Учительницу, уволенную из-за того, что ее класс отказался изучать татарский, восстановили на работе через суд
В Казани молодую учительницу уволили за то, что ее ученики выбрали для изучения в качестве родного языка русский, а не татарский. Анастасия Матиборская отказалась уговаривать родителей детей изменить выбор. В результате ее лишили классного руководства, а потом и вовсе уволили. Гульсина Закирзянова, директор гимназии, в которой работала девушка, заявила, что та не справлялась со своими обязанностями. Анастасия решила не сдаваться и через суд вернула себе право работать в школе. Ее увольнение признали незаконным и постановили компенсировать время вынужденных пропусков. С начала недели она трудится в той же школе, что и раньше. Матиборская рассказала, что счастлива снова работать с любимым 3 «В» классом, однако коллектив встретил ее холодно.
Проблемы у Анастасии начались в конце октября, когда в гимназии прошли родительские собрания. По словам Матиборской, в задачи классного руководителя входило рассказать родителям об изменениях в учебном плане и о том, что они сами могут выбрать, какой язык учить. Она не пыталась повлиять на выбор родителей, просто донесла до них нужную информацию. 18 из 25 учеников ее класса в качестве родного языка выбрали русский, это не понравилось директору гимназии. Она заявила, что учителя очень плохо «поработали» с родителями.
В ноябре после школьных каникул Анастасию известили об «изменении учебной нагрузки» и предложили отказаться от продолжения работы в связи с изменением условий труда. К молодой учительнице зачастили проверки. Вскоре у нее и отняли ее 3 «В» класс, передав руководство молодой коллеге, преподававшей татарский язык. Родители третьеклассников встали на защиту учительницы и написали письмо с просьбой вернуть Матиборскую, но это не помогло.
Учителя начальных классов поставили вести русский язык и литературу у старшеклассников. Анастасия указывала директору, что в 5-м классе русский язык должен вести специализированный педагог, а также выражала недоумение тем, что ее 3 «В» класс передали еще менее опытной учительнице. Слова девушки игнорировали. На Анастасию сыпались обвинения по любому поводу. Ей сделали выговор за то, что она общалась с родителями учеников через мессенджер WhatsUpp. Гульсина Закирзянова заявила в интервью «Вечерней Казани», что по итогам нескольких месяцев работы ей стало ясно, что Матиборская — «это нулевой педагог».
— По итогам внутришкольного контроля в ее работе выявлено много недостатков, о чем ей неоднократно сообщали. Ей выделили наставника. Тем не менее ситуация не улучшилась: страдал уровень знаний детей, дисциплина. Вы извините, но когда учитель путается в суффиксах и окончаниях слов, ставит пятерки детям за грамматические ошибки… Были обращения родителей.
Развязка конфликта наступила 29 декабря. Матиборскую уволили «из-за несогласия с изменением условий труда». Других вакансий в школе для нее не нашлось. Анастасия решила бороться с произволом директора и обратилась в суд.
23 февраля 21-летняя Анастасия Матиборская встретилась в суде со своими обидчиками — представителями администрации МБОУ «Гимназия № 90». Руководство школы даже не думало приносить извинения. Анастасию выставили виноватой — дети испытали сильный стресс из-за смены учительницы. Девушку попытались пристыдить за обращение в суд. Но он встал на сторону учительницы. Судья Ирина Иванова постановила:
— Восстановить на работе в прежней должности с выплатой заработной платы за время вынужденного прогула в размере 19 169 рублей. Признать незаконными приказы об отстранении от классного руководства и заведования кабинетом. Взыскать с МБОУ «Гимназия № 90» в возмещение морального вреда 5 тыс. рублей. Решение может быть обжаловано, но в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.
Адвокат девушки Андрей Сучков был убежден в успехе дела. Он рассказал о явных нарушениях трудовых прав учительницы.
— В договоре Анастасии сказано, что она является учительницей младших классов, а в итоге ей порезали часы и перевели на старшие классы, что не соответствует ее квалификации, а потом и вовсе уволили. Работодатель обязан предупредить работника об увольнении за два месяца — этого сделано не было. Были ухудшены рабочие условия Анастасии, что запрещено законодательством. Все это в целом позволило признать увольнение незаконным и получить компенсацию за вынужденные прогулы.
Справедливость была восстановлена, и Анастасия наконец вернулась к своему классу. За время ее отсутствия он уменьшился. Недовольные решением суда родители забрали своих детей.
— Мы с детьми очень друг другу обрадовались, но за это время в классе стало на четырех учеников меньше. Их перевели родители, которые дружны с руководством школы, а у одной девочки мама работает в нашей гимназии. Родители этих детей как раз выступали за татарский язык.
Анастасию поздравили родители ребят. Единственное, чего опасается девушка, — как сложатся отношения с руководством школы.
— Видно, что все учителя в шоке. У меня и до конфликта было не много друзей, а теперь и вовсе коллеги боятся подходить и общаться. Быстренько спросят что-то и сразу уходят. Напряженная обстановка.
Большую часть рабочего времени учительница проводит с детьми, поэтому напряженная обстановка в коллективе не так заметна. По-прежнему остается нерешенным конфликт с директором школы Гульсиной Закирзяновой. С ней педагогу предстоит согласовать учебный план и решить другие организационные вопросы. Однако женщина отказывается идти на контакт.
— Непонятно, работает она сейчас или нет. В понедельник якобы была на больничном, а сегодня уже на работе. Но когда я, по рекомендации завуча, к ней подошла, то она беседовала с какими-то людьми и резко сказала, что занята. А на вопрос, когда мы сможем поговорить, ответила: «Не знаю». Пока непонятно, как быть.