Morbid Angel
И снова Флоридская школа Смертельнометаллического...Одна из величайших дэт метал комманд...
История.
Почти ровно половину от своей десятилетней истории американская группа Morbid Angel провела в глубоком андеграунде, только и занимаясь утрясением состава и попытками заявить о себе музыкальному миру по полной программе. За последующие же годы эти флоридские “чернокнижники” сполна наверстали упущенное, создав себе нерушимую репутацию группы идущей в авангарде дэт-металла. И на упреки молодого поколения любителей экстремальной музыки, что, мол, первый альбом Morbid Angel появился только в `89, когда такие общепризнанные лидеры стиля, как Death, Carcass и Autopsy уже вовсю сотрясали Америку и Европу своими грохочущими барабанами, ультра-скоростными и тяжелыми гитарными риффами и загробно-утробным рыком, есть железный аргумент: свои первые шаги на поприще тяжелого рока Morbid Angel начал делать еще тогда, когда и понятия дэт-металл вообще в природе не существовало!
По опросу немецкого журнала Rock Hard на предмет выявления сотни лучших металлических пластинок всех времен и народов, Morbid Angel со своим дебютным альбомом `89 занял 12 место (после Metallica, Slayer, Sepultura, Death, Queensryсhe, Kreator и Megadeth). Это был год – 1991. Последняя же работа – прошлогодний LP “Covenant”, ставший открытием года для молодых дэт-фэнов, только подтвердил правильность выбора Morbid Angel одной из лучших дэт-металлических команд прошлого и нынешнего десятилетий.
История же этих суровых братков начинается в далеком 1984 году, в ныне знаменитой Тампе, штат Флорида. Именно там встретились и решили замутить “что-нибудь эдакое” гитарист Trey Azagthoth, басист Dallas Ward и Mike Browning – барабанщик , который к тому же еще извергал из своей глотки что-то, похожее на пение. Чуть позже к этой троице присоединился еще один гитарист – Richard Brunnele. В таком составе Morbid Angel “родили” два своих первых шедевра – “Maze Of Torment” и “Morbid Angel”, попавшие впоследствии на дебютный альбом группы (вторая, правда, уже в виде “Immortal Rites”). На этом история первого альбома заканчивается.
Стабильность в рок-музыке – явление вообще довольно-таки редкое, подобное, например, негру-альбиносу. Другой вопрос, насколько часто группы подвергаются этой не очень-то приятной процедуре. В этом плане Morbid Angel повезло несколько меньше, чем их коллегам по цеху. Первая замена произошла уже на следующий год, когда уволили Далласа Уорда. На замену ему пришел некий Johnny Ortega, c которым Morbid Angel записали добрый десяток песен, после чего выкинули и его. “Позерам нечего делать в дэт-группе!” – прокомментировал позже Трей.
Его последователь – Sterling Von Scarbororougn – тоже долго не задержался в группе. Но с ним Morbid Angel успели записать свое первое настоящее демо из четырех номеров: “Hellspawn”, “Chapel Of Ghouls”, “Angel Of Disease” и “Abominations ”. Было этой весной 1986 года. Далее было знакомство с неким Дэйвом Винсентом, владельцем небольшой независимой фирмы “Goreque Records”. С ним Morbid Angel договорились о выпуске пластинки.
“Это было в 1986 в Северной Каролине, - рассказывает Винсент. – Группа мне очень понравилась, а особенно Трэй Азагот. Это была очень эксцентричная личность”.
В том же 1986, альбом и записали. Назвать свой 10-песенный дебют решили “Abominations Of Desolation”, однако идее этой осуществиться не было суждено – по некоторым причинам выпуск диска обломился. Причем, как выяснилось, Morbid Angel обломались даже вдвойне. Вскоре после записи Трею попали в руки демо-пленки примерно таких же начинающих команд – Terrorizer и Napalm Death, которые имели такое качество звука и продукции, что свою запись парень счел убогой, допотопной, и вообще, даже был рад, что это не попало на винил.
Правда, нужно отметить, что этот первый и достаточно большой провал не только не поверг Трея Азагота и его друзей в уныние, но даже, наоборот, вдохновил на новые подвиги. Решено было не замахиваться на диски-гиганты, а записать всего пару песен в виде обычного демо, с которым и начать все сначала.
Но тут новые подставы – Трей и Ричард остались вдвоем. Барабанщик и “голосист” Майк Браунинг перебрался в более перспективный, на его взгляд, Nocturnus. А Стерлинга просто-напросто выставили за дверь – характер у братка был совсем не “ангельский”, зато, в натуре, “морбидовский” (см. англо-русский словарь). Впрочем, и Майк был не подарок. Как вспоминал позже Дайв Винсент: “у этого субъекта было множество антагонизмов. Отношения с ним у группы были даже хуже, чем у Мюстейна с Metallica!” .
Произошло все это почти что сразу после записи в студии, и Дэйв продолжает: “Когда все было к выходу альбома, Трей позвонил мне и сказал: “Не хотелось бы тебя расстраивать, но группа распалась”. Честно говоря, я тоже не представлял себе, что же будет дальше, но все-таки сумел уговорить Трея с Ричардом попытаться еще раз”.
Как видим, Винсент таким образом спас Morbid Angel, причем те оказались ему признательны даже вдвойне. Почему? Еще немного терпения!..
За барабаны вскоре усадили Wayne Hartsell. А проблему басиста решили весьма необычным способом. Уже упоминавшийся Дэйв Винсент, пораскинув мозгами, решил, что такой бизнес, как начинающая фирма грамзаписи, может быть и хорошо, но только не для него. Придя к этому решению, Дэйв задвинул свою Goreque Records и предложил “морбидам” свои услуги бас-гитариста, что-то при этом прорычав, намекая на то, что еще и петь может. Мол “а я еще и на машинке вышивать умею”. Других кандидатов вроде как не намечалось, и Винсет был зачислен в Morbid Angel. Вряд ли звукозаписывающая индустрия понесла в лице Дэвида Винсента большую утрату, а если и понесла, то, во всяком случае, никак не большую, чем если бы Morbid Angel не заполучили бы его себе. Сейчас Дэйв Винсент является не только лидером Morbid Angel, но и весьма влиятельной дэтовой личностью вообще.
Тогда же, в 1987, группе только предстояло подать свой голос за право существования. Четверка записала свое первое официальное демо “Thy Kingdom Come”, куда, помимо заглавной вещи, вошли еще две старые композиции – “Abominations” и “Blasphemy Of The Holy Ghost”. На этот раз запись отметили уже “головорезы” из Napalm Death, которые посоветовали Morbid Angel зайти с этой пленкой в офис Earache Records. Посоветовали дело, поскольку глава Earache – Дигби Пирсон, в отличии от своих многочисленных коллег-бизнесменов позволял своим подопечным все, что угодно. С самого начала его группы свободно играли, пели и малевали на своих пластинках все, что только может взбрести в голову (и что не может – тоже). Причем серьезных проблем у Пирсона & Co (цензура и общественность не в счет – дело обычное) никогда не возникало, а благосостояние продолжает расти.
Итак, Morbid Angel, на чьих сатанинских текстах уже успела обломаться не одна-другая “индюковая” фирма, пришли к Дигби Пирсону. Запись мэтру дэта и грайнда понравилась, и он, не откладывая дело в дальний ящик, решил закатать “Thy Kingdom Come” на винил и выпустить 7-дюймовым синглом. Что и было сделано.
И вот, в июле `89 пластиночка Morbid Angel наконец вышла в свет. Кстати, один из участников записи – барабанщик Вайн Хартсе в составе группы уже давно исчез. Еще в `88 его заменил старый знакомый “морбидов” Pete Sandoval из лос-анджелесской грайндкоровой легенды Terrorozer, тоже, кстати, писавшейся на Earache.
Пит был довольно интересным музыкантом, отличавшимся от других, по крайней мере, своей собственной точкой зрения на вещи, своим особым, нестандартным, в частности, сам Пит рассказывает, как он начал использовать в своей игре второй басовый барабан: “Когда я впервые сел за установку, единственным моим желанием было научиться играть столь же быстро, как Дэйв Ломбардо или Крис Уичхантер. Я старательно учился всем этим премудростям, но до Morbid Angel я никогда не играл со второй “бочкой”. Тогда просто каждый ударник делал “машину”, а мы – Terrorozer – хотели отличиться от массы других команд, и я всегда стучал на одной “бочке”…
И нужно отдать Питу должное, что с переходом в новую группу он быстро и с успехом освоил и этот прием. Послушайте “Thy Kingdom Come” или “Blasphemy Of The Holy Ghost”! Таким образом, в 1988 состав Morbid Angel окончательно утвердился, в коем виде и дошагал до сегодняшнего дня (дай бог ему пройти столько же).
Реакция прессы на продукцию Earache Дигби Пирсона мало волновала всегда (если волновала вообще), ибо дядька твердо усек, что околачиваться ему в потертой кожанке и джинсах на бирже труда, поведись он на поводу у въедливых критиков или больных фанатиков из PMRC. История с дебютным синглом Morbid Angel – одно из лучших этому подтверждений.
“Thy Kingdom Come”, как и все другие релизы, попал в редакцию всех крупнейших музыкальных изданий, чьим сотрудникам ежемесячно (а то и еженедельно) приходится выражать свое мнение по поводу лучших, а равно и худших их (пластинок) экземпляров. Morbid Angel-овское творение в журнале Rock Hard, например, попало как раз в разряд последних.
Рецензия, в частности, гласила: “У меня нет никаких сил и нервов поддерживать группы типа Morbid Angel, и те, кто еще этим занимается, должны поступить так же”.
Интересно, что уже в том же году Rock Hard поместил четверку “морбидов” на свой плакат и забубенил о них большую статью. А еще более интересно то, что автор вышеприведенной цитаты – не кто иной, как сам Холгер Стратманн – главный редактор Rock Hard, которого у нас можно сравнить лишь с дядькой Сидоровым. Чуть позднее Стратманн, правда, забрал свои слова обратно и даже написал о Morbid Angel статью для названием “Death Special”, где со смехом вспомнил о той злополучной рецензии.
Сами Morbid Angel тем временем уже сидели в “Morissound Studio” и записывали там свой первый (второй) альбом “Altars Of Madness”, который Earache Records выпустили 14 августа `89. Кстати, бойкот упоминавшегося уже Rock Hard-a Morbid Angel-у был снят именно с выходом этого LP, разделившего вместе с Obituary (“Slowly We Rot”) в августовском номере титул “Альбом Месяца”. Оставим, однако, критиков ненадолго в покое и послушаем самих музыкантов. Слово Трею Азаготту: “Наша музыка словно кромка над пропастью. Здесь нет ничего прямого. Это косо, криво, извращенно! Ненормально! Это хаотично и не поддается никаким правилам!”
Вот это, товарищи, самокритика! Сознательный это народ – флоридцы! Нет чтобы сказать, что музыка их гениальна и мелодична, что замешана она на классическом роке и т. д. Ведь интервью это не для кого-нибудь, а для самого Kerrang!
Ну, а если чуть серьезнее, то, по словам Трея, в официальном дебюте Morbid Angel уже чувствовалось некоторое осмысление музыки по сравнению с дебютом неофициальным. “Раньше – говорит он – наши пальцы только и летали по всему грифу. Новые же песни содержат в себе больше монументальных мелодий, к чему мы стремились давным-давно. Эти вещи можно напевать, насвистывать, но это отнюдь не какие-нибудь милые слащавые песенки – это довольно гнетущая музыка”.
“На мой взгляд, слушателям всегда хочется чего-то более тяжелого, быстрого и более экстремального, - продолжает Дэйв. - Morbid Angel, собственно, подходит по всем стандартам к дэт-металлу. Но, тем не менее, мы не стараемся на кого-то подходить. Мы просто стараемся писать такую музыку, чтобы она нравилась каждому. Что-то вроде творений Моцарта – то, что он написал много лет назад, до сих пор живо! Мы тоже так ”
Ну, насчет Моцарта братки, конечно, хватили лишнего, но то, что до конца нашего столетия известность и уважение Morbid Angel обеспечены – это уж точно. Спросите у любого металлюги, западающего над всем, что тяжелее и быстрее Accept или Iron Maiden, кто такие Morbid Angel? А, вне зависимости от познаний в истории сего коллектива, ответ будет почти гарантирован: “О, это почетная команда!”
Но вернемся к “Altar Of Madness”, и конкретно к той его части, которую, как говорится, из песни никак не выкинешь. К словам, то бишь. Тем более, что у Morbid Angel всегда было что сказать на эту тему. Поют наши “ангелы” о делах темных и нечистых, поклоняются своему хозяину – Сатане, что понятно уже по лого группы с перевернутыми крестами и звездами, которое придумал, кстати, ударник Пит Сандовал.
Итак, сатанизм. Но сатанизм, как сугубо личная религия. Morbid Angel не поддерживает такого рода организации, что проповедуют свою веру и убеждения всем без исключения, грозя неподчинившимся непременное и немедленное сожжение в адском огне.
“Наша жизненная философия допускает тысячи разных понятий одного утверждения, - говорит Трей. – Каждый может принимать тот же сатанизм так, как ему угодно, и это вполне нормально. Наш альбом не поддерживает абсолютно никакого вида поклонению дьяволу. Это мы предлагаем сделать людям, чтобы каждый решил для себя, что он хочет делать в своей жизни, без всяких там проповедных речей. Да, наша музыка – своего рода магия, но заключается она не в “дьяволах и демонах”, а в мощи разума”.
…и, справедливо будет добавить, - в концертной мощи тоже. Убедиться в этом можно было уже 10 ноября `89, когда Morbid Angel отправились в свое первое турне. Называлось оно “Grind Crusher”. В состав его участников входили еще три Earache -овские команды: Bolt Thrower, Carcass и хэдлайнеры Napalm Death. Название тура оказалось пророческим: почти в каждом клубе, через который проходил маршрут этих английских гастролей, во время концерта завязывалась потасовка, заканчивавшаяся, как правило, разгромом зрительного зала. Перед репортерскими микрофонами виновники подобных “праздников для фэнов”, конечно, выражали “бурный неодобрям”, но в душе-то, конечно, были безумно рады, ибо любая драка, любой погром на металлическом концерте свидетельствует о том, что энергия, вырабатываемая выступающей группой, достигла своей цели, то есть – собравшейся перед сценой публики. Та – по идее – должна передавать ее обратно, но излишки зачастую уходят как раз в ни в чем не повинные ряды кресел, как в громоотвод. Сами “морбиды” тоже иногда давали шороху! Так, английский журнал Kerrang! в своей рецензии на один из первых концертов Morbid Angel назвал Трея Азаготанным демоном и вампиром, который получает кайф, “пилясь” прямо на сцене, и продолжая играть, истекая кровью”, снабдив это соответствующим фото. Прямо W.A.S.P. какой-то! Тоесть, “живой” Morbid Angel – обычная трэш/дэтовая команда в стремных майках и с небольшим количеством железа на ремнях и напульсниках.
Дальнейший путь Morbid Angel проходил через остаток Европы, включая большой фестиваль в Швеции. Затем, группа пересекла Атлантику и выступила с несколькими концертами в Мексике, откуда прямиком – в Америку. Там к тому времени уже выпустили “Altars Of Madness”, и 35000 счастливых ее обладателей не могли дождаться концертов Morbid Angel. И это в родной стране!
Закончив свои шестимесячные похождения по миру, Morbid Angel принялись за сочинение нового материала. Впрочем, много нового братки и не нарулили – так . Предстоящую пластинку решили условно разделить на две полвины. В первой – сторона А, находились новые песни, а во второй – сторона В – старые. Все просто.
И даже очень просто: “Мы хотели сделать наш второй альбом разнообразным, насколько это только возможно, - объясняет Дэйв Винсент. – На одну сторону мы поместили старые ультра-быстрые вещи, а на другую, в качестве контраста – супер-медленные новые”.
Ну, не такими уж “супер-медленными” они и были – по думу Morbid Angel никогда не прикалывались, - но в столкновении старого и нового, тем не менее контраст вышел весьма интересным. И потом, такой необычный прием наглядно показывал прогресс группы, который у нее несомненно был. Оголтелое нарезание в духе “Seven Churches” Possessed – с одной стороны, и уже более сдержанный, продуманный (хотя и не потерявший агрессии) материал – с другой. Кроме того, новые песни были еще более тяжелыми, техничными и даже, в какой-то степени, мелодичными. Все эти сравнения в полной мере касались и “Altars Of Madness”, потому что “Blessed Are The Sick” – а именно так назывался новый LP – заметно превосходил и его.
“В студии меня постоянно одолевало беспокойство по поводу новой записи. – вспоминает Винсент. – Но, когда мы получили готовый продукт, я даже и думать не мог о каком-то разочаровании – то, что мы записали, превосходило все наши ожидания !”
На “Altars Of Madness” все гитары, бас и вокал были смешаны в кучу – только барабаны с “железом” несколько выделялись. На “Blessed…” же все более отчетливо слышен каждый инструмент в отдельности. Мы специально сделали микс как бы волнообразным, чтобы подчеркнуть какие-то определяющие вещи в определенных местах. Поэтому от песни к песне микс у нас меняется. У множества дэтовых групп на альбомах ничего не слышно, кроме “БУЗЗЗ!” всю дорогу. И мы хотели отойти от этого, насколько это возможно.
Что же касается медленных песен, то здесь группа, видимо, просто решила поэкспериментировать с разными темпами, потому что “Day Of Suffering”, например, самая быстрая вещь, которую когда-либо делали Morbid Angel. Причем, по утверждению самих братков, скорость они используют с таким вкусом, что “даже тому, кто не любит быстрого материала, этот альбом придется по кайфу”. Снижение же оборотов в целом, Дэйв объяснил просто-напросто большим количеством имеющегося в наличии студийного времени. Мол, когда писались в `89, нужно было играть так быстро, чтобы успеть все, что было запрограммировано. Теперь же появилось время для чувств и эмоций. “В этом плане мы сильно изменились, - подтверждает Дэйв. – Мы не ушли больно далеко от своих корней, просто стиль наш стал более гибким и отражающим наше постоянное развитие как музыкантов”.
В текстах же песен Трей Азогот и Дэйв Винсент продолжали описывать различные колдовские ритуалы, черные мессы и прочие сатанинские дела. Для большей наглядности Дэйв окончательно добил свою правую руку татуировками явно не из серии “Не забуду мать родную”. Журнал Rock Hard даже назвал Morbid Angel продолжателями дела знаменитого черного мага Элистера Кроули, ссылаясь на якобы похожий литературный стиль, и сценические выходки Азагота. Те, правда, упорно отрицали свою похожесть с легендарным колдуном.
“Я очень уважаю Кроули, хотя бы за то, что он был настоящим мыслителем. – объясняет Винсент. – и для нас, конечно, это большой комплимент, однако у Morbid Angel несколько другие взгляды и понятия об этой вере, чем у Элистера Кроули”.
Не будем, однако, вдаваться в подробности этой длинной беседы – на страницах этой истории “морбиды” уже говорили и еще будут говорить о своей философии жизни и текстах песен. Перейдем к дальнейшей истории Morbid Angel.
Альбом “Blessed Are The Sick” вышел в 29 апреля 1991, и уже 13 мая группа начала свое новое турне. Стартовало оно в английском Нью-Касле, вместе со “спешл гест” Cathedral и “разогревом” Sadus. Меньше чем за неделю эта троечка проехалась по пяти крутейшим залам Объединенного Королевства, включая лондонский театр “Астория”.
Гастролировали до самого Нового Года (закончилось турне, кстати, там же, где и начиналось – в Англии), фактически повторив маршрут прошлого тура. Концертными партнерами Morbid Angel за это время были Entombed, Unleashed и еще несколько других “птенцов” Дигби Пирсона.
Поклонников у наших героев к тому времени накопилось столько, что появился даже специальный журнал “Morbidomaniac”, первый выпуск которого увидел свет в 1992 году. Его изданием занимался немецкий (!) журналист Уолкер Науманн.
Еще один подарок для морбидоманьяков в `92 сделала фирма Earache, выпустившая в самом начале года первый альбом Morbid Angel “Abominations Of Desolation” – тот самый, что был записан еще в 1986 году. Не прошло и года! В отличие от второй стороны “Blessed Are The Sick”, песни которой были сыграны заново, здесь не было никаких перезаписей или ремиксов – альбом вышел точно в таком виде, в каком его записали шесть лет назад.
Само собой разумеется, ни о каком качестве продукции, ни о каком профессионализме (относительно `92, конечно) речи и не могло быть. Однако для настоящих фанатов пластинка эта была настоящей реликвией, музейной редкостью, можно сказать. Впрочем, не они одни заметили этот релиз. “Abominations Of Desolation” попал во многие пластиночные обзоры газет и журналов, заработав даже вполне приличные оценки. Такого рода альбомы всегда пользуются вниманием и спросом. Но сами “морбиды” без особой охоты вступали в разговоры относительно этой архивной пленки, перекатанной на винил, мотивируя это тем, что “Abominations Of Desolation” никак не может давать верного представления о группе и даже может в какой-то степени скомпрометировать ее. В таком случае возникает вопрос, а зачем же тогда этот альбом было вообще издавать? Оказалось, дело в том, что с ростом популярности Morbid Angel их невышедший альбом все чаще и чаще начал попадать на пиратские пластинки. Каким образом оригинал попал в руки бутлегерам – неизвестно, но факт остается фактом. Даже в Японии (!) можно было приобрести такой вот бутлег, не говоря уже о Европе или Америке. Так что, действительно, ничего не оставалось делать, как выпустить “Abominations…” официально. Тем более, что никакого вреда для Morbid Angel, вопреки их опасениям, этот диск не принес.
В феврале на Roadracer Records вышел сборник “Monsters Of Death”, на котором Morbid Angel были представлены композицией “Rebel Lands”.
Кстати, немного о сторонних проектах музыкантов Morbid Angel. Начнем с барабанщика. Покинув Terrorizer, Пит Сандовал навсегда с ними не расстался. Весной `89 он записал с Terrorizer целый альбом – “World Downfall”, где также помогал и Дэйв Винсент.
Трей Азагот сыграл пару партий на альбоме “Cause Of Death” Obituary в 1990 году. А Дэйв Винсент в разное время принимал участие в проектах чуть ли не всех членов Corrosion Of Conformity.
Между тем, мы подошли к 1993 году, когда рейтинг Morbid Angel несколько спал. Связано это было со слишком долгим отсутствием новой продукции, поскольку последний раз новый материал был представлен на суд слушателей в `91, да и то всего-то 6 песен. Планировали, правда, после “Blessed Are The Sick” выпустить еще EP c новыми вещами, однако он так и не вышел. Почти же неуправляемая волна новых дэтовых команд и, соответственно, пластинок, оттеснила Morbid Angel немного в сторону. Положение нужно было срочно исправлять, поэтому к созданию нового альбома подошли со всей серьезностью. Прежде, правда, пришлось расстаться с гитаристом Ричи Брунелли. Браток несколько охладел к дэту и начал потихоньку собирать свою группу для более спокойной музыки. Когда же Ричард окончательно убедился в том, что Morbid Angel сворачивать со своего пути не только не собираются, но и даже возвращаются к своим истокам, он заявил о своем уходе. Дело было перед самой записью, и замену Брунелли искать пока что не стали, хотя для оставшегося одного гитариста Трея работка предстояла нелегкая. Как сказал Дэйв перед началом записи: “у нас готово около 30 соло и несметное количество убойных риффов. Новые песни намного лучше прежних, частично быстрее и при этом все-таки супер-тяжелые!”
Для записи отправились в свою любимую “Morrisound Studios”, с выбором же продюсера Morbid Angel приятно удивили. В Тампу приехал сам Флемминг Расмуссен! Известный по своей работе с несколькими пластинками Mettalica, этот датчанин обычно отказывал другим группам такого рода, желающими записываться вместе с ним. Но Morbid Angel ему понравились. Те тоже были в восторге от Расмусена, потому что тот никогда не работал с дэтовыми командами и вследствие этого был очень оригинален в своих идеях, подаваемых группе в студии. Кстати, микшировали пленки в Дании, в копенгагенской студии Флеминга Расмуссена “Sweet Silence”.
“Наша мощь может соперничать лишь с молниями, которые сеют боги!” – сказал Дайв Винсент в преддверии выхода нового альбома, и оказался прав на все 100%. Четвертый лонгплей Morbid Angel “Covenant” мгновенно вернул группу на утраченные было позиции. Оставшись втроем, Пит, Трей и Дэйв, как ни странно, стали еще сильнее и мощнее, чем прежде. Действительно, масса убийственных риффов, ломовые барабаны, настоящий дэтовый вокал – все это составляло новый альбом Morbid Angel, ставший по итогам года одним из лучших экстремальных релизов. “Covenant”, слушающийся на одном дыхании, действительно ознаменовал собой возвращение “морбидов” к своим корням. Девять песен, сыгранных на приличной скорости, полные агрессии и кровожадности. И лишь последняя, десятая композиция дает немного немного отдохнуть. Но только от скорости! “God Of The Emptiness” - превосходная вещь в медленном темпе, сделанная в мрачном готическом стиле. В какой-то степени “God Of The Emptiness” можно даже назвать несколько необычной для Morbid Angel. “С этой песней, - говорит Трей Азагот, - я хотел чего-то другого, отличающегося от всего нашего материала. Я вынашивал ее в голове почти целый год. Тема для нее мне пришла, когда я сел как-то поиграть на своей новой семиструнной гитаре. Но “God Of The Emptiness” – это не симптом нового направления, хотя мы постоянно развиваемся”.
В текстах Morbid Angel продолжали придерживаться своей прежней линии – достаточно взглянуть на обложку “Covenant” - но в беседах с журналистами Трей и Дэйв касались больше политическим тем, отталкиваясь, правда, от той же религии.
“Я считаю, что христианство не способно помочь решению проблем типа боснийской. – говорил, например, Дэйв. – Россия, Югославия, Африка, да, собственно, и весь мир находятся в таком страшном хаосе, что былые бредни о конце света все больше и больше становятся похожи на правду. И сейчас вера в Бога может только усугубить положение. Вспомните хотя бы, сколько злодеяний натворила Церковь за свою историю! Войны, разрушения, смерть…. Наконец, настоящий позор всей цивилизации – истребляющие удары по культуре народа!”
Кстати, после одного такого интервью, где Трей Азагот говорил больше о политике, чем о музыке, высказав свою точку зрения на события в Африке и о расизме, группа Cathedral отказалась от концертов с Morbid Angel из-за несогласия в некоторых политических взглядах.
Ли Дорриана & Co. заменили Dismember и Grave, и 19 сентября – то есть в день выхода альбома - Morbid Angel начали “прокатку” “Covenant”. Началось турне в Германии, где, кстати, уже вышел второй номер фэнзина “Morbidmaniac”.
На концертах роль второго гитариста выполнял Эрик Рутан из Ripping Corpse. Однако, на то, что браток останется в Morbid Angel, надежды мало. Во всяком случае, Рутан везде упоминается как только гастрольный гитарист. Действительно, трудновато будет найти подходящего человека для такого сплоченного коллектива, как Morbid Angel.
Но, как бы там ни было, флоридские “ангелы” еще повоюют! Сегодня группа сильна, как никогда! И распространение пластинок Morbid Angel в Америке – еще одно этому подтверждение. (В США, кстати, еще перед выходом LP, группа провела мини-турне с Kreator и Paradise Lost). Но главный фактор – конечно, наша горячо любимая тяжелая музыка.
“Альбом “Covenant”, по-моему, - это следующий шаг в дэт-металле, - говорит Дэйв Винсент. – Почему бы и нет? Morbid Angel помог очертить границы этого стиля, и мы чувствуем, что наша музыка лучше, чем чья-либо другая, и что в следующий раз нам, может быть, удастся поднять дэт-металл на новый уровень, получив какой-нибудь интересный музыкальный гибрид. Мы хотим бескомпромиссного дэт-металла без всяких украшений, и я не думаю, что кто-нибудь будет разочарован нашими пластинками. Мы - Morbid Angel. Мы были одними из первых, ими мы и остались. Сейчас, например, мы первая дэт-металлическая группа, подписавшая контракт с крупной фирмой. И со своего пути мы никогда не свернем. Это наша клятва, наше обязательство, наш “covenant” дэт-металлу.
Эра “Domination” (1995 - …) По настоящему работа над альбомом в студии Morrisound началась только в январе текущего года. Над этой реализацией записи занимался некий Билл Кеннеди, с которым группа “поделила” обязанности продюсера. Сессия закончилась в марте, и дата премьеры была установлена на начало мая.
Выдержки из интервью с Дэвидом Винсентом:
На тему десяти лет деятельности: “Не могу припомнить никаких негативных впечатлений. Можно мне не верить, но у нас все получалось без особых жертв. Мы развивались постепенно, но решительно. Сделали несколько удачных альбомов, по крайней мере мы ими очень довольны. И особенно этим последним – это наша лучшая работа! Без всяких сомнений! Кроме того мы имели много отличных концертных трасс… Ну и надеемся улучшить эти результаты!”
О переломных событиях: “Каждый наш альбом я бы отнес к таким вот событиям, так как к каждому мы старались подходить с какой-то свежей концепцией и делать что-то новое. Считаю, что нам это удавалось до сих пор”.
Об альбомах: “LP “Altars Of Madness” был нашей первой официальной продукцией. С того этапа, через “Blessed…” и “Covenant”, и до “Domination”, мы развивались, стараясь одновременно создавать НАШУ музыку, всегда, повторяю, ВСЕГДА делая это так, чтобы нас было легко опознать. И всегда старались быть ОТЛИЧНЫМИ от других в смысле звучания и музыке. Я знаю, что множество групп признается во влиянии , оказанном на них MORBID ANGEL. Я считаю , что нужно подчеркнуть факт, что в случае каждого нового CD нас заботило, чтобы качество, уровень, вдохновение и творческий подход были значительно богаче, нежели при предыдущей работе. Если говорить о “Domination”, то мы работали над ним с этой же мыслью, поэтому он стал огромным шагом вперед в нашей стилистике”.
Об “огромном шаге вперед”: “Domination” является прежде всего очень свежим материалом. Его звучание просто валит с ног. Я бы также подчеркнул разнородность отдельных композиций. Мы заметно вышли за границы, установленные нашими предшествующими релизами. Разнообразие в нем довольно сильно ощущается, но одновременно “Domination” - продукт звучащий категорически как альбом MORBID ANGEL, то есть очень мощно и экстремально, попросту сокрушительно”.
О рекомендациях для “Domination” “Domination” - это лучший выбор для любителей любого типа тяжелой музыки”
О происхождении названия альбома. “Происходит оно из нашего убеждения, что с нашей музыкой мы обрушимся на мир и разрушим все, что встретится на нашей дороге!”
О текстах: “Вообще нашей целью было убедить людей, что они должны быть настолько сильны, чтобы быть в состоянии противостоять любой попытке подчинения или манипуляции со стороны окружения. Необходимо бороться за свою индивидуальность и не позволять внешним факторам влиять на нас негативно. Нужно оберегать свою так называемую “внутреннюю жизнь” и убеждения. И надо всегда осознавать свои цели, и несмотря ни на что – достигать их”.
Об “авторской” интерпретации текстов: “Я предпочел бы не распространяться на эту тему. Хотелось бы, чтобы наши фэны сами задумались над текстами и сделали самостоятельную интерпретацию. И это будет более ценно, чем мои предвзятые позиции и субъективное мнение”.
О выборе студии: “Мы выбрали Morrisound Studios потому, что живем в 15-ти минутах дороги от него, ха-ха…”
Об Эрике Рутане: “Мы не могли даже надеяться, что кому то удастся так здорово приспособиться к внутренней структуре MORBID ANGEL, но Эрик совершил это! Он – отличный гитарист! Поэтому мы предложили ему стать членом группы. Неожиданно он оказался также творческим музыкантом и способным композитором. Часть материала для “Domination” написана им, и я считаю, что его вклад в этот альбом очень значителен”.
Формула неизбежности - Борьба с любыми формами порабощения "Легендарные... Изобретательные... Жизненно необходимые... Вечные... Нельзя передать словами то, что вы можете увидеть на их концерте! Спустя десятилетие со дня образования, MORBID ANGEL полностью оправдали свой титул Королей death-метала. Они превратились в силу, с которой считаются не только в рамках экстремальной музыки. Ураганное звучание их альбомов уже давно стало отличительной чертой этого трио. Их альбомы совершали революции, тексты их песен потрясали умы и изменяли сознания целых поколений. Их дебют был признан самым ярким в истории death metal..." "Записав свой пятый по счету альбом, Formulas Fatal To Flesh, MORBID ANGEL еще раз доказали, что мощь, идущая из самых глубин их бытия, не может быть подвергнута никакому влиянию со стороны. В благородном восхвалении Предков и их Доблестного Бытия, альбом MORBID ANGEL достиг высот, доселе неведомых миру death-метала. Как это обычно бывает, сливки всегда оказываются на поверхности: со смертью многих групп, задохнувшихся в самоподражании, изобретательные MORBID ANGEL остались одни, величественно восседая на троне Вселенной!"
Очень громкие слова, не правда ли? Трей Азагтот звонит из Нью-Йорка нашему лондонскому корреспонденту... Времена меняются... Люди меняются вместе с временами... По этой причине, многие группы, начинавшие как команды, в конечном итоге переключились на более легкий метал. Ничего не поделаешь, многие меняют свой стиль, но тем не менее еще существуют и будут существовать такие команды, как MORBID ANGEL, DECIDE, CANNIBAL CORPSE, которые остаются верны выбранному направлению и при этом продолжают развиваться и совершенствоваться. Что ты думаешь по этому поводу, Трей?
“Прежде всего, все зависит от цели, которую ты ставишь перед собой. Цель - это нечто более глубокое по сравнению с просто результатом. Как правило, в основе каждой цели лежит система определенных принципов, которые определяют наши поступки и действия, то есть то, что движет нами и вдохновляет нас. Другими словами, нашей основной целью является потребность в самосовершенствовании, к которому мы всячески стремимся, и наша группа пока еще ни разу не свернула с этого пути, за исключением момента, когда Дэвида с его текстовками не занесло куда-то в совершенно иные пространства и по этой причине мы были вынуждены отказаться от сотрудничества. Но, с другой стороны, я и сам занимаюсь подобным творчеством, я играю музыку, которая представляет собой набор хаотических звуков, и я прямо разрываюсь на части, пытаясь играть самую забойную, самую неповторимую музыку, на которую я только способен. В мире существует множество групп с их индивидуальным творчеством, но среди всех групп есть одна и только одно начало, лучшее из лучших, подобное самому богу. Это начало - я сам, я и только я. Я есть Создатель, я - творящее сердце группы, и я счастлив им быть. Мне очень нравится наш новый альбом, потому что в нем отражена наша цель - превознесение и торжество той живущей в нас действительности, имя которой - "Бог". Мы всего лишь инструмент, с помощью которого он реализует свою волю на земле, и все его волшебство, его красота и величие живут и отражаются в нас... Если вы послушаете наш альбом, то поймете, что это нечто особенное, неповторимое.”
Я уже познакомился с вашим новым альбомом, это действительно нечто потрясающее! По этому поводу ты может быть мог бы просветить нас относительно твоих идей и образов, присутствующих в Formulas Fatal To The Flesh?
“Я могу долго рассказывать про наш новый альбом. По большому счету все то, что я у же сказал про ту высокую цель, которую мы ставим перед собой, то есть это то, что позволяет нам ощущать себя равными по своим возможностям, это - дух, воля и творческие способности, - все это можно рассматривать как некий двигатель. Мы все располагаем таким двигателем и просто обязаны уметь им воспользоваться, никто кроме нас самих не сможет заставить эту систему работать. Нужно только начать, а что касается форм применения, то их ровно столько, сколько людей на свете. Что касается меня, то я считаю, это просто замечательно, что мы имеем возможность творить и самим создавать собственные идеалы, а также то, что мы свободны в этом творчестве ровно настолько, насколько мы сами того желаем. Это как пища, которую мы сами себе готовим для того, чтобы питаться и удовлетворять чувство голода. Мы также всегда должны помнить о том, какое влияние наши действия оказывают на других людей и, соответственно, на нас самих, ибо мы не имеем права забывать о карме, потому что это все достаточно серьезные вещи, и когда мы действуем вопреки карме, мы просто сами себе создаем причины для новых и новых страданий. Я хочу продолжить свою идею. Большинство людей нуждаются в стабильности и они полагают, что главное в этой жизни - это определенный социальный статус или, другими словами - положение в обществе. Но с другой стороны, каким образом общество может устанавливать те или иные стандарты? По этому поводу можно сказать, что общество делится на людей, которые сознательно позволяют себя обманывать и боятся реализовать свои творческие способности, при этом с неприязнью глядя на тех, кто стремится разорвать сдерживающие их оковы и подняться выше мнения окружающих обывателей. Людей другого типа не устраивает тот образ жизни, который сознательно навязывется нам различными общественными структурами. Такие личности вправе ожидать одобрения и восхищения со стороны общества за свою "непохожесть на других", но в реальности они сталкиваются лишь с непониманием и неодобрением, поскольку их мировоззрение бросает смертельный вызов обыденным взглядам обычных людей. Еще бы, ведь тем самым они показывают, что так называемые "стабильность" и "положение в обществе" представляют собой ни что иное, как самообман и желание действовать по указке других людей или классов, которые сознательно стремяться навязать им свои идеалы и ценности. Другими словами, обществу, окутанному тенями и призрачными идеалами во имя самого общества, свободно мыслящая личность представляется как опасный и смертельный враг. С другой стороны, способность приспосабливаться к мнению окружающих также можно рассматривать как некий идеал, который превращается в привычку для тех, кто от него зависит, тем самым позволяя другим определять сущность вещей, подавляя при этом любое стремление к свободе и самовыражению. Такие действия способны сделать из нас послушного барана, который слепо подчиняется чужому влиянию. Но мы все сторонники наших идей способны видеть ту замаскированную ложь, которая подталкивает нас к взаимной ненависти и подрывает нашу любовь и веру в нашего Создателя и Спасителя, чье всевидящее око способно постичь все тайные и сокровенные замыслы, живущие и рождающиеся в нас.
По этой причине мы должны подняться в едином порыве и воздать хвалу господу нашему, как единственно совершенному существу в этом мире, чья благодать распространяется на нас и делает нас похожими на него в его совершенстве. Ложь, о которой я говорю, также относится и ко многим христианским и другим религиозным общинам, причем речь идет не только о христианстве: религия вообще постепенно утрачивает свою духовность и утопает в раздорах и непонимании, что приводит нас к сознанию того, что постижение истины возможно и другим путями, например путем индивидуального восприятия. Лишь только самый ничтожный среди людей способен бояться своего ближнего, такой человек нуждается в силе, чтобы чувствовать себя в безопасности на своем пути и не создавать препятствия тому, кто слаб и не уверен в себе. Я также убежден в том, что человек способен читать чужие мысли, поскольку все наши действия так или иначе возвращаются к нам, так что всегда нужно уметь управлять своими действиями и поступками. Энергию MORBID ANGEL нельзя назвать агрессивной по отношению к людям, она направлена не на разрушения и убийства, а ведет к раскрепощению, к свободе и реализации наших замыслов и идей. Мы прилагаем к этому все наши усилия, и даже если вы в чем-то заблуждаетесь относительно нас, то на деле сразу можете почувствовать наши истинные стремления. Так что, соединив вместе нашу музыку как движущую силу, которая является неотъемлемой частью нас самих, того мира, в котором мы живем, нашей кармы, все это, усиленное за счёт веры в совокупности с системой моральных принципов, дает тот самый эффект, который позволяет всем нам осознать свою причастность к великому творческому началу, которое в конечном итоге побеждает разрушительные силы. Мы не пытаемся проповедовать насилие, и если вам кажется, что мы призываем людей к самоуничтожению или к истреблению христиан, это означает, что мы всего лишь призываем к тому, чтобы люди не дали христианам или другим религиозным общинам поработить себя и погубить свое личностное начало. Мы все должны уважать законы страны, в которой мы живем, мы должны следовать законам. Мы ни в коем случае не одобряем тех людей, которые крадут или убивают. Мы призываем всех людей к самостоятельному мышлению, а также к умению отыскать ответы на любые интересующие их вопросы с помощью книг, через общение с другими людьми, а также путем медитации. Под медитацией я понимаю способность такого восприятия, при котором мы находим в себе силы ответить на все наши вопросы, это - нечто способствующее нашему духовному росту, продвижению, активности, то есть превращающее нас в личность, а не просто обузу для общества”
Да-а-а... Признаться, такой развёрнутой философии я от тебя, Трей, не ожидал... Чудом собравшись с мыслями, задаю следующей вопроc... Что ты можешь сказать по поводу Стива Таккера, который недавно вошел в состав вашей группы, а до этого был участником малоизвестной группы CEREMONY? Как ты считаешь, подходит ли он вам?
“Мне нравится Стив, он хороший музыкант и кроме того, не жалеет себя в работе, всегда стремиться сделать что-либо еще лучше. То есть по-моему, это тот самый тип людей, которые пытаются выжать максимум из своих возжностей, кроме того, в нем много энергии и самоотдачи.”
А как Стива восприняли ваши фэны?
“Девяносто процентов наших поклонников считают, что мы сделали отличный выбор”
А почему Дэвид Винсент покинул вашу группу? Поддерживаете ли вы с ним сейчас какие-либо отношения?
“Мы расстались с Дэвидом, потому что он отклонился от той философии, которую проповедует MORBID ANGEL. Его позиция не совпадала с нашими взглядами, а наша - не подходила для него. Поэтому его идеи никак не могли стать нашими идеями, они были безжизненны с нашей точки зрения. Дэвид просто стал заниматься другими проблемами. Это, конечно, не сделало нас врагами, мы по-прежнему в дружеских отношениях и я очень рад за него и группу, в которой он теперь играет - GENITORTURES. Возможно, это то, чем он хотел заниматься, а мы в свою очередь пригласили нового вокалиста и тем самым усилили наш состав. ”
Но признайся, что уход Винсента был для вас серьезным испытанием...
“Не для меня. Мне важно, чтобы я мог создавать свою собственную веру, свои собственные правила и концепции. Все это я делаю для себя и ни для кого больше. И мне не важно, кто идет со мной рядом: Винсент или кто-то другой.”
Так тебе, значит, совершенно безразлично, кто с тобой играет?
“Ну, ха-ха, я нашел вокалиста , который, по моему мнению, мог великолепно представить группу. К тому же, он очень здорово играет на бас-гитаре и вообще является очень приятным человеком. Более того, все песни на альбоме написал я, так что мне просто был нужен их исполнитель”
На мой взгляд, Трей, ты являешься одним из самых оригинальных гитаристов death-метала. Кто оказал на тебя наибольшее влияние по мере того, как ты начал заниматься музыкой?
“В своих идеях и замыслах я всегда исходил из принципа быть непохожим на других и поэтому всегда пытался установить свои собственные правила, но несмотря на это, мне с детства нравились такие гитаристы, как Хендрикс, Фрэнк Марино, Эдди ван Хален, Tони Йомми, также JUDAS PRIEST... - все они несомненно выдающиеся музыканты. Они мне очень помогли, я имею ввиду мое воображение, благодаря тем образам и чувствам, которые исходят из их музыки, а также их неповторимым гитарным соло, - все это оказало на меня определенное влияние.”
Десять лет назад, когда дэз-метал только начал зарождаться во Флориде, все задавались вопросом, откуда в этом штате с традиционно пожилым населением оказалось столько мощи и энергии, исходящей от троих парней... Как тебе кажется, вы по-прежнему продолжаете играть столь же брутальную музыку?
“Ответ заключается в том, что нам нравится та музыка, которую мы играем. Мы любим это дело, это хорошая практика, то есть по мере того, как мы становимся старше, потихоньку стареем, наши принципы остаются неизменными. Вы все, конечно, знаете Джекки Чана, ему, между прочим, сорок лет, а ведь он творит такие вещи, которые мало кто может повторить даже в более молодом возрасте, а все потому, что он верит в себя, верит в то, что он по прежнему может это делать и находится в хорошей форме. Поэтому мы собираемся продолжать в том же духе, пока мы в состоянии этим заниматься и пока не иссякнет наша энергия. Но пока что у нас нет желания останавливаться, и поэтому мы получаем удовольствие от того, что мы делаем - это вообще очень здорово, когда ты руководствуешься в первую очередь своим вдохновением. Работу не следует воспринимать как нечто принудительное, гораздо продуктивнее воспринимать это как своего рода игру, от которой получаешь удовольствие. Тогда ты как бы приобретаешь дополнительную энергию, которая исходит из эмоций. То есть я хочу сказать, что мы будем продолжать в том же духе, пока у нас хватает сил.”
Пару лет назад ты как-то заявил, что MORBID ANGEL стремится к разрушению тех стандартов, которые господствуют в нашей жизни, например борьба против торжества индивидуализма и тому подобных вещей. Вы по-прежнему следуете этому принципу?
“Да, мы - самое остроотточенное оружие в этой борьбе... Мы всячески пытаемся бороться с любыми формами порабощения людей, и в особенности - с порабощением наших эмоций и желаний. Наши действия направлены против тех, кто пытается закрыть нам глаза, влезть к нам в душу и навязать нам свою ложь, свои грязные замыслы. Мы пытаемся противостоять их влиянию, но мы не можем изменить тех людей, которые занимаются такими черными делами, потому что они умеют выходить сухими из воды и продолжать делать то, что они делают. Такими людьми движет дух порабощения, исходящий от их хозяев- тиранов, поэтому мы должны бороться с любым проявлением этого духа, мы должны его уничтожить в себе, но это вовсе не значит, что мы должны уничто жать других людей - это было бы несправедливо.”
Где вам больше нравится играть, в Америке или в Европе? Где, как тебе кажется, публика лучше реагирует на ваши выступления?
“Нам приходилось играть как в Америке, так и в Европе. Я бы сказал, что нас везде встречают хорошо. В Европе, как ты знаешь, в Америке, Южной Америке, Канаде, Австралии... Нам очень бы хотелось выступить в Росии, Китае, Японии, Греции, а также во многих других местах. Мне нравится везде, где есть наши фэны, которые всегда готовы нас понять, которые ждут нас.”
Весной вы выезжаете в турне, выбрав в качестве разогревающей группы... польский VADER!
“Да, почему бы и нет? VADER - одна из моих любимых команд. Мы уже выступали вместе несколько лет назад и довольно неплохо друг друга знаем.”
Я слышал, что в турне вы также возьмёте сессионного гитариста...
“Совершенно верно. В студии все гитарные партии исполнил я сам, но на концерте нам потребуется еще один гитарист.”
Если бы у тебя была возможность встретиться с руководством MTV, что бы ты хотел им сказать по поводу отмены трансляции Headbangers Ball, одной из немногих программ, передающих death-метал?
“Я бы посоветовал им научиться мыслить более широко, а также понять, что немного разнообразия не повредит имиджу их компании и программам, которые они предлагают своим зрителям, поскольку числв death metal среди тех, кто смотрит MTV, достаточно велико, а такие группы, как MORBID ANGEL в свете выдвигаемой нами концепции и идей гораздо более актуальны, чем какой-то там hip hop, rap и прочие направления... Так что я считаю, что эти люди должны уступить нам дорогу! Мне даже иногда кажется, что руководству MTV попросту наплевать на своих зрителей, то есть MTV совсем не интересует содержание того, что они "крутят", все что им нужно - это деньги. Так что деньги - это тот идол, которому они поклоняются, и когда они прекратят свое существование, то они просто превратятся в ничто, от них не останется ни следа, потому что они попросту продались за деньги, они думают, что способны управлять и действовать, а на самом деле они всего лишь жалкие марионетки. Я считаю, что раз они занимаются такой деятельностью и сознательно распространяют ложь и чернуху, исходя из своих корыстных побуждений, то с такими людьми вообще не стоит иметь дело.”
Интервью с Треем Азагтотом 2003
Morbid Angel вернулись! За три года, прошедших с момента выхода Gateways To Annihilation в группе произошло много чего. Сначала в 2001-м ушел из состава басист и вокалист Стив Таккер, затем, в августк 2002, гитарист Эрик Рутан пришел к выводу, что спустя 9 лет игры в Morbid Angel ему хочется применять свой гитарный талант исключительно в собственной группу Hete Eternal. Какое-то время казалось, что группа создавшая Death Metal, может вообще исчезнуть со сцены... Но, как позднее выяснилось, Трей Азагтот и Пит Сэндовал при помощи Таккера, который таки вернулся в команду, все это время готовили новый материал. Слухи, кружившие какое-то время, о том, что вокальные дела будет записывать давний вокалист МА Дэвид Винсент или даже Глен Бентон, не подтвердились. Альбом Heretic записали в конце концов Трей, Пит и Стив. С той стороны телефонной линии, вскоре после премьеры альбома - Трей Азагтот, один из самых оригинальных death-metal-гитаристов...
-Когда от вас ушел Стив, часть фэнов обеспокоилась, но когда еще и Рутан ушел, почти все решили, что это однозначно конец Morbid Angel. Скажи, возникали ли у тебя подобные мысли?
У меня не возникало даже тени сомнения, я проживаю свою жизнь на полную катушку, стараюсь жить ритмом мира. Стараюсь иметь всю доступную энергию, которая позволяет реализовывать все, что я только пожелаю. И когда наши фэны чего-то там опасались, они продемонстрировали мне нечто удивительное - то, что они "из мухи сделали слона". А так получилось потому, что невнимательно слушали то, что у меня было сказать им на протяжении всей моей карьеры. Суть в том, что нужно думать своей головой и плевать на все ограничения, накладываемые обществом. Нужно пользоваться свободой, которую имеешь, потому как ничто в этом мире не имеет однозначного определения до тех пор, пока ты сам его не задашь.
-Хм, не совсем понятно, но ладно. Каким образом Стив опять очутился в ваших рядах? Ты его позвал, или он сам выразил желание вернуться?
Я ему первый позвонил. Хотя это случилось уже после того, как я полностью подготовил новый материал - люблю создавать музыку самостоятельно. Поработав над музыеой, аранжировками, дошел до этапа, когда надо было задуматься над кандидатурой вокалиста, и решил, что со старта надо позвонить Стиву. В прошлом мы вместе записали несколько отличных альбомов и, прежде всего, расстались мы по дружески. Так что, позвонив ему, я дал ему время на знакомство с материалом, чтобы была уверенность, что ему нравится то, что я насочинял. Потом объяснил, какое у меня видение этого диска относительно стиля пения. Само собой, для него не было ни сюрпризом, ни тайной то, какие нам тексты требуются. Музыка Стиву понравилась и он решил спеть с нами. С самого начала я отдавал себе отчет, какие вокалы он может для нас сделать - мощные и убедительные. Сделав пару композиций полностью, принес их мне, и это, конечно свалило меня с ног, я был под большим впечатлением, и до сих пор под ним остаюсь. Считаю, что он сдлелал просто чемпионскую работу.
-Как я понял, ты на этот раз к текстам не прикасался?
Верно, все тексты написал Стив.
-Ходили слухи, что Дэвид Винсент, ваш бывший коллега, появится в студии для записи вокалов. Потом все заговорили о Глене Бентоне. Сколько в этом правды, велись ли с ними какие-либо переговоры?
А что скажешь на то, что Оззи Осборн должен был петь в Morbid Angel?!? Как, ты об этом не слышал? Само собой это были всего лишь слухи. Людям почему-то нравится что-то такое выдумывать.
-Каков ныне статус Таккера в MA? Он вновь постоянный участник команды?
Если для тебя это так важно, то скажу, что да. Я стараюсь следовать тому, что приносит жизнь. Стив - часть группы в том смысле, что он работал с нами в студии, поедет с нами в тур. Остается вопрос, насколько долго это все продлится, насколько долго мы будем в состоянии создавать хорошую музыку? В текущий момент все функционирует феноменально, мы действительно единый коллектив.
-На этот раз вы работали в другой студии. Выбрали ее по причинческим технинам или по другому поводу?
Выбор был связан с тем, что там работают люди, с которыми проще договориться. Нельзя не вспомнить того, что у нас уже были забукированы сроки работы, но прежде всего то, что мы смогли поработать с таким неповторимым пассажиром, как "Панчи" (Хуан Гонзалес, со-продюсер альбома - авт.), который много раз был звукооператором на наших концертах, и мы всегда работали с ним душа в душу. Его студия Diet Of Worms отлично оснащена, а он досконально знает, как все навороченное оборудование использовать. "Панчи" - очень забавный парень, кроме всего. Так что выбор наш был обоснован именно этими мотивами.
-Насколько я знаю, на Gateways To Annihilation есть несколько соло, которые ты записывал с микрофоном возле включенного вентилятора. На этот раз ты чудил подобные штучки?
Конечно! На Heretic тоже есть несколько таких соляков, записываемых способом, который я называю "моя микрофонная техника". Это появляется уже на первом трэке, слышно в одном из каналов, это дает великолепный эффект, очень интересные оттенки звука. Все это звучит очень низко, и это результат того, что я отлично поразвлекался, будучи готовым к любым экспериментам.
-А эксперементировал ли ты с другими строями гитар?
Конечно. Причем на протяжении всей истории Morbid Angel. На первых двух альбомах гитары были очень... острыми. При записи Convenant я начал пользоваться семистрункой, что было очень кстати, так как я мог сыграть все эти низкие звуки, и, также, высокие ноты. Семиструнка строится также, как и шестиструнная, кроме нижней струны. Всю свою карьеру я использую стоваттные усилители Marshall JCM, но сейчас сделал нечто исключительное: смешал звук прямо с усилителей с записью с микшерского пульта. Благодаря этому можно лучше услышать мои соляки - все детали стали отчетливее слышны. Что касается примочки, гармонайзеров и так далее - то здесь я почти ничего не меняю. Я применяю массу всяких приспособлений, даже педали "wah-wah", дабы обогатить свое звучание. Когда играю ритмично, использую только усилитель, примочку и эквалайзер, но когда доходит до соло, пускаюсь во все тяжкие, используя все, что только возможно. Играю в разных позициях, выбираю разные ракурсы звука. Также пользуюсь разными гитарами. Heretic записывался на семиструнной Ibanez Universe, но иногда я играл на Gibson Explorer и B.C. Rich Firebird.
-Касаясь обложки, нарисованной Марком Сассо (среди других - работа с DIO). На мой взгляд - это самое концептуальное ваше оформление. Я знаю, что изображенная там женщина - богиня еретиков, а разделительная линия символизирует дуализм, существующий в природе. Такое впечатление, что в этом нашло отражение твое увлечение так называемой "body mind medicine", которую пропогандирует доктор Дипак Чопра.
Верно, этот чопра имеет большое влияние на то, что меня инспирирует в данный момент, особенно в вопросах подхода к жизни и духовной сферы. Здорово, что ты все это разглядел, потому как на самом деле наши разумы переполнены идеями и это придает смысл нашей жизни, а мы придаем этим идеям названия и значения. Иногда есть одинаковые определения одной вещи, а иногда каждый называет ее по своему, хотя бы потому, что родом из другого места, ведет другой образ жизни, имеет иной опыт и другие точки отсчета.
-На "Еретике" есть несколько инструментальных фрагментов. Особенно удивило барабанное соло Пита. По-моему такое больше подходит для концертников, притом, что у тебя обычно переизбыток других инструменталок или даже готовых песен...
Вот еще один довод того, что ты имеешь дело с людьми, которые думают только о себе. Только мы, музыканты МА, решаем, каковы правила игры, как назвать определенные вещи, что нас самих развлекает и удовлетворяет, и т.д. В большинстве своем, наши альбомы создавались для того, чтобы доставить радость самим себе. Так и тут, это соло находится на альбоме, потому как оно очень забавное. Да и для многих фэнов будет возможность услышать великолепное ударное соло. Я согласен с тобой, что соляки обычно появляются на концертных бутлегах, но мы все решили, что раз у нас есть такое мощное дело, надо дать людям его услышать. А все началось с того, что я спросил у Пита, не хотел ли бы он что-то эдакое сыграть для альбома... Не понимаю, почему людей так раздражают такие вещи. Может кто-то думает, что мы кого-то пытаемся обвести вокруг пальца и вытянуть побольше бабла? Впрочем, это только мое мнение. Наш нынешний подход к творчеству такой: мы стараемся все амбразуры позатыкать любой хорошей вещью, которую сочинили, не взирая на то, нравится это людям или нет. Если бы на место того соло мы впердолили какую-нибудь обычную композицию, это бы напрочь изменило атмосферу альбома. Все эти инструментальные партии присутствуют на наших альбомах для создания определенной атмосферы. Сначала - несколько вещей, выбивающих перепонки, затем - немного передыха. Это было общим решением, что Heretic должен выглядеть в целом именно так.
-Трей, я знаю, что ты просто маньяк по части игры на PlayStation. Бывает ли, что какая-нибудь игра вдохновляет тебя на создание соло или даже целых композиций?
Ну да, игра Quake 3 Arena инспирировала меня на пару вещей с нового альбома. Мне дико нравится проводить время играя он-лайн. А еще это способ знакомства с людьми и общения с ними. Очень люблю знакомиться и мне всегда интересно, что люди могут мне сказать. Конечно бывает, что мне с кем-то становится скучно общаться, но, наверняка, кого-то я и сам вгоняю в скуку. Несмотря ни на что, мне очень интересны люди, и меня возбуждает сам процесс интеракции. Это касается также и фэнов, с которыми я люблю поговорить после наших концертов.
-Правда ли, что ты когда-то играл без перерыва 35 часов?
Было дело... Я как впадаю в транс, то могу не замечая времени сидеть перед компьютером и играть, ничего не естьи пить только кофе. И этот случай был далеко не единичным! Благодаря этому я познакомлся со множеством фэнов, которые тоже играли он-лайн. Многие удивленно спрашивал: "Трей, ты все это время играешь?" Нескромно замечу, что игрок из меня совсем неплохой.
-Вот ты говоришь, что игры тебя инспирируют, что ты известен среди игроков. А предлагал ли кто-нибудь тебе сочинять музыку для компьютерных игр?
Пока не предлагали. Может потому что... Вообще-то не знаю почему. Думаю, мне бы очень понравилась работа над чем то подобным. Само собой, я имею в виду такие игры, которые меня самого интерисуют и в которые сам люблю играть, например типа Quake 3 или Doom.
-Ты продолжаешь писать фельетоны в журнал Guitar World?
(смеется) Давненько ничего для них не писал. Да, было дело, но потом я стал слишком занятым и не мог уже этим заниматься.
-Когда-то ты собирался записать целиком гитарный альбом. Думаешь ли об этом до сих пор?
Думаю. На определеннном этапе моей биографии что-то такое случится. Знаешь, что прикольно? Я сочиняю довольно много музыки, но все как-то попадает в Morbid Angel.
-В композиции "Memories Of The Past" вы использовали настоящую виолончель или это синтезаторный звук?
"Memories Of The Past" и "Victorious March Of Rain The Conqueror" - это песни, которые написал Пит. Он играет на клавишных и сочиняет разные вещи уже много лет. Я спросил у него, не хотел ли бы он записать что-нибудь на новый альбом. Оказалось, что он вообще думал об издании альбома в другом проекте, на котором были бы такие композиции, как эти две в смеси с грайндовым репертуаром. Но он согласился поместить на Heretic две эти инструменталки и, по-моему, сделал кусок классной работы. Пит на самом деле наплохой композитор. Именно от него была первая идея для композиции "Stricken Arise". Кроме партии ударных он также придумал все аранжировки и первые ритмические наброски. Когда дело дошло до записи гитар, у меня в памяти уже были идеи Пита и на их основе я сочинил свою партию. Благодаря его участию работа была интересней, причем и для него, и для меня.
-"Активная жизнь состоит из поиска целей и исполнения твоих мечтаний" - это твои слова. Вот интересно, какие еще мечты остались неисполненными?
Моя основная цель - это непрерывное развитие. Хочется побольше всего узнать, постоянно расширять горизонты своего разума. Хочется делиться тем, что у меня внутри, с другими, чтобы, быть может, кого-то на что-то вдохновить. Хочется быть постоянно увлеченным чем-то, и если так получается, то работа становится равнозначна хобби. Когда чувствуешь себя увлеченным и мотивированным, у тебя получаются наилучшие вещи.
-Ты все еще коллекционируешь пистолеты?
Не купил ни одного нового с давнишних пор, но моя коллекция все равно весьма показательна.
-Собираясь в "еретический" промо-тур, собираетесь ли пригласить второго гитариста, и если так, известна ли уже его кандидатура?
Ясное дело! Мы всегда играем вживую с двумя гитарами. Я в одиночку не могу справиться со всеми партиями - слишком много чего происходит в наших композициях, что касается дел гитарных, чтобы это все смог сыграть один человек. Пока я не знаю кто будет вторым гитаристом. Наверняка это будет самы лучший, которого мы только сможем выбрать и, непременное условие, с кем мы сможем сосуществовать на трассе.
-Трей, знаешь такую британскую группу Porcupine Tree?
Нет, не знаю.
-Они играют прогрессивный рок, а я спросил про них потому, что их лидер, Стив Уилсон, является большим поклонником Morbid Angel...
Ух, прикольно! Жаль, что я не знаком с их музыкой... А все, наверняка, потому, что приличный кусок времени у меня не было времени интересоваться событиями в музыке. В последнее время я больше всего слушал ритм-н-блюз, передаваемый популярными рабиостанциями. Метал - совсем немного.
-В прошлом Morbid Angel не раз выступали с такими монстрами как Slayer и Pantera, в рядах которых есть весьма уважаемые гитаристы. Случалось ли тебе обмениваться опытом игры на гитаре с Джефом Ханнеманом, Керри Кингом или Даймбэгом? Ведь ты тоже исключительный гитарист...
Пару раз у меня случалось поговорить с Даймбэгом, техника которого удивительна и неповторима. Как раз на концертах слышно, насколько он виртуозен. Его подход к игре напоминает мне то, что много лет тому назад делал Эдди ван Хален. Он старается избегать заимствований во время игры, руководствоваться чувствами и эмоциями. В принцапе я поступаю так же. К тому же, ДАймбэг очень приятный человек в общении. Нам удалось поговорить всего несколько раз, так как он, как и я, очень занятОй человек. Во время нашего последнего совместного тура с Пантерой, я очень много общался с Филом Ансельмо, мы много говорили о музыке и было очень душевно.
-Как скоро появитесь в Европе?
Знаю только, что мы должны появиться у вас два раза. Первый - на нашей собственной трассе, промоутирующей Еретика, второй - в компании с несколкими американскими нруппами. В любом случае, 2004-й год мы проведем в Дороге...
Состав
Trey Azagthoth - гитара
Pete Sandoval - ударные
David Vincent - бас, вокал
Tony Norman – гитара
Trey Azagthoth - гитара
Pete Sandoval - ударные
David Vincent - бас, вокал
Tony Norman – гитара
Дискография
Altars Of Madness - 1989
Blessed Are The Sick - 1991
Abominations Of Desolation - 1991
Covenant - 1993
Domination - 1995
Entangled In Chaos - 1996
Formulas Fatal To The Flesh - 1998
Gateways To Annihilation - 2000
Heretic - 2003
Altars Of Madness - 1989
Blessed Are The Sick - 1991
Abominations Of Desolation - 1991
Covenant - 1993
Domination - 1995
Entangled In Chaos - 1996
Formulas Fatal To The Flesh - 1998
Gateways To Annihilation - 2000
Heretic - 2003
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии20