Бесполезные японские изобретения
«Не всегда полезно, но и не совсем бесполезно», – это мантра, объясняющая суть «чиндогу», японского искусства создания туфель на шпильках со встроенными зонтиками, причудливых салфеток для поедания спагетти, клей-карандашей, заполненных сливочных маслом и прочих невероятных вещей.
Все это бессмысленные изобретения, начисто лишенные полезности и цели. «Я презираю материализм и превращение всего на свете в товар», – объясняет концепцию «чиндогу» 71-летний Кэндзи Каваками, чья врожденная страсть к нонконформизму в девяностые годы привела его к идее создания этого искусства.
Каваками изучал в университете Токай авиационную технику, но бросил учебу в 1967 году, чтобы поддержать студенческие акции протеста. Годы спустя он оказался дизайнером, работающим над иллюстрированным каталогом «товары почтой». Когда контент выглядел особенно скучным, он добавлял в него какой-нибудь издевательский продукт собственного изобретения, развлекаясь псевдо-капиталистической пародией.
«В принципе, «чиндогу» – это то же самое, что и промышленная революция в Великобритании, – сказал он в 2002 году изданию Japan Inc. – Одно большое отличие заключается в том, что в то время как большинство изобретений призваны сделать жизнь более удобной, предметы «чиндогу» имеет больше недостатков, чем достоинств, поэтому люди не могут их продать. Это изобретательские провалы».
Япония пришла в неистовый восторг от «чиндогу», а за ней последовал весь мир. Но творения Каваками не предназначались для продажи, и ему пришлось создать свод из «десяти заповедей искусства чиндогу».
Не всерьез – «чиндогу» не может предназначаться для реального использования
Материальность – предметы «чиндогу» должны существовать материальном мире
Анархия – «в них должен быть заложен дух анархии»
Универсальная небесполезность – «чиндогу – инструменты для повседневной жизни»
Не для продажи – «чиндогу не продаются»
Не пытаться быть просто смешными – «юмор не должен быть единственной причиной для создания чиндогу»
Пропаганде – нет – «чиндогу не является пропагандой»
Никаких интимных намеков – «чиндогу никогда не касается запретных тем»
Не жадничать – «чиндогу не подлежит патентованию»
Чиндогу для всех – «чиндогу лишено предубеждений»
Правда, иногда Каваками нарушает одно из собственных правил и допускает коммерциализацию «чиндогу». Это бывает тогда, поясняет художник, когда часть поступлений идет на обезвреживание фугасных мин в Камбодже.
«Наш долг как богатых и развитых стран помогать бедным, – сказал он, – и меня очень беспокоит разрыв между богатыми и бедными странами. Если задуматься о масштабах этой проблемы, политический и экономический бардак в Японии представляется несущественной мелочью».
Эти предметы можно назвать странными, забавными или даже возмутительными, но их на самом деле никак не назовешь бесполезными.
Каваками изучал в университете Токай авиационную технику, но бросил учебу в 1967 году, чтобы поддержать студенческие акции протеста. Годы спустя он оказался дизайнером, работающим над иллюстрированным каталогом «товары почтой». Когда контент выглядел особенно скучным, он добавлял в него какой-нибудь издевательский продукт собственного изобретения, развлекаясь псевдо-капиталистической пародией.
«В принципе, «чиндогу» – это то же самое, что и промышленная революция в Великобритании, – сказал он в 2002 году изданию Japan Inc. – Одно большое отличие заключается в том, что в то время как большинство изобретений призваны сделать жизнь более удобной, предметы «чиндогу» имеет больше недостатков, чем достоинств, поэтому люди не могут их продать. Это изобретательские провалы».
Япония пришла в неистовый восторг от «чиндогу», а за ней последовал весь мир. Но творения Каваками не предназначались для продажи, и ему пришлось создать свод из «десяти заповедей искусства чиндогу».
Не всерьез – «чиндогу» не может предназначаться для реального использования
Материальность – предметы «чиндогу» должны существовать материальном мире
Анархия – «в них должен быть заложен дух анархии»
Универсальная небесполезность – «чиндогу – инструменты для повседневной жизни»
Не для продажи – «чиндогу не продаются»
Не пытаться быть просто смешными – «юмор не должен быть единственной причиной для создания чиндогу»
Пропаганде – нет – «чиндогу не является пропагандой»
Никаких интимных намеков – «чиндогу никогда не касается запретных тем»
Не жадничать – «чиндогу не подлежит патентованию»
Чиндогу для всех – «чиндогу лишено предубеждений»
Правда, иногда Каваками нарушает одно из собственных правил и допускает коммерциализацию «чиндогу». Это бывает тогда, поясняет художник, когда часть поступлений идет на обезвреживание фугасных мин в Камбодже.
«Наш долг как богатых и развитых стран помогать бедным, – сказал он, – и меня очень беспокоит разрыв между богатыми и бедными странами. Если задуматься о масштабах этой проблемы, политический и экономический бардак в Японии представляется несущественной мелочью».
Эти предметы можно назвать странными, забавными или даже возмутительными, но их на самом деле никак не назовешь бесполезными.
Комментариев пока нет