Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
28
1
1
Evrocot
На uCrazy 9 лет 13 дней
Знаменитости

Почему Андрею Тарковскому пришлось покинуть СССР?

В 1984 г. советский режиссер Андрей Тарковский не вернулся со съемок в Италии обратно в СССР. Он никогда не считал себя диссидентом и выходил из себя, когда в его решении пытались отыскать политический подтекст. Его эмиграция стала для него равносильной изгнанию и настоящей трагедии…

Почему Андрею Тарковскому пришлось покинуть СССР?

Почему Андрею Тарковскому пришлось покинуть СССР?



На Западе Андрея Тарковского называли гением и первопроходцем, а в СССР ему не давали снимать, подвергали травле и отправляли его фильмы «не полку». Он годами оставался без работы и без денег, за 20 лет карьеры сняв только 5 фильмов. Гонения начались после первой же его картины «Иваново детство». Хотя за нее режиссер получил «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале, в СССР его обвинили в пацифизме. «Я помню, после того как вышла моя картина, сделанная в 1962 году, она уже оценивалась чиновниками-кинематографистами как картина пацифистская, то есть с отрицательным знаком, потому что, как вы знаете, по нашим понятиям войны бывают справедливые и несправедливые. То есть раскольниковская концепция, что убить можно, если это справедливо. На расстоянии особенно становится явным, насколько это лицемерная и фальшивая точка зрения. Поэтому я очень быстро почувствовал это похолодание после «оттепели», – вспоминал Тарковский.




Вышедшего в 1967 г. «Андрея Рублева» обвинили в бездуховности и антиисторизме и отправили «на полку» на 4 года. Но и после этого фильм выпустили в ограниченном прокате. «Одна из дурных мыслей: ты никому не нужен, ты совершенно чужд своей культуре, ты ничего не сделал для нее, ты ничтожество. А если серьезно задают вопрос в Европе, да и где угодно: «Кто лучший режиссер в СССР?» – Тарковский. Но у нас – молчок. Меня нет, и я – пустое место», – сокрушался режиссер.




Ему не запрещали снимать и даже выделяли деньги на съемки, но разрешения приходилось ждать годами, а бюджет приходилось урезать. Все хоть сколько-нибудь ценные вещи в доме периодически приходилось сдавать в ломбард. В 1972 г. его «Солярис» принес хорошие кассовые сборы, но, по признанию режиссера, «денег, полученных за «Солярис», не хватило даже на то, чтобы раздать долги».




В своем дневнике в 1973 г. Тарковский сетовал: «Я завидую всем, кто способен заниматься своей работой независимо от государства… Какая хамская власть! Разве нужна ей литература, поэзия, музыка, живопись, кино? Нет, наоборот. Я хочу работы, больше ничего. Работы! Разве не дико, не преступление, что режиссёр, которого в прессе в Италии назвали гениальным, сидит без работы? А мне, честно говоря, кажется, что это просто месть посредственности, которая пробилась к руководству. Ведь посредственность ненавидит художников, а наша власть сплошь состоит из посредственностей».




Отчаявшись, в 1976 г. Тарковский написал письмо Брежневу, и после этого ему дали разрешение на съемки «Сталкера». Однако и тут его ждала неудача – весь отснятый материал из-за некачественной пленки отправили в брак, а новых денег на съемки не выделили. Съемки пришлось отложить на несколько лет. Только в 1980 г. его смогли оценить на Каннском фестивале, в то время как в СССР в прокат было выпущено всего 196 копий киноленты.




В начале 1980-х гг. режиссер неоднократно получал приглашения на съемки в Великобританию, Швецию и другие страны. В 1981 г. Тарковский писал о том, что последние два года живет «на чемоданах». Тем не менее, когда в 1982 г. режиссер отправился в «Италию» на съемки «Ностальгии», он еще не планировал никогда оттуда не возвращаться. С 1982 по 1984 гг. он не раз обращался к советским властям с просьбой на 3 года задержаться за границей для реализации творческих планов, но на его просьбы никак не реагировали.




В 1984 г. Тарковский объявил о вынужденной эмиграции из СССР. При этом он не считал себя диссидентом и борцом с режимом. «Мы были изгнанниками, а не эмигрантами», – говорила его жена Лариса. Переводчица и друг режиссера Лейла Александер-Гарретт писала: «Тарковский очень любил Россию, Москву, своих близких, друзей. Любил своих сыновей, свою собаку. Видно было, что Тарковский очень страдает вдали от России. Говорил мне мечтательно: ох, как хочется пролететь над Москвой как Маргарита из булгаковского романа… Как-то, заказав телефонный разговор с Москвой, он дал мне трубку, чтобы я послушала голос его любимой овчарки. Было невыносимо слушать, как она выла в трубку…».




На родине тут же запретили упоминать имя режиссера, а его младший сын получил разрешение навестить отца только после того, как стало известно о смертельной болезни Андрея Тарковского. Он успел снять еще один фильм – «Жертвоприношение», побывать в Швеции, Франции и Великобритании, но вскоре у него диагностировали рак легких. Оплатить лечение помогла Марина Влади, но спасти великого режиссера так и не удалось. В 1986 г., в возрасте 54 лет он ушел из жизни. Его обида на родину так и не прошла, поэтому он завещал похоронить его в Европе – написал, что даже мертвым не хочет возвращаться в страну, из которой его выгнали. Его последним пристанищем стало русское кладбище в Париже. На могильном памятнике написали: «Человеку, который увидел ангела».

все теги
Комментарии6
  1. электрик
    На uCrazy 17 лет 10 месяцев
    Последнее время пошла мода переснимать старые советские фильмы. Не дай Бог кому попытаться переснять фильмы Тарковского.
  2. Странник
    На uCrazy 11 лет 6 месяцев
    Солярис шикарно для того времени...Но! в последнее время личная оценка разных десидентов как - приблизилась к официальной(того времени)
  3. Бухарик
    На uCrazy 10 лет 20 дней
    Драма человеческая как драма эпохи
  4. Nubia2
    На uCrazy 15 лет 3 дня
    Не велика потеря.
  5. Cougar
    На uCrazy 16 лет 2 месяца
    Не давали снимать, сильно не давали прям, камеры из рук вырывали, но снимал, за счёт госбюджета, естественно.
    Увидел 100 сортов колбасы в Италии и там и остался, возомнив себя непризнанным гением.
    Когда этого гения на родине закономерно послали на йух - обидевся.
    В европах, однако же, снимать никто не запрещал, только что-то никто не стремился вливать безвозвратно в этого гения тонны денег. Ты гений, да-да, только давай-ка ты сам, у нас принято так.
    Вот такая вот судьба советского совестливого креакла...
  6. VasSsiLi4444
    На uCrazy 12 лет 5 месяцев
    Как бы вас двоих культурно назвать?

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}