Звезды эпохи Disco: Stevie Wonder
13 мая 1950 г., Сэгиноу (США)
Настоящее имя певца и композитора - Стивлэнд Джадкинз. Слепой от рождения, он в семилетнем возрасте научился играть на барабанах, фортепиано и губной гармонике, пел в Уайтстоунском баптистском хоре и попутно сочинял собственные песни. В 1960 г. вундеркинда представили президенту фирмы "Motown" Берри Горди, и он сразу подписал с мальчиком долгосрочный контракт. 16 августа 1962 г. появился первый сингл "I Call It Pretty Music (But The Old People Call It The Blues)", вышедший под псевдонимом Литтл Стиви Уандер - Маленький Чудо-Стиви. В октябре мальчик отправился в первое турне вместе с другими звездами "Motown" - Смоки Робинсоном, Мэри Уэллс, Марвином Гэем и THE SUPREMES.
Сначала музыкальных критиков и слушателей просто умилял сам факт существования слепого поющего мальчика, однако Стиви быстро доказал, что пришел в поп-музыку не случайно и что слепота - отнюдь не главная особенность его личности. Он зарекомендовал себя отличным поп-композитором, сам исполнял все инструментальные партии на альбомах, обладал очень приятным - мягким и интимным - голосом, выделявшимся на фоне многочисленных пронзительных фальцетов - мотауновского вокального стандарта 60-х. 10 августа 1963 г. песня 13-летнего Стиви Уандера. "Fingertips - Pt. 2" на 3 недели покорила хит-парад США, а дебютный концертный альбом певца, записанный в Детройте 21 мая 1963 г., стал первой пластинкой, одновременно занявшей 1-е место в национальном хитпараде, соул-чартах синглов и альбомов. Попробовал Стиви пробиться и на британский рынок, но увлеченная роком Англия отнеслась к его песням довольно сдержанно - только после предпринятой в марте 1965 г. массированной атаки мотауновских звезд на английскую аудиторию в хит-параде появились композиции "Uptight (Everything's Alright)" (US-3/UK-14) и кавер Боба Дилана "Blowin' In The Wind" (дуэт с Генри Косби, US-9/UK-36). В 1967-1970 гг. Стиви уверенно выпускал по одному синглу, попадавшему в американский Топ-3, подкрепляя суперхиты "просто" хитами (Топ-15 - Топ-40), пользовался всеобщим уважением и к своему совершеннолетию, отмечавшемуся 13 мая 1971 г., успел заработать 30 миллионов долларов. Новое десятилетие стало для музыканта классическим периодом его творчества - он записал несколько безупречных альбомов, ставших выдающимися достижениями не только соула, но и рока, и поп-музыки. 27 января 1973 г. чарты США возглавил жесткий риффовый фанк "Superstition", который Стиви Уандер написал специально для Джеффа Бека (кавер-версия проекта BECK, BOGERT AND APPICE появилась на так называемом "Оранжевом альбоме"); 19 сентября 1974 г. 1-е место занял альбом "Fulfillingness' First Finale", сингл из которого "You Haven't Done Nothing" стал чарттоппером 2 ноября. За этот альбом певец получил премии "Грэмми" в номинациях "Лучший мужской поп-вокал", "Лучший мужской соул-вокал", "Альбом года" и "Лучшая соул-композиция". Двойной диск "Songs In The Key Of Life" (US-1, 16 октября 1976 r./UK-2) был награжден "Грэмми" в номинациях "Альбом года", "Лучший мужской поп-вокал" и "Лучший мужской соул-вокал". Знаменитыми стали посвящение Дюку Эллингтону "Sir Duke" (US-1, 21 мая 1977 r./UK-2) и сингл "I Wish" (US-1, 22 января 1977 г./UK-5).
Начиная с конца 70-х растет интерес к творчеству Стиви Уандер в Англии, что выражается в большом коммерческом успехе новых синглов - даже баллада 1981 г. "Lonely", в США занявшая скромное 64-е место, британскими слушателями была размещена на 3-й позиции. Огромной популярностью пользовался антирасистский дуэт Стиви Уандера и Пола Маккартни "Ebony And Ivory" (UK-1/US-1), а сентиментальная синтипоп-баллада "I Just Called To Say I Love You" 8 сентября 1984 г. стала первым британским чарттоппером Стиви и его "визитной карточкой" (13 октября она также возглавила хит-парад США). Музыкант активно сотрудничает с коллегами - так, его губную гармонику можно услышать на суперхитах Чаки Кан "I Feel For You", EURYTHMICS "There Must Be An Angel (Playing With My Heart)", Клиффа Ричарда "She's So Beautiful". Энергичная композиция "Part-Time Lover" (US-1, 2 ноября 1985 r./UK-2) стала первой песней, одновременно возглавившей хитпарады в категориях "поп", "соул", "дэнс" и "поп, ориентированный на взрослых".
18 января 1989 г. 38-летний Стиви Уандер был торжественно введен в Зал Славы Рок-н-ролла, что равносильно официальному признанию живым классиком. Первая половина 90-х прошла для музыканта во всевозможных благотворительных акциях и концертах по различным поводам; в большое турне он отправился только 3 января 1995 г., рекламируя новый альбом "Conversation Peace" (UK-8/US-16). И хотя эта пластинка стала еще одной вариацией на хорошо знакомые темы, а сингл "For Your Love" (US-53/UK-23) не стал суперхитом, Стиви Уандер продемонстрировал отличную творческую форму. Артист пользуется огромным уважением среди молодых коллег, сэмплы из его классических песен соперничают в популярности разве что с сэмплами из Джеймса Брауна, а кавер-версии произведений Стиви есть в репертуаре каждого крупного артиста. Например, рэп-суперхит Кулио 1995 г. "Paradise" базируется на песне Стиви Уандера "Pastime Paradise" 1976 г., Джордж Майкл и Мэри Джей Блайдж в 1998 г. Дуэтом исполнили "As" (оригинал - US-36, 21 января 1978 г.), 98 DEGREES выпустили вместе со Стиви удачный сингл "True To Your Heart", а Уилл Смит на цитате из Стиви Уандера построил припев своей "Wild Wild West" (в клипе на эту композицию Стиви сыграл роль пианиста в сапуне).
В 1999 г. Стиви Уандер выпустил сразу два больших сборника - коллекцию баллад и бокс-сет, где, впрочем, не представлены раритеты и неизданные композиции. Кроме того, артист заявил, что хочет сделать сложную операцию по восстановлению зрения.
Настоящее имя певца и композитора - Стивлэнд Джадкинз. Слепой от рождения, он в семилетнем возрасте научился играть на барабанах, фортепиано и губной гармонике, пел в Уайтстоунском баптистском хоре и попутно сочинял собственные песни. В 1960 г. вундеркинда представили президенту фирмы "Motown" Берри Горди, и он сразу подписал с мальчиком долгосрочный контракт. 16 августа 1962 г. появился первый сингл "I Call It Pretty Music (But The Old People Call It The Blues)", вышедший под псевдонимом Литтл Стиви Уандер - Маленький Чудо-Стиви. В октябре мальчик отправился в первое турне вместе с другими звездами "Motown" - Смоки Робинсоном, Мэри Уэллс, Марвином Гэем и THE SUPREMES.
Сначала музыкальных критиков и слушателей просто умилял сам факт существования слепого поющего мальчика, однако Стиви быстро доказал, что пришел в поп-музыку не случайно и что слепота - отнюдь не главная особенность его личности. Он зарекомендовал себя отличным поп-композитором, сам исполнял все инструментальные партии на альбомах, обладал очень приятным - мягким и интимным - голосом, выделявшимся на фоне многочисленных пронзительных фальцетов - мотауновского вокального стандарта 60-х. 10 августа 1963 г. песня 13-летнего Стиви Уандера. "Fingertips - Pt. 2" на 3 недели покорила хит-парад США, а дебютный концертный альбом певца, записанный в Детройте 21 мая 1963 г., стал первой пластинкой, одновременно занявшей 1-е место в национальном хитпараде, соул-чартах синглов и альбомов. Попробовал Стиви пробиться и на британский рынок, но увлеченная роком Англия отнеслась к его песням довольно сдержанно - только после предпринятой в марте 1965 г. массированной атаки мотауновских звезд на английскую аудиторию в хит-параде появились композиции "Uptight (Everything's Alright)" (US-3/UK-14) и кавер Боба Дилана "Blowin' In The Wind" (дуэт с Генри Косби, US-9/UK-36). В 1967-1970 гг. Стиви уверенно выпускал по одному синглу, попадавшему в американский Топ-3, подкрепляя суперхиты "просто" хитами (Топ-15 - Топ-40), пользовался всеобщим уважением и к своему совершеннолетию, отмечавшемуся 13 мая 1971 г., успел заработать 30 миллионов долларов. Новое десятилетие стало для музыканта классическим периодом его творчества - он записал несколько безупречных альбомов, ставших выдающимися достижениями не только соула, но и рока, и поп-музыки. 27 января 1973 г. чарты США возглавил жесткий риффовый фанк "Superstition", который Стиви Уандер написал специально для Джеффа Бека (кавер-версия проекта BECK, BOGERT AND APPICE появилась на так называемом "Оранжевом альбоме"); 19 сентября 1974 г. 1-е место занял альбом "Fulfillingness' First Finale", сингл из которого "You Haven't Done Nothing" стал чарттоппером 2 ноября. За этот альбом певец получил премии "Грэмми" в номинациях "Лучший мужской поп-вокал", "Лучший мужской соул-вокал", "Альбом года" и "Лучшая соул-композиция". Двойной диск "Songs In The Key Of Life" (US-1, 16 октября 1976 r./UK-2) был награжден "Грэмми" в номинациях "Альбом года", "Лучший мужской поп-вокал" и "Лучший мужской соул-вокал". Знаменитыми стали посвящение Дюку Эллингтону "Sir Duke" (US-1, 21 мая 1977 r./UK-2) и сингл "I Wish" (US-1, 22 января 1977 г./UK-5).
Начиная с конца 70-х растет интерес к творчеству Стиви Уандер в Англии, что выражается в большом коммерческом успехе новых синглов - даже баллада 1981 г. "Lonely", в США занявшая скромное 64-е место, британскими слушателями была размещена на 3-й позиции. Огромной популярностью пользовался антирасистский дуэт Стиви Уандера и Пола Маккартни "Ebony And Ivory" (UK-1/US-1), а сентиментальная синтипоп-баллада "I Just Called To Say I Love You" 8 сентября 1984 г. стала первым британским чарттоппером Стиви и его "визитной карточкой" (13 октября она также возглавила хит-парад США). Музыкант активно сотрудничает с коллегами - так, его губную гармонику можно услышать на суперхитах Чаки Кан "I Feel For You", EURYTHMICS "There Must Be An Angel (Playing With My Heart)", Клиффа Ричарда "She's So Beautiful". Энергичная композиция "Part-Time Lover" (US-1, 2 ноября 1985 r./UK-2) стала первой песней, одновременно возглавившей хитпарады в категориях "поп", "соул", "дэнс" и "поп, ориентированный на взрослых".
18 января 1989 г. 38-летний Стиви Уандер был торжественно введен в Зал Славы Рок-н-ролла, что равносильно официальному признанию живым классиком. Первая половина 90-х прошла для музыканта во всевозможных благотворительных акциях и концертах по различным поводам; в большое турне он отправился только 3 января 1995 г., рекламируя новый альбом "Conversation Peace" (UK-8/US-16). И хотя эта пластинка стала еще одной вариацией на хорошо знакомые темы, а сингл "For Your Love" (US-53/UK-23) не стал суперхитом, Стиви Уандер продемонстрировал отличную творческую форму. Артист пользуется огромным уважением среди молодых коллег, сэмплы из его классических песен соперничают в популярности разве что с сэмплами из Джеймса Брауна, а кавер-версии произведений Стиви есть в репертуаре каждого крупного артиста. Например, рэп-суперхит Кулио 1995 г. "Paradise" базируется на песне Стиви Уандера "Pastime Paradise" 1976 г., Джордж Майкл и Мэри Джей Блайдж в 1998 г. Дуэтом исполнили "As" (оригинал - US-36, 21 января 1978 г.), 98 DEGREES выпустили вместе со Стиви удачный сингл "True To Your Heart", а Уилл Смит на цитате из Стиви Уандера построил припев своей "Wild Wild West" (в клипе на эту композицию Стиви сыграл роль пианиста в сапуне).
В 1999 г. Стиви Уандер выпустил сразу два больших сборника - коллекцию баллад и бокс-сет, где, впрочем, не представлены раритеты и неизданные композиции. Кроме того, артист заявил, что хочет сделать сложную операцию по восстановлению зрения.
Комментарии5