Айседора Дункан
(Duncan, Isadora) (1877–1927), американская танцовщица свободного стиля, стоявшая у истоков современных направлений танца. Родилась в Сан-Франциско 27 мая 1877
Часть 1 «Подражая ритму колеблемых ветром деревьев или волн»
В 1898 году, когда весь гардероб Айседоры был уничтожен страшным пожаром в гостинице "Виндзор" в Нью-Йорке, во время своего очередного выступления она танцевала в импровизированном костюме, который сама же и придумала. Публика в зале была шокирована, поскольку Айседора появилась на сцене практически обнаженной.
Айседора отправилась в большое турне по Европе и стала любимицей всего континента. Вскоре она заключила контракт с импресарио Александром Гроссом, который организовал ее сольные выступления в Будапеште, Берлине, Вене и других европейских столицах. Возбужденная публика толпами собиралась в театрах, чтобы увидеть страстное танцевальное выступление полуобнаженной Айседоры, проходившее под аккомпанемент, например, "Голубого Дуная" или "Похоронного марша" Шопена.
Айседора была убежденной сторонницей свободной любви. В Америку она вернулась беременной, ожидая рождения второго ребенка, отказавшись выйти замуж за отца будущего ребенка, и продолжая свои выступления.
Дункан проповедовала «высший разум в освобожденном теле». Одним из главных ее достижений – наряду с тем впечатлением, которое оставлял у зрителей ее танец, – стало утверждение возможности существования сценического танца вне прежних запретов, например, подражая ритму колеблемых ветром деревьев или волн.
Айседора оставалась любимицей публики на протяжении более двух десятилетий. В 1913 году в Париже произошел трагический несчастный случай. Машина , в которой сидели оба ребенка Айседоры со своей няней и в которой не было водителя, скатилась со склона холма и утонула в Сене. Айседора была потрясена случившимся. Этот несчастный случай не прошел бесследно для Айседоры. И творчески, и эмоционально она уже так и не оправилась от этого удара до конца своей жизни.
В 1922 году у Айседоры возникли крупные неприятности после нескольких интервью, в которых она высказалась об атеизме и о большевистской революции в России. Публика была также разгневана тем, что во время выступления Айседора призывно размахивала со сцены красным шарфом. В Индиана-полисе мэр города заявил, Айседора может быть арестована за свое поведение на сцене и за свой сценический костюм.
Опустошенная морально и физически, растратившая практически все свои сбережения, Айседора вернулась в Европу. В 1927 году произошел второй и последний для нее несчастный случай, и тоже с участием автомобиля. Садясь в автомобиль, Айседора обмотала вокруг шеи свой знаменитый длинный шарф и крикнула провожавшим ее друзьям: "Прощайте, друзья, я отправляюсь к славе!" Когда машина тронулась, спицы заднего колеса резко натянули зацепившийся за них конец шарфа Айседоры и моментально сломали ей шею. Погибла она практически мгновенно.
Часть 2 «Высший разум в освобожденном теле»
Айседора потеряла девственность в возрасте 25 лет, но потом быстро наверстала упущенное. Первая продолжительная сексуальная связь была у нее с Оскаром Береги, венгерским актером, игравшим шекспировского Ромео на сцене одного из театров Будапешта. Они влюбились друг в друга с первого взгляда. Вскоре произошла и их первая интимная встреча, ставшая поистине марафонской, поскольку продолжалась она практически целый день. Айседора так устала, что вечером с трудом двигалась на сцене во время своей репетиции.
В декабре 1904 года Айседора познакомилась с художником-декоратором Гордоном Крейгом, сыном известной английской актрисы Эллен Терри. В течение двух недель они практически беспрерывно занимались любовью в студии Крейга в Берлине. Эта оргия прекращалась лишь во время перерывов на завтраки, обеды и ужины. Все это время перепуганный менеджер Айседоры метался между моргами и отделениями полиции в поисках пропавшей танцовщицы. Полиция подозревала, что произошло покушение с целью выкупа. Выступления Айседоры были на это время отменены. Затем менеджер Айседоры сдался и дал объявление в газетах о том, что госпожа Дункан, к сожалению, страдает от тонзиллита и ее выступления временно прекращены. Через девять месяцев после этого приступа тонзиллита у Айседоры родился ребенок.
В 1906 году Айседора стала любовницей Париса Зингера, одного из 23 детей знаменитого магната Исаака Зингера. Парис подарил Айседоре 7 лет роскошной жизни и ребенка, которого она назвала Патрик. Их идиллическая совместная жизнь закончилась после трагедии, которая произошла с детьми Айседоры в 1913 году. Она уехала вначале в Италию, а затем во Францию, где у нее родился третий ребенок. Мальчик прожил на свете только один час.
Их первая встреча состоялась в октябре 1921 года, на чаепитии в студии художника Георгия Якулова. Есенину сказали: «Сегодня у Якулова будет Айседора». На что он ответил: «А! Тогда пойду помою голову». На каждое важное событие — приглашение ли в Кремль или на вечеринку — у него была одна реакция: «Я пошёл мыть голову!»
Айседора была сражена. Увидев Есенина, Дункан произнесла: «золотая голова», «ангел», «тщорт». И этими словами — единственными, которые она знала по-русски, — удивительным образом смогла описать суть поэта.
Официально поженились они позже — в мае 1922 года. Этот брак стал единственным в жизни Айседоры. Но распался он очень быстро. И Сергей Александрович, и Айседора обладали взрывным характером. В доме на Пречистенке постоянно вспыхивали ссоры. Он хлопал дверью, уходил в ночь, она его отлавливала по кабакам, везла домой. В конце концов Айседора уехала в Европу…
…Все женщины Сергея Александровича — и Анна Изряднова, и Зинаида Райх, и Айседора, и Софья Толстая… — были очень разные. Но именно Айседора была ему ближе. Потому что сама была художником, сама изобрела искусство — этот танец-импровизацию, которому всю жизнь и служила.
В 1898 году, когда весь гардероб Айседоры был уничтожен страшным пожаром в гостинице "Виндзор" в Нью-Йорке, во время своего очередного выступления она танцевала в импровизированном костюме, который сама же и придумала. Публика в зале была шокирована, поскольку Айседора появилась на сцене практически обнаженной.
Айседора отправилась в большое турне по Европе и стала любимицей всего континента. Вскоре она заключила контракт с импресарио Александром Гроссом, который организовал ее сольные выступления в Будапеште, Берлине, Вене и других европейских столицах. Возбужденная публика толпами собиралась в театрах, чтобы увидеть страстное танцевальное выступление полуобнаженной Айседоры, проходившее под аккомпанемент, например, "Голубого Дуная" или "Похоронного марша" Шопена.
Айседора была убежденной сторонницей свободной любви. В Америку она вернулась беременной, ожидая рождения второго ребенка, отказавшись выйти замуж за отца будущего ребенка, и продолжая свои выступления.
Дункан проповедовала «высший разум в освобожденном теле». Одним из главных ее достижений – наряду с тем впечатлением, которое оставлял у зрителей ее танец, – стало утверждение возможности существования сценического танца вне прежних запретов, например, подражая ритму колеблемых ветром деревьев или волн.
Айседора оставалась любимицей публики на протяжении более двух десятилетий. В 1913 году в Париже произошел трагический несчастный случай. Машина , в которой сидели оба ребенка Айседоры со своей няней и в которой не было водителя, скатилась со склона холма и утонула в Сене. Айседора была потрясена случившимся. Этот несчастный случай не прошел бесследно для Айседоры. И творчески, и эмоционально она уже так и не оправилась от этого удара до конца своей жизни.
В 1922 году у Айседоры возникли крупные неприятности после нескольких интервью, в которых она высказалась об атеизме и о большевистской революции в России. Публика была также разгневана тем, что во время выступления Айседора призывно размахивала со сцены красным шарфом. В Индиана-полисе мэр города заявил, Айседора может быть арестована за свое поведение на сцене и за свой сценический костюм.
Опустошенная морально и физически, растратившая практически все свои сбережения, Айседора вернулась в Европу. В 1927 году произошел второй и последний для нее несчастный случай, и тоже с участием автомобиля. Садясь в автомобиль, Айседора обмотала вокруг шеи свой знаменитый длинный шарф и крикнула провожавшим ее друзьям: "Прощайте, друзья, я отправляюсь к славе!" Когда машина тронулась, спицы заднего колеса резко натянули зацепившийся за них конец шарфа Айседоры и моментально сломали ей шею. Погибла она практически мгновенно.
Часть 2 «Высший разум в освобожденном теле»
Айседора потеряла девственность в возрасте 25 лет, но потом быстро наверстала упущенное. Первая продолжительная сексуальная связь была у нее с Оскаром Береги, венгерским актером, игравшим шекспировского Ромео на сцене одного из театров Будапешта. Они влюбились друг в друга с первого взгляда. Вскоре произошла и их первая интимная встреча, ставшая поистине марафонской, поскольку продолжалась она практически целый день. Айседора так устала, что вечером с трудом двигалась на сцене во время своей репетиции.
В декабре 1904 года Айседора познакомилась с художником-декоратором Гордоном Крейгом, сыном известной английской актрисы Эллен Терри. В течение двух недель они практически беспрерывно занимались любовью в студии Крейга в Берлине. Эта оргия прекращалась лишь во время перерывов на завтраки, обеды и ужины. Все это время перепуганный менеджер Айседоры метался между моргами и отделениями полиции в поисках пропавшей танцовщицы. Полиция подозревала, что произошло покушение с целью выкупа. Выступления Айседоры были на это время отменены. Затем менеджер Айседоры сдался и дал объявление в газетах о том, что госпожа Дункан, к сожалению, страдает от тонзиллита и ее выступления временно прекращены. Через девять месяцев после этого приступа тонзиллита у Айседоры родился ребенок.
В 1906 году Айседора стала любовницей Париса Зингера, одного из 23 детей знаменитого магната Исаака Зингера. Парис подарил Айседоре 7 лет роскошной жизни и ребенка, которого она назвала Патрик. Их идиллическая совместная жизнь закончилась после трагедии, которая произошла с детьми Айседоры в 1913 году. Она уехала вначале в Италию, а затем во Францию, где у нее родился третий ребенок. Мальчик прожил на свете только один час.
Их первая встреча состоялась в октябре 1921 года, на чаепитии в студии художника Георгия Якулова. Есенину сказали: «Сегодня у Якулова будет Айседора». На что он ответил: «А! Тогда пойду помою голову». На каждое важное событие — приглашение ли в Кремль или на вечеринку — у него была одна реакция: «Я пошёл мыть голову!»
Айседора была сражена. Увидев Есенина, Дункан произнесла: «золотая голова», «ангел», «тщорт». И этими словами — единственными, которые она знала по-русски, — удивительным образом смогла описать суть поэта.
Официально поженились они позже — в мае 1922 года. Этот брак стал единственным в жизни Айседоры. Но распался он очень быстро. И Сергей Александрович, и Айседора обладали взрывным характером. В доме на Пречистенке постоянно вспыхивали ссоры. Он хлопал дверью, уходил в ночь, она его отлавливала по кабакам, везла домой. В конце концов Айседора уехала в Европу…
…Все женщины Сергея Александровича — и Анна Изряднова, и Зинаида Райх, и Айседора, и Софья Толстая… — были очень разные. Но именно Айседора была ему ближе. Потому что сама была художником, сама изобрела искусство — этот танец-импровизацию, которому всю жизнь и служила.
Комментарии5