10 спортивных альтернатив светским раутам
11 июня на Центральном Московском ипподроме прошли XI скачки на приз президента Российской Федерации. В 2014 году их общий призовой фонд составил более 30 млн рублей. Самый престижный забег на дистанции 2400 м — в нем скакуны боролись за 10 млн рублей — выиграл жеребец Лаки Ферст из Ростовской области. Впрочем, внимание гостей было приковано не только к дорожкам, но и к трибунам, на которых собрались политики, предприниматели и звезды шоу-бизнеса, ведь скачки на приз президента — это еще и светское мероприятие, где можно выпить ледяного шампанского, похвастаться новой шляпкой и невзначай завязать деловое знакомство.
В честь открытия летнего сезона мы выбрали 10 видов спорта, которые в Москве считаются элитарными, хотя заняться ими может любой желающий.
Большой теннис
Достаточно вспомнить, что настоящую популярность в России большой теннис завоевал благодаря стараниям Бориса Ельцина, — и сразу становится понятно, почему в нашей стране этот вид спорта считается прерогативой людей состоятельных (несмотря на то что секции есть практически в каждом районе Москвы). С тех пор как по телевизору показали президента, который бегает по корту с ракеткой наперевес, многие российские политики, предприниматели и главы компаний для поддержания спортивной формы стали предпочитать именно теннис.
Эти же политики, предприниматели и топ-менеджеры обычно посещают крупные соревнования по теннису. В Москве самым престижным считается Кубок Кремля, который ежегодно разыгрывается в спорткомплексе «Олимпийский»: там для VIP-болельщиков есть не только удобные трибуны, но и отдельный ресторан — абонемент в него стоит 53 000 рублей.
Светский лоск теннису придает и образ жизни титулованных российских спортсменов: днем они тренируются на кортах и выигрывают турниры Большого шлема, а вечером позируют перед объективами фотокамер на красных ковровых дорожках в компании актеров, музыкантов и топ-моделей.
Конное поло
Конное поло обычно называют «королевским спортом», а Уинстон Черчилль как-то сказал, что умение играть в поло — это «пропуск в высший свет». Британский премьер-министр и сам был большим поклонником этого вида спорта и, несмотря на тучное телосложение, добился в нем больших успехов: его личный гандикап (рейтинг игрока — Forbes.) по десятибалльной шкале равнялся шести.
Элитарность конного поло объясняется высокой стоимостью «входного билета». Для игры подходят только специально выращенные скакуны — так называемые поло-пони: небольшие, крепкие, выносливые лошадки. Стоимость одного поло-пони колеблется в пределах $50 000. Однако наезднику за матч разрешается сменить несколько (не более шести) лошадей, так как игра требует от животных огромных физических усилий. Поэтому адепты поло, как правило, содержат не одну лошадь, а целую конюшню: мало кому захочется проиграть матч только из-за того, что ему не хватило свежего пони.
Впрочем, особый светский шарм игре в поло придает не его материальная недоступность, а скорее давняя традиция утаптывания поля: во время турниров, в перерывах между семиминутными периодами, зрители спускаются с трибун и прогуливаются по полю, утрамбовывая пласты дерна, вывернутые копытами лошадей, — отличная возможность завязать деловые знакомства и продемонстрировать новое платье от-кутюр.
Гольф
Гольф требует от игрока значительных материальных затрат: покупки экипировки, оплаты услуг помощника-кедди, аренды гольф-кара для перемещения по полю. Но элитарность этого вида спорта объясняется в первую очередь тем, что для него характерно существование закрытых клубов, попасть в которые могут только обладатели внушительного капитала и обширных связей. В США есть сообщества гольфистов, куда принимают исключительно по рекомендации влиятельной родни. Причем клубы, где базируются эти сообщества, предлагают не только игру в гольф: например, Yellowstone Club в штате Монтана, помимо прочего, располагает собственным горнолыжным склоном.
В Россию гольф пришел недавно и пока не успел обзавестись развитой инфраструктурой: первое в стране гольф-поле международного класса на 18 лунок появилось только в 1994 году в подмосковном Нахабино. Сейчас в Москве и окрестностях около дюжины гольф-клубов, и работа самых престижных из них — «Москоу Кантри Клаб», «Пестово», «Agalarov Estate» и других — основана на системе членских карт. Условия членства, как правило, оговариваются лично с претендентом, поэтому случайных людей в гольф-клубах практически не бывает: известно, в частности, что «Москоу Кантри Клаб» регулярно посещали бывший мэр Москвы Юрий Лужков и его супруга Елена Батурина.
Стоимость карт варьируется от $30 000 до $125 000 плюс ежегодные взносы. За эти деньги членам сообщества доступны не только поле для гольфа и все необходимое оборудование, но и рестораны с изысканной кухней, зоны отдыха, бассейны и даже комнаты для деловых переговоров. Таким образом, гольф-клубы представляют собой не просто спортивные площадки «с удобствами», а настоящие пригородные курорты, где заключаются выгодные сделки и происходит обмен любезностями на высшем уровне.
Парусный спорт
Светскость яхтинга упирается в его дороговизну. Яхты воспринимаются как непременный атрибут красивой жизни, но, как правило, мало кто отдает себе отчет в том, что управление судном — это тяжелый труд, а участие в регатах требует от капитана огромной выдержки и развитого тактического мышления. В массовом сознании грань между парусным спортом и отдыхом на личной яхте с шампанским и полуобнаженными красотками стерлась практически полностью. Поэтому участники регат и зрители нередко представляют разительный контраст: первые — измотанные и вымокшие с ног до головы, вторые — одетые как Душечка и Джуниор в фильме «В джазе только девушки».
С другой стороны, этот стереотип имеет под собой твердую почву. В Москве даже аренда судна — удовольствие недешевое: она обойдется минимум в 22 000-25 000 рублей за день. Что уж говорить о собственной яхте, которая может стоить от $50 000 — и до бесконечности. Немалых затрат требует и обслуживание яхты, а яхт-клубы, как и гольф-клубы, представляют собой мини-курорты с ресторанами, пляжами и бизнес-центрами. Красок к портрету парусного спорта в Москве добавляет и элитный прибрежный новострой — например, жилой комплекс «Город Яхт» на Химкинском водохранилище.
Высший пилотаж
Если изначально личные самолеты приобретались, чтобы их владельцы могли свободно перемещаться между городами и странами, то в последние пару десятилетий в среде богатых и знаменитых активно набирает обороты мода на высший пилотаж. Одним из первых приобщившихся к ней стал Том Круз: в его самолетном парке есть истребитель времен Второй мировой войны North American P-51 Mustang, названный «Поцелуй меня, Кейт» — в честь теперь уже бывшей жены актера Кэти Холмс. Лицензию пилота Круз получил еще в 1994 году и умеет выполнять множество трюков, включая бочку, штопор и мертвую петлю.
Элитарность высшего пилотажа вполне объяснима: стоимость спортивного самолета, как правило, колеблется между $30 000 и $300 000; сопоставимых затрат требует его обслуживание и занятия с тренерами. Причем заниматься придется не месяц и не два, а несколько лет: учитывая, насколько опасен самолетный спорт, пилот заинтересован в том, чтобы овладеть всеми тонкостями и максимально снизить риск для жизни.
Слава российских пилотов гремит на всю планету (одна только Светлана Капанина становилась абсолютной чемпионкой мира по высшему пилотажу целых семь раз), но для любителей самолетный спорт в РФ существует пока в основном в формате экстремальных подарков «для настоящих мужчин и отчаянных женщин». В Московской области немало спортивных аэродромов — например, «ФИНАМ» или «Дракино», – где можно заказать учебный полет на Як-52 и Як-54 за 7500-15000 рублей, в зависимости от длительности и сложности программы.
Скачки
Хотя вид завсегдатаев Центрального Московского ипподрома — мужчин пенсионного возраста в белых кепках и рубашках с коротким рукавом — отнюдь не наводит на мысли о роскоши, именно скачки считаются в столице самым светским видом спорта. Эта традиция зародилась в 1799 году, когда на Донском поле провели первую публичную скачку русских жокеев на чистокровных английских лошадях. Ее инициатором и главным спонсором выступил известный коннозаводчик и богатейший государственный деятель граф Орлов-Чесменский, который в подготовке к соревнованиям опирался на британский опыт.
В Великобритании скачки всегда пользовались особым покровительством королевской семьи, а конные дерби до сих пор остаются в равной степени спортивным и светским событием. Русская аристократия с готовностью подхватила этот обычай. Так, открытие Московского ипподрома в 1834 году было приурочено к розыгрышу приза столичного бегового общества, которое возглавлял князь Голицын, а вплоть до 1916 года устраивались скачки на Императорский приз — 500 рублей серебром.
Правда, со времен царской России границы светскости размылись, и теперь почетными гостями престижных турниров по скачкам становятся не только представители правящей элиты, но и звезды шоу-бизнеса. А ежегодное Гран-при радио «Монте Карло» и вовсе можно смело назвать крупнейшей московской выставкой экстравагантных шляпок и самой масштабной ярмаркой тщеславия.
Конный спорт
Конный спорт — еще одна исконно аристократическая забава. Конечно, теперь, чтобы покататься на лошади, необязательно иметь собственную конюшню. Можно просто оплатить занятие в конноспортивном комплексе, которых в Москве десятки, да и стоят их услуги весьма умеренно: в среднем 450-800 рублей за час. Но вот купить лошадь, пригодную для участия в соревнованиях по выездке, конкуру и троеборью, может позволить себе далеко не каждый: молодое перспективное животное, которому прочат большую спортивную карьеру, стоит от 500 000 рублей.
В Москве повальная мода на конный спорт в последние годы распространилась в среде постоянных посетительниц светских раутов. То ли женщин привлекает романтика тех времен, когда дочери графов и князей облачались в амазонки и отправлялись кататься по окрестным лесам на любимых Фру-Фру и Фи-Фи. То ли девочки по природе более склонны к возне с домашними животными, просто одни могут в качестве подарка на день рождения выпросить у родителей котенка, а другие — пони. Так или иначе, светскость конного спорта во многом обусловлена не только его дороговизной, но и тем, что столичные it-girls считают хорошим тоном умение держаться к седле и во время раутов готовы обсуждать седла и попоны.
Автоспорт
Назвать автомобильные гонки благородным спортом, пожалуй, можно лишь с большой натяжкой. Несмотря на то что среди известных гонщиков было немало аристократов — чего стоили только графы Карло Тросси и Луи Зборовски, — автомобильный спорт и в XX веке ассоциировался скорее с туго набитым деньгами карманом, нежели со знатным происхождением. Клише сохранилось по сей день: спортивные автомобили – обычно самые дорогие, и если человек может позволить себе приобрести Bugatti Veyron Super Sport, это недвусмысленно характеризует его социальный статус.
Разумеется, наличие спортивного автомобиля далеко не всегда подразумевает желание его владельца принимать участие в гонках. Хотя, к примеру, российский миллиардер Радик Шаймиев в 2003 году победил в чемпионате Европы по автокроссу. Тем не менее, где еще встречаться любителям спортивных машин, если не на автодромах? Для молодежи в Москве существуют менее формальные мероприятия, на которых можно свой автомобиль показать и на чужие посмотреть: ночные уличные гонки. Правда, здесь говорить о том, что к соревнованиям имеют доступ лишь избранные, уже не приходится.
Псовая охота
Достать с чердака дедово ружье и пойти подстрелить себе на ужин утку или гуся может каждый, а вот псовая охота, или, попросту, травля, всегда была уделом избранных. Даже в царской России позволить себе содержать псарню могли только состоятельные помещики и государственные деятели. Известно, например, что Петр I обожал псовую охоту и имел в распоряжении более 400 борзых, за которыми ухаживали 70 слуг. Более того, любителям травли нужна была не только псарня, но и конюшня: за собаками охотники следовали верхом, а не пешком.
После революции 1917 года псарни стали экзотикой: сегодня травля существует в основном в качестве исторических реконструкций и представляет собой одновременно интеллектуальное, спортивное и светское развлечение. Интеллектуальное — потому что позволяет узнать детали быта русской аристократии XVIII-XIX веков. Спортивное — потому что требует от участников умения крепко держаться в седле. Светское — потому что подразумевает демонстрацию сшитых по случаю костюмов и распитие водки из серебряных чарок. На постановочные псовые охоты, как правило, приглашают звезд музыки, кино и политики, а заканчивается все бурным гуляньем и сытным обедом. Зверю при этом обычно позволяют благополучно оторваться от погони и скрыться в лесу: в современной травле главное не победа, а участие.
Сквош
Сквош — «младший брат» большого тенниса. Составляющие — корт, мяч, ракетки — те же, масштаб вдвое меньше. Зато физические нагрузки — вдвое больше. Сквош называют одним из самых здоровых видов спорта: он укрепляет мышцы всего тела, развивает координацию движений, улучшает растяжку, тренирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Всего за полчаса игры в сквош сжигается более 500 килокалорий. Для сравнения: чтобы сжечь аналогичное количество килокалорий на велотренажере, заниматься придется не менее часа. Кроме того, сквош заметно увеличивает стрессоустойчивость: партия идет на такой скорости, что выйти из нее победителем может только тот, кто принимает игровые решения моментально и не поддается эмоциям.
Эффективность тренировок сделала сквош любимым видом спорта воротил с Уолл-стрит, у которых просто нет времени на длительные забеги по Центральному парку, а вслед за ними — московской бизнес-элиты. Поскольку никто пока еще не взялся за популяризацию сквоша на государственном уровне, а призовые фонды турниров относительно скромны и, как правило, не переваливают за $10 000-15 000, слава о нем распространяется в основном внутри сообщества предпринимателей. Собственно, это и позволяет говорить о сквоше как о виде спорта для элиты. Хотя, разумеется, из-за динамичности игры вряд ли кому-то придет в голову обсуждать на корте для сквоша многомилионные сделки, да и блеснуть новыми часами от Audemars Piguet вряд ли удастся — внимание соперника будет приковано исключительно к коварному каучуковому мячу.