Юрий Степанов - смерть на взлете
Жизнь актера Юрия Степанова закончилась 3 марта 2010 года.
Во вторник вечером он по обыкновению задержался в театре допоздна — в Мастерской Фоменко играли «Трех сестер».
Юрий Степанов в спектакле "Три сестры"
Выйдя на улицу, 42-летний актер поймал машину — старенькие «Жигули» — и поехал домой. Он уже почти добрался — до дому оставался последний светофор, и без пятнадцати час «четверка» стояла на перекрестке улиц Люблинская и Шкулева. Внезапно «Жигули» сзади ударила ехавшая на огромной скорости «Мазда». Машину выбросило на встречную полосу, где ее тут же ударил двигавшийся навстречу автомобиль ВАЗ-2112. Удар пришелся на сторону пассажирского сидения, которое занимал Степанов: актер погиб на месте от множественных травм.
Больше в этой аварии никто серьезно не пострадал.
Нелепая смерть. Нелепая смерть забрала одного из лучших актеров поколения.
Наверное, если бы много лет назад кто-то сказал деревенскому мальчишке, что он станет артистом, тот сильно бы удивился. Юрий Степанов родился 7 июня 1967 года в деревне Рысьево Иркутской области. Мать — учитель, отец — агроном, чуть позже семья перебралась в поселок Тайтурка, где отца Степанова назначили директоров совхоза, и он вывел совхоз в миллионеры. С детства Юрий плотничал, охотился, разводил пчел, ухаживал за скотиной, рыбачил, строил — словом, обычная сельская жизнь, какое уж тут актерство? Но был в Тайтурке преподаватель по боксу, который учил ребят даже не столько драться, сколько выживать — охотиться, рыбачить, а вот его жена занимала должность художественного руководителя Дома культуры.
С ее занятий все и началось.
Потом было поступление в Иркутское театральное училище, почти случайное. Степанов лишь приехал в Иркутск навестить друга и вдруг увидел объявление о приеме на курс. Думал поучиться и бросить, да и отец надеялся, что сын выберет более «серьезную» специальность. Но мальчишка втянулся — сказалась, очевидно, деревенская основательность.
Настолько, что приехавшая на выпускные экзамены в училище Ольга Васильевна Фирсова, педагог из театральной мастерской Петра Фоменко, из всего курса отобрала его одного. Степанов поехал в Москву, где отучился в ГИТИСе на курсе Петра Фоменко — на том самом знаменитом и самом «звездном» первом наборе «фоменок», вместе с сестрами Кутеповыми, Мадлен Джабраиловой, Галиной Тюниной, Андреем Казаковым, Тагиром Рахимовым…
Как вспоминал сам Степанов, ему было страшно тяжело: Москва ему «не пошла», тосковал он по родине страшно и трижды покупал билет в Иркутск. Доучился на одном упрямстве.
Курс естественным образом продолжился театром-мастерской Фоменко. И вот тут Степанов развернулся во всю мощь.
Люди, знакомые с ним по теле- и киноработам, могут и не подозревать, каким невероятным актерским диапазоном он обладал.
Это был актер-универсал масштаба Евстигнеева или Папанова, который одинаково свободно чувствовал себя и в комедии, и в трагедии. Он играл в спектаклях по Шекспиру («Двенадцатая ночь»), Островскому («Волки и овцы»), Тургеневу («Месяц в деревне»). Но это все сухие слова, а на деле…
Видели бы вы его Алджернона в уайльдовском «Как важно быть серьезным», где он - тюлень-телепень в обычной жизни - каким-то невероятным волшебством превращался в грациознейшего денди. И даже двигался по-другому, с какой-то кошачьей грацией!
В кино Степанов пришел довольно поздно - в 1995 году снялся в эпизоде у Данелия в фильме «Орел и решка», а в 1997-м получил главную роль у Абдрашитова во «Времени танцора».
Мелькнул в «Прогулке» Алексея Учителя, дважды сыграл у Алексея Балабанова — в «Жмурках» и «Грузе-200», сыграл главную роль интеллигентного паразитолога в романтической комедии Станислава Говорухина «Артистка», снялся в «Диком поле» Михаила Калатозишвили.
Но, наверное, больше всего он известен зрителю по роли вора в законе Антипа в телесериала «Штрафбат» Николая Досталя и прокурора Пафнутьева из «Гражданина начальника».
Что, если честно, очень обидно: не такими киноролями надо оставаться в народной памяти актеру его масштаба. Но это актерское поколение не зря называют "прОклятым" - получив великолепное актерское образование в Советском Союзе, они успели "стать на крыло", но были сбиты на взлете - жить и работать им пришлось в 90-е, где в кино играть было негде, не у кого и нечего.
Поэтому главным в жизни Степанова всегда оставался театр, любимая Мастерская Петра Фоменко, где он делал невозможные вещи. Он всегда знал: «Театр — это мое, я больше ничего делать не умею. Я на сцене живу. Служу. Народ веселю. Там вся жизнь моя».
И правда, театр и семья были для него всем, занимая практически всю его жизнь. На вопрос о хобби даже несколько смущался и не знал, что ответить:
«Есть одно дело, но это совсем не хобби. Я люблю бывать с семьей, среди детей. Люблю, когда все дома. Не обязательно тут же всем бежать за стол. Я могу один в комнате сидеть и знать, что все дома. Играть с сыновьями люблю».
После его гибели остались беременная жена и два сына.
В одном из интервью он сказал очень точные слова: «Все мы случайные прохожие, и судьбы наши переплетены, и каждый может посмотреть со стороны на другого человека и сказать: «Господи, это же моя жизнь!». Если он не увидит во мне себя, не поверит, что я играю на сцене его жизнь, — не надо играть в театре».
Действительно, все мы случайные прохожие. И у некоторых из нас дорога оказывается очень короткой.
И мы не знаем - у кого.
Больше в этой аварии никто серьезно не пострадал.
Фото с места аварии
Нелепая смерть. Нелепая смерть забрала одного из лучших актеров поколения.
Наверное, если бы много лет назад кто-то сказал деревенскому мальчишке, что он станет артистом, тот сильно бы удивился. Юрий Степанов родился 7 июня 1967 года в деревне Рысьево Иркутской области. Мать — учитель, отец — агроном, чуть позже семья перебралась в поселок Тайтурка, где отца Степанова назначили директоров совхоза, и он вывел совхоз в миллионеры. С детства Юрий плотничал, охотился, разводил пчел, ухаживал за скотиной, рыбачил, строил — словом, обычная сельская жизнь, какое уж тут актерство? Но был в Тайтурке преподаватель по боксу, который учил ребят даже не столько драться, сколько выживать — охотиться, рыбачить, а вот его жена занимала должность художественного руководителя Дома культуры.
С ее занятий все и началось.
Ю. Степанов в сериале "Гражданин начальник"
Потом было поступление в Иркутское театральное училище, почти случайное. Степанов лишь приехал в Иркутск навестить друга и вдруг увидел объявление о приеме на курс. Думал поучиться и бросить, да и отец надеялся, что сын выберет более «серьезную» специальность. Но мальчишка втянулся — сказалась, очевидно, деревенская основательность.
Настолько, что приехавшая на выпускные экзамены в училище Ольга Васильевна Фирсова, педагог из театральной мастерской Петра Фоменко, из всего курса отобрала его одного. Степанов поехал в Москву, где отучился в ГИТИСе на курсе Петра Фоменко — на том самом знаменитом и самом «звездном» первом наборе «фоменок», вместе с сестрами Кутеповыми, Мадлен Джабраиловой, Галиной Тюниной, Андреем Казаковым, Тагиром Рахимовым…
Юрий Степанов с Галиной Тюниной
Как вспоминал сам Степанов, ему было страшно тяжело: Москва ему «не пошла», тосковал он по родине страшно и трижды покупал билет в Иркутск. Доучился на одном упрямстве.
Курс естественным образом продолжился театром-мастерской Фоменко. И вот тут Степанов развернулся во всю мощь.
Люди, знакомые с ним по теле- и киноработам, могут и не подозревать, каким невероятным актерским диапазоном он обладал.
Это был актер-универсал масштаба Евстигнеева или Папанова, который одинаково свободно чувствовал себя и в комедии, и в трагедии. Он играл в спектаклях по Шекспиру («Двенадцатая ночь»), Островскому («Волки и овцы»), Тургеневу («Месяц в деревне»). Но это все сухие слова, а на деле…
Юрий Степанов в спектакле "Чичиков. Мертвые души, том второй"
Видели бы вы его Алджернона в уайльдовском «Как важно быть серьезным», где он - тюлень-телепень в обычной жизни - каким-то невероятным волшебством превращался в грациознейшего денди. И даже двигался по-другому, с какой-то кошачьей грацией!
В кино Степанов пришел довольно поздно - в 1995 году снялся в эпизоде у Данелия в фильме «Орел и решка», а в 1997-м получил главную роль у Абдрашитова во «Времени танцора».
Юрий Степанов в фильме "Время танцора"
Мелькнул в «Прогулке» Алексея Учителя, дважды сыграл у Алексея Балабанова — в «Жмурках» и «Грузе-200», сыграл главную роль интеллигентного паразитолога в романтической комедии Станислава Говорухина «Артистка», снялся в «Диком поле» Михаила Калатозишвили.
Но, наверное, больше всего он известен зрителю по роли вора в законе Антипа в телесериала «Штрафбат» Николая Досталя и прокурора Пафнутьева из «Гражданина начальника».
Юрий Степанов в сериале "Штрафбат"
Что, если честно, очень обидно: не такими киноролями надо оставаться в народной памяти актеру его масштаба. Но это актерское поколение не зря называют "прОклятым" - получив великолепное актерское образование в Советском Союзе, они успели "стать на крыло", но были сбиты на взлете - жить и работать им пришлось в 90-е, где в кино играть было негде, не у кого и нечего.
Поэтому главным в жизни Степанова всегда оставался театр, любимая Мастерская Петра Фоменко, где он делал невозможные вещи. Он всегда знал: «Театр — это мое, я больше ничего делать не умею. Я на сцене живу. Служу. Народ веселю. Там вся жизнь моя».
Ю. Степанов в роли Кабана в фильме "Жмурки"
И правда, театр и семья были для него всем, занимая практически всю его жизнь. На вопрос о хобби даже несколько смущался и не знал, что ответить:
«Есть одно дело, но это совсем не хобби. Я люблю бывать с семьей, среди детей. Люблю, когда все дома. Не обязательно тут же всем бежать за стол. Я могу один в комнате сидеть и знать, что все дома. Играть с сыновьями люблю».
После его гибели остались беременная жена и два сына.
В одном из интервью он сказал очень точные слова: «Все мы случайные прохожие, и судьбы наши переплетены, и каждый может посмотреть со стороны на другого человека и сказать: «Господи, это же моя жизнь!». Если он не увидит во мне себя, не поверит, что я играю на сцене его жизнь, — не надо играть в театре».
Действительно, все мы случайные прохожие. И у некоторых из нас дорога оказывается очень короткой.
И мы не знаем - у кого.
Комментариев пока нет