Динамики для вашего автомобиля
Очень много инфы!!! На мой взгляд полезной.
Велик и многообразен мир автомобильных акустических систем, есть в нем представители совершенно разные по форме, размерам, техническим параметрам, назначению, и конечно – по стоимости. Но прежде чем разбираться со всем этим, неплохо будет понять, какие динамики лучше всего подходят для вашего конкретного автомобиля.
Любой опытный инсталлятор увлеченно расскажет, какое это тонкое искусство – построение высококлассной автомобильной аудиосистемы. Это действительно искусство и требует авторского подхода, однако самые основные принципы в подборе компонентов и установке очень просты. Покупается самое лучшее по звучанию, насколько позволяет бюджет, и ставится точно по такому же принципу. К примеру, для установки динамиков выбирается место не самое удобное, а самое оптимальное по законам акустики. Если же спуститься с высот чуть пониже, к аудиосистемам начального уровня, то обнаружится, что они находятся на другом полюсе не только по стоимости компонентов, но и по концепции установки - сокращенная часть бюджета диктует максимально простой монтаж и сохранение заводского интерьера автомобиля.
Сейчас речь пойдет о типовых решениях для замены штатных динамиков на более качественные покупные либо для установки динамиков в автомобиль, изначально лишенный аудисистемы и имеющий лишь пустые штатные места под динамики.
Идеал теоретический и практический
В идеале фронтальные автомобильные динамики должны быть размещены так же, как и домашние, т.е. левый и правый на равном удалении вперед от слушателя, причем на той же высоте, что и его голова. Однако в автомобиле такое размещение невозможно, и остается довольствоваться тем, что есть – т.е. выбор мест установки динамиков обязан максимально скомпенсировать вынужденное нарушение канонов акустики. Иными словами, динамики желательно как можно больше вынести вперед: так будет меньше относительная разница в расстояниях от слушателя до левого и правого каналов. С учетом конструктивных особенностей автомобильных динамиков, из которых важную роль играет сохранение характеристик при сильном смещении слушателя от оси излучения, такое расположение способно обеспечить более качественное звучание.
Далее, поскольку состоящие из разных звуковоспроизводящих головок компонентные автомобильные акустические системы дают большую свободу в выборе места расположения каждой из головок, то всем им в рамках одного канала крайне желательно быть в непосредственной близости друг от друга. Близкое расположение имеет множество плюсов согласно теории акустики, а при прослушивании радует более цельным и согласованным звучанием, без дробления на отдельные регистры и "конфликтов" между ними.
На практике соблюдение теоретических предписаний означает, что наилучшее из реализуемых мест в машине для фронтальных АС – это левый и правый края торпедо и прилегающая к ним область передних стоек. При этом ориентация каждой из головок АС может быть различной – к примеру, одни могут работать на отражение от лобового стекла, другие – "нацелены" на водителя. Вариантов ориентации динамиков в автомобиле много, наилучший из них определяется только экспериментально и зависит от множества факторов.
К чему такие сложности? Дело в том, что в хорошей аудиосистеме динамикам предстоит демонстрировать не только чистое и сочное по тембрам звучание в полном диапазоне частот, но и "строить" звуковую сцену. Иными словами: создать ощущение, что звук идет не из дверей, не из багажника, не откуда-то из-под ног, и вообще не "привязан" к динамикам. Если все сделано правильно, то перед водителем, или пассажиром, или перед ними обоими – смотря какова цель инсталляции, - развернется широкая и глубокая "виртуальная" звуковая сцена с исполнителями, расположенная на уровне головы слушателей. Ощущения от такой сцены поистине захватывающие и в немалой степени влияют на общее удовольствие от прослушивания.
Одна проблема – "вписать" по краям торпедо полноценные динамики, включая достаточно крупногабаритные НЧ/СЧ-головки, будет весьма хлопотной задачей. Для этого придется полностью переделать торпедо, на что отважится далеко не каждый автовладелец, да и бюджету будет нанесен чувствительный урон. Зато среди автозвуковых спортсменов, готовых на любые радикальные меры в погоне за качеством звучания, подобная схема размещения популярна.
Получается, что теоретический идеал в размещении динамиков недостижим, а практический слишком дорог и хлопотен. Что же, тогда остается пойти путем компромиссов. Таким компромиссом для недорогих по инсталляционным затратам аудиосистем давно стала классическая схема с размещением НЧ/СЧ-головки двухкомпонентных акустических систем в нижнем переднем крае двери, а ВЧ-головки – либо в "треугольниках" с тыльной стороны двери напротив зеркал, либо на передних стойках, либо в том самом уголке торпедо. Такое размещение обещает пусть не отличные, но вполне неплохие результаты, а реализовать его достаточно несложно для большинства автомобилей. Более того, такая схема встречается даже в инсталляциях топ-уровня, но там для лучшего качества звучания используется масса хитростей – к примеру, выверенные с точностью до градуса углы установки всех головок, эксперименты с разными частотами среза в кроссовере, помощь DSP-процессора и т.д.
Вынесение головок акустических систем максимально вперед и на нужной высоте вкупе с особенностями конструкции и характеристик звучания автомобильной техники позволяют эффективно бороться с неблагоприятными акустическими условиями. В данном примере использована перекрестная ориентация головок на слушателей, это один из приемов уменьшения разницы в дистанции от слушателя до динамиков левого и правого каналов. Есть и множество других приемов и вариантов ориентации.
Инсталляция BMW, фото Focal Utopia Beryllium Kit N7
Поскольку размещение всех трех головок фронтальных АС в самом оптимальном месте по краям торпедо и передним стойкам чрезвычайно затруднительно и связано с заметной переделкой облика торпедо, то чаще всего там остаются наиболее важные для звуковой сцены СЧ- и ВЧ-головки, а НЧ-звено оказывается в традиционном и удобном месте внизу двери. Обратите внимание, что на фото имеющееся неудачное штатное место под СЧ-динамик слева от ручки двери никак не использовано, а имеющийся там штатный динамик в ходе инсталляции исключен из тракта звучания.
Удобный вариант - не всегда самый лучший
Итак, прежде чем начать подыскивать подходящие по размеру динамики для имеющихся штатных мест, неплохо бы окинуть эти места критическим взглядом. К сожалению, достаточно часто они расположены там, где никакими мерами добиться хорошего звука не получится. Такое размещение - уже не компромисс, а совершенно неспособный улучшить качество звучания вариант, ради которого не стоило и игру затевать. В таких случаях, несмотря на все соблазны удобства, придется все-таки поискать альтернативные места установки, по возможности максимально приближенные к практическому идеалу. Очевидное увеличение расходов из-за создания новых штатных мест более чем оправдано радикальным улучшением звучания. Кроме того, расходы вырастут нечувствительно – благо, автомобильные двери и передние стойки (при условии, что они не заняты целиком на всю длину подушками безопасности), в которых скорее всего новые штатные места и окажутся, представляют собой весьма простой и удобный исходный материал для возможных переделок.
За примерами никудышных штатных мест под динамики далеко ходить не надо: взять хотя бы излюбленные в недавнем прошлом на разных моделях АВТОВАЗ-а крошечные места установки, расположенные вертикально в торпедо и предполагающие установку обращенных лицевой стороной к задней части автомобиля динамиков. Однако не только отечественный автопром способен на подобные "шедевры". Есть немало машин весьма дорогих и совершенно замечательных во всех своих проявлениях – кроме аудиосистемы вообще и реализации штатных мест под динамики в частности.
Наиболее распространенные варианты штатных мест размещения фронтальных акустических систем, которые весьма неудачны и заставляют искать альтернативу:
Вертикальные на торпедо. Как правило, в таком случае размер штатного монтажного отверстия слишком мал для установки достаточно басовитых динамиков, а про формирование звуковой сцены или вообще хоть какое-нибудь удовольствие от стереоэффекта можно просто забыть.
В задней части передних дверей снизу или на средней линии, когда динамик оказывается сзади слушателя и играет фактически в подушку сиденья или в локоть водителя или пассажира.
Размещение высокочастотного динамика с сильным смещением от передней части двери. Кстати, в последнее время серьезные автопроизводители повадились встраивать высокочастотники в углубления под ручку открывания двери – как дизайнерский прием это эффектно, но с точки зрения звука никуда не годится.
Размещение среднечастотных динамиков трехкомпонентных систем где-нибудь в районе подлокотника. Дело в том, что СЧ-головка вносит решающий вклад в формирование звуковой сцены, и лучшего места, чем края торпедо, для нее не придумано. Одним словом, в дверях ей делать совершенно нечего, а если так все-таки вынужденно поступают в серьезных инсталляциях, то используют специальные подиумы с сильным "доворотом" на слушателя, что к штатным решениям уже не относится.
Штатные фронтальные динамики Skoda Superb II поколения (с 2008 г.)
Пример вопиющей безграмотности в компоновке штатных мест 3-компонентных фронтальных АС от автопроизводителя. Каждая из трех головок находится в очень неудачном месте: НЧ-головка играет фактически в спинку сиденья или в бедро водителя, расположенная низко и слишком близко к слушателю СЧ-головка не способна обеспечить правильную звуковую сцену, а ВЧ-головка и вовсе упрятана в углубление ручки двери. В таких случаях крайне желательно поискать альтернативное размещение динамиков при апгрейде, а если это невозможно, то остается надеяться лишь на помощь DSP-процессора.
К счастью, удачные варианты фронтальных штатных мест, соответствующих классической схеме с СЧ/ВЧ-динамиком в передней части двери и возможной ВЧ-головкой в "треугольнике" двери, на торпедо или внизу передних стоек, в последнее время встречаются довольно часто. Наиболее же повезло обладателям минивэнов и других автомобилей с близким к т.наз. однообъемному кузовом – как правило, у них сильно вытянутое вперед торпедо, по краям которого часто можно обнаружить штатные места под динамики, причем не только высокочастотники, но и более крупноразмерные, вплоть до 10-см или даже 13-см головок. Туда так и просятся СЧ- и ВЧ-головки покупных динамиков или высококлассные коаксиальные динамики. Однако очень желательно дополнить эти излучатели отдельным НЧ-звеном в дверях, даже если это не предусмотрено автопроизводителем.
Все приведенные здесь рекомендации подразумевают, что фронтальные динамики будут достаточно басовитыми. Распространенный в штатных системах и неграмотных инсталляциях вариант, когда малоразмерные фронтальные АС работают с поддержкой басовитых тыловых динамиков, действительно очень соблазнителен с точки зрения простоты установки, однако имеет неустранимые огрехи в звучании. На самом деле, с тыловыми динамиками в "правильных" стереосистемах дела обстоят еще проще, чем в "народных" – чаще всего их там вообще нет, а что касается басовой поддержки, то ее обеспечивает специализированный сабвуфер. Сабвуфер действительно располагают сзади, однако это совершенно особенный компонент аудиосистемы, к тыловым АС не имеющий никакого отношения.
Если сформировавшиеся слушательские вкусы все-таки подразумевают наличие тыловой акустики, то для этой роли вполне сгодятся коаксиальные модели попроще классом, чем фронтальные. Причем басовитости от "тыла" не требуется, так что размеры АС не играют существенного значения. Для систем "мобильного кинотеатра" тыловые динамики обязательны, но и здесь правило соответствия между ними и фронтальными сохраняется по классу и размерам – "фронт" должен быть лучше и басовитее. На практике же частенько бывает наоборот, и по очень простой причине: сзади больше места для установки крупных динамиков…
Практические аспекты
Удивительное дело – девять из десяти кое-как осведомленных в аудиосистемах "знатоков" в мгновение ока способны объяснить любые погрешности в звучании именно динамиками и гарантировать, что после замены штатных на "нормальные" того же размера и установленных в те же места, все станет замечательно. В той же самой ситуации опытный инсталлятор никогда не будет спешить с советами. Подумать ему действительно будет над чем. Причины откровенно плохого звучания многих штатных систем могут быть комплексными и вызываться не только динамиками, но и местом их расположения, способом установки, а также штатной магнитолой. Полный перечень таких причин специфичен для каждой модели автомобиля, и даже отличается от партии к партии поставки одной и тоже же модели автомобиля. Скажем, в процессе "жизни" одного поколения модели автомобиля на конвейере может смениться поставщик динамиков, причем автопроизводитель даже не подумает уведомлять об этом потребителей.
Итак, с расположением мы уже разобрались, а что касается способа установки, то чаще всего в машинах он оказывается ужасающе плохим! Достаточно назвать хлипкие дребезжащие пластиковые защелки, огромные щели между динамиками и установочной поверхностью, а также сообщающееся с объемом двери пространство между динамиком и защитной сеткой, в результате чего динамик "озвучивает" саму дверь, а не салон. Больше всего таких ляпов у тех автопроизводителей, которые еще совсем недавно предлагали продукцию без претензий, а ныне всеми силами рвутся в повышенный класс, наводя подобие внешнего лоска, но максимально экономя на всем, что скрыто от глаз потребителя. Но и у уважаемых премиум-автобрендов тоже все не так гладко с установкой динамиков. К примеру, распространенное использование толстой губки в качестве уплотнителя по фронтальному фланцу динамика тоже никуда не годится, и ровным счетом ни у кого не проведена сколь-нибудь значимая акустическая подготовка двери шумовиброизоляционными материалами.
Пример штатных динамиков и усилителя – даже невооруженным глазом видно, что их конструктивное исполнение весьма далеко от совершенства, равно как и способы установки. А ведь это компоненты системы автомобиля премиум-класса! В массовых моделях автомобилей все гораздо хуже.
При замене динамиков на более качественные обязательно нужно исправить ляпы штатной установки, иначе овчинка не стоит выделки. Более того, звучание после апгрейда может стать даже хуже, поскольку новоприобретенные динамики, скорее всего, будут более басовитыми – а значит, усилятся создаваемые ими вибрации. А если наряду с новыми динамиками система получит и внешний усилитель мощности, то требования к грамотной установке динамиков и доработке двери сильно ужесточаются. Иначе обнаружится, что изрядная доля мощности усилителя расходуется на создание дребезга обшивки, панелей и прочих элементов конструкции двери. Это тем более обидно, что устранить подобные неприятные эффекты весьма легко и недорого, обратившись за профессиональной помощью. Кстати, хуже всего в этом плане дела обстоят у дорогущих спорткаров, где максимально облегченные двери создают установщикам массу хлопот.
При апгрейде аудиосистемы обязательно следует уделить внимание надлежащей установке динамиков в подготовленное монтажное место. Практика показывает, что никто из автопроизводителей не уделяет этому вопросу необходимого внимания. Кроме того, дополнительная обработка двери шумовиброизоляционными материалами чрезвычайно благодатно скажется на качестве звучания, а также оградит от проникающего извне через тонкий металл дверей дорожного шума.
Итак, если штатная реализация аудиосистемы состоит из худосочного малоразмерного "фронта" и более басовитого крупноразмерного "тыла", то при апргрейде ее желательно переделать наоборот, а значит – укрупнить передние штатные места. Это может показаться чрезмерным вторжением в автомобиль, но на самом деле чаще всего не вызывает сложностей в реализации. А если повезло и концепция штатной аудиосистемы изначально "грамотная", то на первый план выходит вопрос поиска динамиков соответствующего размера.
Среди доступной в Интернет информации есть сервисы по подбору динамиков, подобные "шинному калькулятору", где стоит указать марку, модель, год выпуска и комплектацию автомобиля – и в ответ можно получить сведения по размеру штатных мест и даже допустимой монтажной глубине динамика. Наиболее известные из них: Outfitmycar на Crutchfield и My Garage на MobileToys. Однако опыт показывает, что на упомянутых ресурсах встречается масса ошибок, а кроме того, они оба ориентированы на американский рынок, в то время как заокеанская комплектация автомобиля может отличаться от европейской. Так что единственный верный способ не ошибиться при самостоятельной покупке в магазине – это демонтировать штатный динамик и подобрать такой же по размеру. Но лучше начать все-таки с визита к инсталляторам: вполне может оказаться так, что вместо штатного 13-см динамика легко встает более желательный ввиду лучшей басовитости 16,5-см, а вместо штатного овального – круглый. Об этом могут знать только те, кто уже имеет опыт работы с данной моделью автомобиля.
Hertz diECi DSK 130
Динамики Hertz линейки diECi изначально спроектированы для легкой замены штатных. По качеству звучания они радикально превосходят штатные решения, а для упрощения установки имеют небольшую монтажную глубину и малые габариты ВЧ-головки компонентных моделей и кроссовера.
Hertz Energy ECX 570
Обладатели автомобилей со штатными динамиками непопулярных размерностей часто испытывают затруднения с поиском подходящих моделей. Тем не менее, у заслуживающих внимания производителей аудиотехники все-таки встречаются линейки с широким рядом всевозможных размерностей. На снимке – овальные АС 5х7 дюймов, актуальные для многих моделей Ford, Mazda и других автомобильных марок.
Штатные динамики коаксиальной конструкции, расположенные по краям верхней части торпедо, иногда – но не всегда, - позволяют легко добиться хорошего звучания при замене на коаксиальные же новые динамики. Но все-таки так бывает довольно редко, куда как чаще штатные "коаксиалы" расположены в дверях, и очень желательно поменять их на соответствующие по размеру компонентные АС. За редким исключением, ВЧ-головка компонентных динамиков будет более совершенна технически, чем у коаксиальной модели этой же серии, то же самое относится и к кроссоверу. А для правильного построения сцены и формирования тембра ВЧ-головка просто обязана быть не где-нибудь, а в оптимальном месте. Если с НЧ/СЧ-головками двухкомпонентных систем отступление от оптимального местоположения еще как-то терпимо и поддается коррекции, то на высоких частотах такие номера не проходят. Прелесть отдельной ВЧ-головки в том, что она маленькая, чаще всего не требует выделения объема с тыльной стороны АС, а значит – ей легко найти место в интерьере и сориентировать в нужном направлении. Польза для качества звучания будет весьма заметная. Если же принципиально не хочется нарушать интерьер, то полезно посмотреть на имеющиеся в продаже элементы интерьера вариантов комплектаций, отличных от имеющейся. Скорее всего, среди них обнаружится предложение с компонентным "фронтом". Это означает, что можно легко приобрести "родное" место для установки отдельного высокочастотника, если поменять только какую-то небольшую деталь интерьера. К примеру, тот же "треугольник" двери часто существует в двух вариантах для одного и того же автомобиля: сплошной для младших версий комплектации с коаксиальными АС, и с монтажным местом для ВЧ-головки - для старших версий с компонентными АС. Есть и огромное количество готовых установочных планок сторонних производителей для популярных моделей машин, предназначенных для монтажа компонентных АС взамен коаксиальных. Правда, частенько такие изделия производят впечатление сделанных "на коленке", и хотя предназначены конкретно под вашу машину, интерьер вряд ли украсят. Но бывают и приятные исключения вполне симпатичной наружности.
Если новоприобретенные динамики все-таки будут коаксиальными, то выигрышным вариантом будет обратить внимание на модели с ориентируемым ВЧ-излучателем. При расположении динамиков внизу дверей отклоненный вверх ВЧ-излучатель улучшит звучание как по тембру, так и по звуковой сцене на высоте головы слушателя. Отрадно, что данное конструктивное решение на стоимости динамиков никак не сказывается и просто отражает тот факт, что производитель учел этот фактор при разработке продукции.
Hertz Energy ECX 165
При апргейде штатной аудиосистемы всегда желательно вместо коаксиальных моделей поставить компонентные. Если это все-таки затруднительно, то при выборе новых коаксиальных динамиков стоит отдать предпочтение тем моделям, которые позволяют ориентировать ВЧ-звено в нужном направлении. У данной модели направление ориентировки ВЧ-звена показано "стрелкой".
Помимо размера динамиков для апгрейда, очень важное значение имеет монтажная глубина. Штатные динамики часто имеют неглубокую конструкцию с тщедушным магнитом, причем эти размеры обещают еще больше сократиться у аудиосистем большинства новых автомобилей. Сейчас у автопроизводителей идет жестокая борьба буквально за каждый грамм веса любых элементов конструкции автомобиля, при том что количество дополнительного оборудования все растет. Покупные динамики традиционной конструкции, как правило, имеют магнит большей глубины и диаметра при том же монтажном размере, и при установке могут упираться в опущенное боковое стекло или другой элемент конструкции автомобиля. Чаще всего это затруднение можно легко обойти при установке динамиков через толстые проставочные кольца, выбирающие запас пространства между лицевой стороной динамика и защитной сеткой. Но если это не поможет, тогда на помощь приходят динамики специальной плоской конструкции – такие есть у большинства серьезных производителей и либо входят в состав обычных линеек, либо выделены в специальную slim-линейку.
Focal Polyglass 165 VRS
При затруднениях в установке новых динамиков вместо плоских штатных поможет использование проставочных колец, а также использование специальных моделей АС уменьшенной монтажной глубины. У данной 16,5-см модели монтажная глубина НЧ/СЧ-головки снижена до 56 мм, уменьшен и диаметр тыльной части.
Hertz Space 6
Как правило, динамики плоской конструкции относятся к линейкам младшего и среднего уровней и нацелены на упрощение (т.е. удешевление) монтажа в сложных случаях. Акустические системы Hertz серии Space – практически единственные в своем роде представители аудиотехники высокого класса, чья плоская конструкция преследует другие цели – дать возможность размещения там, где иные варианты невозможны. При монтажной глубине всего 39 мм данная модель мидбаса диаметром 16,5 см способна предложить бас отличного качества: мощный, проработанный, чистый и глубокий.
Для стремящихся подойти к апргейду штатных АС с максимальной экономией и рациональностью есть замечательные новости. Сколь это ни удивительно, среди штатных решений все-таки изредка встречаются не совсем никудышные варианты, а частично вполне удовлетворительные. В таких счастливых случаях достаточно будет поменять не все динамики, а только их часть. Чаще всего "слабым звеном" оказываются высокочастотники штатных компонентных систем – при условии, что средние частоты система способна отыгрывать неплохо, а искажения на низких частотах можно исправить более грамотной установкой того же самого штатного НЧ/СЧ-динамика и минимальной шумовиброизоляцией двери. Для примера, именно такая "частично ущербная" штатная аудиосистема у Ford Mondeo текущего, т.е. четвертого, стартовавшего в 2007 г. поколения. У него практически образцовое по акустическим канонам размещение фронтальных мест для 2-компонентных АС, легко устраняемые обработкой дверей проблемы с басом у неплохой по качеству НЧ/СЧ-головки, а вот штатные ВЧ-динамики желательно заменить на более качественные покупные. К слову сказать, у Mondeo предыдущего, третьего поколения, штатный овальный НЧ/СЧ-динамик некоторых партий поставки был настолько хорош, что при грамотной установке в качестве НЧ-звена 3-компонентных АС играл совместно с СЧ- и ВЧ-головками топ-класса практически на равных. Такие случаи бывают хоть и редко, но не только у Ford. Для того, чтобы определить, на что способны штатные головки при грамотной установке в те же места, требуется большой опыт, и никому из ранее упомянутых охочих до советов малосведущих псевдо-знатоков подобный анализ не под силу.
Штатные фронтальные динамики Ford Mondeo IV поколения (с 2007 г.)
Пример очень удачного штатного размещения динамиков: места для НЧ/СЧ- и ВЧ-головок соответствуют классической схеме и благодаря конфигурации двери максимально выдвинуты вперед по отношению к передним сиденьям. Более того, штатное место установки ВЧ-головки большое по диаметру и глубине, что дает свободу в выборе подходящей модели на замену.
Если все-таки никак не избежать установки покупных динамиков в неудачно расположенные штатные места – иными словами, создание альтернативных мест установки нарушит интерьер и приведет к разрастанию бюджета сверх выделенных рамок, - то недостатки неудачного размещения поможет исправить головное устройство с DSP-процессором. Помимо коррекции тембра и прочих настроек, важнейшей ролью процессора будет его способность создавать иллюзию размещения динамиков не там, где они на самом деле стоят. Правда, возможности процессора все-таки ограничены и чудес не бывает, так что сделать из совсем никудышной системы "конфетку" он все-таки не сможет. Стоит учесть, что штатный процессор, если он вообще есть в головном устройстве, в этом никак не поможет, его фиксированные настройки жестко привязаны к заводской конфигурации системы и ее составу. Отдельные покупные процессоры справятся с этим с легкостью, но они довольно дороги и в инсталляциях стартового уровня практически не используются. Единственная оставшаяся кандидатура в данном случае, при условии, что наряду с динамиками покупается и новая магнитола – встроенный в нее процессор. Такие возможности можно обнаружить в CD-ресиверах уже среднего ценового уровня.
И наконец, принципы подбора и размещения сабвуфера в зависимости от автомобиля и целей инсталляции – это совершенно особая и заслуживающая отдельного разговора тема, в которой действуют иные факторы, чем при подборе прочих динамиков.
Любой опытный инсталлятор увлеченно расскажет, какое это тонкое искусство – построение высококлассной автомобильной аудиосистемы. Это действительно искусство и требует авторского подхода, однако самые основные принципы в подборе компонентов и установке очень просты. Покупается самое лучшее по звучанию, насколько позволяет бюджет, и ставится точно по такому же принципу. К примеру, для установки динамиков выбирается место не самое удобное, а самое оптимальное по законам акустики. Если же спуститься с высот чуть пониже, к аудиосистемам начального уровня, то обнаружится, что они находятся на другом полюсе не только по стоимости компонентов, но и по концепции установки - сокращенная часть бюджета диктует максимально простой монтаж и сохранение заводского интерьера автомобиля.
Сейчас речь пойдет о типовых решениях для замены штатных динамиков на более качественные покупные либо для установки динамиков в автомобиль, изначально лишенный аудисистемы и имеющий лишь пустые штатные места под динамики.
Идеал теоретический и практический
В идеале фронтальные автомобильные динамики должны быть размещены так же, как и домашние, т.е. левый и правый на равном удалении вперед от слушателя, причем на той же высоте, что и его голова. Однако в автомобиле такое размещение невозможно, и остается довольствоваться тем, что есть – т.е. выбор мест установки динамиков обязан максимально скомпенсировать вынужденное нарушение канонов акустики. Иными словами, динамики желательно как можно больше вынести вперед: так будет меньше относительная разница в расстояниях от слушателя до левого и правого каналов. С учетом конструктивных особенностей автомобильных динамиков, из которых важную роль играет сохранение характеристик при сильном смещении слушателя от оси излучения, такое расположение способно обеспечить более качественное звучание.
Далее, поскольку состоящие из разных звуковоспроизводящих головок компонентные автомобильные акустические системы дают большую свободу в выборе места расположения каждой из головок, то всем им в рамках одного канала крайне желательно быть в непосредственной близости друг от друга. Близкое расположение имеет множество плюсов согласно теории акустики, а при прослушивании радует более цельным и согласованным звучанием, без дробления на отдельные регистры и "конфликтов" между ними.
На практике соблюдение теоретических предписаний означает, что наилучшее из реализуемых мест в машине для фронтальных АС – это левый и правый края торпедо и прилегающая к ним область передних стоек. При этом ориентация каждой из головок АС может быть различной – к примеру, одни могут работать на отражение от лобового стекла, другие – "нацелены" на водителя. Вариантов ориентации динамиков в автомобиле много, наилучший из них определяется только экспериментально и зависит от множества факторов.
К чему такие сложности? Дело в том, что в хорошей аудиосистеме динамикам предстоит демонстрировать не только чистое и сочное по тембрам звучание в полном диапазоне частот, но и "строить" звуковую сцену. Иными словами: создать ощущение, что звук идет не из дверей, не из багажника, не откуда-то из-под ног, и вообще не "привязан" к динамикам. Если все сделано правильно, то перед водителем, или пассажиром, или перед ними обоими – смотря какова цель инсталляции, - развернется широкая и глубокая "виртуальная" звуковая сцена с исполнителями, расположенная на уровне головы слушателей. Ощущения от такой сцены поистине захватывающие и в немалой степени влияют на общее удовольствие от прослушивания.
Одна проблема – "вписать" по краям торпедо полноценные динамики, включая достаточно крупногабаритные НЧ/СЧ-головки, будет весьма хлопотной задачей. Для этого придется полностью переделать торпедо, на что отважится далеко не каждый автовладелец, да и бюджету будет нанесен чувствительный урон. Зато среди автозвуковых спортсменов, готовых на любые радикальные меры в погоне за качеством звучания, подобная схема размещения популярна.
Получается, что теоретический идеал в размещении динамиков недостижим, а практический слишком дорог и хлопотен. Что же, тогда остается пойти путем компромиссов. Таким компромиссом для недорогих по инсталляционным затратам аудиосистем давно стала классическая схема с размещением НЧ/СЧ-головки двухкомпонентных акустических систем в нижнем переднем крае двери, а ВЧ-головки – либо в "треугольниках" с тыльной стороны двери напротив зеркал, либо на передних стойках, либо в том самом уголке торпедо. Такое размещение обещает пусть не отличные, но вполне неплохие результаты, а реализовать его достаточно несложно для большинства автомобилей. Более того, такая схема встречается даже в инсталляциях топ-уровня, но там для лучшего качества звучания используется масса хитростей – к примеру, выверенные с точностью до градуса углы установки всех головок, эксперименты с разными частотами среза в кроссовере, помощь DSP-процессора и т.д.
Вынесение головок акустических систем максимально вперед и на нужной высоте вкупе с особенностями конструкции и характеристик звучания автомобильной техники позволяют эффективно бороться с неблагоприятными акустическими условиями. В данном примере использована перекрестная ориентация головок на слушателей, это один из приемов уменьшения разницы в дистанции от слушателя до динамиков левого и правого каналов. Есть и множество других приемов и вариантов ориентации.
Инсталляция BMW, фото Focal Utopia Beryllium Kit N7
Поскольку размещение всех трех головок фронтальных АС в самом оптимальном месте по краям торпедо и передним стойкам чрезвычайно затруднительно и связано с заметной переделкой облика торпедо, то чаще всего там остаются наиболее важные для звуковой сцены СЧ- и ВЧ-головки, а НЧ-звено оказывается в традиционном и удобном месте внизу двери. Обратите внимание, что на фото имеющееся неудачное штатное место под СЧ-динамик слева от ручки двери никак не использовано, а имеющийся там штатный динамик в ходе инсталляции исключен из тракта звучания.
Удобный вариант - не всегда самый лучший
Итак, прежде чем начать подыскивать подходящие по размеру динамики для имеющихся штатных мест, неплохо бы окинуть эти места критическим взглядом. К сожалению, достаточно часто они расположены там, где никакими мерами добиться хорошего звука не получится. Такое размещение - уже не компромисс, а совершенно неспособный улучшить качество звучания вариант, ради которого не стоило и игру затевать. В таких случаях, несмотря на все соблазны удобства, придется все-таки поискать альтернативные места установки, по возможности максимально приближенные к практическому идеалу. Очевидное увеличение расходов из-за создания новых штатных мест более чем оправдано радикальным улучшением звучания. Кроме того, расходы вырастут нечувствительно – благо, автомобильные двери и передние стойки (при условии, что они не заняты целиком на всю длину подушками безопасности), в которых скорее всего новые штатные места и окажутся, представляют собой весьма простой и удобный исходный материал для возможных переделок.
За примерами никудышных штатных мест под динамики далеко ходить не надо: взять хотя бы излюбленные в недавнем прошлом на разных моделях АВТОВАЗ-а крошечные места установки, расположенные вертикально в торпедо и предполагающие установку обращенных лицевой стороной к задней части автомобиля динамиков. Однако не только отечественный автопром способен на подобные "шедевры". Есть немало машин весьма дорогих и совершенно замечательных во всех своих проявлениях – кроме аудиосистемы вообще и реализации штатных мест под динамики в частности.
Наиболее распространенные варианты штатных мест размещения фронтальных акустических систем, которые весьма неудачны и заставляют искать альтернативу:
Вертикальные на торпедо. Как правило, в таком случае размер штатного монтажного отверстия слишком мал для установки достаточно басовитых динамиков, а про формирование звуковой сцены или вообще хоть какое-нибудь удовольствие от стереоэффекта можно просто забыть.
В задней части передних дверей снизу или на средней линии, когда динамик оказывается сзади слушателя и играет фактически в подушку сиденья или в локоть водителя или пассажира.
Размещение высокочастотного динамика с сильным смещением от передней части двери. Кстати, в последнее время серьезные автопроизводители повадились встраивать высокочастотники в углубления под ручку открывания двери – как дизайнерский прием это эффектно, но с точки зрения звука никуда не годится.
Размещение среднечастотных динамиков трехкомпонентных систем где-нибудь в районе подлокотника. Дело в том, что СЧ-головка вносит решающий вклад в формирование звуковой сцены, и лучшего места, чем края торпедо, для нее не придумано. Одним словом, в дверях ей делать совершенно нечего, а если так все-таки вынужденно поступают в серьезных инсталляциях, то используют специальные подиумы с сильным "доворотом" на слушателя, что к штатным решениям уже не относится.
Штатные фронтальные динамики Skoda Superb II поколения (с 2008 г.)
Пример вопиющей безграмотности в компоновке штатных мест 3-компонентных фронтальных АС от автопроизводителя. Каждая из трех головок находится в очень неудачном месте: НЧ-головка играет фактически в спинку сиденья или в бедро водителя, расположенная низко и слишком близко к слушателю СЧ-головка не способна обеспечить правильную звуковую сцену, а ВЧ-головка и вовсе упрятана в углубление ручки двери. В таких случаях крайне желательно поискать альтернативное размещение динамиков при апгрейде, а если это невозможно, то остается надеяться лишь на помощь DSP-процессора.
К счастью, удачные варианты фронтальных штатных мест, соответствующих классической схеме с СЧ/ВЧ-динамиком в передней части двери и возможной ВЧ-головкой в "треугольнике" двери, на торпедо или внизу передних стоек, в последнее время встречаются довольно часто. Наиболее же повезло обладателям минивэнов и других автомобилей с близким к т.наз. однообъемному кузовом – как правило, у них сильно вытянутое вперед торпедо, по краям которого часто можно обнаружить штатные места под динамики, причем не только высокочастотники, но и более крупноразмерные, вплоть до 10-см или даже 13-см головок. Туда так и просятся СЧ- и ВЧ-головки покупных динамиков или высококлассные коаксиальные динамики. Однако очень желательно дополнить эти излучатели отдельным НЧ-звеном в дверях, даже если это не предусмотрено автопроизводителем.
Все приведенные здесь рекомендации подразумевают, что фронтальные динамики будут достаточно басовитыми. Распространенный в штатных системах и неграмотных инсталляциях вариант, когда малоразмерные фронтальные АС работают с поддержкой басовитых тыловых динамиков, действительно очень соблазнителен с точки зрения простоты установки, однако имеет неустранимые огрехи в звучании. На самом деле, с тыловыми динамиками в "правильных" стереосистемах дела обстоят еще проще, чем в "народных" – чаще всего их там вообще нет, а что касается басовой поддержки, то ее обеспечивает специализированный сабвуфер. Сабвуфер действительно располагают сзади, однако это совершенно особенный компонент аудиосистемы, к тыловым АС не имеющий никакого отношения.
Если сформировавшиеся слушательские вкусы все-таки подразумевают наличие тыловой акустики, то для этой роли вполне сгодятся коаксиальные модели попроще классом, чем фронтальные. Причем басовитости от "тыла" не требуется, так что размеры АС не играют существенного значения. Для систем "мобильного кинотеатра" тыловые динамики обязательны, но и здесь правило соответствия между ними и фронтальными сохраняется по классу и размерам – "фронт" должен быть лучше и басовитее. На практике же частенько бывает наоборот, и по очень простой причине: сзади больше места для установки крупных динамиков…
Практические аспекты
Удивительное дело – девять из десяти кое-как осведомленных в аудиосистемах "знатоков" в мгновение ока способны объяснить любые погрешности в звучании именно динамиками и гарантировать, что после замены штатных на "нормальные" того же размера и установленных в те же места, все станет замечательно. В той же самой ситуации опытный инсталлятор никогда не будет спешить с советами. Подумать ему действительно будет над чем. Причины откровенно плохого звучания многих штатных систем могут быть комплексными и вызываться не только динамиками, но и местом их расположения, способом установки, а также штатной магнитолой. Полный перечень таких причин специфичен для каждой модели автомобиля, и даже отличается от партии к партии поставки одной и тоже же модели автомобиля. Скажем, в процессе "жизни" одного поколения модели автомобиля на конвейере может смениться поставщик динамиков, причем автопроизводитель даже не подумает уведомлять об этом потребителей.
Итак, с расположением мы уже разобрались, а что касается способа установки, то чаще всего в машинах он оказывается ужасающе плохим! Достаточно назвать хлипкие дребезжащие пластиковые защелки, огромные щели между динамиками и установочной поверхностью, а также сообщающееся с объемом двери пространство между динамиком и защитной сеткой, в результате чего динамик "озвучивает" саму дверь, а не салон. Больше всего таких ляпов у тех автопроизводителей, которые еще совсем недавно предлагали продукцию без претензий, а ныне всеми силами рвутся в повышенный класс, наводя подобие внешнего лоска, но максимально экономя на всем, что скрыто от глаз потребителя. Но и у уважаемых премиум-автобрендов тоже все не так гладко с установкой динамиков. К примеру, распространенное использование толстой губки в качестве уплотнителя по фронтальному фланцу динамика тоже никуда не годится, и ровным счетом ни у кого не проведена сколь-нибудь значимая акустическая подготовка двери шумовиброизоляционными материалами.
Пример штатных динамиков и усилителя – даже невооруженным глазом видно, что их конструктивное исполнение весьма далеко от совершенства, равно как и способы установки. А ведь это компоненты системы автомобиля премиум-класса! В массовых моделях автомобилей все гораздо хуже.
При замене динамиков на более качественные обязательно нужно исправить ляпы штатной установки, иначе овчинка не стоит выделки. Более того, звучание после апгрейда может стать даже хуже, поскольку новоприобретенные динамики, скорее всего, будут более басовитыми – а значит, усилятся создаваемые ими вибрации. А если наряду с новыми динамиками система получит и внешний усилитель мощности, то требования к грамотной установке динамиков и доработке двери сильно ужесточаются. Иначе обнаружится, что изрядная доля мощности усилителя расходуется на создание дребезга обшивки, панелей и прочих элементов конструкции двери. Это тем более обидно, что устранить подобные неприятные эффекты весьма легко и недорого, обратившись за профессиональной помощью. Кстати, хуже всего в этом плане дела обстоят у дорогущих спорткаров, где максимально облегченные двери создают установщикам массу хлопот.
При апгрейде аудиосистемы обязательно следует уделить внимание надлежащей установке динамиков в подготовленное монтажное место. Практика показывает, что никто из автопроизводителей не уделяет этому вопросу необходимого внимания. Кроме того, дополнительная обработка двери шумовиброизоляционными материалами чрезвычайно благодатно скажется на качестве звучания, а также оградит от проникающего извне через тонкий металл дверей дорожного шума.
Итак, если штатная реализация аудиосистемы состоит из худосочного малоразмерного "фронта" и более басовитого крупноразмерного "тыла", то при апргрейде ее желательно переделать наоборот, а значит – укрупнить передние штатные места. Это может показаться чрезмерным вторжением в автомобиль, но на самом деле чаще всего не вызывает сложностей в реализации. А если повезло и концепция штатной аудиосистемы изначально "грамотная", то на первый план выходит вопрос поиска динамиков соответствующего размера.
Среди доступной в Интернет информации есть сервисы по подбору динамиков, подобные "шинному калькулятору", где стоит указать марку, модель, год выпуска и комплектацию автомобиля – и в ответ можно получить сведения по размеру штатных мест и даже допустимой монтажной глубине динамика. Наиболее известные из них: Outfitmycar на Crutchfield и My Garage на MobileToys. Однако опыт показывает, что на упомянутых ресурсах встречается масса ошибок, а кроме того, они оба ориентированы на американский рынок, в то время как заокеанская комплектация автомобиля может отличаться от европейской. Так что единственный верный способ не ошибиться при самостоятельной покупке в магазине – это демонтировать штатный динамик и подобрать такой же по размеру. Но лучше начать все-таки с визита к инсталляторам: вполне может оказаться так, что вместо штатного 13-см динамика легко встает более желательный ввиду лучшей басовитости 16,5-см, а вместо штатного овального – круглый. Об этом могут знать только те, кто уже имеет опыт работы с данной моделью автомобиля.
Hertz diECi DSK 130
Динамики Hertz линейки diECi изначально спроектированы для легкой замены штатных. По качеству звучания они радикально превосходят штатные решения, а для упрощения установки имеют небольшую монтажную глубину и малые габариты ВЧ-головки компонентных моделей и кроссовера.
Hertz Energy ECX 570
Обладатели автомобилей со штатными динамиками непопулярных размерностей часто испытывают затруднения с поиском подходящих моделей. Тем не менее, у заслуживающих внимания производителей аудиотехники все-таки встречаются линейки с широким рядом всевозможных размерностей. На снимке – овальные АС 5х7 дюймов, актуальные для многих моделей Ford, Mazda и других автомобильных марок.
Штатные динамики коаксиальной конструкции, расположенные по краям верхней части торпедо, иногда – но не всегда, - позволяют легко добиться хорошего звучания при замене на коаксиальные же новые динамики. Но все-таки так бывает довольно редко, куда как чаще штатные "коаксиалы" расположены в дверях, и очень желательно поменять их на соответствующие по размеру компонентные АС. За редким исключением, ВЧ-головка компонентных динамиков будет более совершенна технически, чем у коаксиальной модели этой же серии, то же самое относится и к кроссоверу. А для правильного построения сцены и формирования тембра ВЧ-головка просто обязана быть не где-нибудь, а в оптимальном месте. Если с НЧ/СЧ-головками двухкомпонентных систем отступление от оптимального местоположения еще как-то терпимо и поддается коррекции, то на высоких частотах такие номера не проходят. Прелесть отдельной ВЧ-головки в том, что она маленькая, чаще всего не требует выделения объема с тыльной стороны АС, а значит – ей легко найти место в интерьере и сориентировать в нужном направлении. Польза для качества звучания будет весьма заметная. Если же принципиально не хочется нарушать интерьер, то полезно посмотреть на имеющиеся в продаже элементы интерьера вариантов комплектаций, отличных от имеющейся. Скорее всего, среди них обнаружится предложение с компонентным "фронтом". Это означает, что можно легко приобрести "родное" место для установки отдельного высокочастотника, если поменять только какую-то небольшую деталь интерьера. К примеру, тот же "треугольник" двери часто существует в двух вариантах для одного и того же автомобиля: сплошной для младших версий комплектации с коаксиальными АС, и с монтажным местом для ВЧ-головки - для старших версий с компонентными АС. Есть и огромное количество готовых установочных планок сторонних производителей для популярных моделей машин, предназначенных для монтажа компонентных АС взамен коаксиальных. Правда, частенько такие изделия производят впечатление сделанных "на коленке", и хотя предназначены конкретно под вашу машину, интерьер вряд ли украсят. Но бывают и приятные исключения вполне симпатичной наружности.
Если новоприобретенные динамики все-таки будут коаксиальными, то выигрышным вариантом будет обратить внимание на модели с ориентируемым ВЧ-излучателем. При расположении динамиков внизу дверей отклоненный вверх ВЧ-излучатель улучшит звучание как по тембру, так и по звуковой сцене на высоте головы слушателя. Отрадно, что данное конструктивное решение на стоимости динамиков никак не сказывается и просто отражает тот факт, что производитель учел этот фактор при разработке продукции.
Hertz Energy ECX 165
При апргейде штатной аудиосистемы всегда желательно вместо коаксиальных моделей поставить компонентные. Если это все-таки затруднительно, то при выборе новых коаксиальных динамиков стоит отдать предпочтение тем моделям, которые позволяют ориентировать ВЧ-звено в нужном направлении. У данной модели направление ориентировки ВЧ-звена показано "стрелкой".
Помимо размера динамиков для апгрейда, очень важное значение имеет монтажная глубина. Штатные динамики часто имеют неглубокую конструкцию с тщедушным магнитом, причем эти размеры обещают еще больше сократиться у аудиосистем большинства новых автомобилей. Сейчас у автопроизводителей идет жестокая борьба буквально за каждый грамм веса любых элементов конструкции автомобиля, при том что количество дополнительного оборудования все растет. Покупные динамики традиционной конструкции, как правило, имеют магнит большей глубины и диаметра при том же монтажном размере, и при установке могут упираться в опущенное боковое стекло или другой элемент конструкции автомобиля. Чаще всего это затруднение можно легко обойти при установке динамиков через толстые проставочные кольца, выбирающие запас пространства между лицевой стороной динамика и защитной сеткой. Но если это не поможет, тогда на помощь приходят динамики специальной плоской конструкции – такие есть у большинства серьезных производителей и либо входят в состав обычных линеек, либо выделены в специальную slim-линейку.
Focal Polyglass 165 VRS
При затруднениях в установке новых динамиков вместо плоских штатных поможет использование проставочных колец, а также использование специальных моделей АС уменьшенной монтажной глубины. У данной 16,5-см модели монтажная глубина НЧ/СЧ-головки снижена до 56 мм, уменьшен и диаметр тыльной части.
Hertz Space 6
Как правило, динамики плоской конструкции относятся к линейкам младшего и среднего уровней и нацелены на упрощение (т.е. удешевление) монтажа в сложных случаях. Акустические системы Hertz серии Space – практически единственные в своем роде представители аудиотехники высокого класса, чья плоская конструкция преследует другие цели – дать возможность размещения там, где иные варианты невозможны. При монтажной глубине всего 39 мм данная модель мидбаса диаметром 16,5 см способна предложить бас отличного качества: мощный, проработанный, чистый и глубокий.
Для стремящихся подойти к апргейду штатных АС с максимальной экономией и рациональностью есть замечательные новости. Сколь это ни удивительно, среди штатных решений все-таки изредка встречаются не совсем никудышные варианты, а частично вполне удовлетворительные. В таких счастливых случаях достаточно будет поменять не все динамики, а только их часть. Чаще всего "слабым звеном" оказываются высокочастотники штатных компонентных систем – при условии, что средние частоты система способна отыгрывать неплохо, а искажения на низких частотах можно исправить более грамотной установкой того же самого штатного НЧ/СЧ-динамика и минимальной шумовиброизоляцией двери. Для примера, именно такая "частично ущербная" штатная аудиосистема у Ford Mondeo текущего, т.е. четвертого, стартовавшего в 2007 г. поколения. У него практически образцовое по акустическим канонам размещение фронтальных мест для 2-компонентных АС, легко устраняемые обработкой дверей проблемы с басом у неплохой по качеству НЧ/СЧ-головки, а вот штатные ВЧ-динамики желательно заменить на более качественные покупные. К слову сказать, у Mondeo предыдущего, третьего поколения, штатный овальный НЧ/СЧ-динамик некоторых партий поставки был настолько хорош, что при грамотной установке в качестве НЧ-звена 3-компонентных АС играл совместно с СЧ- и ВЧ-головками топ-класса практически на равных. Такие случаи бывают хоть и редко, но не только у Ford. Для того, чтобы определить, на что способны штатные головки при грамотной установке в те же места, требуется большой опыт, и никому из ранее упомянутых охочих до советов малосведущих псевдо-знатоков подобный анализ не под силу.
Штатные фронтальные динамики Ford Mondeo IV поколения (с 2007 г.)
Пример очень удачного штатного размещения динамиков: места для НЧ/СЧ- и ВЧ-головок соответствуют классической схеме и благодаря конфигурации двери максимально выдвинуты вперед по отношению к передним сиденьям. Более того, штатное место установки ВЧ-головки большое по диаметру и глубине, что дает свободу в выборе подходящей модели на замену.
Если все-таки никак не избежать установки покупных динамиков в неудачно расположенные штатные места – иными словами, создание альтернативных мест установки нарушит интерьер и приведет к разрастанию бюджета сверх выделенных рамок, - то недостатки неудачного размещения поможет исправить головное устройство с DSP-процессором. Помимо коррекции тембра и прочих настроек, важнейшей ролью процессора будет его способность создавать иллюзию размещения динамиков не там, где они на самом деле стоят. Правда, возможности процессора все-таки ограничены и чудес не бывает, так что сделать из совсем никудышной системы "конфетку" он все-таки не сможет. Стоит учесть, что штатный процессор, если он вообще есть в головном устройстве, в этом никак не поможет, его фиксированные настройки жестко привязаны к заводской конфигурации системы и ее составу. Отдельные покупные процессоры справятся с этим с легкостью, но они довольно дороги и в инсталляциях стартового уровня практически не используются. Единственная оставшаяся кандидатура в данном случае, при условии, что наряду с динамиками покупается и новая магнитола – встроенный в нее процессор. Такие возможности можно обнаружить в CD-ресиверах уже среднего ценового уровня.
И наконец, принципы подбора и размещения сабвуфера в зависимости от автомобиля и целей инсталляции – это совершенно особая и заслуживающая отдельного разговора тема, в которой действуют иные факторы, чем при подборе прочих динамиков.
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии9