Iron Maiden (Железная Дева). Статья из Энциклопедии популярной музыки
1976, Великобритания
Исходный состав: Пол Ди'Анно - вокал; Стив Харрис - бас; Дейв Мюррей - гитара; Дуг Сэмпсон - ударные
В 1976 г. Харрис, лидер паб-команды SMILER, встретил Мюррея и предложил тому создать новую группу, немного позднее названую IRON MAIDEN ("iron maiden" - средневековое приспособление для пыток, железный ящик с острыми шипами внутри). В состав IRON MAIDEN вошли Ди'Анно и Сэмпсон, и в том же году группа дебютировала на сцене стрэтфордского паба "Cart & Horsers". IM с самого начала сделали ставку на тяжелое, хард-роковое звучание, хотя в эпоху панк-рока это было коммерчески невыгодно.
В 1977 г. музыканты записали на собственной студии мини-альбом с тремя композициями: "Iron Maiden", "Prowler" и "Strange World". Копию записи получил лондонский DJ Нейл Кей, и вскоре она стала популярной среди поклонников нарождавшегося стиля хэви-метал. В мае 1979 г. Нейл Кей организовал выступление IRON MAIDEN в Лондоне, именно тогда журналист "Sounds" Джефф Бартон (позднее редактор журнала "Kerrang!"), описывая концерт, впервые употребил термин "новая волна британского хэви-метала" (new wave of british heavy-metal - NWBHM). В ноябре 1979 г. по почтовым заявкам был реализован мини-альбом "Soundhouse Tapes", также к группе присоединился второй гитарист Тони Парсонс, с которым IM записали две композиции для сборного альбома "Metal For Muthas". Растущий интерес слушателей к хэви-металу выдвинул IRON MAIDEN в число самых перспективных групп нового десятилетия - 28 ноября 1979 г. был подписан контракт с компанией звукозаписи "EMI", после чего финансовые дела музыкантов резко пошли в гору.
Однако IRON MAIDEN выделялись не только скандальными оформлениями синглов. Стиль группы был действительно непохож на стиль других коллективов NWBHM: DIAMOND HEAD, JUDAS PRIEST, MOTORHEAD и др. Фирменной чертой музыки IRON MAIDEN стала четко выделенная басовая партия, исполняющаяся в унисон с гитарой и зачастую задающая тон всей композиции. IRON MAIDEN были присуща скорость и энергия исполнения, а также "прыгающая" ритмика и "атака" солирующих гитар. Однако в отличие от, скажем, JUDAS PRIEST песни группы страдали отсутствием запоминающихся мелодических решений, в этом смысле IRON MAIDEN ближе стояли к спид/трэш-металу, нежели к классическому хэви-металу. Этот промежуточный стиль группы был определен критиками как пауэр-метал (power-metal).
В сентябре 1981 г. после записи второго альбома "Killers" и турне "The Killer World Tour" IRON MAIDEN покинул Ди'Анно. Ему на смену пришел выдающийся метал-вокалист Брюс Диккинсон (SPEED, SHOTS, SAMPSON), получивший за свой мощный голос прозвище "сирена". Альбом 1982 г. "The Number Of The Beast" был записан уже с ним и стал первым чарттоппером IRON MAIDEN у себя на родине, сбросив с первого места диск Барбары Стрэйзанд. В США альбом достиг 33-й позиции, что являлось существенным успехом. Тогда же американская католическая организация "God Squad" выступила против распространения пластинок IRON MAIDEN, объяснив это тем, что группа принадлежит к разряду "сатанинских". Конечно, музыканты не являлись поклонниками Сатаны - тема зла (по большей части социального) в текстах песен поднималась исключительно в назидание слушателям, а не для призыва к насилию или богоотступничеству.
В 1983 г. вышел четвертый студийный альбом IRON MAIDEN - "Piece Of Mind". По опросу журнала "Kerrang!" в декабре 1983 г. "The Number Of The Beast" и "Piece Of Mind" были признаны лучшими работами в истории хэви-метала. В следующем году появился диск "Powerslave", занявший в Британии 2-ю позицию и давший новый классический хит группы - скоростную композицию "Aces High" (UK-20). Вторая половина 80-х оказалась для IRON MAIDEN не менее удачной. Громкий успех выпал на долю альбома 1988 г. "Seventh Son Of The Seventh Son" (UK-1/US-12); в том же году сразу три сингла группы попали в британский Топ-10: "Can I Play With Madness" (UK-3), "Evil That Man Do" (UK-5) и "The Clairvoyant" (UK-6). Однако в начале 90-х многие критики стали упрекать IRON MAIDEN в однообразии и самоповторении. Чувствовали отсутствие движения вперед и сами музыканты - в 1990 г. Брюс Диккинсон выпустил свой первый сольный диск, на котором попытался отойти от приевшихся металлических штампов. Дебют Диккинсона оказался удачным: "Tattooed Millionaire" достиг в Британии 14-го места. После записи очередного альбома IRON MAIDEN в 1992 г. Диккинсон покинул группу и сосредоточился исключительно на сольной карьере.
Новым вокалистом IRON MAIDEN стал Блэйз Бэйли (WOLFSBANE), об этом было официально объявлено в январе 1994 г. Бэйли не смог до конца заменить Диккинсона, хотя и пытался петь так же мощно и свободно. Альбомы 1995 и 1998 гг. показали, что IRON MAIDEN остановились в своем развитии - композиции, построенные на контрасте лиричного вступления и последующей гитарной агрессии, писались словно под копирку. Отношения между Блэйзом и остальными участниками IRON MAIDEN стали напряженными. Конфликт разрешился в 1999 г., когда в IRON MAIDEN вернулись Диккинсон и Эдриэн Смит, игравший последнее время в группе сопровождения первого. Таким образом IRON MAIDEN превратились в уникальный рок-коллектив с тремя солирующими гитаристами. 29 мая 2000 г. группа выпустила новый студийный альбом "Brave New World" (UK-7), который был тепло принят поклонниками IRON MAIDEN.
Изменения состава
1979: + Тони Парсонс, гитара
1980: - Парсонс и Сэмпсон; + Стрэттон и Барр; - Стрэттон; + Эдриэн Смит (URCHIN), гитара
1981: - Ди'Анно; + Диккинсон
1983: - Барр; + Нико МакБрэйн, ударные (STREETWALKERS, TRUST)
1990: - Смит (сформировал группу A.S.A.P.); + Яник Герс (WHITE SPIRIT), гитара
1993: - Диккинсон
1994: + Бэйли
1999: - Бэйли (сформировал проект BLAZE); + Диккинсон и Смит