Актёр Джон Малкович: псих или гений?
«Когда я впервые увидел Малковича на сцене, то подумал, что он либо психопат, либо величайший актер нашего времени. Ребячливый, неприглядный цирковой уродец, смешной и эксцентричный одновременно — таким он мне показался», — так вспоминал о встрече с актером режиссер Р. Бентон, сыгравший огромную роль в творческой судьбе Малковича.
Да, этого актёра с торчащими ушами, выпирающей вперед челюстью и курносым носом красавцем не назовешь. Однако уже через минуту после появления Малковича на экране забываешь о его неприглядной внешности. Тут и заключается секрет: наружность, сколь она ни безобразна, уходит куда-то на второй план под обаянием истинного таланта.
Идя по стопам отца — смотрителя заповедника — Джон Малкович с детства готовил себя для такой же работы и с этой целью поступил в Чикагский университет на биологический факультет. Там он увлекся театром, и после окончания учебы вошел во вновь организованную театральную компанию «Степпенволф». Решающее влияние на его дальнейшую судьбу оказала встреча с актрисой Глен Хидли, в августе 1982 года ставшей его женой. Она не только поддерживала в нем тягу к театру, но и подвигла на режиссуру. Несколько постановок Джона были признаны удачными. Это придало ему уверенности в себе. Как актер Джон Малкович был замечен в 1984 году после того, как получил премию «Оби» за роль в спектакле С. Шепарда «Настоящий Запад». Спектакль привлек к нему внимание Дастина Хофмана, который готовил к постановке пьесу А. Миллера «Смерть коммивояжера» и выбрал Джона на роль невротического сына героя-Бифа. В 1985 году спектакль был показан по телевидению. Постепенно имя Малковича вошло в сознание миллионов зрителей.
Он мелькает на телевидении, много и успешно работает в кино. Причем каждый раз актер поражает каким-то особым проникновением в суть образа. Так, работая над картиной "Место в сердце" режиссера Р. Бентона, Малкович на несколько дней отправился изучать повадки слепых в специальный пансионат. Эффект превзошел все ожидания: Малкович сыграл настоящего слепого, который может находить дорогу в доме только при наличии натянутых веревок.
[
Впрочем, актеру не всегда везло на режиссеров и первоклассные сценарии. Боевик "Человек в железной маске" вызвал желчные насмешки критики: опять дурацкие попытки переосмыслить Александра Дюма! Задача авторов незатейлива: не "грузить" зрителей проблемами, так что сюжет в меру слезлив и глуп. Не дай бог, зритель подумает, что создатели картины держат его за дурака. Все происходит в Париже. Король Людовик ужасно хочет запрятать в Бастилию своего брата Филиппа, что и делает с помощью Арамиса и Д,Артаньяна. Но благородный Атос, которого играет Малкович, разъярен, он пытается расправиться с негодяем-королем, но терпит, конечно же, поражение. Да еще и полный раздрай с друзьями-мушкетерами...
Конечно, картина - полный бред, который можно и не смотреть. Но Джон Малкович хорош даже в этом театре абсурда.
[center]
Впрочем, актеру не всегда везло на режиссеров и первоклассные сценарии. Боевик "Человек в железной маске" вызвал желчные насмешки критики: опять дурацкие попытки переосмыслить Александра Дюма! Задача авторов незатейлива: не "грузить" зрителей проблемами, так что сюжет в меру слезлив и глуп. Не дай бог, зритель подумает, что создатели картины держат его за дурака. Все происходит в Париже. Король Людовик ужасно хочет запрятать в Бастилию своего брата Филиппа, что и делает с помощью Арамиса и Д,Артаньяна. Но благородный Атос, которого играет Малкович, разъярен, он пытается расправиться с негодяем-королем, но терпит, конечно же, поражение. Да еще и полный раздрай с друзьями-мушкетерами...
Конечно, картина - полный бред, который можно и не смотреть. Но Джон Малкович хорош даже в этом театре абсурда.
[center]
На премьере "Человека в железной маске"
В 1999 году на экраны выходит эксцентрическая комедия "Быть Джоном Малковичем". Содержание ее - еще большее сумасшествие. Актер Джон Малкович, как это ни невероятно, получает возможность заглянуть... прямо в собственный мозг! Экранная история получилась фантастическая и невероятно запутанная.
Малковичу везет: его приглашает сниматься известнейший итальянский режиссер Бернардо Бертолуччи. В 1990 году на экраны выходит лента "Под покровом небес", где американский актер создает образ богача, пресыщенного жизнью, смерть которого венчает бесплодное существование. Проблематика картины оказалась сложноватой для рядового американского зрителя; в Европе фильм приняли гораздо теплее, чем в США.
Кого только не играл Джон Малкович! В фильме Терри Цвигоффа "Тайны школы искусств" он становится... полицейским. Причем персонаж Малковича вживается в роль студента Школы искусств. И настолько, что превращается в настоящего художника. Ну а художник, как водится, тоже перевоплощается: на этот раз - в убийцу и грабителя....
Актер пробует себя в разных амплуа - и не только актерских. Романтическую драму "Случайный турист" Джон Малкович снимал в качестве продюсера. А в политическом детективе "Танцующая наверху" он выступил в роли режиссера-постановщика. В одной латиноамериканской республике в канун президентских выборов происходят странные события. Неизвестные вешают... собак, причем обещают так же расправиться с теми, кто останется верен существующей власти. Обезвреживать бунтовщиков приходится адвокату, который в принципе против насилия. Критика, впрочем, без энтузиазма приняла режиссерскую работу Малковича. Писали, что если бы главного героя сыграл он сам, фильм сильно выиграл. Картина получилась, что называется, на любителя. В чем-то слишком серьезная, местами - вялая.
И все-таки неуспех Малковича-постановщика ни о чем не говорит. Как и всякая творческая личность, он пробует себя в разных жанрах и амплуа. Вплоть до того, что недавно Джон Малкович представил... линию мужской одежды. Такой профессионал, как Франческо Рули, самым восторженным образом отзывается о дизайнерских перспективах Малковича.
На фестивале в Локарно, где его наградили почетным призом за артистическое отличие (тем самым, что год назад получил Олег Меньшиков), он не расставался с этюдником и крохотной изящной планшеткой с карандашами.
- Я должен был доделать эскизы моделей новой коллекции еще на прошлой неделе, - говорит он вкрадчивым, замедленным голосом. Таким говорят в кино его герои, маньяки и убийцы. - Мой партнер в Милане, наверное, рвет и мечет.
«Я занялся модой от скуки»
- Извините за глупый вопрос, Джон, а зачем вам все это надо?
- Когда снимаешься в кино, часто приходится страдать от безделья, ждешь, пока поставят свет, то да се... Хорошо, когда есть чем заняться. Но я не знал, когда соглашался на эту авантюру, что дизайн одежды окажется большой, серьезной работой, которая будет отнимать уйму времени. Не могу сказать, что это моя потребность - просто мне это нравится.
- Вы носите то, что рисуете?
- Нет, я не могу себе этого позволить по финансовым соображениям! (Усмехается.) Я ношу кое-что из своей коллекции, но не так уж много. Всего несколько вещей.
- А кто из дизайнеров нравится вам, кроме самого себя?
- Хороший вопрос! (Задумывается очень надолго.) Мне нравится Сибилла. Это такой испанский дизайнер. Жаль, что она делает вещи только для женщин. Не повезло.
«Скоро я стану оборотнем»
- Вы предпочитаете риск верному успеху?
- Не знаю, стоит ли называть рискованными вещи, которые просто нравится делать. Я люблю свободу и часто снимался в фильмах и играл в пьесах, которые не сулили мне никакого успеха.
- Именно поэтому вы соглашаетесь на роли отъявленных мерзавцев?
- Я играю роли, которые многие актеры хотели бы сыграть, но у них просто не хватает на это смелости. Или они боятся выйти за рамки сложившихся представлений о себе. Впрочем, у публики несколько искаженное впечатление обо мне: я сыграл примерно в ста пьесах, снялся в 70 фильмах, а отрицательных героев сыграл раз, может быть, шесть. Вот и судите сами.
- Что-то давненько вас не видно на большом экране.
- Я сделал два или три фильма как продюсер, в том числе «Распутника» с Джонни Деппом, и сыграл еще в пяти или шести картинах. Они еще не вышли на экран. Например, «Раскрась меня, Кубрик», в которой я играю реально существовавшего проходимца-гомосексуалиста, прикидывавшегося Стэнли Кубриком. Он представлялся именем великого режиссера и получал бесплатные обеды, сигареты и мальчиков. Причем был на него совсем не похож. А в «Климте» Рауля Руиса я играю заглавную роль выдающегося австрийского художника. А еще меня пригласил Роберт Земекис в картину «Беовульф» по старинным германским мифам об оборотнях.
«Многие стремятся залезть ко мне в голову»
- Вы снимаетесь и в очень коммерческих боевиках типа «Воздушной тюрьмы», и в откровенно элитарных проектах вроде «Климта».
- По мне, это одна и та же работа. Я профессионал и просто выполняю свою работу. Играть в хорошей пьесе и в плохой пьесе - абсолютно одно и то же. Играть трагедию не проще и не сложнее, чем фарс. Это работа!
- Вы говорите, что работа одна и та же, но ведь разные режиссеры снимают по разному – Люк Бессон, Рауль Руис, Саймон Уэст или Стивен Фрирс.
- Единственное настоящее отличие – это сценарий. Маноэль де Оливейра снимает кино, которое для многих остается непонятным, и Рауль Руис тоже… Мне их работа представляется ясной и прозрачной. Сделать хороший фильм, это, прежде всего, означает уметь рассказывать истории, внести нечто оригинальное – а это редкий случай – чтобы у публики появились причины продолжать смотреть. Этих целей практически невозможно достичь. В лучшем случае мы присутствуем при достойных провалах или при хороших опытах. Но никогда не бывает совершенного кино.
Бывают исключения: «Опасные связи» - одна из редких полнометражек, к которым Вы относитесь благосклонно.
И это потому, что Стивен Фрирс точно знал, что он хочет, еще до того как начались съемки. Обычно редкий режиссер имеет точное представление о фильме, который он хочет снимать, или он не знает, как объяснить идею фильма, и не готов к коммуникации. И это зачастую так, потому что режиссерская культура обусловлена образами, картинами, а не литературой или театром. Но это не означает, что знание трех этих видов искусства – качественный субстрат. Для меня в успехе фильма есть нечто от колдовства Вуду. Когда лента вышла на экран, легко высказывать свое мнение, легко объяснить, почему это срабатывает, а то - нет. Но в момент создания это невозможно.
- Вы по-прежнему не доверяете прессе?
- Если в Вашем вопросе подразумевается: «По-прежнему убежден ли я, что пресса не говорит правды?», я отвечу: да, вне всякого сомнения. […]
- Если у Вас столь дурное мнение о СМИ, зачем давать интервью?
- Вы меня неправильно поняли. У меня много друзей-журналистов, вся моя семья работает в издательской сфере… Я только ставлю вопрос: целью прессы является удовлетворение публики или же честность? Общее правило – и я не говорю именно о Вашем журнале – я не нахожу, что нас верно информируют. Сейчас другой случай, речь идет об интервью, а не о расследовании.
- Вы показали свой режиссерский дебют - политический триллер «Танцор наверху». У вас есть еще режиссерские планы?
- Да, я собираюсь снять фильм по роману русского писателя Андрея Макина «Преступление Ольги Арбелиной». Макин - замечательный писатель, эмигрировал во Францию в 80-х годах и пишет по-французски восхитительные книги: «Исповедь разжалованного знаменосца» о ленинских пионерах в летнем лагере, «Французское завещание», удостоенное Гонкуровской премии... Роман, который я собираюсь экранизировать, рассказывает о русской княгине-эмигрантке, ухаживающей за своим больным гемофилией сыном. Их отношения перерастают в абсолютную любовь. Кто-то назовет это инцестом, но, как всякую прекрасную литературу, этот роман трудно категоризировать.
- Какой из фильмов с вашим участием кажется вам самым удачным?
- Хорошие - это те, что хочется досматривать до конца, чтобы узнать, чем дело кончится. Даже если ты в них снимался. По-моему, «Опасные связи» - очень хороший фильм. «На линии огня» - удача в своем жанре. Мне нравятся и «Быть Джоном Малковичем», и «Поля смерти»...
- Награда за вклад в искусство - повод порассуждать о возрасте. Он как-то изменил вас?
- Видимо, у меня стало меньше ответов, чем было в молодости.
- Ответов на какие вопросы?
- О, у меня на все были готовые ответы! Сейчас их нет.
- Вы хотели бы войти в чью-нибудь голову, как персонаж фильма «Быть Джоном Малковичем» входит в вашу?
- Нет, зачем? Я бы предпочел остаться в своей голове. Тем более что в нее стремятся попасть другие.
В роли коварного соблазнителя виконта де Вальмона в "Опасных связях"
Актерские работы:
1. Слово чести - 1981
2. Поля смерти - 1984
3. Место в сердце – 1984
4. Элени - 1985
5. Стеклянный зверинец
6. Империя солнца - 1987
7. Опасные связи - 1988 (Мелодрама) ...виконт де Вальмон
8. Много миль от дома - 1988
9. Под покровом небес - 1990 (Мелодрама) ...Порт Морсби
10. Логика района Куинс - 1990 (Мелодрама)
11. Предмет прекрасного - 1991 (Комедия)
12. Тени и туман - 1991
13. Дженнифер 8 - 1992 (Триллер)
14. О мышах и людях - 1992 (Мелодрама)
15. На линии огня - 1993 (Боевик)
16. Сердце тьмы - 1994 (Драма)
17. Монастырь - 1995 ()
18. За облаками - 1995 (Мелодрамa)
19. Огр - 1995 (Исторический)
20. Мэри Рэйли - 1996 (Триллер)
21. Человек в железной маске - 1997 (Исторический / Биографический)
22. Воздушная тюрьма - 1997 (Боевик)
23. Шулера - 1998 (Драма)
24. Быть Джоном Малковичем - 1999 (Фантастическая комедия)
25. Жанна д'Арк - 1999 (Исторический / Биографический) ...Карл
26. В поисках утраченного времени - 1999
27. Дамская комната - 1999
28. Тень вампира - 2000 (Ужасы / Мистика)
29. Вышибалы - 2001 (Боевик)
30. Говори правду власти - 2001
31. Отель - 2001
32. Наполеон - 2002 (Исторический / Биографический)
33. Игра Рипли - 2002 (Триллер)
34. Агент Джонни Инглиш - 2003 (Комедия)
35. Распутник - 2004 (Драма)
36. Быть Стэнли Кубриком - 2005 (Комедия)
37. Автостопом по галактике - 2005 (Фантастическая комедия)
38. Эрагон - 2006 (Фантастика)
39. Реклама для гения - 2006 (Комедия)
40. Беовульф - 2007 (Фантастика / фэнтези)
Комментарии25