Топ-10 лучших фильмов 2013 года
Уходящий год был богатым как на качественные блокбастеры, так и на приятный арт-хаус. Правда, «отсеивать семена от плевел» с каждым годом становится всё труднее, потому что количество (увы, не качество!) фильмов заметно возрастает.
Ниже представлены лучшие фильмы 2013 года: некоторые впечатлили в художественном плане, другие — смыслом, третьи — непревзойдённым юмором и диалогами. Так или иначе, каждый фильм запомнился. Возможно, у вас есть свои варианты? Не стесняйтесь об этом писать в комментариях.
Режиссёр: Ричард Линклейтер.
Каждые девять лет Итан Хоук и Жюли Дельпи, а вместе с ними и зрители, переосмысливают значение слова «любовь». Всё началось с фильма «Перед рассветом» (1995 г.), где весь сюжет сосредоточен на случайной встрече в поезде молодых людей, решивших вместе провести один день. По большому счёту, это был фильм-диалог о любви и отношениях.
Продолжение «Перед закатом» (2004 г.) сохраняет реально прошедший промежуток времени — герои встретились через девять лет, оценили прошедшие годы, включив походу дела реальные моменты из жизни Хоука и Дельпи, и вновь обратились к теме любви, но уже «повзрослев».
Третья часть — «Перед полуночью» — начинается ещё через девять лет, которые по сюжету герои провели вместе. У них есть дочери-близнецы, хорошая карьера, но как на них сказалась семейная жизнь, сохранились ли чувства друг к другу? Главным достоинством этой любовной трилогии является реалистичность — герои действительно похожи на реальных людей, которых волнуют реальные проблемы.
«После нашей эры»
Режиссёр: М. Найт Шьямалан.
Пожалуй, многие не согласятся, что «После нашей эры» с семейством Смитов в главной роли заслуживает быть среди лучших фильмов года. Да, у этого фильма множество недостатков, характерных для фантастических блокбастеров — плохо продуманный сюжет, линейность и карикатурность персонажей. Но всё это можно простить, если оценивать «После нашей эры» с точки зрения отношений отца и сына. Просто роскошный подарок Уилла Смита своему сынишке! Да и для подростков фильм будет не только интересен, но и полезен. Воспитательный, так сказать.
«Европа»
Режиссёр: Себастьян Кордеро.
Фанатам астрономии и космических «ужастиков» посвящается. Фильм снят в жанре «мокьюментари»; повествует об экспедиции на ледяной спутник Юпитера — Европу, где под коркой льда есть подповерхностный океан (причём это реальная гипотеза, а не выдуманный факт). Стоит ли заглядывать туда? Мы узнаем об этом лет через 15—20, ну а создатели «Европы» решили пофантазировать уже сейчас. Благо, развитие компьютерных технологий позволяет снимать качественные научно-фантастические фильмы при самом минимальном бюджете.
«Советник»
Режиссёр: Ридли Скотт.
80-летний Кормак Маккарти (сценарист) и 76-летний Ридли Скотт (режиссёр) решили сложить прописные и, в общем-то, банальные истины в современную жестокую притчу с целой плеядой звёздных актёров. Подлинное пиршество для глаз и ума, оставляющее длительное послевкусие.
«Лучшее предложение»
Режиссёр: Джузеппе Торнаторе.
Оскароносные итальянцы Торнаторе и Морриконе вновь создали шедевр европейского кино. В фильме очень много прекрасного — музыки, живописи, актёрского мастерства — но главное, что это всё гармонично сочетается друг с другом. Главная тема фильма — роль искусства и вымысла в человеческой жизни.
«Жасмин»
Режиссёр: Вуди Аллен.
Какой же рейтинг лучших фильмов без Вуди Аллена? На этот раз он смеётся не над испорченными богачами, а над равномерно испорченной человеческой природой — и сочувствует не тем, кто больше этого достоин, а кому нужнее. Салли Хокинс и Алек Болдуин как всегда хороши, но Кейт Бланшетт — просто богиня этого фильма.
«Капитан Филлипс»
Режиссёр: Пол Гринграсс.
На материале из сводки новостей Пол Гринграсс снял выдающийся драматический триллер о капитализме. Причём, несмотря на наличие Тома Хэнкса, которому досталась пассивная роль, главным достоинством этого фильма оказался сомалийский актёр Баркхад Абди.
«Гонка»
Режиссёр: Рон Ховард.
Сколько уже удачных исторических и биографических фильмов снял Рон Ховард! Достаточно вспомнить «Аполлон-13» и «Игры разума». На этот раз режиссёра заинтересовала «Формула-1», в частности — легендарное противостояние Ники Лауды и Джеймса Ханта в сезоне 1975-76 годов. Лучшую тему в рамках автоспорта трудно представить! Приятно, что она получила достойное воплощение. Драйвовый, рисковый, достоверный и стилистически выдержанный фильм.
«Джанго освобождённый»
Режиссёр: Квентин Тарантино.
Формально этот фильм вышел в прошлом году, однако большинство его видело уже после Нового Года. Фирменный юмор Квентина, непревзойдённая игра отличных актёров, искусная эксплуатация «запретных тем», перестрелки с реками кетчупа… Тут даже придраться не к чему, разве что к полной пассивности женских персонажей. В общем, каждый новый фильм Тарантино — это событие для киномана, и в данном случае он снова оказался на высоте.
«Гравитация»
Режиссёр: Альфонсо Куарон.
Пожалуй, более впечатляющего фильма о космосе зрители не видели со времён «Космической одиссеи 2001 года» Стэнли Кубрика, которой уже полных 45 лет. Но теперь есть компьютерные спецэффекты, IMAX и настоящие космические станции, так что «Гравитация» во многом даже эффектней. Виды северного сияния и ночного свечения городов с орбиты, убедительность холодной и беззвучной пропасти космоса, поведение слезы и пожара в невесомости, детальное воспроизведение космических станций и аппаратов — всё это с лихвой перевешивает некоторые неточности в интерпретации физических законов и сил, причём существенно повлиявших на сюжет. «Гравитация», по нашему мнению, заслужила звание «фильма года».