Правила американского футбола
Не для кого не секрет, что у нас в стране американский футбол не очень популярен. Тому есть несколько причин: огромная популярность европейского футбола (он же «соккер» в США), нелюбовь к самим американцам и их образу жизни и ценностям и главное - непонимание сути этой игры и незнание её правил, что оборачивается голословными заявлениями о том, что американский футбол «тупая игра для америкосов», «просто идиотское месилово» и более нецензурными.
Я лично очень люблю эту игру и хочу познакомить с её основными правилами.
Рекомендую прочитать пост фанатам футбола европейского и просто ненавистникам футбола американского.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Чтобы понять, что такое американский футбол, надо сразу отказаться от любых аналогий с футболом обычным и не искать с ним никакого сходства, потому, что американский футбол НИЧЕГО ОБЩЕГО С ФУТБОЛОМ ЕВРОПЕЙСКИМ НЕ ИМЕЕТ.
Всё что написано далее в основном преследует цель показать смысл игры и помочь смотреть трансляции матчей и является кратким пересказом правил, в котором затронуты лишь основные моменты. Американский футбол - одна из самых сложных игр в мире. Полный свод правил с трудом умещается на трехстах страницах, значительная часть терминов не переводится.
Американский футбол — командный вид спорта с мячом. Цель игры — продвигать мяч в сторону очковой (зачётной или конечной) зоны (англ. end zone) на стороне поля соперника и зарабатывать очки. Мяч можно нести в руках, бросать и передавать товарищам по команде. Очки можно зарабатывать разными способами, включая занос мяча в очковую зону, успешный пас мяча в очковую зону или забитие мяча между штангами ворот (над перекладиной). Победителем игры становится команда, набравшая большее количество очков по истечении отведённого времени.
Главные элементы американского футбола, без которых игры как таковой просто не может существовать – это поле размером 120 на 54 ярдов (1 ярд = 91 см), две команды по 11 человек и удлиненный мяч со шнуровкой.
Поле разбито на части линиями по 5 ярдов и через каждые 10 ярдов пронумеровано. 50 ярдов – это центр поля и в обе стороны от него линии нумеруются по убыванию, обозначая таким образом количество ярдов, которые осталось пройти нападающей команде, для того чтобы заработать тачдаун. По ширине штанг от голевой линии одних ворот к голевой линии других ворот размечаются 2 линии - линии розыгрыша. На этих линиях устанавливается мяч и от них начинается игра.
На поле выделяются две особые зоны с каждой стороны: конечная зона, приносящая очки и red zone (рэд зон) – от конечной зоны до отметки в 20 ярдов.
На концах поля с каждой стороны стоят ворота, штанги которых расположены за игровым полем. Ширина ворот 6 метров, высота от земли до поперечной перекладины 2,5 м., выше перекладины - не менее 3 метров.
Мяч кожаный, размерами несколько меньше регбийного, имеет яйцевидную форму 72X 54 см., весит 400 гр.
Теперь поговорим непосредственно о командах. Каждая команда может выпускать на поле 11 игроков одновременно. Команды могут заменять всех или некоторых игроков между игровыми моментами. Так как в американском футболе существует строгая специализация игроков, то вся команда делится на нападение (offense), защиту (defense) и специальные команды (special teams – принимают участие в игре, когда мяч выбивают ногами). Таким образом, профессиональные команды могут заявлять на игру до 53 человек. У игроков задачи очень разные - одни бегут с мячом или останавливают бегущих, другие принимают пасы, третьи защищают разыгрывающего, четвертые нападают на разыгрывающего, пятые бьют по мячу ногой. Поэтому именно в этом спорте, особенно развита система игровых амплуа. Каждый игрок выполняет только свои задачи и у других хлеб не отнимает. А под разные задачи нужны различные физические данные. Это к тому, что часто слышны высказывания, что футбол – игра для перекачанного мяса. Вы не правы, уважаемые господа.
Игра начинается вводом мяча в игру (kick-off - кик-офф).
Игроки одной из команд (какой именно - определяет жребий, назовем ее Команда Б) выстраиваются на своей 30-ярдовой линии (линии в 30-ти ярдах от своей конечной зоны), и один из них (kicker - киккер) наносит удар ногой по мячу, предварительно установленному на специальную подставку, пытаясь отправить его как можно дальше на половину поля соперников.
Один из игроков Команды А (его называют returner - ретернер), ловит мяч и старается пронести его как можно дальше в противоположную сторону. При этом его партнеры по команде помогают ему, отталкивая от него соперников (это называется "сделать блок", или "поставить заслон"). Заслон может быть выполнен толчком в корпус или броском под ноги, но захваты, подсечки ногой, толчки в спину и подкаты сзади или сбоку запрещены. Игроки команды Б пытаются остановить ретернера, повалив его на землю или вытолкнув за пределы поля. Для этого они могут использовать все виды захватов и толчков. Запрещены лишь подсечка ногой и хватание маски, защищающей лицо игрока. С того места где ретернер был остановлен команда А начинает атаку. Всех игроков команды, владеющей мячом называют "нападением", всех игроков другой команды - "защитой". Цель нападения - занести мяч в конечную зону соперника. Цель защиты - отобрать мяч.
Drive (драйв) – это период владения мячом какой-либо командой. Именно во время драйва происходит атака. Атака начинается следующим образом:
Семь игроков нападения выстраиваются в линию лицом к конечной зоне соперника (эта линия называется scrimmage (скримедж) или "линия атаки"). Один из них (center -центровой) стоит прямо над мячом. Линия атаки служит своеобразной границей, разделяющей команды - никому не разрешается ее пересекать до того как мяч введен в игру.
Одна из схем распределения игроков показана ниже. Аббревиатуры обозначают индивидуальную позицию каждого игрока.
Нападение:
QB – quarterback (квотербек, разыгрывающий), TE – tight-end (тайт-энд), WR – wide receiver (ресивер, принимающий), FB – fullback (фулбек), HB – halfback (хавбек), C – center (центр), OG – offensive guard (гард нападения), ОТ – offensive tackle (тэкл нападения).
Защита:
DE – defensive end (энд защиты), DT – defensive tackle (тэкл защиты), CB – cornerback (корнербек или угловой), LB – linebacker (лайнбэкер), FS и SS – free safety (фри сэйфти) и strong safety (стронг сэйфти).
Сразу хочу подчеркнуть, что схем расстановки в американском футболе существует большое количество, и они варьируются исходя из ситуации на поле и стратегического замысла тренера. Некоторых типов игроков вообще может и не быть, в то время как других может появиться больше, чем обычно.
Команда нападения обязана поставить 7 человек на линию атаки. Центровой вводит мяч в игру, откидывая его назад, промеж своих ног, одному из партнеров. Почти всегда это - квотербек (распасовщик, разыгрывающий) - главный игрок нападения.
Ввод мяча в игру называется snap - "снэп". Атака состоит из попыток нападения продвинуть мяч в сторону конечной зоны соперника. Сразу пронести или перекинуть через все поле мяч очень трудно, а, учитывая активное сопротивление противника – практически невозможно. Поэтому в американском футболе поле проходят по частям. Нападению дается 4 попытки (down - "дауна") для того чтобы продвинуть мяч на 10 ярдов. Если им это удается, они получают новую серию попыток, если нет - мяч отдается сопернику и команды меняются ролями.
"Даун" - это отрезок игрового времени, начинающийся снэпом, и кончающийся остановкой игрока с мячом или неточным пасом вперед. После приёма снэпа квотербек отбегает на три или пять шагов назад, отдает мяч в руки выносящему (running back –раннинбек или задний бегущий, чаще всего раннинбек находится на позиции хавбека) или кидает его принимающему. Иногда бежит вперед сам. Существует так же такой приём как fake (фэйк) - квотербек всем своим видом показывает, что отдает выносящему мяч, но на самом деле не отдает. Все бегут ловить выносящего, а в это время квотербек отдаёт пас на открытого ресивера.
Под "пасом" в футболе подразумевается пас вперед. Пасы вперед в американском футболе (в отличии от рэгби) разрешены, но на следующих условиях: один пас за один даун, пасующий игрок должен находиться за линией атаки, пасы вперед могут ловить только игроки, которые во время снэпа находились по краям или за линией атаки.
Для успешного завершения паса, игрок обязан поймать мяч на лету и находиться при этом в пределах поля (где находится мяч не имеет значения).
Если задача нападения – пронести мяч как можно дальше, то у защиты цели противоположные – помешать продвижению врага вперед, а если повезет, то перехватить брошенный (intercept) или выроненный (fumble) мяч и самим занести его в тыл противнику. Мешают продвижению по-разному. Можно выбить мяч из рук у противника, а можно врезаться в него на бегу и повалить на землю вместе с мячом. Там где его повалили – оттуда и продолжает играть нападение. Есть еще один способ – изощренный – поймать и повалить на землю квотербека, но это сложно, потому, что его прикрывают самые сильные игроки в команде. Такая остановка квотербека с мячом называется sack (сэк).
Останавливать бегущего игрока с мячом можно практически как угодно – прыгнуть на него сверху, хватать за колени, встречать ударом плеча в грудь и так далее.
Вот как например может выглядеть типичный отрезок игрового времени:
Скажем, команда А начинает атаку со своей 20-ярдовой линии.
ПЕРВЫЙ ДАУН - Мяч получает хавбек и идет в прорыв. Защитники валят его на землю на 26- ярдовой линии. Хавбек прошел 6 ярдов
ВТОРОЙ ДАУН - Теперь команде А надо пройти лишь 4 ярда и для этого у них есть еще 3 попытки. Квотербек решает пасовать. Получив мяч от центрового, он ждет пока один из нападающих откроется и бросает мяч в его направлении. Нападающий, однако не смог поймать мяч и уронил его на землю. Это - незавершенный пас. Мяч возвращается на 26-ярдовую линию.
ТРЕТИЙ ДАУН - Команде А по-прежнему надо набрать 4 ярда. Квотербек опять пасует и на этот раз партнер по команде ловит мяч и добегает с ним до 37-ярдовой линии, где игроки команды Б выталкивают его за пределы поля. Эта попытка принесла нападению 11 ярдов - больше чем достаточно. Теперь у них снова первый даун и новая цель - 47-ярдовая линия.
Целью команды А является пройти все поле и доставить мяч в конечную зону соперника. Команда Б, с другой стороны, пытается завладеть мячом. Самый простой способ отбора мяча - не дать нападению пройти 10-ти ярдов. Если после 4-х попыток нападающие не прошли положенного расстояния, мяч отдается защите в той точке, где нападающие были остановлены. Чаще всего, однако, после 3-х даунов нападающие сами отдадут мяч, воспользовавшись приемом, называемым punt (пант). При этом на поле выходит специальный игрок – punter (пантер). Пантер получает мяч от центрового и бьет по нему ногой (ситуация похожая на кик-офф, но удар наносится не с подставки, а с рук). Расчет состоит в том, что хоть соперники и получают таким образом мяч, им придется начинать атаку из глубины поля. При пробитии панта (реже кикк-оффа) возникают ситуации либо, когда мяч улетает за пределы зачётной зоны, либо падает в зачётной зоне, либо его ловят в зачётной зоне. Это называется touchback - тачбек, после него команда, принимающая пант, должна атаковать с 20-ярдовой отметки.
Главный источник очков это touchdown (тачдаун) - внос мяча в конечную зону соперника. Тачдаун приносит команде 6 очков. Тачдаун можно сделать либо вбежав с мячом в конечную зону, либо отдав пас партнеру по команде, находящемуся там. После реализации тачдауна команда имеет право набрать дополнительные очки (экстра-пойнт). Мяч устанавливается на 2-х ярдовой линии соперника и команде дается 1 попытка. Можно ударить по воротам, набрав 1 очко, а можно рискнуть и попытаться доставить мяч в конечную зону, набрав 2. Тачдаун таким образом может принести команде от 6-ти до 8-ми очков. Удар по воротам при зарабатывании экстра-пойнта отличается тем, что киккеру мяч придерживает holder (холдер), который в свою очередь ловит его от центрового игрока.
Другой способ набрать очки называется field goal - "филд-гол" (гол с игры). Гол с игры можно забить, ударив по воротам, не занося перед этим мяч в конечную зону. Обычно это делается на 3-м дауне, вместо панта, когда команда достаточно близка к воротам соперника. Стоимость филд-гола - 3 очка. Пробивается он таким же способом как и бонусный удар после тачдауна. Защита может набрать 2 очка, остановив игрока с мячом в его собственной конечной зоне. Это называется safety -"сэйфти". После тачдауна или филд-гола команда, набравшая очки вводит мяч в игру кик-оффом. После сэйфти кик-офф делают потерпевшие.
Как и в любом виде спорта в американском футболе происходят нарушения правил. Они караются потерей ярдов. Мяч отодвигается в сторону конечной зоны провинившейся команды. О нарушении судьи сигнализируют, выбрасывая жёлтый флажок на поле. Мелкие нарушения наказываются 5-ю ярдами. Самые типичные из них – falsestart (фаль-старт) (игрок нападения начал движение до снэпа) и offside (офсайд) (во время снэпа игрок защиты находился за линией атаки). Holding (задержка) (неправильный заслон) стоит нападению 10 ярдов.
Грубые нарушения (хватание за маску, неоправданная жесткость) караются 15-ю ярдами. Для защиты нет хуже нарушения, чем pass interference - помеха пасу (преднамеренный контакт с нападающим, не владеющим мячом с целью помешать ему поймать пас). В случае помехи пасу нападающие получают мяч в точке нарушения. Если в результате нарушения командой правил штраф приведёт к попаданию соперников в зачётную зону, то он заменяется половиной расстояния до зачётной зоны. Вообще, нарушений достаточно много, выше я привёл только наиболее часто встречающиеся. Игра продолжается 60 минут (два тайма (половины) по 30 минут, каждый из которых разделен на два 15-минутных периода (четверти)). В начале каждого тайма делается кик-офф. Время чистое - часы останавливаются после незавершенного паса, выхода игрока с мячом за пределы поля, увеличения счета, нарушения правил. Команды имеют по 3 тайм-аута в каждом тайме. Правила Национальной Футбольной Лиги предусматривают дополнительную 15-минутку (overtime) до первых набранных очков в случае ничейного результата.
Выше было сказано о индивидуальных позициях игроков. Теперь рассмотрим их подробнее.
НАПАДЕНИЕ
Квотербек - получает практически все снэпы. Специалист по пасам вперед. Мозг команды - решает кто куда бежит и что делает. После снэпа может отдать мяч хавбеку, кинуть пас вперед или пойти в прорыв сам. Главные признаки - смекалка, лидерские качества, периферийное зрение.
Хавбек - главная задача - идти в прорыв; найти брешь в обороне и проскользнуть в нее. Обычно невысок, плотно сбит, обладает блестящей стартовой скоростью и физической силой.
Фулбек – главная задача - бежать впереди хавбека и расчищать ему дорогу. Размерами больше хавбека, но меньше лайнмена. Иногда получает мяч; чаще всего - когда команде нужно протаранить защиту напрямик и набрать 2-3 ярда.
Ресивер - крайний нападающий. Главная задача - ловить пасы вперед. Скорость спринтера, прыгучесть и цепкие пальцы составляют главные физические характеристики.
Лайнмен нападения (тэкл, центр или гард) - специалист по заслонам. Главная задача - предохранять игрока с мячом. Гигант (средний рост - 195 см, средний вес - 130 кг), громадная физическая сила, должен владеть набором специальных приемов и иметь отменную реакцию. За исключением центрового, делающего снэп, лайнмены практически никогда не прикасаются к мячу.
Тайт-энд - крайний лайнмен. Его можно назвать большим ресивером или маленьким линейным. Задачи двояки - иногда ставит заслоны, иногда ловит пасы.
ЗАЩИТА
Лайнмен защиты (тэкл или энд) - также называется передним защитником. Главная задача - остановить прорыв в самом его начале. Крайние ЛЗ обычно чуть меньше и подвижней своих коллег в нападении (они охотятся за квотербеком). Центральный ЛЗ, с другой стороны - самый настоящий слон. Он закрывает центр поля и охотится за хавбеком
Лайнбекер - игрок-универсал. Помогает ЛЗ в прорыве, прикрывает ресиверов во время паса, охотится за квотербеком. Обычно ЛБ - лучшие атлеты в команде. Должен быть силен, сравнительно быстр, обладать агрессивностью хищника и расчетливостью математика.
Корнербеки и Сэйфти - второй эшелон защиты. Главная задача - прикрывать ресиверов. Корнербеки обычно чуть меньше и быстрее - им достается персональная опека ресиверов. Сэйфти помогают когда надо и являют собой последний рубеж на пути нападающего.
Ну и напоследок скажу, что американский футбол – игра по сути пошаговая, и правильная тактика и стратегия играют роль не менее важную, чем индивидуальные способности игроков. Существует гигантское количество всевозможных комбинаций, как в атаке, так и в защите для различных построений и составов игроков. Обычно у каждой команды существует особая книга, куда записываются все комбинации, которые эта команда использует, и каждый футболист заучивает их наизусть. Только слаженная командная работа, следование выработанной стратегии и полное использование индивидуальных навыков каждого игрока могут помочь добиться успеха, хотя, как и в любом другом виде спорта всегда присутствует элемент случайности.
Если у кого-то появилось желание увидеть правила в действии, то вы можете либо посмотреть какой-нибудь футбольный матч, либо поиграть в симулятор американского футбола Madden NFL
Чтобы понять, что такое американский футбол, надо сразу отказаться от любых аналогий с футболом обычным и не искать с ним никакого сходства, потому, что американский футбол НИЧЕГО ОБЩЕГО С ФУТБОЛОМ ЕВРОПЕЙСКИМ НЕ ИМЕЕТ.
Всё что написано далее в основном преследует цель показать смысл игры и помочь смотреть трансляции матчей и является кратким пересказом правил, в котором затронуты лишь основные моменты. Американский футбол - одна из самых сложных игр в мире. Полный свод правил с трудом умещается на трехстах страницах, значительная часть терминов не переводится.
Американский футбол — командный вид спорта с мячом. Цель игры — продвигать мяч в сторону очковой (зачётной или конечной) зоны (англ. end zone) на стороне поля соперника и зарабатывать очки. Мяч можно нести в руках, бросать и передавать товарищам по команде. Очки можно зарабатывать разными способами, включая занос мяча в очковую зону, успешный пас мяча в очковую зону или забитие мяча между штангами ворот (над перекладиной). Победителем игры становится команда, набравшая большее количество очков по истечении отведённого времени.
Главные элементы американского футбола, без которых игры как таковой просто не может существовать – это поле размером 120 на 54 ярдов (1 ярд = 91 см), две команды по 11 человек и удлиненный мяч со шнуровкой.
Поле разбито на части линиями по 5 ярдов и через каждые 10 ярдов пронумеровано. 50 ярдов – это центр поля и в обе стороны от него линии нумеруются по убыванию, обозначая таким образом количество ярдов, которые осталось пройти нападающей команде, для того чтобы заработать тачдаун. По ширине штанг от голевой линии одних ворот к голевой линии других ворот размечаются 2 линии - линии розыгрыша. На этих линиях устанавливается мяч и от них начинается игра.
На поле выделяются две особые зоны с каждой стороны: конечная зона, приносящая очки и red zone (рэд зон) – от конечной зоны до отметки в 20 ярдов.
На концах поля с каждой стороны стоят ворота, штанги которых расположены за игровым полем. Ширина ворот 6 метров, высота от земли до поперечной перекладины 2,5 м., выше перекладины - не менее 3 метров.
Мяч кожаный, размерами несколько меньше регбийного, имеет яйцевидную форму 72X 54 см., весит 400 гр.
Теперь поговорим непосредственно о командах. Каждая команда может выпускать на поле 11 игроков одновременно. Команды могут заменять всех или некоторых игроков между игровыми моментами. Так как в американском футболе существует строгая специализация игроков, то вся команда делится на нападение (offense), защиту (defense) и специальные команды (special teams – принимают участие в игре, когда мяч выбивают ногами). Таким образом, профессиональные команды могут заявлять на игру до 53 человек. У игроков задачи очень разные - одни бегут с мячом или останавливают бегущих, другие принимают пасы, третьи защищают разыгрывающего, четвертые нападают на разыгрывающего, пятые бьют по мячу ногой. Поэтому именно в этом спорте, особенно развита система игровых амплуа. Каждый игрок выполняет только свои задачи и у других хлеб не отнимает. А под разные задачи нужны различные физические данные. Это к тому, что часто слышны высказывания, что футбол – игра для перекачанного мяса. Вы не правы, уважаемые господа.
Игра начинается вводом мяча в игру (kick-off - кик-офф).
Игроки одной из команд (какой именно - определяет жребий, назовем ее Команда Б) выстраиваются на своей 30-ярдовой линии (линии в 30-ти ярдах от своей конечной зоны), и один из них (kicker - киккер) наносит удар ногой по мячу, предварительно установленному на специальную подставку, пытаясь отправить его как можно дальше на половину поля соперников.
Один из игроков Команды А (его называют returner - ретернер), ловит мяч и старается пронести его как можно дальше в противоположную сторону. При этом его партнеры по команде помогают ему, отталкивая от него соперников (это называется "сделать блок", или "поставить заслон"). Заслон может быть выполнен толчком в корпус или броском под ноги, но захваты, подсечки ногой, толчки в спину и подкаты сзади или сбоку запрещены. Игроки команды Б пытаются остановить ретернера, повалив его на землю или вытолкнув за пределы поля. Для этого они могут использовать все виды захватов и толчков. Запрещены лишь подсечка ногой и хватание маски, защищающей лицо игрока. С того места где ретернер был остановлен команда А начинает атаку. Всех игроков команды, владеющей мячом называют "нападением", всех игроков другой команды - "защитой". Цель нападения - занести мяч в конечную зону соперника. Цель защиты - отобрать мяч.
Drive (драйв) – это период владения мячом какой-либо командой. Именно во время драйва происходит атака. Атака начинается следующим образом:
Семь игроков нападения выстраиваются в линию лицом к конечной зоне соперника (эта линия называется scrimmage (скримедж) или "линия атаки"). Один из них (center -центровой) стоит прямо над мячом. Линия атаки служит своеобразной границей, разделяющей команды - никому не разрешается ее пересекать до того как мяч введен в игру.
Одна из схем распределения игроков показана ниже. Аббревиатуры обозначают индивидуальную позицию каждого игрока.
Нападение:
QB – quarterback (квотербек, разыгрывающий), TE – tight-end (тайт-энд), WR – wide receiver (ресивер, принимающий), FB – fullback (фулбек), HB – halfback (хавбек), C – center (центр), OG – offensive guard (гард нападения), ОТ – offensive tackle (тэкл нападения).
Защита:
DE – defensive end (энд защиты), DT – defensive tackle (тэкл защиты), CB – cornerback (корнербек или угловой), LB – linebacker (лайнбэкер), FS и SS – free safety (фри сэйфти) и strong safety (стронг сэйфти).
Сразу хочу подчеркнуть, что схем расстановки в американском футболе существует большое количество, и они варьируются исходя из ситуации на поле и стратегического замысла тренера. Некоторых типов игроков вообще может и не быть, в то время как других может появиться больше, чем обычно.
Команда нападения обязана поставить 7 человек на линию атаки. Центровой вводит мяч в игру, откидывая его назад, промеж своих ног, одному из партнеров. Почти всегда это - квотербек (распасовщик, разыгрывающий) - главный игрок нападения.
Ввод мяча в игру называется snap - "снэп". Атака состоит из попыток нападения продвинуть мяч в сторону конечной зоны соперника. Сразу пронести или перекинуть через все поле мяч очень трудно, а, учитывая активное сопротивление противника – практически невозможно. Поэтому в американском футболе поле проходят по частям. Нападению дается 4 попытки (down - "дауна") для того чтобы продвинуть мяч на 10 ярдов. Если им это удается, они получают новую серию попыток, если нет - мяч отдается сопернику и команды меняются ролями.
"Даун" - это отрезок игрового времени, начинающийся снэпом, и кончающийся остановкой игрока с мячом или неточным пасом вперед. После приёма снэпа квотербек отбегает на три или пять шагов назад, отдает мяч в руки выносящему (running back –раннинбек или задний бегущий, чаще всего раннинбек находится на позиции хавбека) или кидает его принимающему. Иногда бежит вперед сам. Существует так же такой приём как fake (фэйк) - квотербек всем своим видом показывает, что отдает выносящему мяч, но на самом деле не отдает. Все бегут ловить выносящего, а в это время квотербек отдаёт пас на открытого ресивера.
Под "пасом" в футболе подразумевается пас вперед. Пасы вперед в американском футболе (в отличии от рэгби) разрешены, но на следующих условиях: один пас за один даун, пасующий игрок должен находиться за линией атаки, пасы вперед могут ловить только игроки, которые во время снэпа находились по краям или за линией атаки.
Для успешного завершения паса, игрок обязан поймать мяч на лету и находиться при этом в пределах поля (где находится мяч не имеет значения).
Если задача нападения – пронести мяч как можно дальше, то у защиты цели противоположные – помешать продвижению врага вперед, а если повезет, то перехватить брошенный (intercept) или выроненный (fumble) мяч и самим занести его в тыл противнику. Мешают продвижению по-разному. Можно выбить мяч из рук у противника, а можно врезаться в него на бегу и повалить на землю вместе с мячом. Там где его повалили – оттуда и продолжает играть нападение. Есть еще один способ – изощренный – поймать и повалить на землю квотербека, но это сложно, потому, что его прикрывают самые сильные игроки в команде. Такая остановка квотербека с мячом называется sack (сэк).
Останавливать бегущего игрока с мячом можно практически как угодно – прыгнуть на него сверху, хватать за колени, встречать ударом плеча в грудь и так далее.
Вот как например может выглядеть типичный отрезок игрового времени:
Скажем, команда А начинает атаку со своей 20-ярдовой линии.
ПЕРВЫЙ ДАУН - Мяч получает хавбек и идет в прорыв. Защитники валят его на землю на 26- ярдовой линии. Хавбек прошел 6 ярдов
ВТОРОЙ ДАУН - Теперь команде А надо пройти лишь 4 ярда и для этого у них есть еще 3 попытки. Квотербек решает пасовать. Получив мяч от центрового, он ждет пока один из нападающих откроется и бросает мяч в его направлении. Нападающий, однако не смог поймать мяч и уронил его на землю. Это - незавершенный пас. Мяч возвращается на 26-ярдовую линию.
ТРЕТИЙ ДАУН - Команде А по-прежнему надо набрать 4 ярда. Квотербек опять пасует и на этот раз партнер по команде ловит мяч и добегает с ним до 37-ярдовой линии, где игроки команды Б выталкивают его за пределы поля. Эта попытка принесла нападению 11 ярдов - больше чем достаточно. Теперь у них снова первый даун и новая цель - 47-ярдовая линия.
Целью команды А является пройти все поле и доставить мяч в конечную зону соперника. Команда Б, с другой стороны, пытается завладеть мячом. Самый простой способ отбора мяча - не дать нападению пройти 10-ти ярдов. Если после 4-х попыток нападающие не прошли положенного расстояния, мяч отдается защите в той точке, где нападающие были остановлены. Чаще всего, однако, после 3-х даунов нападающие сами отдадут мяч, воспользовавшись приемом, называемым punt (пант). При этом на поле выходит специальный игрок – punter (пантер). Пантер получает мяч от центрового и бьет по нему ногой (ситуация похожая на кик-офф, но удар наносится не с подставки, а с рук). Расчет состоит в том, что хоть соперники и получают таким образом мяч, им придется начинать атаку из глубины поля. При пробитии панта (реже кикк-оффа) возникают ситуации либо, когда мяч улетает за пределы зачётной зоны, либо падает в зачётной зоне, либо его ловят в зачётной зоне. Это называется touchback - тачбек, после него команда, принимающая пант, должна атаковать с 20-ярдовой отметки.
Главный источник очков это touchdown (тачдаун) - внос мяча в конечную зону соперника. Тачдаун приносит команде 6 очков. Тачдаун можно сделать либо вбежав с мячом в конечную зону, либо отдав пас партнеру по команде, находящемуся там. После реализации тачдауна команда имеет право набрать дополнительные очки (экстра-пойнт). Мяч устанавливается на 2-х ярдовой линии соперника и команде дается 1 попытка. Можно ударить по воротам, набрав 1 очко, а можно рискнуть и попытаться доставить мяч в конечную зону, набрав 2. Тачдаун таким образом может принести команде от 6-ти до 8-ми очков. Удар по воротам при зарабатывании экстра-пойнта отличается тем, что киккеру мяч придерживает holder (холдер), который в свою очередь ловит его от центрового игрока.
Другой способ набрать очки называется field goal - "филд-гол" (гол с игры). Гол с игры можно забить, ударив по воротам, не занося перед этим мяч в конечную зону. Обычно это делается на 3-м дауне, вместо панта, когда команда достаточно близка к воротам соперника. Стоимость филд-гола - 3 очка. Пробивается он таким же способом как и бонусный удар после тачдауна. Защита может набрать 2 очка, остановив игрока с мячом в его собственной конечной зоне. Это называется safety -"сэйфти". После тачдауна или филд-гола команда, набравшая очки вводит мяч в игру кик-оффом. После сэйфти кик-офф делают потерпевшие.
Как и в любом виде спорта в американском футболе происходят нарушения правил. Они караются потерей ярдов. Мяч отодвигается в сторону конечной зоны провинившейся команды. О нарушении судьи сигнализируют, выбрасывая жёлтый флажок на поле. Мелкие нарушения наказываются 5-ю ярдами. Самые типичные из них – falsestart (фаль-старт) (игрок нападения начал движение до снэпа) и offside (офсайд) (во время снэпа игрок защиты находился за линией атаки). Holding (задержка) (неправильный заслон) стоит нападению 10 ярдов.
Грубые нарушения (хватание за маску, неоправданная жесткость) караются 15-ю ярдами. Для защиты нет хуже нарушения, чем pass interference - помеха пасу (преднамеренный контакт с нападающим, не владеющим мячом с целью помешать ему поймать пас). В случае помехи пасу нападающие получают мяч в точке нарушения. Если в результате нарушения командой правил штраф приведёт к попаданию соперников в зачётную зону, то он заменяется половиной расстояния до зачётной зоны. Вообще, нарушений достаточно много, выше я привёл только наиболее часто встречающиеся. Игра продолжается 60 минут (два тайма (половины) по 30 минут, каждый из которых разделен на два 15-минутных периода (четверти)). В начале каждого тайма делается кик-офф. Время чистое - часы останавливаются после незавершенного паса, выхода игрока с мячом за пределы поля, увеличения счета, нарушения правил. Команды имеют по 3 тайм-аута в каждом тайме. Правила Национальной Футбольной Лиги предусматривают дополнительную 15-минутку (overtime) до первых набранных очков в случае ничейного результата.
Выше было сказано о индивидуальных позициях игроков. Теперь рассмотрим их подробнее.
НАПАДЕНИЕ
Квотербек - получает практически все снэпы. Специалист по пасам вперед. Мозг команды - решает кто куда бежит и что делает. После снэпа может отдать мяч хавбеку, кинуть пас вперед или пойти в прорыв сам. Главные признаки - смекалка, лидерские качества, периферийное зрение.
Хавбек - главная задача - идти в прорыв; найти брешь в обороне и проскользнуть в нее. Обычно невысок, плотно сбит, обладает блестящей стартовой скоростью и физической силой.
Фулбек – главная задача - бежать впереди хавбека и расчищать ему дорогу. Размерами больше хавбека, но меньше лайнмена. Иногда получает мяч; чаще всего - когда команде нужно протаранить защиту напрямик и набрать 2-3 ярда.
Ресивер - крайний нападающий. Главная задача - ловить пасы вперед. Скорость спринтера, прыгучесть и цепкие пальцы составляют главные физические характеристики.
Лайнмен нападения (тэкл, центр или гард) - специалист по заслонам. Главная задача - предохранять игрока с мячом. Гигант (средний рост - 195 см, средний вес - 130 кг), громадная физическая сила, должен владеть набором специальных приемов и иметь отменную реакцию. За исключением центрового, делающего снэп, лайнмены практически никогда не прикасаются к мячу.
Тайт-энд - крайний лайнмен. Его можно назвать большим ресивером или маленьким линейным. Задачи двояки - иногда ставит заслоны, иногда ловит пасы.
ЗАЩИТА
Лайнмен защиты (тэкл или энд) - также называется передним защитником. Главная задача - остановить прорыв в самом его начале. Крайние ЛЗ обычно чуть меньше и подвижней своих коллег в нападении (они охотятся за квотербеком). Центральный ЛЗ, с другой стороны - самый настоящий слон. Он закрывает центр поля и охотится за хавбеком
Лайнбекер - игрок-универсал. Помогает ЛЗ в прорыве, прикрывает ресиверов во время паса, охотится за квотербеком. Обычно ЛБ - лучшие атлеты в команде. Должен быть силен, сравнительно быстр, обладать агрессивностью хищника и расчетливостью математика.
Корнербеки и Сэйфти - второй эшелон защиты. Главная задача - прикрывать ресиверов. Корнербеки обычно чуть меньше и быстрее - им достается персональная опека ресиверов. Сэйфти помогают когда надо и являют собой последний рубеж на пути нападающего.
Ну и напоследок скажу, что американский футбол – игра по сути пошаговая, и правильная тактика и стратегия играют роль не менее важную, чем индивидуальные способности игроков. Существует гигантское количество всевозможных комбинаций, как в атаке, так и в защите для различных построений и составов игроков. Обычно у каждой команды существует особая книга, куда записываются все комбинации, которые эта команда использует, и каждый футболист заучивает их наизусть. Только слаженная командная работа, следование выработанной стратегии и полное использование индивидуальных навыков каждого игрока могут помочь добиться успеха, хотя, как и в любом другом виде спорта всегда присутствует элемент случайности.
Если у кого-то появилось желание увидеть правила в действии, то вы можете либо посмотреть какой-нибудь футбольный матч, либо поиграть в симулятор американского футбола Madden NFL
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии32