Капоэйра
Западные системы единоборств
Капоэйра
Капоэйра
Оригинальное боевое единоборство {бой ногами), которое создали в XVII—XVIII веках чернокожие рабы, вывезенные из Африки для подневольного труда на плантациях сахарного тростника и кофе в Бразилии,
Внезапно упав на связанные (безразлично — спереди или за спиной) руки и провернувшись вокруг них, словно волчок вокруг оси, раб мог за секунду буквально скосить нескольких охранников. Потом вскочить, нанести несколько добивающих ударов, чтобы не дать подняться. Если удавалось — вырвать оружие. Но чаще — просто бежать, скрыться в джунглях.
Современная капоэйра существует в трех вариантах: карнавальном, спортивном и боевом. Во всех трех бойцы принимают очень низкую стойку; ноги широко расставлены, руки почти касаются земли. Они перемещаются «лягушачьими» прыжками, держатся друг от друга довольно далеко. Используя руки для опоры, наносят удар или проводят подсечку ногой (чаще обеими). Незащищенность головы при «четвероногой» стойке только кажущаяся: близко к бойцу не подойти, так как выпад очень длинный — все тело плюс длина рук.
Поединки капоэйристов являются неотъемлемым элементом любого бразильское карнавала. Такие поединки происходят под музыку и почти бесконтактно, удары эффектны, но не эффективны, рассчитаны на то» чтобы поразить публику своеобразной акробатикой. Боевого искусства тут не больше, чем в танце ламбада. Зато карнавальные поединки хорошо демонстрируют потенциальные возможности капоэйры. Например, так называемый «бедуинский прыжок» (косой проворот тела и ног в воздухе без опоры на руки — почти сальто). Впрочем, в реальном бою подобные замысловатые элементы встречаются редко.
Танцевальные элементы являются изначальной особенностью капоэйры. Мастера утверждают, что в старину тренировки маскировались под танцы, чтобы не привлекать внимание рабовладельцев: пусть «рабочая скотина» развлекается, лишь бы не бунтовала.
В капоэйре большинство атак направлено в две зоны: по самому нижнему уровню (подсечки, зацепы и подбивы ног противника) и по самому верхнему (удары ногами в голову). Но в контактном поединке (спортивном и боевом), кроме того, довольно часто наносят удары еще и по корпусу; к тому же удары более прямолинейные, чем в карнавальном варианте (там они всегда выполняются с вращением корпуса).
Техника нанесения ударов ногами, опираясь на руки, назы¬вается «бананейра» — «сажание бананов». А отвлекающие маневры — «пританцовывание» в низкой стойке — именуется «джин-га» — так же, как известный танец.
Удар наносятся, в основном, пяткой, реже — другой частью стопы (например, сводом или подушечкой стопы под пальцами). Удары не такой концентрированные, они более -«размазаны», чем в каратэ. Следовательно, обладает меньшей пробивной силой. Техника боя руками разработана слабо, так как руки предназначены для упора. Но в реальном бою опереться на руки удается далеко не всегда. Отсутствует работа «по точкам», да и сами точки (кроме очевидных, вроде солнечного сплетения) неизвестны.
Современная капоэйра включает обмен ударами уже и в стойке, без падения. Но это появилось недавно, под влиянием каратэ.
Защита осуществляется в основном за счет поворотов и уклонов, основанных на вращении. В спортивной и боевой схватки иногда можно видеть отводящие мягкие блоки, тоже основанные на вращении корпуса. Бойцы должны уметь отпрыгивать, падать, перекатываться, а потом мгновенно вскакивать из положения лежа. Хорошо разработаны ложные выпады, отвлекающие и обманные движения.
Как спорт, капоэйра стала оформляться в 30-е годы XX века. С 1932 г. мастер Бимба начал преподавать ее в Региональном центре физической культуры в Салвадоре. В 1937 г. она была официально признана Национальной конфедерацией бразильского спорта. В отличие от карнавального варианта, в спортивных поединках имеет место ощутимый контакт. Травм там не больше, чем в боксе.
В боевом варианте капоэйристы учатся противостоять «один против нескольких», «безоружный против вооруженного», а также (дань истории!) — «связанный против свободного».
Раньше в капоэйре существовал «расовый барьер». Сейчас он снят, но лидируют по-прежнему темнокожие спортсмены.
Капоэйра, в определенном смысле, уникальное явление. Видимо, это единственное боевое единоборство, которое смогло достичь достаточно высокого уровня исключительно на основе собственных источников. Все единоборства Европы и Азии так или иначе обменивались опытом. Капоэйра же с самого начала оказалась в жесткой изоляции. Раб ничему не мог научиться у белых хозяев (последние если чем и владели, то европейским боксом и фехтованием, а у капоэйры совсем другая база). С индейцами черные рабы тоже практически не общались. Предки капоэйры в Африке неизвестны.
Поединки капоэйристов являются неотъемлемым элементом любого бразильское карнавала. Такие поединки происходят под музыку и почти бесконтактно, удары эффектны, но не эффективны, рассчитаны на то» чтобы поразить публику своеобразной акробатикой. Боевого искусства тут не больше, чем в танце ламбада. Зато карнавальные поединки хорошо демонстрируют потенциальные возможности капоэйры. Например, так называемый «бедуинский прыжок» (косой проворот тела и ног в воздухе без опоры на руки — почти сальто). Впрочем, в реальном бою подобные замысловатые элементы встречаются редко.
Танцевальные элементы являются изначальной особенностью капоэйры. Мастера утверждают, что в старину тренировки маскировались под танцы, чтобы не привлекать внимание рабовладельцев: пусть «рабочая скотина» развлекается, лишь бы не бунтовала.
В капоэйре большинство атак направлено в две зоны: по самому нижнему уровню (подсечки, зацепы и подбивы ног противника) и по самому верхнему (удары ногами в голову). Но в контактном поединке (спортивном и боевом), кроме того, довольно часто наносят удары еще и по корпусу; к тому же удары более прямолинейные, чем в карнавальном варианте (там они всегда выполняются с вращением корпуса).
Техника нанесения ударов ногами, опираясь на руки, назы¬вается «бананейра» — «сажание бананов». А отвлекающие маневры — «пританцовывание» в низкой стойке — именуется «джин-га» — так же, как известный танец.
Удар наносятся, в основном, пяткой, реже — другой частью стопы (например, сводом или подушечкой стопы под пальцами). Удары не такой концентрированные, они более -«размазаны», чем в каратэ. Следовательно, обладает меньшей пробивной силой. Техника боя руками разработана слабо, так как руки предназначены для упора. Но в реальном бою опереться на руки удается далеко не всегда. Отсутствует работа «по точкам», да и сами точки (кроме очевидных, вроде солнечного сплетения) неизвестны.
Современная капоэйра включает обмен ударами уже и в стойке, без падения. Но это появилось недавно, под влиянием каратэ.
Защита осуществляется в основном за счет поворотов и уклонов, основанных на вращении. В спортивной и боевой схватки иногда можно видеть отводящие мягкие блоки, тоже основанные на вращении корпуса. Бойцы должны уметь отпрыгивать, падать, перекатываться, а потом мгновенно вскакивать из положения лежа. Хорошо разработаны ложные выпады, отвлекающие и обманные движения.
Как спорт, капоэйра стала оформляться в 30-е годы XX века. С 1932 г. мастер Бимба начал преподавать ее в Региональном центре физической культуры в Салвадоре. В 1937 г. она была официально признана Национальной конфедерацией бразильского спорта. В отличие от карнавального варианта, в спортивных поединках имеет место ощутимый контакт. Травм там не больше, чем в боксе.
В боевом варианте капоэйристы учатся противостоять «один против нескольких», «безоружный против вооруженного», а также (дань истории!) — «связанный против свободного».
Раньше в капоэйре существовал «расовый барьер». Сейчас он снят, но лидируют по-прежнему темнокожие спортсмены.
Капоэйра, в определенном смысле, уникальное явление. Видимо, это единственное боевое единоборство, которое смогло достичь достаточно высокого уровня исключительно на основе собственных источников. Все единоборства Европы и Азии так или иначе обменивались опытом. Капоэйра же с самого начала оказалась в жесткой изоляции. Раб ничему не мог научиться у белых хозяев (последние если чем и владели, то европейским боксом и фехтованием, а у капоэйры совсем другая база). С индейцами черные рабы тоже практически не общались. Предки капоэйры в Африке неизвестны.
Комментарии3