Киай-дзюцу
Японские единоборства
Киай-дзюцу
(Искусство поражения противника голосом)
Киай-дзюцу
(Искусство поражения противника голосом)
Внутренняя энергия человеческого организма внешне проявляется через позы, характер движений тела, мимику, голос. Японские специалисты называют видимые для окружающих проявления внутренней энергии человека терминами «кисэй» и «киай». Первый из них относится к позам и движениям человека, а второй — к его голосу. Данные термины связаны с понятием «ки» (китайское «ци»), на котором основаны философия, медицина и боевые искусства стран Дальнего Востока.
Ки, это некая гипотетическая энергия, присущая всем вещам во Вселенной с момента её возникновения, которая является основой их существования и определяет способ функционирования. Помимо «изначальной энергии», приобретенной при рождении (согласно западным воззрениям, это так называемая «адаптивная энергия клеток» — А.Т.), человек постоянно получает «ки» с едой, воздухом при дыхании, а также путем энергообмена с окружающей средой и с другими людьми. Прекращение потока непрерывно циркулирующей в организме энергии означает смерть.
Если говорить о «ки» человеческого организма, то по мнению большинства западных учёных, это не какой-то особый вид неизвестной энергии или физического поля (что, в принципе, не исключено), а интегральная функция организма, выражающаяся в характере протекании биохимических реакций, физиологии и высшей нервной деятельности- Так, если здоровый человек с точки зрения восточной медицины это тот, у кого «ки» есть в избытке, то для западной науки здоровье отражает оптимальный баланс всех протекающих в организме процессов, что выражается в хорошем состоянии внутренних органов, костно-мышечной системы, а также в здоровом кожно-волосяном покрове. Вообще говоря, вопрос однозначной идентификации энергии «ки» весьма сложен и вряд ли будет решен в обозримом будущем.
Когда невидимая глазу «ки» имеется в организме в избытке, то она как бы просачивается наружу, визуально проявляясь в выражении лица человека, плавности, экономичности и «энергонаполненности» его движений и поз, как в практике боевых искусств, так и в повседневной жизни, что описывается термином «кисэй». Так, плавно и мягко ступающий тигр в его естественной среде обитания, поражающий гармонией движений и явно чувствующейся внутренней мощью и силой, выражает практически идеальное состояние «кисэй».
С другой стороны, глядя на сутулого неспортивного горожа¬нина с неловкими и суетливыми движениями, можно сразу сказать, что «ки» у него организме явно недостаточно, как, впрочем, и у тигра в зоопарке, страдающего от нехватки движений и энергообмена с природной средой.
Однако, если тело молодого и здорового спортсмена излучает просто избыток физических сил, то «кисэй» мастера боевых искусств отражает не только уровень физической тренированности, но и внутреннее состояние (в хч. состояние сознания), как результат целенаправленной работы с «ки» в процессе дыхательно-медитативных упражнений.
Подобно «кисэй», понятие «киай» отражает уровень владения человеком «ки», его внутреннее физическое и ментальное состояние, проявляющееся в голосе. С давних пор среди японских мастеров существовало выражение: «Когда энергия (ки) в избытке, рождается сила. В точке, где существует сила, собирается дух. Энергия, сила и дух, собранные воедино, рождают киай».
Киайдзюцу относится к малоизвестным техникам, которыми в истории реально владели лишь единицы среди мастеров боевых искусств. Несомненно, что боевое применение крика известно во многих странах, однако только в Японии оно выделилось в отдельную дисциплину под названием «техника киай».
Метод киайдзюцу состоит в том, чтобы с помощью звука уметь контролировать как собственное ментальное и физическое состояние, так и состояние противника, причем техника киай не ограничивается только боевым применением, а служит также прекрасным методом укрепления здоровья, снятия стресса и усталости, достижения высших состояний сознания и даже развития «шестого чувства».
Видимо, нет ни одной школы единоборств, где бы во время тренировок не использовались крики при проведении ударов и других приемов. Однако крик рассматривается при этом не как самостоятельное средство поражения противника, а в основном как способ, позволяющий повысить скорость ударов и добиться более полного выброса силы. На втором месте стоит усиление своего психоэмоционального потенциала и лишь затем следует фактор морального подавления противника (который в условиях реальной схватки играет решающую ролъ).
Следует заметить, что правильный киай — это не просто крик, который может быть как коротким, так и долгим, а особое психофизическое состояние. Необходимо добиться того, чтобы звук шел как бы изнутри, а не рождался в области голосовых связок, что требует особого внимания при тренировках. Нетренированному человеку сделать это очень сложно, однако считается, что даже простой сильный крик существенно активизирует циркуляцию «ки» в организме. По этой причине в Сериндзи-кэмпо учителя постоянно требуют от учеников выполнения всех приемов с громкими криками «яа-а» и «йо-о» и по звуку определяют степень усердия учеников на тренировке и уровень их подготовки.
В Японии считают, что киайдзюцу вышло из аскетической практики горных отшельников сюгэндо. Однако анализ техники современного.киайдзюцу показывает, что определенное влияние на него оказали уже утраченные в самом Китае магические практики «сяо», что в переводе означает «выть, реветь». Практика сяо использовалась в виде особых заклинаний, где имитировались звуки бури, грома, крики диких птиц и т.д. Легенды рассказывают, что мастера сяо могли вызывать и прекращать дождь, разгонять облака, приманивать диких птиц. Даже в современной Японии иногда случается, что в деревнях родители запрещают детям при игре на бамбуковой флейте извлекать слишком высокие звуки, так как считается, что они привлекают злых духов. Это поверье идет от веры в «кото дама», т.е. в слова, наделенные мистической силой, которая проявляется при их произнесении. Так, основатель айкидо Морихэй Уэсиба считал кото дама неотъемлемой частью своих тренировок.
Китайские методы «сяо», попав вместе с буддизмом в Японию и смешавшись там с традиционной музыкой и гимнами, привели к созданию кото дама, которые, в свою очередь, послужили основой для древних синтоистских молитв «хараикотоба», «норито» и др. Следует также отметить, что «работу с голосом» практикуют и в японском эзотерическом буддизме Сингон, где существует специфическое чтение мантр, сопровождающееся сплетениями пальцев («кудзи-ин»), которое используется как метод концентрации и достижения определенных состояний сознания. Чтение мантр и сплетение пальцев раньше входило составной частью в киайдо, которое понимали как комплексный метод духовной практики. Только в конце эпохи Мэйдзи (1868— 1912) термин «киайдо» стал-употребляться в узком смысле, как способ мгновенного извлечения силы с помощью крика.
В период феодальных междоусобных войн («воюющих царств») (1467—1568) сформировались многие школы («рю») боевых искусств, которые для повышения своей боеспособности активно заимствовали арсенал психотехники сюгэндо. С этого времени произошла интеграция методов киайдзюцу с различными японскими школами боевых искусств. В период Эдо (1600 — 1868) техника киайдзюцу стала использоваться не только как оружие, но и как метод врачевния, а также как метод духовного развития личности.
В эпоху буржуазной революции Мэйдзи в Японии были раскрыты многие ранее неизвестные секретные техники (киайдзюцу) и имена мастеров. Так стали известны имена выдающихся мастеров киайдзюцу Хамагути Юшку, Коя Тэцуиси, Ма-цумото Тиваки, Эма Сюнъити. Многие из них использовали киайдзюцу в качестве метода лечения больных как, например, Хамагути Югаку и Коя Тэцуиси.
Дошедшие до нашего времени методы киайдзюцу представляют собой в целом нечто большее, чем просто запугивание противника криком. Этап отработки базовой техники киайдо по своей структуре сходен с цигуном, где Вначале тренируют способы набора, смешивания и испускания «ки». Он состоит из методов «регулировки тела», «регулировки дыхания» и «испускания звуков». Различают методы быстрого и медленного вдоха, имеюших конкретное применение в целях самозащиты (так называемое «киатэ» — поражение с помощью «ки»), после освоения которых переходят к методу «взаимного киай».
На этой стадии в положениях стоя, сидя и на коленях закрепляют полученные навыки с учетом реально возникающих ситуаций, где нужно точно выбирать момент испускания «киай», длительность и высоту звука и т.д. В методе быстрого вдоха используются выкрики «эй», «яа-а», «то-о», аналогичные тем, которые практикуют в современных будо. Однако, если в будо их цель — увеличение силы и скорости выполняемых технических действий, то целью киайдо является «очищение сознания», повышение интуиции и чувствительности к внешним воздействиям, а также достижение гармонии и единства «тела и духа». С этой целью в методе быстрого вдоха, выполняя специальные движения, вдыхают максимальное количество воздуха, что приводит затем к внутреннему взрыву, аналогично тому, как лопается надутый воздухом воздушный шар. При этом рождается особый резонансный крик (киай) и вызывается ударная воздушная волна. Естественно, что подобные методы без грамотного и квалифицированного руководства практиковать бессмысленно, ибо в противном случае вред собственному здоровью неизбежен.
Отметим, что эксперименты, проведенные французскими учеными на добровольцах, показали, что интенсивный звук мощностью 90 децибел вызывает у людей потерю ориентации в пространстве, резкое ухудшение зрения и непроизвольные судороги мышц. Между тем, «Книга рекордов Гиннесса» свидетельствует: крик 14-летней школьницы достигал 125 децибел! Для сравнения: шум идущего поезда составляет около 90 децибел, звук артиллерийского выстрела — 120 децибел, рев реактивного авиационного двигателя — 140.
В дошедшей до нас древней технике «симпо киай» («метод духовного киай»), максимально расслабляя плечи и грудь при определенном положении шеи и головы, тренируют способность издавать тонкий «как игла» звук на одной частоте, не напрягая при этом голосовые связки. Затем добиваются резонанса звука в организме подобно тому, как звучит корпус гитары, если тронуть одну из струн. Рядом с практикующим очень часто кладут музыкальный инструмент или колокольчик, который начинает резонировать в случае правильно выполненного упражнения. Если голос человека в повседневной жизни называют «голосом земли», то в «симпо киай» тренируют звук на октаву ниже, который благоприятствует расслаблению дыхательных мышц и голосовых связок, что позволяет впоследствии контролировать тональность голоса при воздействии на противника.
В современной биофизике хорошо известно, что звук низкой частоты (менее 16 герц, т.е. инфразвук) приводит к подавлению воли человека, вызывает чувства усталости, тоски, необъяснимого страха. Интенсивное излучение инфразука (свыше 105 децибел) может вызывать временную слепоту, нарушения в работе вестибулярного аппарата» влекущие тошноту и рвоту («морская болезнь») и даже смерть. Видимо, это еще одна разгадка киай.
В процессе тренировок постепенно развивается умение издавать правильный киай. Одновременно с этим происходит усиление способности к концентрации и развитию духовной силы, подобно тому как при занятиях цигун появляются «шесть чудесных способностей». В «симпо киай» известно по десять форм в позициях сидя на пятках и стоя, а также десять форм «сотай (взаимного) киай» и пять форм для практического применения. В частности, в упражнениях «сотай киай» развивается способность подавлять ки партнера и нарушать ритм его дыхания.
Предельным выражением киай является так называемый, «фукуми киай» или «киай без звука», характеризующий состояние человека, в котором он способен в отсутствии физических действий и крика подчинить противника своей воле.
В широком смысле «беззвучный киай» является последней и, в своем роде, идеальной стадией постижения боевого искусства в процессе духовных и физических тренировок. В узком смысле «беззвучный киай» является основой метода долгого вдоха и дает эффект аналогичный гипнозу. Эффективность «беззвучного киай» напрямую связана с общим уровнем духовного развития и психических способностей личности.
Если говорить о «ки» человеческого организма, то по мнению большинства западных учёных, это не какой-то особый вид неизвестной энергии или физического поля (что, в принципе, не исключено), а интегральная функция организма, выражающаяся в характере протекании биохимических реакций, физиологии и высшей нервной деятельности- Так, если здоровый человек с точки зрения восточной медицины это тот, у кого «ки» есть в избытке, то для западной науки здоровье отражает оптимальный баланс всех протекающих в организме процессов, что выражается в хорошем состоянии внутренних органов, костно-мышечной системы, а также в здоровом кожно-волосяном покрове. Вообще говоря, вопрос однозначной идентификации энергии «ки» весьма сложен и вряд ли будет решен в обозримом будущем.
Когда невидимая глазу «ки» имеется в организме в избытке, то она как бы просачивается наружу, визуально проявляясь в выражении лица человека, плавности, экономичности и «энергонаполненности» его движений и поз, как в практике боевых искусств, так и в повседневной жизни, что описывается термином «кисэй». Так, плавно и мягко ступающий тигр в его естественной среде обитания, поражающий гармонией движений и явно чувствующейся внутренней мощью и силой, выражает практически идеальное состояние «кисэй».
С другой стороны, глядя на сутулого неспортивного горожа¬нина с неловкими и суетливыми движениями, можно сразу сказать, что «ки» у него организме явно недостаточно, как, впрочем, и у тигра в зоопарке, страдающего от нехватки движений и энергообмена с природной средой.
Однако, если тело молодого и здорового спортсмена излучает просто избыток физических сил, то «кисэй» мастера боевых искусств отражает не только уровень физической тренированности, но и внутреннее состояние (в хч. состояние сознания), как результат целенаправленной работы с «ки» в процессе дыхательно-медитативных упражнений.
Подобно «кисэй», понятие «киай» отражает уровень владения человеком «ки», его внутреннее физическое и ментальное состояние, проявляющееся в голосе. С давних пор среди японских мастеров существовало выражение: «Когда энергия (ки) в избытке, рождается сила. В точке, где существует сила, собирается дух. Энергия, сила и дух, собранные воедино, рождают киай».
Киайдзюцу относится к малоизвестным техникам, которыми в истории реально владели лишь единицы среди мастеров боевых искусств. Несомненно, что боевое применение крика известно во многих странах, однако только в Японии оно выделилось в отдельную дисциплину под названием «техника киай».
Метод киайдзюцу состоит в том, чтобы с помощью звука уметь контролировать как собственное ментальное и физическое состояние, так и состояние противника, причем техника киай не ограничивается только боевым применением, а служит также прекрасным методом укрепления здоровья, снятия стресса и усталости, достижения высших состояний сознания и даже развития «шестого чувства».
Видимо, нет ни одной школы единоборств, где бы во время тренировок не использовались крики при проведении ударов и других приемов. Однако крик рассматривается при этом не как самостоятельное средство поражения противника, а в основном как способ, позволяющий повысить скорость ударов и добиться более полного выброса силы. На втором месте стоит усиление своего психоэмоционального потенциала и лишь затем следует фактор морального подавления противника (который в условиях реальной схватки играет решающую ролъ).
Следует заметить, что правильный киай — это не просто крик, который может быть как коротким, так и долгим, а особое психофизическое состояние. Необходимо добиться того, чтобы звук шел как бы изнутри, а не рождался в области голосовых связок, что требует особого внимания при тренировках. Нетренированному человеку сделать это очень сложно, однако считается, что даже простой сильный крик существенно активизирует циркуляцию «ки» в организме. По этой причине в Сериндзи-кэмпо учителя постоянно требуют от учеников выполнения всех приемов с громкими криками «яа-а» и «йо-о» и по звуку определяют степень усердия учеников на тренировке и уровень их подготовки.
В Японии считают, что киайдзюцу вышло из аскетической практики горных отшельников сюгэндо. Однако анализ техники современного.киайдзюцу показывает, что определенное влияние на него оказали уже утраченные в самом Китае магические практики «сяо», что в переводе означает «выть, реветь». Практика сяо использовалась в виде особых заклинаний, где имитировались звуки бури, грома, крики диких птиц и т.д. Легенды рассказывают, что мастера сяо могли вызывать и прекращать дождь, разгонять облака, приманивать диких птиц. Даже в современной Японии иногда случается, что в деревнях родители запрещают детям при игре на бамбуковой флейте извлекать слишком высокие звуки, так как считается, что они привлекают злых духов. Это поверье идет от веры в «кото дама», т.е. в слова, наделенные мистической силой, которая проявляется при их произнесении. Так, основатель айкидо Морихэй Уэсиба считал кото дама неотъемлемой частью своих тренировок.
Китайские методы «сяо», попав вместе с буддизмом в Японию и смешавшись там с традиционной музыкой и гимнами, привели к созданию кото дама, которые, в свою очередь, послужили основой для древних синтоистских молитв «хараикотоба», «норито» и др. Следует также отметить, что «работу с голосом» практикуют и в японском эзотерическом буддизме Сингон, где существует специфическое чтение мантр, сопровождающееся сплетениями пальцев («кудзи-ин»), которое используется как метод концентрации и достижения определенных состояний сознания. Чтение мантр и сплетение пальцев раньше входило составной частью в киайдо, которое понимали как комплексный метод духовной практики. Только в конце эпохи Мэйдзи (1868— 1912) термин «киайдо» стал-употребляться в узком смысле, как способ мгновенного извлечения силы с помощью крика.
В период феодальных междоусобных войн («воюющих царств») (1467—1568) сформировались многие школы («рю») боевых искусств, которые для повышения своей боеспособности активно заимствовали арсенал психотехники сюгэндо. С этого времени произошла интеграция методов киайдзюцу с различными японскими школами боевых искусств. В период Эдо (1600 — 1868) техника киайдзюцу стала использоваться не только как оружие, но и как метод врачевния, а также как метод духовного развития личности.
В эпоху буржуазной революции Мэйдзи в Японии были раскрыты многие ранее неизвестные секретные техники (киайдзюцу) и имена мастеров. Так стали известны имена выдающихся мастеров киайдзюцу Хамагути Юшку, Коя Тэцуиси, Ма-цумото Тиваки, Эма Сюнъити. Многие из них использовали киайдзюцу в качестве метода лечения больных как, например, Хамагути Югаку и Коя Тэцуиси.
Дошедшие до нашего времени методы киайдзюцу представляют собой в целом нечто большее, чем просто запугивание противника криком. Этап отработки базовой техники киайдо по своей структуре сходен с цигуном, где Вначале тренируют способы набора, смешивания и испускания «ки». Он состоит из методов «регулировки тела», «регулировки дыхания» и «испускания звуков». Различают методы быстрого и медленного вдоха, имеюших конкретное применение в целях самозащиты (так называемое «киатэ» — поражение с помощью «ки»), после освоения которых переходят к методу «взаимного киай».
На этой стадии в положениях стоя, сидя и на коленях закрепляют полученные навыки с учетом реально возникающих ситуаций, где нужно точно выбирать момент испускания «киай», длительность и высоту звука и т.д. В методе быстрого вдоха используются выкрики «эй», «яа-а», «то-о», аналогичные тем, которые практикуют в современных будо. Однако, если в будо их цель — увеличение силы и скорости выполняемых технических действий, то целью киайдо является «очищение сознания», повышение интуиции и чувствительности к внешним воздействиям, а также достижение гармонии и единства «тела и духа». С этой целью в методе быстрого вдоха, выполняя специальные движения, вдыхают максимальное количество воздуха, что приводит затем к внутреннему взрыву, аналогично тому, как лопается надутый воздухом воздушный шар. При этом рождается особый резонансный крик (киай) и вызывается ударная воздушная волна. Естественно, что подобные методы без грамотного и квалифицированного руководства практиковать бессмысленно, ибо в противном случае вред собственному здоровью неизбежен.
Отметим, что эксперименты, проведенные французскими учеными на добровольцах, показали, что интенсивный звук мощностью 90 децибел вызывает у людей потерю ориентации в пространстве, резкое ухудшение зрения и непроизвольные судороги мышц. Между тем, «Книга рекордов Гиннесса» свидетельствует: крик 14-летней школьницы достигал 125 децибел! Для сравнения: шум идущего поезда составляет около 90 децибел, звук артиллерийского выстрела — 120 децибел, рев реактивного авиационного двигателя — 140.
В дошедшей до нас древней технике «симпо киай» («метод духовного киай»), максимально расслабляя плечи и грудь при определенном положении шеи и головы, тренируют способность издавать тонкий «как игла» звук на одной частоте, не напрягая при этом голосовые связки. Затем добиваются резонанса звука в организме подобно тому, как звучит корпус гитары, если тронуть одну из струн. Рядом с практикующим очень часто кладут музыкальный инструмент или колокольчик, который начинает резонировать в случае правильно выполненного упражнения. Если голос человека в повседневной жизни называют «голосом земли», то в «симпо киай» тренируют звук на октаву ниже, который благоприятствует расслаблению дыхательных мышц и голосовых связок, что позволяет впоследствии контролировать тональность голоса при воздействии на противника.
В современной биофизике хорошо известно, что звук низкой частоты (менее 16 герц, т.е. инфразвук) приводит к подавлению воли человека, вызывает чувства усталости, тоски, необъяснимого страха. Интенсивное излучение инфразука (свыше 105 децибел) может вызывать временную слепоту, нарушения в работе вестибулярного аппарата» влекущие тошноту и рвоту («морская болезнь») и даже смерть. Видимо, это еще одна разгадка киай.
В процессе тренировок постепенно развивается умение издавать правильный киай. Одновременно с этим происходит усиление способности к концентрации и развитию духовной силы, подобно тому как при занятиях цигун появляются «шесть чудесных способностей». В «симпо киай» известно по десять форм в позициях сидя на пятках и стоя, а также десять форм «сотай (взаимного) киай» и пять форм для практического применения. В частности, в упражнениях «сотай киай» развивается способность подавлять ки партнера и нарушать ритм его дыхания.
Предельным выражением киай является так называемый, «фукуми киай» или «киай без звука», характеризующий состояние человека, в котором он способен в отсутствии физических действий и крика подчинить противника своей воле.
В широком смысле «беззвучный киай» является последней и, в своем роде, идеальной стадией постижения боевого искусства в процессе духовных и физических тренировок. В узком смысле «беззвучный киай» является основой метода долгого вдоха и дает эффект аналогичный гипнозу. Эффективность «беззвучного киай» напрямую связана с общим уровнем духовного развития и психических способностей личности.
Комментарии2