Собачье сердце.
Профессор Преображенский, Полиграф Полиграфович Шариков, Швондер, доктор Борменталь - казалось, перенести на экран образы гениальной фантасмагории Михаила Булгакова невозможно. Однако смелая попытка создателей этого фильма обернулась блистательной удачей.И теперь, пожалуй, невозможно представить себе профессора Преображенского не таким, каким сыграл его великий русский актер Евгений Евстигнеев.
1.Пойти, что-ль, пожрать. Ну их в болото.
2. ну, дай папиросочку, у тебя брюки в полосочку!
3.Где же я буду харчеваться?
4.Пивная! Еще парочку! Москвошвея, Москвошвея!
5.Ну, желаю, чтобы все!
6.Бить будете, папаша?!
7.В очередь, сукины дети, в очередь!
8.У самих револьверы найдутся
7.— Позвольте, а что вы будетее делать с трупами кошек?
— На польты пойдут!
8.Отлезь, гнида!
9.Я на своих 16-ти квадратных аршин сидел и сидеть буду!
10.— Вы не хотите помочь голодающим детям?!
— Нет. Не хочу
11.И переписку Энгельса … с этим .. как его … В печку!
12.А, может быть, Зинка взяла?
13.— Откуда у вас шрам на лбу, потрудитесь объяснить даме.
— Я на колчаковских фронтах ранен был!
14.Но я — не Айседора Дункан.
15.Холодными закусками и супом закусывают только недорезаные большевиками помещики.
16.Не читайте до обеда советские газеты.
17.Все пойдет как по маслу: сначала — по вечерам — пение, потом в сортирах лопнут трубы…
18.Ничего подобного! На нем теперь есть калоши… и это калоши мои!
19.Сегодня мы работать не будем: кролик издох, а в Большом — «Аида».
20.Ошейник все равно что портфель…
21.Профессор, у него отвалился хвост!
22.Мы в университетах не обучались…
23.Довольно обидны Ваши слова… Что я — каторжник, чтоб «шляться»?
24.Господа все в Париже!
25.Мы знаем об его работах! Мы целых пять комнат хотели ему оставить!
26. — Папа — судебный следователь…
— Дак это же дурная наследственность!
27.Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стёкла, потушила все лампы? Да её вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат «бей разруху!» — Я смеюсь. Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займётся чисткой сараев — прямым своим делом, — разруха исчезнет сама собой.
28.— Еда, Иван Арнольдович, штука хитрая. Есть нужно уметь, а представьте себе — большинство людей вовсе есть не умеют. Нужно не только знать что съесть, но и когда и как. И что при этом говорить. Если вы заботитесь о своём пищеварении, мой добрый совет — не говорите за обедом о большевизме и о медицине. И — боже вас сохрани — не читайте до обеда советских газет.
— Гм… Да ведь других нет.
— Вот никаких и не читайте.
29.Успевает всюду тот, кто никуда не торопится.
30.- Как Вам удалось, Филипп Филиппович, подманить такого нервного пса?
31.-Лаской-с! Единственным способом, который возможен при обращении с живым существом.
Интересные факты
-Рассказывает режиссёр Владимир Бортко: «На роль Шарикова было восемь претендентов, в том числе и любимый мною актёр и друг Николай Караченцов. Но Толоконников, обнаруженный нами в Алма-Ате, убил меня совершенно. На пробе он разыгрывал сцену с водкой: „Желаю, чтобы все!” Он так убедительно гмыкнул, хэкнул, так удивительно пропутешествовал глоток по его шее, так хищно дернулся кадык, что я утвердил его немедленно».
-К созданию фильма приложил руку и известный бард Юлий Ким — частушки, исполняемые Шариковым («…подойди буржуй, глазик выколю»), его заслуга.
-Одна из центральных и запоминающихся сцен фильма, где Шариков исполняет частушку под балалайку перед большой аудиторией ученых, а профессор Преображенский падает в обморок, отсутствует в литературном первоисточнике
-После фильма и без того известные актёры стали ещё более популярными. Владимир Толоконников как-то заметил: «Меня теперь в интервью постоянно про Шарикова спрашивают… пока фильм этот смотрят, и я живу!»
-Чтобы передать на экране колорит того времени, для имитации черно-белого изображения Владимир Бортко использовал для камеры фильтр сепия. Прием оказался удачный, и режиссер успешно использовал его в других, аналогичных по времени действии фильмах «Идиот» и «Мастер и Маргарита».
-На роль Швондера пробовался актер Семен Фарада
-Кадры в фильме, где якобы представлена документальная хроника с участием трамвая, сняты режиссером в Санкт-Петербурге
Ляпы в фильме
-Профессор Преображенский, доктор Борменталь и Шариков собрались за овальным столом пообедать. Когда Зина разносила еду, расстояние между доктором Борменталем и Шариковым весьма внушительное, а после того, как ракурс меняется,- эти двое сидят практически рядом.
-Зина после покупки ошейника Шарику, гуляет с ним по Преображенской площади в Санкт-Петербурге.
Комментарии25