Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
14
Слепой Пью
На uCrazy 9 лет 7 месяцев
Всячина

Награда не по чину



Награда не по чину

Одной из причин учреждения 1 сентября 1939 года Рыцарского креста Железного креста как высшей воинской награды для немецких военнослужащих была попытка сформировать в вермахте новую военную элиту. Не избежал этой тенденции и военно-морской флот Третьего рейха, для подводников которого были установлены нормативы для получения этого ордена – потопление 100 000 брт торгового тоннажа или крупного военного корабля класса линкора или авианосца. Но по достижении этих успехов кавалером Рыцарского креста мог стать только командир лодки, ранее награждённый Железным крестом I и II класса, и он получал эту награду один из всего экипажа, или, проще говоря, за весь экипаж.

За период с 18 октября 1939 года по 8 мая 1945 года Рыцарский крест получили 147 человек (в том числе посмертно). Подавляющее число награждённых, 140 человек, были офицерами – сам командующий подводными силами адмирал Дёниц, 124 командира подводных лодок, один вахтенный офицер и 14 инженер-механиков. Оставшиеся семь кавалеров Рыцарского креста не имели офицерского звания и относились к младшему начальствующему составу экипажей подлодок.

Стоит дать небольшие пояснения о званиях нижних чинов в кригсмарине. Они разделялись на три группы:

Награда не по чину


Шесть человек из семи вышеупомянутых относились к группе фельдфебелей, и лишь один человек был маатом (старшиной). Так за что эти люди были представлены к такой высокой награде, которой в подводном флоте Третьего рейха обычно удостаивались только офицеры-подводники?

Штабс-обер-штурман Генрих Петерсен


Генрих Петерсен (Heinrich Petersen) родился 3 ноября 1902 года в Гамбурге. На флот он пришёл молодым матросом 1 сентября 1919 года, когда военно-морской флот Германии переживал чёрные времена, будучи зажатым в тиски Версальского мирного договора. После трёх лет службы в береговых морских частях Петерсен в октябре 1923 года был направлен на крейсер «Берлин» (Berlin), который стал его первым кораблём. Позже ему довелось служить на тральщике М 75 и на нескольких миноносцах. В сентябре 1931 года Петерсен после 12 лет службы в рейхсмарине вышел в отставку в звании обер-штурманс-маата (Obersteuermannsmaat).

В 1935 году Петерсен вернулся на флотскую службу и получил назначение на старый миноносец Т 156, входивший в состав германского флота ещё в годы Первой мировой. Прослужив на этом корабле два года, Петерсен, получивший в январе 1936 года звание обер-штурмана (Obersteuermann), перевёлся в подплав. В октябре 1937 года он был назначен штурманом на малую подлодку U 23 (тип IIB) обер-лейтенанта цур зее Отто Кречмера (Otto Kretschmer). С этого момента судьбы Петерсена и Кречмера будут переплетены на долгое время.


Подводная лодка U 23 попала в объектив фотографа в
довоенное время, о чём свидетельствует крупный номер
на рубке — с началом боевых действий он был закрашен


Войну Петерсен встретил на U 23, получив в октябре 1939 года звание штабс-обер-штурмана (Stabsobersteuermann). Он находился на борту лодки в качестве штурмана во время всех восьми боевых походов общей продолжительностью в 94 дня.

В апреле 1940 года Кречмер принял у верфи новую «семёрку» U 99, и Петерсен тоже оказался в её экипаже. В качестве штурмана U 99 Петерсен разделил с Кречмером все успехи лета и осени 1940 года – в тот самый период, который в истории Битвы за Атлантику принято именовать «счастливыми временами». Кречмер рекомендовал представить своего штурмана за отличную службу к Рыцарскому кресту, и Карл Дёниц пошёл своему любимцу навстречу. 5 ноября 1940 года, перед самым возвращением лодки из очередного успешного похода, в котором было потоплено два британских вспомогательных крейсера, Кречмер получил радиограмму от Дёница о награждении его Дубовыми листьями, а Петерсена – Рыцарским крестом.

Доверие Кречмера к своему штурману было настолько велико, что он пошёл на беспрецедентный шаг: в последнем походе U 99 Петерсен исполнял обязанности не только штурмана, но и второго вахтенного офицера. После потопления лодки он вместе со всеми выжившими попал в плен к британцам. Стоит отметить, что это был единственный случай, когда в плен к союзникам одновременно попали два подводника, награждённых Рыцарским крестом.


Генрих Петерсен (1902–1963) и его знаменитый командир и
покровитель Отто Кречмер (1912–1998)


Офицеры разведотдела британского Адмиралтейства, допрашивавшие членов экипажа U 99, дали Петерсену следующую характеристику:



Любопытно, что 1 июля 1941 года, будучи уже в плену, Петерсен получил извещение о присвоении ему звания лейтенанта цур зее. Это позволило ему остаться рядом с Кречмером в офицерском лагере для военнопленных после пересылки экипажа U 99 в Канаду. Вероятно, он участвовал в событиях, вошедших в историю как «Битва в Бауменвилле», когда в этом канадском лагере произошли рукопашные схватки между пленными немцами во главе с Кречмером и охраной лагеря. В июне 1947 года, после освобождения из плена, Петерсен вернулся в Германию. 6 июня 1963 года он скончался в Киле.

Обер-штурман Вальтер Кединг


Вальтер Кединг (Walter Kaeding) родился 14 сентября 1915 года в Берлине. В ряды кригсмарине он был зачислен матросом в 1935 году. После службы на берегу, лёгком крейсере «Лейпциг» (Leipzig) и обучения в Торпедной школе в Мюрвике Кединг уже в должности штабс-матроса (Stabsmatrose) в январе 1938 года был отправлен в школу для унтер-офицеров. По окончании обучения он получил звание боцманс-маат (Bootsmannsmaat) и в ноябре был снова направлен на «Лейпциг». Войну Вальтер Кединг встретил на этом корабле.


Музейная экспозиция, посвященная Вальтеру Кедингу. Кроме
Рыцарского креста, представлены и другие награды подводника —
Немецкий крест в золоте, прозванный «Яичницей», Испанский
крест с мечами в бронзе — первая награда Кединга, полученная
за участие в гражданской войне в Испании на крейсере «Лейпциг»,
и боевая шпанга подводника в серебре


19 сентября 1939 года Кединг покинул крейсер для того, чтобы стать подводником, и был направлен на обучение в Школу подплава в Нойштадт. В апреле 1940 года Кединг был включён в состав экипажа строящейся лодки U 123 (тип IXB), которая 30 мая вошла в строй флота. С этой лодкой на протяжении пяти лет и будет связана карьера Кединга, которую можно разделить на два этапа.

С мая 1940 по май 1942 гг. Кединг в составе экипажа U 123 совершил восемь боевых походов под командованием подводных асов Карла-Хайнца Мёле (Karl-Heinz Moehle) и Райнхарда Хардегена (Reinhard Hardegen). Лодка принимала участие в знаменитых атаках британских конвоев осенью 1940 года, действовала у африканского побережья, а также участвовала во внезапном нападении на судоходство у побережья США в 1942 году, известном как операция «Паукеншлаг» (Paukenschlag – «Удар в литавры»), где сумела отличиться. За этот период Кединг, выполняя обязанности помощника штурмана U 123, был награждён Железным крестом обеих степеней и получил звание боцмана (Bootsmann).

Второй этап для него начался 12 мая 1942 года, когда Кединг был направлен в школу штурманов в Готенхафене. В декабре он снова вернулся на U 123, но уже в звании обер-штурмана. К этому моменту лодкой командовал бывший первый вахтенный офицер Хардегена Хорст фон Шрётер (Horst von Schroeter). Кединг принял участие в четырёх походах лодки в качестве штурмана и третьего вахтенного офицера, находясь в составе экипажа вплоть до исключения U 123 из состава флота 17 июня 1944 года. За отличное выполнение своих обязанностей на протяжении пяти лет, 720 суток из которых он провёл вместе с лодкой в море, 15 мая 1944 года Кединг был награждён Рыцарским крестом.


Подводная лодка U 123 пришла в базу и швартуется к
причальной стенке — дизели дымят, экипаж выстроен на палубе


В дальнейшем Кединг был отправлен на обучение в Военно-морское училище Мюрвика, закончил курсы командиров подлодок и 1 октября 1944 года получил звание лейтенанта цур зее. Став офицером, он в течение месяца командовал учебной лодкой U 56 (тип IIC), после чего был назначен командиром ещё строившейся на верфи U 4713 – подлодки типа XXIII. Эта субмарина так в строй кригсмарине и не вступила, поэтому Кединг встретил капитуляцию Германии в должности командира неготового к эксплуатации корабля.

23 июня 1992 года он скончался в Бремене в возрасте 76 лет.

Обер-штурман Хорст Хофманн


Хорст Хофманн (Horst Hofmann) родился 18 января 1919 года в местечке Кранцаль, расположенном в горном массиве Эрцгебирге на границе Германии и Чехии. На флот Хофманн пришёл молодым матросом в ноябре 1937 года. С апреля 1938 года он проходил обучение в Школе подплава и других учебных центрах, и год спустя стал членом команды новой «семёрки» U 48 под командованием Герберта Шульце (Herbert Schultze).

Хофманн прослужил у Шульце почти два года, прежде чем покинул U 48. 21 января 1940 года он в чине боцманс-маата был отправлен на дополнительную подготовку, после чего в мае попал в экипаж новой «семёрки» U 134 Рудольфа Шенделя (Rudolf Schendel), которая вступила в строй 26 июля 1941 года. Хофманн совершил на U 134 семь боевых походов, прослужив на ней до конца февраля 1943 года.


Экипаж подводной лодки U 672 после возвращения из похода,
Франция, Сен-Назер, 1944 год


7 марта он был направлен в Школу штурманов, 1 сентября получил звание обер-штурмана, а спустя месяц был переведён в 6-ю подводную флотилию и получил должность штурмана на U 672 (тип VIIC) обер-лейтенанта Ульфа Лавеца (Ulf Lawaetz). После двух походов с Лавецем Хофманн 20 мая 1944 года был награждён Рыцарским крестом. К этому моменту в его послужном списке было 18 боевых походов, в ходе которых он провёл на лодках в море более 600 суток.

После награждения Хофманн совершил на U 672 ещё два похода, в последнем из которых попал в плен к союзникам, когда 18 июля 1944 года лодка была тяжело повреждена в Ла Манше в районе мыса Старт-Пойнт. Британский исследователь Иннес Маккартни (Innes McCartney) так описывает эти события:



Хорст Хофманн был освобождён из британского плена 2 октября 1947 года и вернулся в Германию. Скончался он в Любеке 14 июня 1978 года.

Штабс-обер-машинист Генрих Даммайер


Генрих Даммайер (Heinrich Dammeier) родился 9 февраля 1914 года в местечке Беккедорф (Нижняя Саксония). В июле 1933 года он начал службу в кригсмарине. После прохождения подготовки и обучения Даммайер был отправлен служить на броненосец «Дойчланд» (Deutschland), где был зачислен в технический дивизион корабля. В сентябре 1935 года он был направлен на курсы унтер-офицеров, по окончании которых вернулся на броненосец. Любопытно, что унтер-офицерское звание машинистен-маата (Maschinistenmaat) он получил только спустя год, 1 октября 1936 года.

Даммайер прослужил на «Дойчланде» до 30 сентября 1940 года, после чего перевёлся на подводный флот, начав курс обучения в Школе подплава. В апреле 1941 года он был назначен на готовящуюся к сдаче подлодку U 129 (тип IXC) Асмуса Николая Клаузена (Asmus Nicolai Clausen), которая вошла в строй 21 мая того же года. С этого момента карьера Даммайера была практически непрерывно связана с этой субмариной, на которой он под командованием трёх сменивших друг друга командиров прослужил до июля 1944 года, когда U 129 была выведена из состава флота и затоплена в Лориане.


Подводная лодка U 129 на закатном солнце


За время службы Даммайера на этой лодке она совершила 10 боевых походов и потопила 29 судов общим тоннажем 143 748 брт. 12 августа 1944 года он, уже будучи в звании штабс-обер-машиниста (Stabsobermaschinist), был награждён Рыцарским крестом за безупречную службу и отличное исполнение своих обязанностей. Стаж плавания Даммайера на U 129 составил более 700 суток нахождения в море.

Стоит отметить, что награду ему так и не вручили. В это время атлантические базы подлодок во Франции подверглись опасности захвата из-за стремительно развивающегося наступления англо-американских войск. Была начата эвакуация подлодок и подводников морским путём – субмарины, находящиеся в базах, покидали Францию с пассажирами и оборудованием на борту, уходя в Норвегию. Были даже введены в строй ранее списанные лодки, экипажи которых были собраны из находившихся на тот момент во Франции «безлошадных» подводников.

10 августа Лориан покинула вновь введённая в строй U 270 (тип VIIC) под командованием обер-лейтенанта цур зее Генриха Шрайбера (Heinrich Schreiber), в состав экипажа которой был включён Генрих Даммайер. Спустя двое суток лодка была потоплена «Сандерлендом» из 461-й эскадрильи Королевских австралийских ВВС. Канадские эсминцы сумели спасти 71 человека из числа пассажиров и членов экипажа U 270, среди спасённых был и Генрих Даммайер.

Вернувшись из плена в Германию в декабре 1947 года, Даммайер работал в мастерских на железной дороге. Он скончался 16 мая 2001 года.

Обер-боцманс-маат Рудольф Мюльбауэр


Рудольф Мюльбауэр (Rudolf Mühlbauer) родился 27 марта 1919 года в Кёнигсбрюке (Саксония). С 1925 по 1933 год Рудольф учился в народной школе, после чего три года осваивал профессию каменщика. С октября 1938 по март 1939 гг. он отбывал обязательную имперскую трудовую повинность, по окончании которой получил квалификацию мастера в своей профессии. В апреле того же года Рудольф Мюльбауэр добровольцем ушёл на военно-морской флот.

После полугодичной подготовки он был направлен в Нойштадт на курсы подготовки коков для подводных лодок, после чего прошёл общую для подводников подготовку. В феврале 1940 года Мюльбауэр в звании матроса-ефрейтора (Matrosengefreiter) был зачислен в экипаж готовящейся к сдаче подводной лодки U 123. Однако нет данных, что после вступления субмарины в строй 30 мая Мюльбауэр исполнял на ней обязанности кока. В 1940–1942 гг. он совершил на U 123 восемь боевых походов в качестве сигнальщика верхней вахты, и 1 августа 1942 года получил звание боцманс-маата.


Подводная лодка U 123 — обладательница рекорда по числу
служивших на ней кавалеров Рыцарского креста. Их на её
борту воевало шестеро: кроме командиров Карла-Хайнца
Мёле, Райнхарда Хардегена и Хорста фон Шрётера, в экипаж
входили упомянутый выше штурман Вальтер Кединг, сигнальщик
Рудольф Мюльбауэр и инженер Райнхардт Кёниг. Позднее этот
факт нашёл отражение в эмблеме лодки, и первоначальный
нагрудный знак за ранение был дополнен изображением
Рыцарских крестов


В сентябре 1942 года Мюльбауэр был направлен на курсы артиллеристов и зенитчиков. В январе 1943 года его зачислили в экипаж U 170 (тип IXC/40), на которой Мюльбауэр совершил четыре боевых похода. 12 декабря 1944 года обер-боцманс-маат (Oberbootsmannsmaat) Рудольф Мюльбауэр был награждён Рыцарским крестом за отличную службу, став единственным маатом, удостоенным такой награды. К тому моменту он совершил 12 походов, проведя в море в общей сложности 748 суток. В двух случаях острые глаза Мюльбауэра, несшего вахту на мостике, спасали лодку от гибели, вовремя замечая грозящую ей опасность.

9 мая 1945 года он был взят в плен британцами во Фленсбурге, но уже в июле того же года отпущен на свободу. Рудольф Мюльбауэр скончался 26 марта 2000 года в Кёнигсбрюке.

Итоги


После ознакомления с биографиями пяти кавалеров Рыцарского креста, не имевших офицерского звания, напрашиваются следующие выводы. Можно сказать, что данная награда была действительно коллективной, и её за всю команду получал командир субмарины. Другим членам экипажа лодки трудно было совершить нечто выдающееся, чтобы получить Рыцарский крест за конкретные поступки или действия.

Первое награждение Рыцарским крестом в подводном флоте военнослужащего, не имевшего офицерского звания, произошло благодаря лучшему немецкому подводному асу Отто Кречмеру – он в буквальном смысле выбил эту награду для своего штурмана у адмирала Дёница. Однако данный казус не стал правилом, и Генрих Петерсен долгое время был единственным награждённым Рыцарским крестом подводником из младшего начсостава немецкого подплава.

Основная доля награждений Рыцарским крестом пришлась на конец войны. Кединг, Хофманн, Даммайер и Мюльбауэр были награждены в 1944 году, не упомянутые здесь обер-машинист Генрих Прассдорф (Heinrich Prassdorf) с U 1203 и обер-штурман Карл Йекель (Karl Jäckel) с U 907 получили Рыцарский крест в апреле 1945 года.

Стоит отметить, что в последний период войны эта награда потеряла свой былой статус, и для её получения уже не применялись правила времён начала войны. Никаких 100 000 тонн набирать уже не требовалось, награду можно было получить за один успешный поход и несколько потопленных судов. Поэтому начало награждений унтер-офицеров Рыцарским крестом можно считать возможным именно из-за упрощения требований, но это будет справедливо лишь отчасти.

Все шесть награждённых в 1944–1945 гг. подводников к этому моменту имели большой срок службы на боевых субмаринах, командиры которых были подводными асами. За этот период эти унтер-офицеры отлично выполняли свои обязанности, были примером для экипажей своих лодок. Это были заслуженные ветераны, имевшие уже практически все награды, кроме Рыцарского креста, и их награждение можно расценивать как отдание им соответствующих почестей за верную службу и проявление личных качеств во время неё. Поэтому не будет преувеличением сказать, что среди награждённых Рыцарским крестом подводников в 1944–1945 гг. именно эти шесть ветеранов были наиболее достойны этой награды, так как получили награду не за какое-то действие, а старательно шли к ней на протяжении 5–6 лет.

Сравнение с советским подплавом


Разумеется, было любопытно провести сравнение с тем, как обстояло дело с награждением высшими наградами в советском подводном флоте времён Великой Отечественной войны. За её время звание Героя Советского Союза получили 18 советских подводников, среди которых только двое не были офицерами – Иван Степанович Перов и Александр Сергеевич Морухов.


Старший краснофлотец Александр Морухов на рабочем месте


Из представления на звание Героя Советского Союза боцмана Краснознамённой подводной лодки Л-4 Черноморского флота мичмана Ивана Степановича Перова:



Из представления на звание Героя Советского Союза командира отделения трюмных машинистов Гвардейской подлодки М-35 Черноморского флота старшего краснофлотца Александра Сергеевича Морухова:



Наградные листы (орфография оригинала сохранена) Перова и Морухова дают понять, что их награждение звездой Героя Советского Союза имело практически те же самые причины, что и награждение Рыцарским крестом Кединга, Хофманна и других немецких унтер-офицеров. Из этого можно сделать вывод, что в немецком и советском подплаве времён войны такие награды были более доступными для командиров подлодок, чем для экипажей, которыми они командовали. Награждение ими военнослужащих, не имевших офицерского звания, было исключением из правил.

все теги
Комментариев пока нет

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}