Подводные лодки Монтуриоля и Пераля
Подводная лодка «Иктанео №1», хотя и новодел,
но смотрится очень здорово
но смотрится очень здорово
«Рыба №1» и «Рыба №2»
Прежде всего, заметим, что до того, как Колумб открыл Америку, Испания была одним из самых развитых и процветающих государств Европы. Причем славилась и овцеводством, и своим вином, и прославленными толедскими клинками. Но, усевшись на «золотую иглу» в виде струящегося потока драгоценных металлов из Мексики, она «растеряла» всю свою экономику, и почему так случилось, понятно. Зачем производить что-то самим, когда это же самое ты можешь купить за золото в любом другом месте? Флот Испании после разгрома Армады год от года становился все слабее и слабее, и к середине 19 века ослабел так сильно, что на равных не мог противостоять ни Франции, ни уж, конечно, Англии. И как это бывает очень часто, в Испании появился человек, который решил компенсировать количество кораблей совершенно новым качеством и построить... подводный корабль, который сможет не опасаться ни французского, ни британского флотов! Звали его Нарцисо Монтуриоль, и вот он-то в 1858 году и сумел построить в Испании первую испанскую субмарину «Эль Иктинео» («Рыба»). Длина ее составляла свыше 7 м, а водоизмещение около 8 тонн. В порту Барселоны она совершила более полусотни погружений, временами опускаясь более чем на 20 м. При этом она избежала существенных аварий, что было большим достижением уже само по себе! Правда, оружие её было слишком примитивным: в носу… сверло, чтобы проделывать отверстия в корпусах неприятельских кораблей! Впрочем, Монтуриоль хотел поставить на своей «Рыбе» и пушку, которая могла стрелять под водой прямо в корпус вражеского корабля. Но обедневшее испанское государство денег на лодку не нашло, а деньги, данные спонсорами, быстро кончились.
«Иктанео №2»
Тогда он решил построить «Иктинео №2», и не только сумел её построить, но и испытать. Он сумел погрузить её на 30 м, и считал, что корпус выдержит и большую глубину, но все-таки предпочёл не проверять этого на практике.
Новинки, опередившие время…
Удивительно, но механический привод субмарины был очень даже интересным и оригинальным, если не по воплощению, то хотя бы по замыслу. Лодка имела единый двигатель для подводного хода и надводного хода, то есть «мотор», над которым в Германии в годы Второй мировой войны работал еще инженер Гельмут Вальтер! Установка состояла из двух паровых машин, одна из которых выпускала дым в атмосферу через трубу, а вот вторая использовала пар в замкнутом контуре для движения под водой. На «Ихтинео» №2 было предусмотрено и устройство для обновления воздуха внутри лодки – емкость с раствором едкого натра, поглощавшего углекислый газ, и баллон, наполненный кислородом. Система освещения тоже была очень оригинальной: в специальном фонаре должен был сгорать водород в кислороде, что позволяло получать яркое пламя, хотя такой светильник и был взрывоопасен. Зато запасы этих газов хранились не внутри корпуса, а в металлических ёмкостях снаружи. Удивительно, но полуторагодичные испытания этой лодки, как и в первом случае, прошли на удивление гладко. Возможно, Монтуриолю просто повезло, а может быть он оказался квалифицированным инженером, «не хуже капитана Немо».
Тем не менее, и эту субмарину на вооружение испанского флота не приняли, а отдали кредиторам за долги. Ну, а те в 1867 году, чтобы хотя бы что-то получить обратно, разобрали её на металлолом. Вот так этот оригинальный образец передовой технической мысли, родившийся в угасающей империи, и пропал. Но уже в наше время в Испании нашлись энтузиасты, которые по сохранившимся чертежам построили сразу две копии второго «Ихтинео»! И теперь обе эти субмарины можно увидеть у себя «на родине», одну в Барселоне на набережной, неподалеку от Морского музея, а вторую – в экспозиции Музея промышленности.
Испытание подводной лодки Пераля в 1888 году.
Первая испанская торпедная…
Первая испанская торпедная…
Вторую оригинальную испанскую субмарину спустили на воду в городе Кадисе, и это была, как это удивительно не звучит – первая торпедная субмарина в мире! Её конструктором был Исаак Пераль-и-Кабальеро, который родился в Картахене в 1851 году в семействе кадрового военного. Закончив Морскую школу, он был произведен в офицеры, воевал на Кубе и на Филиппинах, и был за свою храбрость награжден медалями, ну а в 1884 году предложил «Проект торпедоносной субмарины», которую построили и спустили на воду в сентябре 1888 года.
Теперь подводная лодка Пераля «купается» в фонтане!
На месте обтекателя торпедного аппарата памятная
табличка. Хорошо виден носовой винт глубины,
вращением которого осуществлялась
дифферентовка лодки.
На месте обтекателя торпедного аппарата памятная
табличка. Хорошо виден носовой винт глубины,
вращением которого осуществлялась
дифферентовка лодки.
Водоизмещение ее составляло 85 тонн в подводном положении, хотя более трети этой массы занимала большая аккумуляторная батарея, состоявшая из более чем 600 (!) 50-килограммовых кислотно-свинцовых «банок». Причем зарядить батарею можно было только лишь на базе, и нужно было на это больше суток! Два электромотора по 30 л.с. вращали каждый свой винт, что давало скорость в 7,5 узлов на поверхности воды и лишь 3,5 узла на глубине. Впрочем, главный недостаток субмарины был связан не с низкой скоростью, а с тем, что ее дальность плавания составляла всего лишь 40 миль.
Корма с двумя вертикальными рулями и двумя бронзовыми
горизонтальными гребными винтами. Третий винт
аналогичен по назначению винту на носу.
горизонтальными гребными винтами. Третий винт
аналогичен по назначению винту на носу.
И опять-таки внутри субмарины Пераля таилось немало очень даже перспективных технических новинок. Начнем с вооружения: впервые подводный корабль получил торпедный аппарат, расположенный внутри лодки. И именно лодка Пераля оказалась тем первым подводным судном, которое впервые в истории совершило торпедный выстрел из-под воды по-боевому кораблю, пусть даже и на маневрах. 7 июня 1890 года 350-мм торпеда германской фирмы «Шварцкопф» с расстояния в 2 кабельтовых угодила в крейсер «Колон», стоявший на якоре. А спустя несколько дней эту же самую цель она смогла поразить уже на ходу! Испанским подводникам принадлежит и первенство в успешной торпедной атаке в ночной темноте. «Пераль» незаметно подобрался опять-таки к этому «злосчастному» крейсеру чуть ли не вплотную, хотя его «условный противник» и был осведомлен о возможной атаке и активно светил вокруг себя прожекторами, и выпустил в его борт торпеду!
«Очень совершенное приборное обеспечение»
Во многом это было связано с «приборным обеспечением» субмарины. Прежде всего, нужно заметить, что ее создатель придумал еще и оригинальный перископ, который мог проецировать изображение на плоский горизонтальный экран, и это давало возможность командиру оценить курсовой угол цели, расстояние до неё от подлодки, и, соответственно, определить упреждение при выстреле. Это был своего рода аналог современного боевого информационного поста, хотя, конечно, и в очень примитивном исполнении. И ещё на его лодке, так же, как и на легендарном «Наутилусе» капитана Немо, повсюду царило электричество. Скорость определял электрический лаг и опять же электричеством освещались помещения корабля, на котором горело целых шесть лампочек, хотя членов экипажа было только семь человек!
Конструктор предусмотрел два дополнительных электрических двигателя по 5 л.с., вращавших два вертикальных, расположенные на носу и на корме, гребных винта, что давало возможность автоматически регулировать глубину погружения субмарины по данным от гидростата. То есть она обладала ещё и достаточно современными подруливающими устройствами, улучшавшими её эксплуатационные характеристики!
Торпедный аппарат размещался на лодке в носу и был прикрыт специальным раскрывающимся обтекателем. Боекомплект состоял из трех торпед, что было по тому времени очень солидным запасом.
Это фото дает представление о размерах этого судна,
и видно, что оно совсем не маленькое.
и видно, что оно совсем не маленькое.
Но… «не бывает пророка в своём отечестве». Морское министерство от лодки Пераля отказалось, хотя она благополучно прошла все надлежащие испытания. В конце 1890 года в порту Кадиса её разоружили, и оставили... ржаветь до 1929 года, когда её отбуксировали в Картахену. Хотя, почему так, понятно: «игрушка» бедной Испании оказалась просто не по карману. Зато её создатель сильно обиделся, ушел в политику, и, сделавшись депутатом парламента, разругался со всеми, кто занимался морской политикой страны. Понятно, что «техника» тут и вовсе перестала иметь значение, а осталось столкновение амбиций. В 1895 году Пераль уехал в Берлин прооперировать прогрессирующий рак, но из-за неудачного лечения у него начался менингит, от которого он, в конце концов, и умер.
Монета на память
Зато потом его субмарину отреставрировали и поставили напротив здания базы подводных лодок в порту Картахены, потом переставили поближе к морю на площадь, а с 1992 года она красуется уже на главной набережной этого города – бульваре Альфонсо XII. А к 125-летию спуска на воду лодки Пераля Королевский монетный двор Испании выпустил даже специальную серебряную монету. На аверсе монеты отчеканен портрет короля Испании Хуана Карлоса I, текст «JUAN CARLOS I REY DE ESPANA» и год эмиссии – «2013».
Аверс
Портрет Исаака Пераля отчеканен на реверсе, а внизу, на фоне стилизованного изображения морских волн, помещена подводная лодка, носящая его имя. Номинал монеты «10 EURO». Справа от портрета помещено имя изобретателя «ISAAC PERAL» в две строки, а слева еще и знак испанского Королевского монетного двора – буква «М» под короной.
Реверс
Комментариев пока нет