Бацзицюань
Китайские единоборства
Бацзицюань
(Кулак восьми пределов)
Бацзицюань
(Кулак восьми пределов)
Как и во многих других стилях ушу, достоверная история бацзицюань неизвестна. Обычно его создателем считается уроженец уезда Цинсянь провинции Хэбэй мусульманин У Чжун, родившийся в начале 60-х гг. XVII века. Якобы он с детства изучал ушу под руководством безвестных деревенских наставников. Затем 10 лет учился у даосского мастера по имени Лай и получил от него трактат под названием «Тайный смысл восьми пределов». Кроме того, У Чжун под руководством другого учителя изучал позже приемы боя с «копьем шести соответствий».
С другой стороны, иероглиф «ба» в названии бацзицюань происходит от омофоничного иероглифа в слове «бацзы», что в переводе означает «борона». Используемая в бацзицюань характерная форма кулака, где все пальцы согнуты во вторых фалангах (альтернативные названия «когти тигра» и «кулак пустого сердца»), очень похоже на это крестьянское орудие. Весьма вероятно, что именно благодаря этому факту, стиль получил свое название. Однако из-за некоторой неблагозвучности названия «кулак бороны», кто-то из адептов школы, обладавший познани¬ями в филологии, заменил иероглифы на «бацзи» — «восемь пределов».
Кстати говоря, в данном стиле один из способов выброса усилия (цзинь) означает «перекрестный», так как подразумевает : возможность выполнения взрывного удара в четырех или восьми направлениях. Это еще одна версия того, как за стилем закрепилось название «кулак восьми пределов».
После У Чжуна бацзицюань разделился на два направления, одно из которых связано с именем Ли Дачжуна, а другое — с Ван Сысюэ и его учеником Чжан Кэмином. Первое, считавшееся закрытым направление (позже оно называлось «малым направлением бацзи с гор Удан») сейчас практически неизвестно, зато второе развивалось вполне успешно. Знаменитыми мастерами бацзицюань были сын Чжана Кэмина, Чжан Гунчэн, а также его ученик Хуан Сыхай, который обучил знаменитого мастера Ли Шувэня (1864-1934).
Ли Шувэнь, больше известный своим современникам по прозвищу «Ли Волшебное Копье», считается одним из самых выдающихся мастеров в истории китайского ушу. Он родился в бедной мусульманской семье в уезде Цинсянь провинции Хэбэй, то есть на родине отца-основателя стиля У Чжуна. В детстве Ли был слабым и болезненным ребенком, но обладал достаточной силой воли, чтобы упорно заниматься ушу. Его взяли в ученики мастера Хуан Сыхай и Чжан Цзинсин. У них Ли обучился стилю бацзицюань и работе с «копьем люхэ», которое стало его излюбленным оружием. Сохранились рассказы об удивительном мастерстве Ли владения копьем, за которое ои и получил свое прозвище. В поединке ему достаточно было лишь прикоснуться свои копьем к древку оружия противника и начать вращать им, чтобы противник тут же упал на землю.
В 1911 г. Ли Шувэнь создал в Тяньцзине организацию «Чжун-хуа уши хуэй» («Общество китайских бойцов ушу») наподобие знаменитой шанхайской Ассоциации Цзинъу, которая существовала до 1928 года. За свою жизнь Ли Шувэню довелось участвовать во многих поединках, однако практически всегда он использовал один и тот же прием «свирепый тиф взбирается на гору» (удар ладонью сверху вниз по голове или по ключице), поэтому существовала даже поговорка «Ли Волшебному Копью двух ударов не требуется».
В отличие от многих других «мастеров», являющихся героями легенд об ушу, достижения которых, при попытках проверки исторических фактов оказываются вымышленными, Ли Шувэнь был настоящим практиком, мастерство которого подтвердили десятки реальных поединков, засвидетельствованных в воспоминаниях современников, а также в репортажах тогдашних газет, Сам он резко критиковал использование «показушных» технических элементов, превращавших ушу в разновидность «военных танцев»,
У Ли Шувэня был ряд учеников, но считается, что в полном объеме традицию его школы смогли воспринять только двое из них. Хо Дяньгэ и Лю Юньцяо. Однако среди их последователей достойных носителей традиции уже не нашлось. Эта линия заглохла. В числе других учеников Ли Шувэня прославились такие мастера, как Хо Дяньмэй (младший брат Хо Дяньгэ), Лю Ху-чэнь, Ма Фэнту, Ма Иньту и Ма Чаньту (три брата из мусульманской семьи Ма), Хань Хуачзнь и ряд других.
В 1928 г. в Нанкине был учрежден учебный и научный центр (обычно говорят «институт», хотя это неточный перевод) под названием «Центральное учреждение гошу». Именно он провел «Первые всекитайские государственные экзамены по гощу» с целью отбора наиболее достойных специалистов для преподавания. В них приняли участие три ученика Ли Шувэня: Ма Иньту, ХаньХуачэньи Чжао Шудэ. Первые два были признаны лучшими в разделе саньшоу (рукопашный бой без оружия), и все трое были зачислены в институт преподавателями, при этом стиль бацзицюань был включен в обязательную программу.
Ли Шувэнь, будучи носителем ортодоксальной традиции бацзицюань, преподавал его, тем не менее, вместе со стилем пигуацюань (который он также изучал в молодые годы). Из-за того, что все три указанных выше ученика Ли Шувэия обучали в Нанкине видоизмененному и улучшенному (с их точки зрения) стилю, уже объединенному с пигуацюань, первоначальный бацзицюань был утерян.
Популярный в наши дни во всем мире стиль баизицюань является версией того стиля, который преподавался в Нанкинском «Центральном учреждении гошу». Изучавший там бацзи-цюань мастер Ли Юаньчжи впоследствие работал преподавателем ушу в Академии сухопутных войск КНР, а также в одном из государственных институтов физкультуры. За много лет он обучил множество учеников. Принятый в настоящее время в КНР в качестве основы для армейской подготовки инцюань («воинский кулак») тоже берет свое начало от стиля бацзицюань, хотя по своей форме уже весьма далек от оригинала.
В бацзицюань боец стремится одним прыжком перейти в ближний бой, для чего он использует особые типы перемещений «развертывающийся шаг», «шлифующий шаг» и другие. Из-за специфической техники перемещений движения в бацзицюань (особенно блоки) кажутся на первый взгляд медленными, однако благодаря тому, что защита всегда осуществляется на встречном движении вперед, все приемы оказываются очень эффективными. Именно потому, что основным требованием бацзицюань является встречное движение всем телом по прямой линии к атакующему противнику, недостаточно подготовленные ученики в ситуации реального боя оказываются в опасном положении.
Особенностью бацзицюань является крайне резкий и яростный выброс силы при ударе. Говорят, что среди видов китайского цюаньфа (кулачного боя) наибольшая сила и мощь присущи именно бацзицюань. В нем существуют три основных способа выброса усилия-цзинь: «перекрестная цзинь», «цзинь обвязывающей нити» и «осажденная цзинь», тесно связанные со способом дыхания и с некоторыми особенностями выполнения тренировочных комплексов. Бацзицюань — это стиль коротких мощных ударов.
В бацзицюань используют, в основном, удары кулаком и ладонью, рубящие удары ребром ладони в шею, топчущие удары ногами в голень и стопу противника, частая смена уровней атаки. Наиболее характерным приемом является «колющий» удар локтем в голову либо в грудь противника. Помимо ударов руками и ногами, практически в каждой форме (таолу) бацзицюань присутствуют удары (нажатия) по болевым точкам, броски, болевая техника на суставы и приемы толкания противника. Атака в бацзицюань выполняется в жесткой и решительной силовой манере.
Из стиля пигуацюань (буквально, «кулак, рубящий на весу») в бацзицюань вошли удары открытой ладонью с дальней дистанции. В отличие от бацзицюань, где тело в пояснице не перегибается, а скручивается в горизонтальной плоскости (позвоночник является осью вращения), что позволяет наносить сильнейшие «пушечные» удары, в пигуацюань поясница служит точкой опоры для раскачивающейся влево-вправо верхней части туловища. При этом руки вращаются наподобие крыльев мельницы и по противнику сверху вниз наносится непрерывный град ударов.
Если бацзицюань характеризуется формулой «шаг медведя, когти тигра», то пигуацюань — это «крылья сокола, поясница змеи», т.е. нужно бить как сокол (удары легкие, скоростные и многочисленные с дальней дистанции) и вращаться как змея (корпус подвижен, широко используются уклоны и обходной маневр). Сочетание методов дальнего и ближнего боя в одном и том же стиле позволило решить Ли Шувэню ряд тактических задач в атаке как с короткой, так и с дальней дистанции.
Методика обучения обычно строится следующим образом. На начальном этапе отрабатывается комплекс малых блоков, базовые удары (всего в бацзицюань 48 типов блоков и 64 разновидности ударов руками!) и упражнения цигун.
Затем переходят к изучению комплекса «малый кулак восьми пределов», включающего в себя все виды базовой техники, после чего занимаются укреплением ног, методами стабилизации центра тяжести тела, а также на основе объединения энергий «цзинь, ци и шэнь» учатся основным методам выброса усилия-цзинь.
Йосле этого наступает черед таолу «большой кулак восьми пределов», сущность которого заключается во взаимопревращении сил. Успешное постижение данного комплекса позволяет обращать силу противника против него самого.
На последнем этапе изучается комплекс «шесть больших раскрытий», который заключает в себе тайную сущность бацзицюань и передается лишь избранным ученикам.
После завершения всего цикла обучения снова возвращаются к начальным формам, но уже на новом уровне понимания техники. Таким образом, серьезные занятия бацзицюань требуют многих лет непрерывной упорной работы.
В современном бацзицюань существует также таолу «объединенный кулак восьми пределов», составленное из трех вышеупомянутых таолу старого бацзицюань.
Среди комплексов с оружием (это, в основном, копье и прямой меч цзянь) можно назвать «копье шести соответствий», «меч восьми пределов», «копье шести пределов», «непрерывный меч».
В разделе приемов стиля.пигуацюань, которые присутствуют с времен Ли Шувэня, присутствуют приемы «обрушение», «обхват», «пронзающий локоть», «разрывание» и другие. Кроме того, ученики изучают три формальных комплекса пигуачжан («обрушивающаяся ладонь») и принятые в этом стиле базовые формы цигун, которые изучаются параллельно с самими формами бацзи. Практикуются также различные методы жесткого цигуна, такие как «ладонь железного песка» из пигуацюань и «удары по песчаному мешку» из бацзицюань.
В настоящее время бацзицюань является широко распространенным по всему миру стилем. Например, в Японии, наряду с тайзцицюань, бацзицюань является самым популярным стилем среди всех китайских боевых искусств. Эффективность выброса силы, а также другие привлекательные особенности послужили причиной включения бацзицюань (или его элементов) в другие стили ушу. Так, бацзицюань входит в качестве составной части в «сталь комплексной подготовки» — тунбэйцюань. Элементы бацзицюань использовал тайваньский мастер Су Ючжан при создании стиля бацзы танланцюань («богомол восьми пределов»).
Кстати говоря, в данном стиле один из способов выброса усилия (цзинь) означает «перекрестный», так как подразумевает : возможность выполнения взрывного удара в четырех или восьми направлениях. Это еще одна версия того, как за стилем закрепилось название «кулак восьми пределов».
После У Чжуна бацзицюань разделился на два направления, одно из которых связано с именем Ли Дачжуна, а другое — с Ван Сысюэ и его учеником Чжан Кэмином. Первое, считавшееся закрытым направление (позже оно называлось «малым направлением бацзи с гор Удан») сейчас практически неизвестно, зато второе развивалось вполне успешно. Знаменитыми мастерами бацзицюань были сын Чжана Кэмина, Чжан Гунчэн, а также его ученик Хуан Сыхай, который обучил знаменитого мастера Ли Шувэня (1864-1934).
Ли Шувэнь, больше известный своим современникам по прозвищу «Ли Волшебное Копье», считается одним из самых выдающихся мастеров в истории китайского ушу. Он родился в бедной мусульманской семье в уезде Цинсянь провинции Хэбэй, то есть на родине отца-основателя стиля У Чжуна. В детстве Ли был слабым и болезненным ребенком, но обладал достаточной силой воли, чтобы упорно заниматься ушу. Его взяли в ученики мастера Хуан Сыхай и Чжан Цзинсин. У них Ли обучился стилю бацзицюань и работе с «копьем люхэ», которое стало его излюбленным оружием. Сохранились рассказы об удивительном мастерстве Ли владения копьем, за которое ои и получил свое прозвище. В поединке ему достаточно было лишь прикоснуться свои копьем к древку оружия противника и начать вращать им, чтобы противник тут же упал на землю.
В 1911 г. Ли Шувэнь создал в Тяньцзине организацию «Чжун-хуа уши хуэй» («Общество китайских бойцов ушу») наподобие знаменитой шанхайской Ассоциации Цзинъу, которая существовала до 1928 года. За свою жизнь Ли Шувэню довелось участвовать во многих поединках, однако практически всегда он использовал один и тот же прием «свирепый тиф взбирается на гору» (удар ладонью сверху вниз по голове или по ключице), поэтому существовала даже поговорка «Ли Волшебному Копью двух ударов не требуется».
В отличие от многих других «мастеров», являющихся героями легенд об ушу, достижения которых, при попытках проверки исторических фактов оказываются вымышленными, Ли Шувэнь был настоящим практиком, мастерство которого подтвердили десятки реальных поединков, засвидетельствованных в воспоминаниях современников, а также в репортажах тогдашних газет, Сам он резко критиковал использование «показушных» технических элементов, превращавших ушу в разновидность «военных танцев»,
У Ли Шувэня был ряд учеников, но считается, что в полном объеме традицию его школы смогли воспринять только двое из них. Хо Дяньгэ и Лю Юньцяо. Однако среди их последователей достойных носителей традиции уже не нашлось. Эта линия заглохла. В числе других учеников Ли Шувэня прославились такие мастера, как Хо Дяньмэй (младший брат Хо Дяньгэ), Лю Ху-чэнь, Ма Фэнту, Ма Иньту и Ма Чаньту (три брата из мусульманской семьи Ма), Хань Хуачзнь и ряд других.
В 1928 г. в Нанкине был учрежден учебный и научный центр (обычно говорят «институт», хотя это неточный перевод) под названием «Центральное учреждение гошу». Именно он провел «Первые всекитайские государственные экзамены по гощу» с целью отбора наиболее достойных специалистов для преподавания. В них приняли участие три ученика Ли Шувэня: Ма Иньту, ХаньХуачэньи Чжао Шудэ. Первые два были признаны лучшими в разделе саньшоу (рукопашный бой без оружия), и все трое были зачислены в институт преподавателями, при этом стиль бацзицюань был включен в обязательную программу.
Ли Шувэнь, будучи носителем ортодоксальной традиции бацзицюань, преподавал его, тем не менее, вместе со стилем пигуацюань (который он также изучал в молодые годы). Из-за того, что все три указанных выше ученика Ли Шувэия обучали в Нанкине видоизмененному и улучшенному (с их точки зрения) стилю, уже объединенному с пигуацюань, первоначальный бацзицюань был утерян.
Популярный в наши дни во всем мире стиль баизицюань является версией того стиля, который преподавался в Нанкинском «Центральном учреждении гошу». Изучавший там бацзи-цюань мастер Ли Юаньчжи впоследствие работал преподавателем ушу в Академии сухопутных войск КНР, а также в одном из государственных институтов физкультуры. За много лет он обучил множество учеников. Принятый в настоящее время в КНР в качестве основы для армейской подготовки инцюань («воинский кулак») тоже берет свое начало от стиля бацзицюань, хотя по своей форме уже весьма далек от оригинала.
В бацзицюань боец стремится одним прыжком перейти в ближний бой, для чего он использует особые типы перемещений «развертывающийся шаг», «шлифующий шаг» и другие. Из-за специфической техники перемещений движения в бацзицюань (особенно блоки) кажутся на первый взгляд медленными, однако благодаря тому, что защита всегда осуществляется на встречном движении вперед, все приемы оказываются очень эффективными. Именно потому, что основным требованием бацзицюань является встречное движение всем телом по прямой линии к атакующему противнику, недостаточно подготовленные ученики в ситуации реального боя оказываются в опасном положении.
Особенностью бацзицюань является крайне резкий и яростный выброс силы при ударе. Говорят, что среди видов китайского цюаньфа (кулачного боя) наибольшая сила и мощь присущи именно бацзицюань. В нем существуют три основных способа выброса усилия-цзинь: «перекрестная цзинь», «цзинь обвязывающей нити» и «осажденная цзинь», тесно связанные со способом дыхания и с некоторыми особенностями выполнения тренировочных комплексов. Бацзицюань — это стиль коротких мощных ударов.
В бацзицюань используют, в основном, удары кулаком и ладонью, рубящие удары ребром ладони в шею, топчущие удары ногами в голень и стопу противника, частая смена уровней атаки. Наиболее характерным приемом является «колющий» удар локтем в голову либо в грудь противника. Помимо ударов руками и ногами, практически в каждой форме (таолу) бацзицюань присутствуют удары (нажатия) по болевым точкам, броски, болевая техника на суставы и приемы толкания противника. Атака в бацзицюань выполняется в жесткой и решительной силовой манере.
Из стиля пигуацюань (буквально, «кулак, рубящий на весу») в бацзицюань вошли удары открытой ладонью с дальней дистанции. В отличие от бацзицюань, где тело в пояснице не перегибается, а скручивается в горизонтальной плоскости (позвоночник является осью вращения), что позволяет наносить сильнейшие «пушечные» удары, в пигуацюань поясница служит точкой опоры для раскачивающейся влево-вправо верхней части туловища. При этом руки вращаются наподобие крыльев мельницы и по противнику сверху вниз наносится непрерывный град ударов.
Если бацзицюань характеризуется формулой «шаг медведя, когти тигра», то пигуацюань — это «крылья сокола, поясница змеи», т.е. нужно бить как сокол (удары легкие, скоростные и многочисленные с дальней дистанции) и вращаться как змея (корпус подвижен, широко используются уклоны и обходной маневр). Сочетание методов дальнего и ближнего боя в одном и том же стиле позволило решить Ли Шувэню ряд тактических задач в атаке как с короткой, так и с дальней дистанции.
Методика обучения обычно строится следующим образом. На начальном этапе отрабатывается комплекс малых блоков, базовые удары (всего в бацзицюань 48 типов блоков и 64 разновидности ударов руками!) и упражнения цигун.
Затем переходят к изучению комплекса «малый кулак восьми пределов», включающего в себя все виды базовой техники, после чего занимаются укреплением ног, методами стабилизации центра тяжести тела, а также на основе объединения энергий «цзинь, ци и шэнь» учатся основным методам выброса усилия-цзинь.
Йосле этого наступает черед таолу «большой кулак восьми пределов», сущность которого заключается во взаимопревращении сил. Успешное постижение данного комплекса позволяет обращать силу противника против него самого.
На последнем этапе изучается комплекс «шесть больших раскрытий», который заключает в себе тайную сущность бацзицюань и передается лишь избранным ученикам.
После завершения всего цикла обучения снова возвращаются к начальным формам, но уже на новом уровне понимания техники. Таким образом, серьезные занятия бацзицюань требуют многих лет непрерывной упорной работы.
В современном бацзицюань существует также таолу «объединенный кулак восьми пределов», составленное из трех вышеупомянутых таолу старого бацзицюань.
Среди комплексов с оружием (это, в основном, копье и прямой меч цзянь) можно назвать «копье шести соответствий», «меч восьми пределов», «копье шести пределов», «непрерывный меч».
В разделе приемов стиля.пигуацюань, которые присутствуют с времен Ли Шувэня, присутствуют приемы «обрушение», «обхват», «пронзающий локоть», «разрывание» и другие. Кроме того, ученики изучают три формальных комплекса пигуачжан («обрушивающаяся ладонь») и принятые в этом стиле базовые формы цигун, которые изучаются параллельно с самими формами бацзи. Практикуются также различные методы жесткого цигуна, такие как «ладонь железного песка» из пигуацюань и «удары по песчаному мешку» из бацзицюань.
В настоящее время бацзицюань является широко распространенным по всему миру стилем. Например, в Японии, наряду с тайзцицюань, бацзицюань является самым популярным стилем среди всех китайских боевых искусств. Эффективность выброса силы, а также другие привлекательные особенности послужили причиной включения бацзицюань (или его элементов) в другие стили ушу. Так, бацзицюань входит в качестве составной части в «сталь комплексной подготовки» — тунбэйцюань. Элементы бацзицюань использовал тайваньский мастер Су Ючжан при создании стиля бацзы танланцюань («богомол восьми пределов»).
Комментарии2