СОКРОВИЩНИЦА СЛЕПОГО ПЬЮ. ЧАСТЬ 29
ЧАСТЬ 28
* * *
Кавторанг Щедрин
Командир советской подводной лодки С-56 капитан 2-го ранга
Григорий Иванович Щедрин (1912—1995) у перископа. 1943 год
Григорий Иванович Щедрин (1912—1995) у перископа. 1943 год
С октября 1942 года по март 1943 года, командуя подводной лодкой С-56, Г.И. Щедрин участвовал в переходе подводных лодок из Тихого океана через Атлантику, на Северный флот — в Полярный. Участник Великой Отечественной войны с марта 1943 года. Всего за время войны Г.И. Щедрин совершил 8 боевых походов с пребыванием в море продолжительностью 125 суток. Выполнил 12 торпедных атак (израсходовано 28 торпед), в которых потопил (по заявленным данным советской стороны) 9 кораблей и судов: 4 транспорта общим водоизмещением 10152 тонн, 2 танкера, эскадренный миноносец, 2 сторожевых корабля противника.
За успешное командование подводной лодкой и проявленные при этом личное мужество и героизм, капитану 2-го ранга Щедрину Григорию Ивановичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Подводная лодка С-56 31 марта 1944 года была награждена орденом Красного Знамени, а 23 февраля 1945 года удостоена гвардейского звания.
* * *
Удачливый «Папаниколис»
23 декабря 1940 года, в ходе начавшейся в конце октября итало-греческой войны, подводная лодка «Папаниколис» (Παπανικολής) греческих ВМС у албанского острова Сазани атаковала итальянский военный транспорт Firenze. Потопление это судна водоизмещением почти в 4 тысячи тонн стало первым крупным успехом в боевой карьере подлодки, построенной в 1925 – 1927 годах во Франции. Свое название она получила в честь Димитриоса Папаниколиса, первого капитана греческого брандера, которому удалось сжечь турецкий фрегат во время войны за независимость в 1821 году.
Когда весной 1941 года на помощь итальянцам, потерпевшим в Греции полное фиаско, пришли немцы, греческий флот ушел в порты Ближнего Востока, контролировавшиеся союзниками-британцами. Отсюда подлодка «Папаниколис» продолжала выполнять боевые походы и после оккупации Греции. Она высаживала диверсионные группы на островах Эгейского моря, занималась патрулированием, топила и захватывала транспортные суда, водоизмещение самого большого из которых составило 8 тысяч тонн. «Папаниколис» уцелел во Второй мировой войне и вернулся в Грецию после ее освобождения. Уже в 1945 году устаревшую подлодку вывели из эксплуатации, но ее боевая рубка была сохранена и установлена у входа в Морской музей Греции в Пирее.
Греческая подводная лодка «Папаниколис» (Παπανικολής)
в Бейруте. Ноябрь 1942 года
в Бейруте. Ноябрь 1942 года
* * *
Первый авианосец Страны восходящего солнца
27 декабря 1922 года в Японии вступил в строй «Хосё» — первый в мире корабль, изначально спроектированный и построенный как авианосец. Одновременно «Летящий феникс» (так переводится его название) стал и первым полноценным авианосцем японского Императорского флота. Сама же Япония с помощью «Хосё» оказалась третьим государством после США и Великобритании в ряду обладателей авианосного флота. Впрочем, останавливаться на этом Страна восходящего солнца не собиралась: уже в 1925 году был спущен на воду значительно более крупный японский авианосец «Акаги» (c полным водоизмещением после модернизации, произведённой в 1934–1938 годах, в 41,3 тысячи тонн против 10,8 тысячи тонн у «Хосё»), изначально заложенный как линейный крейсер.
После введения в эксплуатацию «Хосё» стал учебной партой для японской морской авиации. В феврале 1923 года на нём начались лётные испытания, причём первые из них выполнялись британскими лётчиками-испытателями, нанятыми компанией «Мицубиси». В начале 1932 года первый японский авианосец, авиагруппа которого насчитывала до 15 самолётов, принимал участие в боевых действиях против Китая в ходе Шанхайского инцидента. С 1937 года «Хосё» поддерживал наземные операции японских войск в японо-китайской войне. Первому японскому авианосцу посчастливилось пережить Вторую мировую войну. После её окончания выведенный из состава Императорского флота «Хосё» занимался вывозом японских солдат и офицеров из заморских гарнизонов на родину, а в 1947 году был разделан на металл.
Вид с воздуха на авианосец «Хосё» Императорского флота Японии
во время испытаний в Токийском заливе в декабре 1922 года.
В 1924 году облик корабля изменился: были убраны надстройка,
мачты, стрела подъёмного крана и другие
препятствия на полётной палубе
во время испытаний в Токийском заливе в декабре 1922 года.
В 1924 году облик корабля изменился: были убраны надстройка,
мачты, стрела подъёмного крана и другие
препятствия на полётной палубе
* * *
Забытый Герой
Этот человек ценой своей жизни в 1986 году предотвратил радиоактивное заражение Атлантического океана и, как следствие, - ядерную войну с США. По мотивам этой трагической истории Кэтрин Бигелоу в 2002 году снят фильм "К-19".
Сергей Анатольевич Преминин (1965 — 1986) — матрос, трюмный машинист ракетного подводного крейсера «К-241» (город Гаджиево Мурманской области) Краснознамённого Северного флота.
Сергей Преминин родился 18 октября 1965 года в деревне Скорняково Великоустюгского района Вологодской области. Проходил службу на подводном ракетном крейсере стратегического назначения в качестве спецтрюмного матроса седьмого реакторного отсека.
Третьего октября атомная подводная лодка К-219 несла боевое патрулирование в Атлантическом океане в 480 милях к востоку от Бермудских островов. Это был ракетный подводный крейсер стратегического назначения, вооружённый баллистическими ракетами. В 05 часов 38 минут при совершении манёвра по глубине в ракетной шахте №6 произошёл взрыв. Крышку шахты сорвало. В отсек под напором пошла вода, произошло короткое замыкание, возник пожар.
Несмотря на это, загазованность в несколько раз превысила норму, был потерян контроль за обоими ракетными и реакторными отсеками, утрачена радиосвязь. В 18.50 сработала аварийная защита реактора. Но из – за отсутствия электроэнергии в корабельной сети компенсирующие решётки не опустились на нижние концевики. Это могло привести к неуправляемому разгону реактора и, как следствие, его взрыву. Единственный выход из критической ситуации – заглушить реактор вручную. В отсек отправились старший лейтенант Николай Беликов и спецтрюмный матрос Сергей Преминин. Они работали ключом ручного опускания компенсирующих решёток по очереди.
Из – за высокой температуры (около 70 С) Беликов потерял сознание и был выведен из отсека, Сергей Преминин продолжил работу в одиночку. Он выполнил задачу - все решётки легли на нижние концевики, надёжно заглушив реактор. Однако выйти из отсека Сергей не смог – возросшим давлением прижало переборочную дверь, а сил ему не хватило даже на то, чтобы повернуть вентиль и сравнять давление между седьмым и восьмым отсеками. Все, кто находились в восьмом отсеке, отчаянно пытались открыть заклиненную дверь. Безрезультатно. Для Сергея Преминина последним пристанищем стал реакторный отсек атомохода с невыносимой жарой.
Масштаб катастрофы, в случае взрыва реактора, трудно преувеличить: на лодке находились баллистические ракеты с ядерными зарядами. Почти наверняка всё побережье Америки было бы поражено радиацией, а океанские течения и ветра разнесли бы радиоактивное заражение по Атлантике.
Атомная подводная лодка К-219 Северного флота затонула в 11 часов 03 минуты московского времени 6 октября 1986 года в Саргассовом море Атлантического океана. Спасённый экипаж сначала был доставлен на Кубу, а затем в Москву.
Сергей Преминин - Герой Российской Федерации (награжден 7 августа 1997, посмертно).
* * *
Эсминец «Элдридж»
Тот самый эсминец, который был задействован в Филадельфийском эксперименте. ВМС США официально не подтвердили проведение эксперимента, однако слухи о нём широко распространены. Дожившие до наших дней моряки из команды «Элдриджа» отрицают факт проведения эксперимента и считают заявления о нём выдумкой и ложью.
* * *
949А
Атомные подлодки проекта 949А "Омск" (справа) и "Томск" (слева)
* * *
«Безносые» крейсера мыса Тассафаронга
Поздно вечером 30 ноября 1942 года соединение американского флота в составе четырёх тяжёлых, одного лёгкого крейсера и шести эсминцев обнаружило японский конвой «Токийского экспресса» в составе восьми эсминцев к северу от острова Гуадалканал. В проливе Айрон-Боттом-Саунд, напротив мыса Тассафаронга, американцы перехватили японцев и артиллерийским огнём потопили «Таканами», один из японских кораблей. Помимо артиллерийских снарядов, американцы выпустили по противнику и два десятка торпед, но здесь результаты оказались нулевыми. Вполне возможно, что виноватыми в этом были странные проблемы, преследовавшие американские торпеды с начала войны.
Японцы, поначалу ошеломлённые неожиданной ночной атакой, быстро пришли в себя. В 23:27, через 15 минут после начала сражения, две японские торпеды попали в переднюю часть тяжёлого крейсера «Миннеаполис», вызвав детонацию ёмкостей с топливом. Нос крейсера надломился и опустился под углом 70°. Ещё через минуту торпеда угодила в район артиллерийских погребов главного калибра тяжёлого крейсера «Нью-Орлеан». Мощнейшим взрывом носовая часть этого корабля, вплоть до второй башни, была полностью оторвана и пошла ко дну.
Третьей жертвой японских торпед стал тяжёлый крейсер «Пенсакола», получивший в 23:39 попадание в районе грот-мачты. На корабле загорелось залившее машинное отделение топливо, а сам он получил сильный крен на левый борт. Наконец в 23:49 «свои» две торпеды поймал тяжёлый крейсер «Нортхэмптон». Его экипаж не сумел справиться с пожарами, а потерявший ход корабль вдобавок ко всему попал под огонь японской артиллерии с Гуадалканала. В 3 часа ночи «Нортхэмптон» затонул.
Таким образом, в результате продолжавшегося менее часа ночного боя американцы «разменяли» единственный уничтоженный японский эсминец на четыре своих тяжёлых крейсера. Один из них пошёл ко дну, а остальные три были сильно повреждены и вернулись в строй только в августе — октябре 1943 года. Потери в людях составили 197 погибших у японцев и 395 у американцев. Впрочем, в стратегическом плане проигранное у мыса Тассафаронга сражение для американцев не оказалось провальным. Японские эсминцы, напуганные крупными американскими силами, отвернули от Гуадалканала, и находившиеся на острове войска остались без критично необходимых им припасов. Организовать устойчивое снабжение оборонявшихся здесь частей японцам так и не удалось, и в феврале 1943 года американцы выбили их с Гуадалканала.
Американский тяжёлый крейсер «Нью-Орлеан» в гавани
небольшого островка Тулаги, расположенного к северо-
востоку от Гуадалканала, после сражения у мыса
Тассафаронга 1 декабря 1942 года. Взрывом у корабля
полностью, до второй орудийной башни, оторвало нос.
На заглавной фотографии — однотипный с «Нью-Орлеаном»
тяжёлый крейсер «Миннеаполис» после того же
боя с похожими повреждениями
небольшого островка Тулаги, расположенного к северо-
востоку от Гуадалканала, после сражения у мыса
Тассафаронга 1 декабря 1942 года. Взрывом у корабля
полностью, до второй орудийной башни, оторвало нос.
На заглавной фотографии — однотипный с «Нью-Орлеаном»
тяжёлый крейсер «Миннеаполис» после того же
боя с похожими повреждениями
* * *
Реквиемом погибшим в Цусимском сражении...
[media=https://youtu.be/EEbj4qowfRw]
* * *
Кавалерия против флота
Шарль-Луи Мозен. Французская кавалерия бьётся с флотом врага в водах Текселя
В январе 1795 года во время боевых действий в Нидерландах (это был период бушевавших в Европе войн Первой коалиции) французская армия провела уникальную в истории военного искусства операцию. Из-за необычайно холодной зимы голландская эскадра вмерзла в лед в Ден Хелдере, примерно в 80 км от Амстердама,и ночью 22 января была неожиданно атакована неприятельской кавалерией.
128 всадников французского 8-го гусарского полка под командованием Луи Жозефа Лаюра практически без сопротивления захватили 14 линейных кораблей и несколько торговых судов. Это был единственный в истории случай капитуляции целого флота под натиском эскадронов «гусар летучих». Кстати, в том же месяце французские войска заняли Голландию и превратили ее союзную в Батавскую республику.
* * *
Исидор и Ида Штраусы: реальная история с Титаника
В картине Джеймса Кэмерона «Титаник» 1997 года Штраусы показаны утешающими друг друга в заполняющейся водой каюте в момент гибели лайнера. Сцену, когда Исидор пытается убедить жену сесть в шлюпку, в итоговой версии фильма удалили.
Когда в 00 часов 30 минут 15 апреля на «Титанике» началась эвакуация, первые шлюпки спускались на воду заполненными до половины.Потом, осознав, что шлюпок не хватает, стали сажать только пассажирок с детьми, плывших первым классом.
Ида Штраус, понимая, что мужа ее в шлюпку не пустят, отказалась от своего места. Офицер, распоряжавшийся эвакуацией, из уважения к преклонному возрасту супругов, предложил Исидору Штраусу так же занять место в шлюпке. Но 67-летний миллионер не счел возможным принять это предложение.
Через полтора часа, когда корабль наполовину погрузился в океан, а на палубах царили паника и ужас, Исидор все-таки сумел усадить Иду в одну из шлюпок. Но Ида, увидев, как Исидор, в последний раз помахав ей, уходит в темноту, не выдержала и попросила задержать спуск шлюпки на воду. Она сошла и поспешила к мужу. Он попытался усадить супругу в шлюпку, но та решила не оставлять его на тонущем лайнере, заявив: «Я не оставлю мужа. Мы всегда были вместе, куда ты, туда и я». Он отошел в сторону. Тогда Ида сняла с себя драгоценную соболью шубу, подозвала свою молоденькую горничную — та стояла в стороне, поскольку прислуга из первого класса пока к эвакуации не допускалась — и накинула шубу на ее плечи: «Возьми, дитя мое, ночь холодна». Элен ответила, что не может принять от госпожи такой дорогой подарок, и попыталась снять шубу. Ида с мягкой улыбкой удержала ее руки и сказала: «Я думаю, мне она уже не понадобится». Элен разрыдалась и упала на колени. Но Ида, вдруг сделавшись суровой, принялась торопить ее и подталкивать к лодке.
Именно ей, своей горничной, Элен Берд, уступила Ида свое место в лодке номер 8, предназначенной для пассажиров первого класса, и протянула свое меховое манто — «оно мне больше не нужно». И то и другое помогло горничной выжить на ледяном ветру северной Атлантики. Она пережила трагедию на 40 лет.
Последний раз супругов видели сидящими на шезлонгах на одной из палуб тонущего лайнера. Они сидели в креслах на палубе, взявшись за руки, а свободной рукой прощально махали отплывающим лодкам. «Они выглядели спокойными — так описали их очевидцы.
* * *
Продолжение следует...
Комментариев пока нет