Выборгский сектор: оборона
Выборгский сектор: силы и средства
К началу Великой Отечественной войны оборону с моря на приморском фланге 23-й армии обеспечивал Выборгский сектор береговой обороны. Начало его формирования относится к тому моменту, когда в ходе советско-финляндской войны Красная армия заняла острова архипелага Бьерке (в наше время — Берёзовые острова). После их захвата было организовано Управление Бьеркского сектора береговой обороны. Комендантом сектора был назначен полковник В. Т. Румянцев.
Командный состав артиллерии КБФ. Слева во втором ряду –
бывший комендант Выборгского сектора В. Т. Румянцев
бывший комендант Выборгского сектора В. Т. Румянцев
25 мая 1940 года по приказу наркома ВМФ Бьеркский сектор был переименован в Выборгский укреплённый сектор береговой обороны Главной базы КБФ. Главной базой флота тогда ещё являлся Кронштадт.
В составе сектора оказались следующие подразделения:
1. Управление сектора береговой обороны (Выборг);
2. 22-й отдельный артиллерийский дивизион в составе:
3. 32-й отдельный артиллерийский дивизион в составе:
Сектор имел сравнительно мало стрелковых частей – всего два батальона: 51-й отдельный стрелковый батальона и 41-й отдельный пулемётный батальон. Через некоторое время на остров Бьерке была перебазирована школа 1-й бригады морской пехоты (общая численность личного состава – до батальона).
Несмотря на то что подразделения сектора были разбросаны на весьма значительном пространстве, он почти не имел своих собственных плавсредств. Частично это могло компенсироваться наличием в этом же районе кораблей и катеров Шхерного отряда, сформированного 7 марта 1940 года. Его командиром в описываемый период был капитан 3 ранга Э. И. Лазо.
Правда, к началу войны у Шхерного отряда не было даже нормального штаба, а корабельный состав включал три бронекатера, четыре торпедных катера, непригодных для торпедных атак, и дивизион самоходных барж в составе трёх единиц. К августу 1941 года в составе отряда также была одна канонерская лодка «Кама». Также в районе Выборгского залива действовали катера 1-го Балтийского отряда пограничных судов. Корабли отряда базировались на Трангзунд (современный Высоцк).
К началу войны Выборгский сектор и Шхерный отряд подчинялись командиру Кронштадтской военно-морской базы.
После 22 июня бойцы сил береговой обороны действовали бок о бок с пограничниками 103-го погранотряда. Вплоть до середины августа 1941 года здесь происходили отдельные стычки с финнами. Всё резко изменилось после прорыва финнов в центральную часть Карельского перешейка. Советским командованием было принято решение начать отвод сил левого фланга 23-й армии, на котором находились 123-я и 43-я стрелковые дивизии. Выборгский сектор береговой обороны тоже должен был приступить к эвакуации. Это произошло 22–24 августа 1941 года.
Батареи Выборгского сектора БО. Показаны радиусы обстрела и
директрисы стрельбы. Схема была опубликована как приложение
к статье Петров П. В. Строительство военно-морских баз и
береговой обороны в Выборгском заливе и Бьеркском архипелаге
директрисы стрельбы. Схема была опубликована как приложение
к статье Петров П. В. Строительство военно-морских баз и
береговой обороны в Выборгском заливе и Бьеркском архипелаге
Финский десант
Последующие события развивались стремительно. Финны следовали за отходящими советскими войсками буквально по пятам. Оборона Трангзунда, бои с финским десантом на восточном берегу Выборгского залива, эвакуация войск 23-й армии из Койвисто – вот те эпизоды, о которых пойдёт дальше речь.
Сначала придётся сказать несколько слов о финском десанте. Именно против него наиболее активно действовали бойцы береговой обороны и поддерживающие их корабли. На западный берег Выборгского залива вышли части 8-й пехотной дивизии из состава 4-го армейского корпуса финской армии. Командир 8-й пехотной дивизии получил приказ готовиться к форсированию Выборгского залива и захвату плацдарма на его восточном берегу с целью перерезать приморское шоссе и железную дорогу и продвижению на линию реки Рокколайоки, чтобы отрезать Выборгскую группировку Красной армии от полуострова Койвисто.
После небольшой разведки 23–24 августа финское командование решило высаживать два десанта. Первый из них в составе батальона 24-го пехотного полка должен был высаживаться на остров Суонинсаари, а затем захватить остров Уурансаари.
Второй десант – батальон 45-го пехотного полка – предназначался для высадки на восточное побережье Выборгского залива в районе полуострова Лиханиеми. Его задачей являлся захват станций Сомме и Кайслахти, благодаря чему планировалось перерезать приморское шоссе и железную дорогу. Финнами было выбрано самое удобное место для форсирования залива – его ширина здесь составляла всего около 1,5 км.
К этому времени группировка советской 23-й армии уже была охвачена с востока, а финны смогли выйти в центр Карельского перешейка. Штаб Выборгского сектора эвакуировался из Выборга – дальше оставаться там было нельзя. Связи с армейским командованием прервалась, да и штаб 23-й армии не очень отчетливо представлял положение своих войск у Выборга.
Схема финского наступления на Карельском перешейке, на
которой показана переправа финских войск через Выборгский залив
которой показана переправа финских войск через Выборгский залив
В ночь с 24 на 25 августа противник высадил два запланированных десанта. Никаких мер для того, чтобы предотвратить такой поворот событий, советское командование предпринять не успело. Шхерный отряд был вынужден сражаться за свою базу. С выходом финнов на южное побережье острова Суонинсаари вход в гавань Трангзунда был бы перекрыт. Поэтому из состава гарнизона Трангзунда был сформирован отряд в количестве 170 человек, который перебросили на Суонинсаари. Бои на острове продолжались вплоть до эвакуации Трангзунда, которая состоялась 30 августа 1941 года.
Поддержка с моря
Кораблям и катерам Шхерного отряда пришлось решать сразу две задачи. Первая — это непосредственно заниматься обороной своей базы, вторая — противодействовать переправе финских войск на полуостров Лиханиеми. Гарнизону Трангзунда активно помогали два оставшихся в строю бронекатера (третий был захвачен финнами во время эвакуации с островов шхерного района). Сил для того, чтобы сорвать финскую переправу у Лиханиеми или хотя бы помешать ей, у советских моряков практически не оставалось.
По переправе противника в районе Лиханиеми вели огонь батареи №229 и 269 и канонерская лодка «Кама». Канонерская лодка прибыла к Трангзунду только к утру 26 августа. Сначала она вела огонь с корректировкой по телефону. Но через некоторое время корректировка стала невозможной, и канлодка уже стреляла по площадям.
В этих условиях у командира канонерской лодки нашлось время написать донос на командование Шхерного отряда. Он считал, что артиллерию канонерской лодки используют неправильно. Его донос рассмотрели, действия командования Шхерного отряда были признаны верными.
Флотская авиация наносила удары в основном по плавсредствам противника. Так, один Пе-2 нанёс удар по катерам у мыса Ристиниеми 25 августа. В тот же день ещё три МБР-2 сбросили бомбы на сам мыс Ристиниеми. Эти удары не могли ничем помочь частям береговой обороны, сражавшимся на восточном берегу Выборгского залива.
В целом, по данным советской стороны, был потоплен 1 финский транспорт и уничтожено много мелких катеров. Кроме этого, 25–26 августа сторожевые катера «ЗК-35» и «ЗК-36» из своих 45-мм орудий обстреляли скопление пехоты противника и шлюпки с десантом у южной оконечности о-ва Суонионсари. Катера израсходовали около 500 снарядов. По советским данным, ими были уничтожены три шлюпки и много солдат и офицеров.
К сожалению, сорвать переброску подкреплений на южный берег Выборгского залива так и не удалось. Относительно удачную операцию смогли осуществить бронекатера шхерного отряда. В ночь с 27 на 28 августа БК №213 и №214, находившиеся в дозоре, нанесли удар по переправе между островом Туркинсаари (совр. остров Овчинный) и полуостровом Лиханиеми. Им удалось утопить 2 понтона и 4 катера, нанося таранные удары.
Всего советской авиацией, кораблями и артиллерией были потоплены четыре плота и четыре штурмовых бота. За период с 24 августа по 1 сентября финны перебросили на противоположный берег залива более 8 тысяч человек и более 1 тысячи лошадей. Эти цифры говорят о том, что серьёзных помех переправе создать не удалось.
Активные действия Сводного полка
В борьбу с форсировавшими залив частями 8-й пехотной дивизии вступили части 103-го погранотряда и разрозненные части Выборгского сектора береговой обороны в составе четырёх взводов сапёрного батальона и 1-й роты 41-го отдельного пулемётного батальона. Позднее им на подмогу были переброшены бойцы школы 1-й бригады морской пехоты. Эти части были объединены под названием Сводного отряда Выборгского укреплённого сектора (ВУС).
26–27 августа части Сводного отряда ВУС вели упорные оборонительные бои в районе Сомме (Матросово) и Кайслахти (Попово). Удержать Кайслахти им не удалось. Финский десант выполнил свою первоочередную задачу, а у Сводного отряда просто не хватило сил, чтобы выбить противника из Кайслахти и удержать этот населённый пункт.
Карта, приложенная к внесрочному боевому донесению, в
котором говорилось о переправе финских войск через
Выборгский залив. Источник ЦАМО РФ
котором говорилось о переправе финских войск через
Выборгский залив. Источник ЦАМО РФ
27 августа отряд получил подкрепления, состоявшие из 1-го и 3-го батальонов 5-й отдельной бригады морской пехоты. Сводный отряд ВУС был переименован в Сводный полк моряков под командованием майора А. Углова. Военкомом был назначен старший политрук Корнышев.
Финнам в качестве подкрепления перебросили 3-й дивизион 11-го артиллерийского полка (всего 11 орудий) и 2-й батальон 45-го пехотного полка.
Перед командованием Сводного полка была поставлена задача наступать в направлении на станцию Сомме, уничтожить противника на полуострове Лиханиеми, очистить пути отхода 43-й стрелковой дивизии.
Моряки видели, что отход армейских частей проходил неорганизованно. Создавалось впечатление, что отходившие части между собой перемешались. Наблюдалось движение бойцов мелкими группами и даже поодиночке. Прочной связи со штабом 23-й армии у моряков не было. Само наступление Сводного полка на север ставило его в сложное положение: правый фланг оставался открытым, и финны могли с лёгкостью обойти моряков и пограничников.
Всё же 27 августа Сводный полк перешёл в наступление на фронте шириной в 4 километра. Финны оказали упорное сопротивление и отбили все атаки.
Артиллерийская поддержка действий Сводного полка Выборгского сектора должны была осуществляться эсминцами «Сильный» и «Стойкий. Их задача состояла в том, чтобы своим огнём сорвать переправу в самом узком месте Выборгского залива, у полуострова Лиханиеми. Корабли вышли из Кронштадта 25 августа и уже вечером, в 9 часов, были на рейде г. Койвисто. С 26 августа они открыли огонь.
Такие действия продолжались несколько дней. У командиров эсминцев не было связи с командованием 23-й армии или кем-либо, кто мог бы обеспечить надёжное целеуказание. Из-за этого огонь вёлся по площадям.
Б. П. Левченко, командир «Стойкого», позднее в своих воспоминаниях утверждал, что противник готовился к переправе на самом полуострове Лиханием. Выпустив боезапас практически впустую, эсминцы так и не смогли сыграть какой-либо существенной роли в бою. При этом, несмотря на стрельбу в белый свет как в копеечку, в некоторых отчётных документах сказано, что они выполнили свою задачу!
О том, как развёртывалась борьба на побережье Выборгского залива в последующие дни, будет рассказано во второй части статьи.
Продолжение следует...
Комментариев пока нет