Монтировщик скелетов животных
Скелеты мелких животных препарируют целыми, а более крупных - по частям.
Приготовление скелета распадается на четыре этапа: 1.предварительная грубая очистка костей от мышц;
2.окончательная очистка; 3.обезжиривание костей;4.отбеливание костей.
Сначала с помощью ножа и ножниц с костей животного тщательно срезают мышцы. Мозг из черепа вынимают через затылочное отверстие пинцетом и палочками. Окончательную очистку проводят путем вываривания или мацерации.
Вываривание - более легкий, но менее удобный способ очистки. Кости, подготовленные этим способом, получаются темными и не очень приятными на вид. Кости вываривают в воде, все время, проверяя пинцетом, насколько разварилось мясо и легко ли оно отдирается. Нужно тщательно следить за тем, чтобы не разварились связки, иначе скелет распадется на отдельные косточки. К окончательной очистке приступают тогда, когда мясо легко счищается с костей, а связки еще держатся.
Мацерация основана на вымачивании в различных жидкостях. При этом соединительнотканные образования разрушаются, и мышцы легко счищаются с костей. Для мацерации требуется продолжительное время, в течение которого постоянно ведется контроль за тем, легко ли мышцы отделяются от костей. Когда мышцы начинают легко отставать от костей, а связки еще достаточно крепки, мацерацию прекращают
Каменистые пустыни типа Гоби - настоящий подарок для палеонтологов. Здесь вода и ветер препятствуют образованию почвы и растительности. Эрозия обнажает слои древних геологических эпох, и кости доисторических животных оказываются буквально на поверхности.
Остатки древних чудовищ, населявших Землю десятки миллионов лет назад, практически слились с камнем - требуется огромный труд, чтобы отнять их у вечности.
Красивые распилы окаменевших раковин аммонитов, отливающие перламутром и даже золотистым металлическим блеском, стали весьма популярными сувенирами. Но мало кто знает, что эта красота - настоящий бич палеонтологов.
Пирит (FeS2) - минерал, называемый иногда ложным золотом, - входит в состав окаменелостей, образующихся в водных отложениях при наличии железа и закисной среды (практическое отсутствие кислорода). Находясь внутри породы, фоссилия способна пережить миллионы лет. Однако как только ее извлекают наружу, и окаменелость входит в контакт с кислородом воздуха, пирит начинает разлагаться. Возникают окислы железа, а если внутрь фоссилии попадает еще и вода, образуется серная кислота. Оба этих химических соединения неизбежно приводят к разрушению ценной находки.
Окаменевшие аммониты довольно часто встречаются в морских отложениях, и сохранение отдельных экземпляров не так уж важно для науки. Однако среди «пораженных» пиритом окаменелостей встречаются и поистине уникальные находки, например черепа морских ящеров. Потеря такого экспоната для исследователей и палеонтологических музеев всегда очень чувствительна. Разумеется, делаются более или менее удачные попытки консервации фоссилий, содержащих пирит. Чтобы прекратить доступ кислорода, их покрывают слоем прозрачного клея или лака. Однако гарантированного способа сохранения таких окаменелостей пока не найдено.
Рука человека и кисти лап древнего животного, "собранные" из окаменевших костей.
Вклад могильщиков в науку
В 1899 году профессор Варшавского университета Владимир Прохорович Амалицкий приступил к исследованию песчаных отложений русла древней реки около деревни Соколки на Северной Двине. Там им были обнаружены около десятка целых скелетов древнейших травоядных и хищных ящеров - парейазавров и иностранцевий. Остатки рептилий, живших две с половиной сотни миллионов лет назад, были накрепко вмурованы в прочнейшие конкреции.
Ученый доставил эти конкреции с костями и скелетами в Варшаву и, так как тогда еще не умели препарировать и извлекать из породы ископаемые остатки, обратился к кладбищенским каменотесам, специалистам по могильным плитам и памятникам. Мастера согласились помочь профессору и буквально выдолбили кость за костью уникальные скелеты. Не всегда точно, с некоторыми потерями, но результат был достигнут. Коллекция во время Первой мировой войны была перевезена в столицу империи - Петербург, а уже при советской власти - в Москву, в музей Палеонтологического института, где сегодня с ней может познакомиться каждый желающий.
Для сборки скелета первоначально делается металлическая опора, каркас. Она включает в себя вертикальную стойку, железную полосу или трубу, идущую параллельно позвоночному столбу, - "бочку" для ребер. Если скелет собирается не из настоящих костей, а из их копий, слепков, то металлическую арматуру пропускают через отверстия в муляжах костей. С аутентичными окаменелостями приходится быть бережнее. Никаких отверстий - укрепляющие скелет конструкции идут параллельно костям и обжимают их. Изящнее всего выглядят смонтированные скелеты, которые держатся как бы сами по себе, без вертикальных стоек, однако такое возможно лишь при небольших размерах животного. Не следует забывать, что фоссилии - это камень, и вес их весьма существен. Например, черепа больших динозавров, как правило, являются точными копиями, сделанными из легких материалов типа дерева или пластика. Для удержания тяжелой глыбы на высоте пришлось бы делать специальную мощную стойку, что повредило бы общему виду экспоната.
Как определить, правильно ли смонтирован скелет? Таким ли было в реальности реконструированное животное? Ведь случались в истории палеонтологии казусы, когда по ошибке из костей разных животных создавались настоящие химеры. На самом деле ответить на эти вопросы со стопроцентной уверенностью не всегда возможно. Когда речь идет об эпохах, удаленных на десятки или даже сотни миллионов лет, место для неопределенности останется всегда. Важно лишь помнить, что в природе все гармонично и целесообразно, в ней нет места нелепости. И если на вид полученный результат не производит впечатления чего-то уродливого и искусственного, значит, как подсказывает интуиция исследователя, истина где-то рядом.
Крокодилостраус
Однако еще в XIX веке некоторые палеонтологи заметили, что задние лапы динозавров почти идентичны птичьим, кости их пустотелы, они поставлены вертикально, а бедро имеет медиальную головку. И еще. Там, где обнаружены следы задних лап того же тарбозавра, нет следов хвоста, хотя если он волочился по земле, то следы неизбежно должны были остаться. Все это, в конце концов, навело на мысль о том, что животные эти передвигались подобно страусу, держа туловище горизонтально. Хвост же использовался как противовес тяжелой передней части туловища и оставался на весу. Теперь в науке доминирует мнение о том, что динозавр по своему строению и биомеханическому типу есть нечто среднее между своими ближайшими родственниками - крокодилами - и птицами, так что в современных музейных экспозициях скелеты этих ящеров ставят "по-страусиному", горизонтально.
Комментарии3