Российские фильмы, которые произвели фурор в мировом прокате
В эпоху Голливуда экраны кинотеатров, кажется, окончательно захватила продукция «фабрики грез». В мировом прокате место остается разве что редким французским эротическим драмам да тонкому английскому юмору – остальные картины имеют успех только в той стране, где их сняли. Или все-таки и российские фильмы покоряют иногда мировой прокат?
Добрый мультфильм производства российской студии Wizart Animation покорил зрителей не меньше, чем продукция компании Дисней. В 2013 году кроме России его посмотрели почти 125 тысяч человек в Польше, 135 – в Бразилии и, неожиданно, почти 280 тысяч зрителей в Южной Корее. В мировом прокате «Снежная королева» собрала почти 4,5 миллиона долларов – это больше трети от общих сборов создателей мультфильма.
В прошлом году мультик пользовался наибольшей популярностью на кинорынке в Каннах, который проходит там ежегодно. «Снежную королеву» купили для демонстрации в Чехии, Словакии, Малайзии, на Филиппинах, в Индонезии, Канаде, Польше и Израиле. Но главный зритель российских мультиков – это, конечно же, Китай.
Из-за строгой политики по отношению к зарубежной кино- и мультпродукции попасть в кинотеатры страны для любой студии – большая удача. А тут еще и сам мультик так понравился прокатчикам, что они приобрели права сразу на две части «Снежной королевы». В общем, прибыль обеспечена.
Сталинград
В России снимают много фильмов о войне. Хороших фильмов. Но ни один из них не имел такого успеха в мировом прокате, как «Сталинград» Федора Бондарчука. Только в США сборы от демонстрации картины в кинотеатрах и выпуска на DVD превысили миллион долларов. А в Китае ленту посмотрели около 2 млн человек – больше только в России – и «Сталинград» стал в Поднебесной самым успешным иностранным фильмом неамериканского производства в прокате.
В общей сложности фильм демонстрировался в 27 странах – практически по всей Европе, в том числе в Германии, Италии, Испании и Великобритании. В мировом прокате, не считая России, фильм собрал более 17 миллионов долларов и стал третьим по этому показателю российским фильмом в истории.
Ночной дозор
Это сейчас услышав словосочетание «Night Watch» весь мир вспоминает Джона Сноу и Стену, защищающую Вестерос от Белых ходоков. А ведь еще 10 лет назад это словосочетание плотно ассоциировалось с Россией и Антоном Городецким – настолько европейского и американского зрителя покорила картина по мотивам романа Сергея Лукьяненко. В США фильм собрал более 1,5 миллионов долларов, а во всем мире более 16 млн – ровно столько же, сколько в самой России, что для нашего кино абсолютно беспрецедентно.
Снятый безо всякого иностранного участия, «Ночной дозор» собрал по тем временам невероятное для российской картины количество зрителей у экранов: почти 600 тысяч человек в Германии, около 450 тысяч в Испании, более 170 тысяч во Франции и более 150 – в Великобритании. В прокат «Ночной дозор» вышел более чем в 50 странах (результат, достойный Голливуда) и демонстрировался на 11 кинофестивалях.
Статуэток, правда, не собрал – единственной наградой картины, не считая повсеместной любви зрителей, стал «Золотой орел» за работу звукорежиссёра. Следующая часть картины также не оставила зрителей равнодушными: в США только на DVD «Дневной Дозор» собрал более миллиона долларов.
Монгол
Скажем прямо, успеху этого фильма во многом поспособствовала его международная команда: в составе съемочной и продюсерской группы были немцы, казахи и монголы. В США картину посмотрели около 800 тысяч человек. Для сравнения в России – чуть более 1,1 миллиона. Испания, Германия, Великобритания, Италия, Франция и Турция – по всем этим странам триумфально прошагал «Монгол», собрав у экранов более 100, а кое-где и более 200 тысяч человек.
Сборы картины в России составили всего 6,5 миллионов долларов, зато в мире – порядка 20 миллионов, из них 5,7 – в США. Правда, на DVD фильм «не пошел» — 618 тысяч для Америки крайне низкий результат. Но в кинотеатрах приключения Тэмуджина – будущего знаменитого Чингисхана, произвели настоящий фурор и прославили режиссера Сергея Бодрова. Фильм получил премию Ника в шести номинациях и даже номинировался на «Оскар» как «Лучший фильм на иностранном языке».
Возвращение
В России Андрей Звягинцев остается недооцененным гением, но на Западе он – одна из икон российского кинематографа. Как иначе объяснить, что его картина «Возвращение», заработавшая в нашей стране всего полмиллиона долларов, в мировом прокате собрала почти 5,5 миллионов? Да и по количеству зрителей европейцы далеко обогнали россиян – в Италии картину Звягинцева увидели 175 тысяч человек, во Франции – 116 тысяч, а в Испании – 70.
Впрочем, на Западе тонкие психологические драмы всегда любили больше, чем у нас. Пять призов Венецианского кинофестиваля и еще добрый десяток европейских премий и номинаций – лучшее тому подтверждение. Удивительно, но скромные, по голливудским и даже нашим, российским, меркам сборы, с лихвой окупили скромный бюджет картины – всего 400 тысяч долларов.
Репутацию экспортного режиссера Звягинцев подтвердил и в этом году, когда его «Левиафан» получил «Золотой глобус» и еще десятки призов международных кинофестивалей, был номинирован на «Оскар», но в России собрал чуть более 1,3 миллиона долларов. Для сравнения в США – 1,1 млн.