией. В 1936 году нацистское руководство аннулировало международный статус канала, который был снова восстановлен уже после Второй мировой войны.
Германский броненосец (по немецкой классификации – линкор,
Linienschiffen) «Брауншвейг» водоизмещением 14 400 тонн,
спущенный на воду в 1902 году, в Кильском канале
Linienschiffen) «Брауншвейг» водоизмещением 14 400 тонн,
спущенный на воду в 1902 году, в Кильском канале
* * *
Гибель подлодки
Сильные фотографии потопления немецкой подлодки U-848
самолетами из эскадрильи VPB-107. Три Либерэйтора и два
Митчелла атаковали подлодку 5 ноября 1943го года возле
берегов Бразилии. Из экипажа в 63 человека никто не выжил.
самолетами из эскадрильи VPB-107. Три Либерэйтора и два
Митчелла атаковали подлодку 5 ноября 1943го года возле
берегов Бразилии. Из экипажа в 63 человека никто не выжил.
Зенитчики прикрываются от проходящего на
бреющем американского самолета
бреющем американского самолета
Близкий промах
Попадание
Вид из хвостовой турели Митчелла выходящего из атаки -
бомба промахнулась, но пулеметная очередь прошлась прямо
по надстройке
бомба промахнулась, но пулеметная очередь прошлась прямо
по надстройке
Результат еще одного захода
Накрыли
На переднем плане в кадр попала падающая глубинная бомба
Прямое попадание
Конец атаки...
* * *
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА
ОБЛАКА
Споем, вместе со стариком Пью, песню "Облака" из фильма "Остров Сокровищ" 1982 г.
Песню «Облака» (стихи Албрехта Роденбаха, перевод с нидерландского Е. Витковского) исполняет режиссёр фильма,
Владимир Воробьёв, играющий также роль пирата Джорджа Мэрри.
Песню «Облака» (стихи Албрехта Роденбаха, перевод с нидерландского Е. Витковского) исполняет режиссёр фильма,
Владимир Воробьёв, играющий также роль пирата Джорджа Мэрри.
* * *
Флот на дне
После фактического окончания Первой мировой войны в ноябре 1918 года державы-победительницы не смогли сходу решить судьбу уцелевшего германского военного флота. Подводные лодки были сразу переданы союзникам, а вот по надводным кораблям к консенсусу придти не удавалось. До того момента пока не было бы выработано окончательное решение, американцы предложили интернировать германский Флот открытого моря в порту нейтрального государства — но Испания и Норвегия, которым была предложена такая роль, от неё отказались. Тогда Великобритания предложила использовать для интернирования в ожидании итогов мирных переговоров свою военно-морскую базу Скапа-Флоу на Оркнейских островах.
В Скапа-Флоу на кораблях Флота открытого моря были спущены германские флаги (их подняли только один раз, 31 мая 1919 года, в день третьей годовщины Ютландского сражения), немецким морякам было запрещено спускаться на берег и посещать другие корабли. Командующим интернированного флота был назначен контр-адмирал Людвиг фон Ройтер, державший флаг на линкоре «Фридрих дер Гроссе». Из-за плохого питания, отсутствия полноценного отдыха, ужасного медицинского обеспечения и отсутствия известий о дальнейшей судьбе флота дисциплина среди экипажей германских кораблей, общая численность которых в начале составляла около 20 тысяч человек, постоянно снижалась. Дело дошло до того, что фон Рейтер был вынужден просить у англичан разрешения перейти на лёгкий крейсер «Эмден», поскольку на «Фридрихе дер Гроссе» ему не давали спать революционно настроенные матросы, громко топавшие ночами по крыше его каюты.
Тем временем переговоры о судьбе германских кораблей заходили в тупик. Французы и итальянцы хотели заполучить по четверти Кайзерлихмарине (военно-морских сил Германской империи), что не устраивало британцев, поскольку такой раздел наносил ущерб их пропорциональному преимуществу над флотами других государств. Их бы устроило уничтожение германских кораблей, но с таким решением не соглашались немцы, и их мнение необходимо было учитывать в соответствии с условиями Компьенского перемирия.
Накануне подписания Версальского договора стало ясно, что союзники в любом случае не собираются возвращать флот Германии. В 10 часов утра 21 июня 1919 года фон Ройтер отдал приказ о затоплении своих кораблей. Впрочем, подготовка к самоубийству германского флота началась заблаговременно: к его началу на кораблях эскадры уже были открыты иллюминаторы, водонепроницаемые двери и переборки. До 12 часов дня, когда «Фридрих дер Гроссе» стал сильно крениться на правый борт, а германские экипажи на шлюпках начали покидать корабли, британцы не заметили начавшейся диверсии. Ко дну в Скапа-Флоу пошли 52 германских корабля из 74 (в том числе 15 линкоров и линейных крейсеров из 16), остальные либо остались на плаву, либо британцы успели отбуксировать их на мели.
Надстройки германского линейного крейсера «Гинденбург», оставшиеся
над водой после самозатопления Флота открытого моря в Скапа-Флоу,
во время отлива. «Гинденбург» стал последним крупным боевым
кораблём германского императорского флота, введённым в строй
в мае 1917 года. 21 июня 1919 года при затоплении он не
перевернулся, а лёг на дно на ровный киль. В июле
1930 года линейный корабль был поднят со дна,
после чего разделан на металл
над водой после самозатопления Флота открытого моря в Скапа-Флоу,
во время отлива. «Гинденбург» стал последним крупным боевым
кораблём германского императорского флота, введённым в строй
в мае 1917 года. 21 июня 1919 года при затоплении он не
перевернулся, а лёг на дно на ровный киль. В июле
1930 года линейный корабль был поднят со дна,
после чего разделан на металл
* * *
На занятиях (4 фото)
Британские военные моряки на занятиях по методам обслуживания торпед; Скапа Флоу; 1942-й год
* * *
Британская подводная лодка HMS R2, 1918 год
10 лодок этого типа стали первыми в истории специализированными противолодочными подводными лодками, созданными для борьбы с себе подобными, и отличались рядом конструктивных новшеств. Оснащение их мощными электродвигателями подводного хода при совершенной гидродинамике обеспечило этим лодкам рекордную для того времени скорость подводного хода - 14 узлов, больше чем на поверхности (9,5 уз).
Лодки оснащались передовым для своего времени комплексом гидрофонов, обеспечивавшим возможность стрельбы "на слух" по подводным целям (лодкам противника).
В 1917—1918 годах было заложено 12 подводных лодок этого типа; из них в строй вступили 10, постройку ещё двух отменили в связи с окончанием войны.
Боковой вид лодки
Из-за позднего вступления в строй, изо всей серии только лодка R8 имела боевой контакт с германской подводной лодкой. Это произошло в октябре 1918 года. Британская лодка выпустила по цели 6-торпедный залп, но несмотря на достигнутое попадание одной из торпед не смогла потопить цель - из-за отказа детонатора торпеды.
Опыт эксплуатации этих лодок выявил определенные недостатки их конструкции. Из них основными являлись недостаточная управляемость (как в надводном так и в подводном положении) и слишком долгое время зарядки батареи - из-за малой мощности дизеля.
В ходе послевоенных сокращений флота в 1923 году большая часть этих лодок была снята с вооружения и продана на слом; две последние лодки R4 и R10 использовались Royal Navy соответственно до 1934 и 1929 годов.
Однотипная лодка HMS R3 на ходу
* * *
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Комментарии2