СОКРОВИЩНИЦА СЛЕПОГО ПЬЮ. ЧАСТЬ 5
Последний линкор
22 февраля 1943 года вступил в строй линкор «Айова» — головной корабль одноимённой серии из четырёх кораблей и последний в истории линкор, находившийся в строю. Корабль водоизмещением в 58 000 тонн выводился в резерв в 1949 и в 1958 годах. Первый раз он вернулся в строй в 1951 году в связи с Корейской войной, а в 1984 году возвратился из резерва в связи с реализацией программы «Флот из 600 кораблей» администрации президента Рейгана.
В 1990 году «Айова» была снова выведена из эксплуатации, но оставалась в составе Атлантического резервного флота и в военно-морском регистре. В 2012 году линкор совершил своё последнее на сегодняшний момент плавание, завершившееся в Лос-Анджелесе, где с 7 июля он был открыт для посещения как музей.
Линкор «Айова» в сухом доке в Сан-Франциско во время ремонта
и модернизации в 1945 году
и модернизации в 1945 году
* * *
За «Кактусовым занавесом»
23 февраля 1903 года Куба по бессрочному договору аренды передала Соединённым Штатам Америки участок земли по обоим берегам залива Гуантанамо, а также прилегающую акваторию самого залива. За сумму в 2000 долларов (с 1938 года – 4085 долларов) в год американцы получили около 120 квадратных километров территории. Гуантанамо – старейшая из существующих зарубежных военно-морских баз Соединённых Штатов. Одновременно она единственная американская военная база, расположенная на территории коммунистического государства.
После революции 1959 года новое правительство Кубы выступило против наличия американской базы на своей территории. Островное государство отказалось от получения арендных платежей (хотя до 1964 года принимало около 14 000 долларов в месяц за пресную воду, поступавшую в Гуантанамо из реки Ятерас). Попытки избавиться от американской базы оказались бесплодными: договор 1903 года может быть расторгнут только по обоюдному согласию. Осенью 1961 года кубинская армия высадила барьер из кактуса опунции вдоль внешней границы базы, который, по аналогии с «Железным занавесом», получил название «Кактусовый занавес».
Универсальный десантный корабль «Сайпан» в гавани
американской военной базы Гуантанамо на Кубе 9 февраля 2005 года.
«Сайпан» входит в порт после выполнения гуманитарной миссии на Гаити
американской военной базы Гуантанамо на Кубе 9 февраля 2005 года.
«Сайпан» входит в порт после выполнения гуманитарной миссии на Гаити
* * *
Конец первого американского авианосца
27 февраля 1942 года в Яванском море Императорский флот Японии одержал уверенную победу над соединением ВМС союзников, в которое входили корабли Австралии, Великобритании, Нидерландов и США. В начале крупного морского сражения силы сторон были примерно равны (2 тяжёлых, 3 лёгких крейсера и 9 эсминцев союзников против 2 тяжелых, 2 лёгких крейсеров и 14 эсминцев японцев). Решающее значение для японской победы в этом морском сражении и в последующей интервенции на Яву имело полное превосходство в воздухе.
Американцы могли перебрасывать истребители на Яву из Австралии с дозаправкой на Тиморе, но 20 февраля этот остров был занят японцами. Последней надеждой на серьёзное укрепление авиагруппировки союзников в регионе был старый авиатранспорт «Лэнгли». Свою карьеру этот корабль начал в 1912 году как угольщик ВМС США «Юпитер». За 30 лет своей корабельной жизни он дважды менял профессию. В 1920–1922 годах «Юпитер» перестроили в первый американский авианосец «Лэнгли». А в 1936–1937 годах, после ввода в строй новых авианосцев «Саратога» и «Лексингтон», «Лэнгли» был переоборудован в авиатранспорт.
22 февраля корабль, имевший на борту 32 истребителя Сurtiss P-40 Warhawk, пилотов и механиков, вышел из Фримантла в Западной Австралии по направлению к Яве. На подходе к яванскому порту Чилачап около полудня 27 февраля (за четыре часа до начала сражения в Яванском море) авиатранспорт был атакован японскими бомбардировщиками и истребителями. «Лэнгли» получил несколько прямых попаданий авиабомб, приведших к пожару и выходу из строя рулевого управления. Попытка спасти корабль, выбросив его на берег Явы, не удалась – были затоплены и машинные отделения. Экипаж и персонал ВВС были подобраны эсминцами противолодочного эскорта «Эдсолл» и «Уиппл», которые и добили авиатранспорт.
Авиатранспорт «Лэнгли» у побережья Явы в момент попадания
торпеды. Торпеда выпущена одним из американских эсминцев
после фатальных повреждений, полученных в результате атаки
японских бомбардировщиков 27 февраля 1942 года. Фотография
сделана с борта эсминца «Уиппл» (USS Whipple)
торпеды. Торпеда выпущена одним из американских эсминцев
после фатальных повреждений, полученных в результате атаки
японских бомбардировщиков 27 февраля 1942 года. Фотография
сделана с борта эсминца «Уиппл» (USS Whipple)
* * *
«Кобра» против американских моряков
18 декабря 1944 года в 300 милях (около 480 км) восточнее острова Лусон в Филиппинском море корабли 3-го Флота США под командованием адмирала Уильяма Хэлси столкнулись с могущественным противником — тайфуном под названием «Кобра». Во многом это было вызвано неточностью прогнозов метеорологов с одной стороны и пренебрежением имеющимися прогнозами командованием флота – с другой. В итоге соединение оказалось в эпицентре тайфуна, под проливным дождём, ударами ветра, дувшего со скоростью под 100 миль (160 километров) в час, и волнами высотой более 20 метров.
Жертвами стихии, получившей второе язвительное имя «тайфун Хэлси», стали 790 американских моряков. Большей частью это были экипажи перевернувшихся и затонувших эсминцев «Hull» (DD-350), «Monaghan» (DD-354) и «Spence» (DD-512). Кроме них, были серьёзно повреждены ещё девять кораблей, включая линкоры и авианосцы, вставшие на длительный ремонт. Ещё два десятка кораблей отделались меньшим ущербом, а авианосцы соединения лишились 146 самолётов, разрушенных ветром или смытых волнами за борт.
Из инцидента были сделаны выводы — флот США обзавёлся метеорологическим центром, который тщательно следил за зарождением и движением тайфунов. Адмирал Хэлси сдал командование адмиралу Рэймонду Спрюэнсу, а флот был переименован из 3-го в 5-й Флот ВМФ США.
* * *
Мятежный линкор
1 марта 1921 года в главной базе Балтийского флота – Кронштадте – состоялся митинг, в котором приняли участие матросы экипажей кораблей и красноармейцы гарнизона города. Собрание проходило под лозунгом «Власть Советам, а не партиям!», и в резолюции, вынесенной по его итогам, содержались требования свободы слова, собраний, торговли, освобождения политических заключённых и разрешения крестьянам свободно пользоваться своей землёй. В ходе митинга матросами было сорвано выступление прибывшего успокоить восставших председателя Всесоюзного центрального исполнительного комитета Калинина (формально – первого лица государства). Хотя ему удалось беспрепятственно покинуть крепость, несколько советских партийных и государственных функционеров было арестовано.
В тот же день восставшими моряками и солдатами был создан Временный революционный комитет, располагавшийся на линкоре «Петропавловск», который с помощью мощных флотских радиостанций передал в эфир просьбу о помощи. На следующий день в Петрограде и Петроградской губернии было объявлено осадное положение. Против восставших начала работать пропаганда (утверждалось, что власть в Кронштадте взяли «белые»), были взяты в заложники родственники руководителей мятежа. 8 марта, после ночного артобстрела силами вновь созданной 7-й армии под командованием Тухачевского, начался первый штурм Кронштадта, отбитый обороняющимися. В ходе кровопролитного второго штурма 16–18 марта сопротивление восставших было сломлено. Около 8 тысяч мятежников по льду ушло в Финляндию, не менее 1 тысячи было убито во время боевых столкновений, более 2 тысяч – расстреляно. 10 января 1994 года участники Кронштадтского восстания были реабилитированы.
Палуба линкора «Петропавловск» (с 31 марта – «Марат») после
подавления Кронштадтского восстания в 1921 году
подавления Кронштадтского восстания в 1921 году
* * *
"Бдительность - это оружие, которое никогда не ставится в пирамиду" (с)
25 июня 1944 года в 20:00 из порта Лервик в Полярное вышла советская субмарина В-1 под командованием кавторанга и Героя Советского Союза И. И. Фисановича. Данная подлодка входила в часть кораблей, которую союзники передавали СССР по договоренности о разделе итальянского флота, когда Италия выбыла из войны. Кроме В-1, в течении нескольких дней из Лервика вышли еще три лодки: В-2, В-3, В-4.
В-1 относилась к одному из самых многочисленных типов английских лодок - типу S. Ранее, до передачи в советские руки, лодка именовалась HMS Sunfish (N 81). Принятая в состав флота в 1937 года, данная субмарина считалась вполне современной по тем меркам, но только ее судьба не была весьма удачной. Дело в том, что перед передачей советским морякам "Солнечная рыба" провела в ремонте больше двух лет после того, как была повреждена во время налета немецкой авиации осенью 1941 года. После передачи ее ВМС СССР 30 мая 1944 лодка получила новое название - В-1.
4 августа 1944 в штабе Северного флота стали испытывать беспокойство по поводу судьбы Фисановича и его экипажа, так как лодка В-1 не пришла в Кольский залив к назначенному сроку. Путь перехода из Англии в Мурманск был чреват многими опасностями, на нем лодки ждали вражеские корабли и люфтваффе. Согласно плану советские подлодки должны были совершать без эскорта в надводном положении идя по одиночке 8-узловым ходом. Координаты маршрута содержали прохождения 7 точек. Было специально оговорено, что на части маршрута от Лервика до точки №3 устанавливается зона безопасности (по 30 миль от курса в обе стороны) и что никакие британские корабли и самолеты не могут атаковать в рамках установленного коридора какую-либо подлодку. Советские командиры были предупреждены, что при встрече с каждым самолетом лодка должна уклоняться погружением.
Лодка Фисановича пропала без вести и одной из причин ее гибели считается наш союзник, хоть и не нарочно:
" По основной версии гибели «В-1» считается, что подводная лодка отклонилась от рекомендованного курса (еще находясь в Великобритании Фисанович выражал недоверие предложенному англичанами плану перехода) и стала жертвой ошибочной атаки самолета «Либерейтор» 18-й авиагруппы берегового командования ВВС Великобритании утром 27 июля 1944 года в 300 милях севернее Шетландских островов (64°34' с.ш./ 01°16' з.д., по другим данным 64°31' с.ш./ 01°16' з.д. ). Самолет атаковал подводную лодку в 80 милях от границы выделенного ей коридора для перехода. Вместо того, чтобы передать опознавательные, субмарина начала срочное погружение. Возможны так же версии подрыва лодки на плавающей мине или гибель в результате аварии. Вместе с кораблем погиб 51 человек".
Конечно нельзя исключать из списка причин гибели лодки и самые элементарные вещи, такие как авария или мина, но раз уж была озвучена версия потопления советской субмарины английским самолетом, она сразу родила на свет мнение, что англичане могли сделать это специально и мол вообще "англичанка гадит". Ну возможно это было бы и справедливо, если бы можно было найти мотив для потопления именно лодки Фисановича (остальные то дошли) и еще более справедливо, если бы англичане сами себя не подвергали такой опасности, когда возникала путаница или заминка с передачей опознавательных сигналов.
2 февраля 1942 года вышедшая из Понта Делгадо (Азоры) британская подлодка "Регент" была обнаружена другой подлодкой "Клайд". "Регент" не смог сразу идентифицировать себя и только когда на "Клайде" поняли, что имеют дело с британской субмариной вежливо передали на "Регент", что к нему направляются две торпеды. "Регент" успел уклонится. Ели бы не успел,то история "Тритон"-"Оксли" повторилась. Поэтому если в истории с лодкой Фисановича точку все-таки поставил британский самолет, то вряд ли это было сделано по антипатии. "Бдительность - это оружие, которое никогда не ставится в пирамиду" (с)
30 мая 1944 "Санфиш" и "Урсула"передаются советскому экипажу
Комментарии5