Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
0
1
1
Pip_boy
На uCrazy 16 лет 9 месяцев
Спорт

Журавлиный стиль

Китайские единоборства
Журавлиный стиль (Хэцюань)



«Стиль журавля» — это общее название для нескольких стилей ушу. Популярные истории обычно выводят происхождение стиля журавля из монастыря Шаолинь, утверждая, что когда монах Цююэ (мирское имя — Бай Юнфэн) создал «кулак пяти зверей», то одним из подстилей данного направления был именно стиль журавля. Однако современные исследования показали, что Бай Юнфэн создал не «кулак пяти зверей»» а «кулак пяти ступеней», соотнесение его отдельных ступеней с образами зверей и птиц появилось гораздо позже.
Первоначальный стиль журавля — это байхэцюанъ (кулак белого журавля). Согласно легенде, когда в конце XVII века мастер Фан Чжангуан переехал из провинции Чжэцзян в уезд Юн-чунь провинции Фуцзянь, он взял с собой дочь — Фан Цинян. Фан Цинян часто наблюдала за журавлями, и объединила журавлиные движения с теми боевыми приемами, которым ее научил отец. С тех пор этот стиль стал распространяться, и в настоящее время популярен на юго-востоке КНР, на Тайване и в странах Юг-Восточной Азии.

Постепенно, в ходе практики и обучения учеников разными мастерами, первоначальный байхэцюань разделился на четыре отдельных стиля: цзунхэцюань, минхэцюань, фэйхэцюань и шийцюань. Они хотя и близки друг к другу благодаря общему происхождению, но имеют и различия.

Во всех стилях журавля базой является комплекс саньчжань («три войны»), в других написаниях — саньчжэн («три прямых»), саньцзянь («три стрелы»); в окинавском каратэ вариант этого комплекса называется сангин (справедливости ради отметим, что в разных СТИЛЯХ журавля комплексы с одинаковыми названиями довольно сильно отличаются друг от друга). Также во всех стилях журавля прорабатывают опускание ци в даньтянь. В бою требуют координировать внутреннее и внешнее, использовать два вида усилия — «светлое» и «темное». Вообще, все стили журавля считаются довольно сложными, т.к. в них требуется нарабатывать специальные виды усилия, без которых приемы в реальном бою бесполезны.

Для выведения противника из равновесия в хэцюань исползуют голову, плечи, локти, таз и колени. Ноги при постановке на землю словно укореняются. Для эффективной защиты центра и мощного проявления силы обе руки во время схватки держат перед собой локтями вниз, как если бы они были связаны в локтях веревкой.
Цзунхэцюань. В буквальном переводе цзунхэцюань означает «кулак журавля-предка», именно так его и переводят на русский язык невежественные в ушу переводчики. Однако на самом деле иероглиф «цзун» используется для записи звучания фунц-зяньского диалектного слова, отсутствующего в официальном китайском языке, и к смыслу этого слова никакого отношения не имеет. Представьте собаку, вылезшую на берег: она туг же начнет встряхивать и мотать корпусом, стряхивая воду. Это движение называется «гоу цзун шэнь» («собака встряхивается телом»), а ее усилие встряхивания — «цзунцзин». Таким образом, правильный перевод слова цзунхэцюань — «цзунцзин». Следовательно, правильный перевод слова цзунхэцюань — «кулак встряхивающегося журавля». Еще одно название стиля — сухэцюань (кулак ночующего журавля) — связано с тем, что в стиле отдают явное предпочтение контратакам.

Цзунхэцюань требует от своих адептов вырабатывать «встряхивающееся» усилие в руках, усилие «сталкивания», а также «со бирающе-расталкивающее» усилие в ногах. Особо прорабатывают «перешибающую руку», «перемещающую руку», «пробивающую руку», «бросающую руку». В технике ног часто используют «возвращающуюся ногу», «растаптывающую ногу»» «сметающую ногу», прорабатывают: удар — продвижение, удар — отступление, уклон — удар.
Основой цзунхэцюань является встряхивающее усилие. В этом стиле первые полгода ученик только натренировывал перемещения и прорабатывал «встряхивание руками в позиции всадника». Зато опытный боец в схватке мог только коснуться руками какой-либо части тела противника — и тот уже падал.

Основные виды встряхивающего усилия в цзунхэцюань — это жесткое, мягкое, пустое, полное, продольное, поперечное и диагональное. Начинающий применяет в основном жесткое и продольное усилия, позже он становится способен применять поперечное и диагональное, весьма продвинутый — пустое, полное и мягкое.

Считается, что если встряхивающее усилие проявлено правильно — перед ним ничто не может устоять; «Из десяти встряхиваний девять неверны. Настоящему встряхиванию не может противостоять даже тысяча солдат».

В цзунхэцюань используют такие формы кистей рук, как «ладонь — когти журавля» и «кулак — голова журавля». Комплексы цзунхэцюань: саньчжань («три войны»), сымэнь («четверо врат»), саньдянь («три точки» — при атаке идут удары по трем точкам), умэйхуа («пять цветков сливы» — траектория комплекса образует цветок сливы мэйхуа), хэчи («журавль раскрывает крылья), убу («пять шагов»).

Самым важным из них является саньчжань. Поговорка гласит: «яо сян цзунхэ хао — санчжань лимянь чжао» («действительно хочешь натренировать цзунхэцюань — ищи внутри саньчжань»). Саньчжань — это база цзунхэ.

Минхэцюань. Переводится как «кулак голосящего журавля». Метод выброса силы здесь похож на метод цзунхэ, но требуют, чтобы при передаче усилия в руку в каждом суставе ощущалось подрагивание, а когда усилие достигает ударной точки — следует ударный импульс, что называется «усилие в один цунь». При этом надо криком помогать выбросу усилия, отчего и произошло название стиля.
В этом стиле для удара предпочитают использовать ладонь. Формы кистей рук: «ровная ладонь» («крюк в тысячу цзиней»), «ладонь с двумя выставленными пальцами» («пальцы-ножницы»), «когти журавля», «кулак одной жемчужины» («кулак – глаз феникса»). Основные комплексы: саньчжань («три войны»), да сымэнь («ударить по четырем вратам»), эршиба бу («28 шагов»).

Фэйхэфоань. Означает «кулак летающего журавля». В трактатах этого стиля сказано: «пронизывание — это как полет». Под «пронизыванием» здесь понимается распространение на большой площади. В этом стиле больше чем в других уделяют внимание подражанию журавлю, движения разворачиваются на большом пространстве. Используются «хлопающие» удары руками подражающие движениям крыльев журавля, перепрыгивание, при уходе поднимаются вверх будто взлетают и т.д.

Используемые формы кистей рук: «ровная ладонь» («ладонь с расставленными пальцами»), «свисающая ладонь» («крюк в тысячу цзиней»). В позициях стиля колени повернуты внутрь, что напоминает журавлиные позы. Перемещения тренируют на верхушках врытых и землю столбов.
Комплексы стиля: саньчжань («три войны»), сымэнь («четверо врат»), бабулянь («восемь непрерывных шагов»), эршиба сю («28 созвездий»).

Шихэцюанъ. Означает "кулак кормящегося журавля". Как сказано в трактатах: «прихватывать» — это означает «кормиться»». В этом стиле часто используют пальцы, словно журавль берет пищу клювом — отсюда название.
Другие названия стиля — чжаохэцюань («кулак утреннего журавля»), бихэцюань (тоже можно перевести как «кулак встряхивающегося журавля», «6и» — это опять слово фуизяньского диалекта, отсутствующее в общекитайском языке).
В стиле делают ставку на внезапность удара. Используют «методы действий руками пяти первостихий», то есть «руку металла» (удары запястьем согнутой в запястье кисти по атакующей руке противника), «руку дерева» (вспарывание ладонью наружу-вверх для отвода атакующей руки противника и немедленный втыкающий удар пальцами той же руки), «руку воды» (называние руками изнутри наружу либо снаружи внутрь атакующих рук противника с немедленной контратакой), «руку огня» (толчок двумя ладонями вперед) и «руку земли» (захват двумя руками запястья атакующей руки противника с немедленной контратакой). Комбинации приемов выстраивают в соответствии с теорией взаимопорождения и взаимоподавления пяти первостихий.

все теги
Комментариев пока нет

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}