Полярные наблюдатели Арктического горизонта
Лейтенант Вильгельм Деге считается последним солдатом немецкой армии который сдался союзным силам. В интервью немецким журналистам его сын Экбарт Деге рассказал, как отец участвовал в исследовательских и военных экспедициях в Арктике, изучал германо-скандинавскую культуру и историю, а также был награждён Железным Крестом Третьего. Отец немецкого академика возглавил операцию «Хаудеген», которая заключалась в метеорологических наблюдениях и установлении связи в Заполярье.
Германское высшее военное командование не могло получать необходимые данные через международную метеорологическую сеть, которые контролировалась и шифровалась противниками. Для решения данной проблемы немецкая армия была вынуждена соорудить свою метеостанцию на Шпицбергене. Высадившись в Шпицбергенском квадрате и укрепившись на территории, немецкие полярники передавали отчёты в течение года с 5 августа 1944 года, пока команда из 11 человек не узнала о капитуляции Берлина. После 13 месяцев, нападений полярного медведя и постоянной опасности засады британских ВВС, немецкие полярники ликвидировали всё научное и коммуникационное оборудование, когда заметили приближающееся судно норвежских охотников на тюленей 3 сентября 1945 года.
«В тот год, когда эти одиннадцать человек проводили время в условиях враждебной среды, холода, шторма и темноты, показывают, как товарищество и взаимоуважение помогало поддерживать высокий моральный дух и дало силы группе пережить все ужасы арктических ночей», – сказал Эккарт Деге.
Доктор Экбарт Деге рассказал о комедийном моменте в ночь капитуляции его отца: «Мой отец и его товарищ Рейер отправились на пляж, чтобы поприветствовать заметивших их норвежцев. Капитан Ларс Альбертсен и повар корабля высадились на берег. Отец поприветствовал их по-английски, но капитан не понимал этого языка. Тогда мой отец перешёл на норвежский язык, на которым он свободно говорил, будучи переводчиком в немецкой армии в Норвегии с 1940 по 1943 годы. Отец поинтересовался у капитана: "Мы начнём наши официальные дела прямо здесь, на пляже, или я могу пригласить Вас на нашу станцию выпить кофе и шнапс?". Норвежский капитан ответил утвердительно: "Настоящий кофе и хороший немецкий шнапс? Да, с удовольствием". Таким образом, обитатели метеостанции угостили норвежцев оставшейся едой, напитками и сигаретами. В 4 часа утра 4 сентября 1945 года норвежский капитан выглядел несколько взволнован. Отец поинтересовался что с ним происходит. Капитан ответил: "Власти ВМФ Норвегии приказали мне попросить Вас сдаться". Мой отец ответил ему: "Так почему бы Вам не попросить меня?", на что капитан произнёс: "Я не знаю, как это делается". Мой отец вынул свой пистолет из кобуры, положил его на стол, подтолкнул к норвежскому капитану и сказал: "С этим я сдаюсь". Норвежский капитан был очень удивлен. Тогда мой отец заполнил документ о капитуляции на норвежском языке, который подписали оба. Таким образом, это была сдача последней немецкой военной части Второй мировой войны».
После войны Вильгельм Деге занимался преподавательской деятельностью. В 1962 году он в качестве доктора педагогических наук устроился на работу в Педагогическую академию Дортмунда, где преподавал до 1976 года. Подразделение «Хаудеген» пыталось встречаться каждый год для воссоединения сослуживцев, хотя это было осложнено «Холодной войной» и высокой политической напряженностью между ФРГ и ГДР. Вначале мероприятия проходили только в Восточной Германии. Люди из Западной Германии всегда приглашались, но никто не осмеливался отправиться туда из-за опасения не вернуться обратно.
«В 1984 году, спустя несколько лет после смерти моего отца в 1979 году, я принял приглашение от его восточногерманских сослуживцев и присоединился к их воссоединению с группой. Тогда нас предупредили, что государственная безопасность ГДР, Штази наблюдала за этими запрещёнными "военными собраниями", и планировала наш захват на следующей встрече. Спустя несколько лет после воссоединения Германии традиция ежегодных встреч была вновь рассмотрена. Я посетил двух последних выживших членов экспедиции, Хайнца Шнайдера и Вернера Шлоссера, которым в прошлом году [встреча происходила в 2016 году] было 90 лет».
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментариев пока нет