Одесские приключения Гайдая и Шурика, или «Операция «Ы»»!
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика»! Лидер кинопроката 1965 года! Кинокомедия, ставшая классикой, которая по зрительской популярности занимает седьмое место за всю историю советского кинематографа! Как режиссер снимал свой шедевр в Одессе?! Какие 33 несчастья преследовали мэтра во время создания кинокартины?! Приглашаю Вас отправиться в захватывающую киноэкспедицию и погрузиться во все творческие тайны «Одесской операции» Леонида Гайдая.
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика» 1965 год.
Режиссер: Леонид Йович Гайдай
В ролях: А. Демьяненко, Н. Селезнева, А. Смирнов, В. Басов, Е. Моргунов Р. Зеленая, Ю. Никулин, М. Пуговкин, Г. Вицин, и многие другие.
Веселый и находчивый студент по имени Саша, или просто Шурик, становится участником комических происшествий. Тонкий юмор, простые и лаконичные, но в тоже время полные глубокого смысла диалоги, жизненные и натуральные образы героев, фразы, ставшие крылатыми, — все это в концентрированном виде неподражаемый Леонид Гайдай воплотил в трех новеллах под общим интригующим названием «Операция «Ы».
-Скажите, пожалуйста, а вот это мероприятие, или как бы лучше сказать…операция…
-«Ы»! Операция «Ы»!
-Почему «Ы»?!
-Что-бы никто не догадался…
Действительно, немногие смогли бы догадаться, что таит в себе такой заголовок киноленты. По первоначальному замыслу именоваться картина должна была куда банальнее-«Несерьезные истории». Да и состоять из двух, а не из трех таких «историй». Авторами сценария был блистательный тандем драматургов: Морис Романович Слободской и Яков Аронович Костюковский. Леонид Гайдай выбрал именно их сценарий на современные, актуальные и острые темы. Спустя годы создатели поймут, что их встреча была поистине исторической и судьбоносной. Ведь эта творческая команда за семь лет создаст три величайших шедевра! Комедии века: «Операция «Ы»», «Кавказская пленница или новые приключения Шурика» и «Бриллиантовая рука!» Только за первый год проката бессмертные комедии посмотрело более двухсот двадцати миллионов зрителей!
Но все эти события в будущем. А в 1964 году Леонид Гайдай решает экранизировать пока еще «Несерьезные истории», главным героем которых станет Владик Ариков. Именно такое имя носит центральный персонаж до того, как он станет Сашей.
К концу марта того же года литературный сценарий получает резолюцию. Несерьезных историй все еще две: «Напарник», в которой Владик занимается перевоспитанием верзилы загремевшего на пятнадцать суток и «Весеннее наваждение», где студенты Владик и Лида влюбляются во время сессии, что помогает героям успешно сдать все экзамены. Для того, чтобы материала хватило на создание полнометражного кинофильма, в мае появляется и третья история «Операция «Ы»». В ней бесстрашный Владик расстраивает коварные планы директора торговой базы по срыву ревизии.
В июне начинается долгий и кропотливый процесс подбора актерского состава. Владика могли сыграть Виталий Мефодьевич Соломин, Александр Викторович Збруев или даже сам Евгений Ваганович Петросян! Роль верзилы могла достаться Михаилу Ивановичу Пуговкину.
Как мы уже знаем, актер органично и правдоподобно воплотит на экране образ Павла Степановича, прораба строительно-монтажного управления.
-Какого, какого управления?!
-Монтажного управления
Некоторые кандидаты на роли не устраивали сценаристов, а кое-кто лично самого Леонида Йовича. Поиски не на шутку затянулись. Съемки были под угрозой срыва, когда совершенно неожиданно, ассистенты посоветовали режиссеру обратить внимание на молодого и талантливого артиста Александра Демьяненко, который в те годы жил и работал в Ленинграде. Гайдай решил лично увидеть в деле актера, кроме того, он собирался предложить сыграть верзилу еще одному ленинградцу Алексею Макаровичу Смирнову. Одним выстрелом — двух зайцев! Решено! И режиссер отправляется к берегам Невы.
После знакомства с Александром Сергеевичем Демьяненко все сомнения отпали — выбор режиссера был очевиден. Это же вылитый Владик. Интеллигент в очках! Правда, его еще предстояло сделать блондином. Но Демьяненко сразу согласился на все испытания без лишних колебаний. Актеру очень понравился сценарий. Он был уверен, что сыграет главного героя в потенциальном кинохите!
А вот Наталья Игоревна Селезнева не спешила примерять образ главной героини Лиды. Актриса погрузилась в мир кино с детских лет и перво — наперво поинтересовалась у режиссера размером заработной платы. Гонорар удовлетворял требованиям Селезневой и в конце июля долгожданные съемки начались!
К тому времени безжалостная и въедливая цензура приказала режиссеру срочно изменить имя главного героя. У зрителя могла собраться логическая цепочка: Владик — это Владимир, Владимир — это Владимир Ильич, ну а Владимир Ильич — это Ленин, чье имя использовать в комическом и комедийном контексте не следует! Благодаря такому повороту Владик стал Шуриком.
Итак, съемочный процесс закипел! Но напоминал скорее кухню хозяйки, у которой все решительно валиться из рук, а если что и закипает, то обязательно не вовремя.
Для съемок первой истории «Напарники», в которой сюжет разворачивается на стройке, установка аппаратуры и освоение съемочной площадки могло занимать половину рабочего дня. Во вторую часть смены шел дождь. Сутками напролет съемочная группа создавала антураж, конструировала подъемники, лифты и прочие атрибуты стройплощадки, а когда доходило дело до съемок — у операторов ломались камеры, оказывались разряженными аккумуляторы и вылетали крепежные болты.
В современном мире ничего не изменилось: только зазевался и у гаджета села батарейка- весь день коту под хвост! Кроме того, на съемочной площадке регулярно отсутствует главный герой Шурик. Александр Демьяненко — занятой артист и принимает участие одновременно в нескольких кинофильмах. Из-за чего в одной из сцен погони верзилы за Шуриком актера приходится заменить дублером.
Три месяца длятся мучения Леонида Йовича! Вдобавок, несколько сотен метров кинопленки оказываются бракованными! План по количеству отснятого материала катастрофически не выполняется. Вероятно, не выдержав нервной нагрузки, Гайдай заболевает, а вслед за ним и Демьяненко. В конце октября пасмурная погода в Москве наконец-то прекращается. И начинаются проливные дожди!
Наступает критический момент. Леонид Гайдай осознает, что трагическое положение необходимо спасть. В компании главного оператора и художника, режиссер отправляется в погоню за хорошей погодой в Баку. Но ее там нет. Тогда Симферополь и Ялта — опять промах.
В любой непонятной ситуации лети в Одессу! Осмелюсь предположить, что именно Гайдай является автором этого лозунга. В конце октября съемочная группа дружно выезжает в Одессу!
Но и в нашем городе беды и несчастья «Операции» «Ы»‘ продолжаются. Александра Демьяненко на несколько дней снова косит недуг, а на Одессу опускается густой туман.
Надо сказать, что это чуть ли не единственный случай в истории кинематографа. Наш город всегда был гостеприимен с режиссерами и обеспечивал их столь необходимым ярким солнцем и Черным морем! Скорее всего это была месть. Да, да, настоящая женская месть. Месть девушки, обиженной вниманием к своей персоне. Леонид Йович Гайдай до этого момента не снимал кино в Одессе. И решился на этот шаг от безысходности, перепробовав множество городов, а вовсе не потому, что Одесса живописна и привлекательна. И как девушка с характером она решила: пусть мэтр еще немного подождет у моря погоды.
А знаете ли Вы, что главным героям «Операции «Ы»» к тому времени уже доводилось бывать на съемках в Одессе?!
В 1956 году одиннадцатилетняя Наташа, будущая Селезнева, но пока Полинковская, сыграла главную роль в детской картине «Девочка и крокодил» режиссеров Иосифа Гиндина и Исаака Менакера. Вот актриса в образе главной героини Кати прыгает на скакалке по Приморскому бульвару.
Актеры Александр Демьяненко и Алексей Смирнов не отставали от Селезневой и тоже могли похвастаться рабочими визитами в Одессу.
В 1963 году Александр Сергеевич Демьяненко принимал участие в съемках молодежной, лирической киноленты «Первый троллейбус», режиссер Исидор Анненский.
А Алексей Макарович Смирнов в 1960 году сыграл роль немецкого офицера у режиссера Владимира Денисенко в кинофильме «Роман и Франческа».
Вдоль маленьких домиков белых
Акация душно цветет.
Хорошая девочка Лида
На улице Южной живет.
А на самом деле, Лида проживает на Французском бульваре, который в 1964 году именовался Пролетарским бульваром. 25 октября Леонид Гайдай все-таки оставляет одесский след в «Операции «Ы»». Двор, в котором живет главная героиня новеллы «Наваждение», находится именно здесь.
Шурик, у которого, как мы помним, не было собственного конспекта, за день до экзамена пытался восполнить пробелы в знаниях. Совершенно случайно в трамвае у девушки Лиды он наткнулся на конспект по необходимой дисциплине. Завороженный рукописью, Шурик следует за героиней словно привязанный через весь город. Оба персонажа зачитались и увлеклись изучением материала и совершенно не замечают присутствия друг друга, впрочем, и всего окружающего мира.
Парочка не обращает внимание даже на злого пса, охраняющего вещи. Кстати, эти самые вещи и мебель съемочная группа искала по городу несколько дней.
А Шурик с Лидой, как ни в чем не бывало, скрываются за дверью подъезда.
Собака расстроенно пожимает плечами и выдыхает. Специально для работы с четырехлапым актером на съемочную площадку был приглашен дрессировщик. Но очевидцы съемок утверждают, что для того чтобы добиться от пса необходимых действий и всей палитры чувств, Гайдай лично забрался под боксера и приподнял передние лапы, имитируя обреченный выдох.
Кроме самого двора Лиды, на заднем плане мы отчетливо видим серое здание с круглым окном по центру. Это дом, находящийся на месте бывшей дачи А. Шевелева по Французскому бульвару.
Так дом выглядит сегодня, а круглое окно выглядывает из обильно разросшейся листвы.
А наши герои снова возвращаются к дому Лиды, но уже увлеченные не конспектом, а друг другом. Ребята сдали экзамен на отлично. Успели познакомиться и совершенно не помнят, что вчера провели весь день вместе.
На дворе конец октября и актеры мерзли в легкой летней одежде. А в кадре солнечная, теплая, одесская весна. Шурик дурачится и развлекает Лиду.
А верный пес получает второй шанс исполнить свой долг. А верный пес получает второй шанс исполнить свой долг.
Шурик пытается освободить дорогу к подъезду, применив к грозному стражу отвлекающий маневр.
-Как ты мог оставить вещи без никого?!
-Там же Рекс! А Рекс никогда не отойдет от вещей. А у меня горло.
-Горло. И голова.
-И голова.
-Без мозгов
-Без мозгов…
Хозяин знал, что говорит, а героям приходится идти на более изощренные методы нейтрализации Рекса!
-У вас, случайно, колбасы с собой нет?
-Есть, только «Докторская».
-Была «Докторская», стала «Любительская!»…
Шурик и Лида пытаются усыпить пса совершенно безвредным снотворным.
Но Рекс съедает колбасу оставив таблетки на земле.
Заставить собаку покинуть пост, как мы помним, смогла лишь матушка природа, в виде черного кота.
А вот таким предстал перед нами двор Лиды сейчас.
Подъезд, где жила Лида, узнается гораздо легче.
Специально изготовленный и раскрашенный для съемок вход и козырек, к сожалению, не сохранились, но в остальном все на месте!
Заканчивается новелла по традиции жанра логичным и счастливым финалом.
А у режиссера Гайдая до финальной сцены еще очень далеко. И хотя погода нестабильная: туману и ветру на смену приходит холодный осенний дождь, Леонид Йович все равно принимает решение продолжать съемки в Одессе. Отступать некуда! В других городах погода не лучше, а у нас еще есть шанс застать несколько солнечных деньков.
На стройке жилмассива в районе «Черемушки» в течении двух недель, буквально выпрашивая у природы каждый солнечный денек, ведутся съемки эпизодов из первой новеллы «Напарники». В ней, как мы помним, Шурик — студент Политеха, подрабатывает на стройке. По иронии судьбы, к нему прикрепляют сурового напарника — тунеядца и хулигана, угодившего на пятнадцатисуточные исправительные работы как раз по милости самого Шурика. У верзилы совершенно нет желания трудиться, кроме того, он испытывает глубокую личную неприязнь к Саше.
Появляются эпизоды с диалогами и фразами, которым было суждено стать культовыми!
А, влип, очкарик!? Это только аванс. Ну, теперь все. Ну, студент, готовься. Скоро на тебя наденут деревянный макинтош, и в твоем доме будет играть музыка…Но ты ее не услышишь.
Но, видимо, Гайдаю кто-то сильно завидовал или просто сглазил. Ведь и на сей раз не обошлось без происшествий.
-У Вас несчастные случае на стройке были?
-Нет, пока еще ни одного не было…
-Будут, пошли.
Едва успели снять первые кадры как битум, в который влип Шурик, загорелся. Пожар тушили всем миром!
Кто не работает, тот ест! Учись, студент!
Но это еще не все!
Пойми студент, сейчас к людям надо помягше, а на вопросы смотреть ширше! Вот ты думаешь это мне дали пятнадцать суток?! Нет, это нам дали пятнадцать суток. А для чего? Чтоб ты вел среди меня разъяснительную работу! А я рос над собой! Ну ладно, давай бухти мне как космические корабли бороздят Большой театр…а я посплю…
Благодаря помощи неравнодушного свидетеля съемок был обнаружен тот самый двор, который сыграл в сцене обеда, борьбы с мухами и залипанием Шурика в битум!
Итак, в эпизоде с поеданием верзилой супа, шашлыка и компота на экране отчетливо видны две пятиэтажки. Обратите внимание, дома расположены не строго один за другим. Здание, над которым находится подъемный кран, выступает немного левее.
В то время, пока Федя расправляется с шашлыком, а Шурик перекусывает булочкой с кефиром, в кадре появляется все тот же двор, но уже с противоположной стороны. Вдалеке видны еще несколько недостроенных домов.
А теперь обратим свой взор на карту.
Пятиэтажки которые мы видим на экране — это дома номер 8, 31\3 и 29\3 по улице Космонавтов. Они же фигурируют в сцене с безжалостным истреблением мух.
Группа домов, находящихся за спиной у Шурика во время обеда, — это дома 25\2 и 25\3. Эти же здания принимают участие в эпизоде с битумом.
Посмотрим как все изменилось за 50 с лишнем лет!
Тот самый дом за спиной у Верзилы!
Напротив одного из этих балконов и проходила трапеза.
Те самые два окна за плечами Шурика.
В 1965 году без зелени и деревьев.
А сразу над левым плечом Шурика заметны и эти дома:
25\3.
и 25\2
В сцене с битумом они как на ладони.
Забавно, но приблизительно на том же месте, где влип Шурик, были обнаружены остатки трубы, из которой верзила брал воду. Возможно, той самой трубы, кто знает…
А напоследок, в конце ноября, перед самым отъездом из Одессы, съемочная группа перебазировалась в ЦПКиО имени Т. Г. Шевченко. Съемки продолжаются! Снимают эпизоды из «Наваждения». В начале Шурик и Лида с бесценным конспектом переходят дорогу на зеленый свет. Но делают они это случайно. Ведь они, как мы помним, отключены от окружающего мира, и движутся совершенно автоматически.
Узнаете?! Это центральный вход в парк, Тараса Григорьевича — произведения скульпторов А. Белостоцкого и О. Супруна, пока еще нет на своем привычном месте. А появится он уже совсем скоро в 1966 году.
Сцену удалось снять лишь со второй попытки. Первый блин оказался комом. Милиция, массовка и больше двадцати единиц техники напрасно томились в ожидании. Актриса Наталья Селезнева не успела вернуться в Одессу из-за отмены авиарейса.
В завершении новеллы эпизод на том же, хорошо знакомом перекрестке. Герои на сей раз включают сознание, но это не помогает. Загорается красный свет и Лида с Шуриком едва не попали под колеса автомобилей!
50 лет спустя, после нескольких реконструкций, главная аллея,конечно, изменилась. Но все-таки не до неузнаваемости.
Но и это не единственные кадры «Операции «Ы»», которые Леонид Гайдай увез из парка имени Шевченко.
Можно переворачивать!
Командует студент, сидя на дереве с биноклем. Очевидно, не только Шурик с Лидой охотились за конспектом в период сессии.
А для просмотра следующего кадры попрошу Вас быть предельно внимательными и сконцентрированными! Готовы!?
В этом эпизоде, в левом нижнем углу, за студентом стоящим на бордюре, отчетливо видны бортики лестницы. Сразу за ними, сквозь листву деревьев просматривается фонарь. А в правом верхнем углу находится одна из четырех осветительных матч Центрального стадиона «ЧМП».
Одесса, наши дни. К сожалению, легендарное дерево спилили,а стадион носит гордое имя «Черноморец» и после реконструкции современное освещение расположено непосредственно на крыше арены. Хоть лестница с бордюром на месте и фонарь вдалеке видно получше.
Одесский этап «Операции «Ы»» был пройден. А у режиссера впереди была одноименная заключительная новелла. Последний бой — он трудный самый! Если Вы думаете, что судьба-злодейка сжалилась над Гайдаем в завершении съемочного процесса, то Вы ошибаетесь. Вместо снега на съемках будет лить дождь. А когда снег решат специально доставлять, он начнет таить еще до приезда на место.
После всей этой съемочной эпопеи, хочется стоя аплодировать Леониду Йовичу Гайдаю, актерам и всей съемочной группе. Создать шедевр, когда против тебя выступает погода, природа и даже сама судьба, возможно только при наличии колоссального желания добиться успеха, веры и безграничного профессионализма!
Привычное зрителю название «Операция «Ы»» получит в январе 1965 года на Художественном совете. А уже летом этого года, на премьере кинотеатры будут в прямом смысле лопаться от смеха. Великую кинокомедию увидят 70 миллионов зрителей! В ту пору, завоевать такую популярность не удавалось ни одному кинофильму! «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» становится самой посещаемой картиной за всю историю советского кинематографа!
Режиссер: Леонид Йович Гайдай
В ролях: А. Демьяненко, Н. Селезнева, А. Смирнов, В. Басов, Е. Моргунов Р. Зеленая, Ю. Никулин, М. Пуговкин, Г. Вицин, и многие другие.
Веселый и находчивый студент по имени Саша, или просто Шурик, становится участником комических происшествий. Тонкий юмор, простые и лаконичные, но в тоже время полные глубокого смысла диалоги, жизненные и натуральные образы героев, фразы, ставшие крылатыми, — все это в концентрированном виде неподражаемый Леонид Гайдай воплотил в трех новеллах под общим интригующим названием «Операция «Ы».
-Скажите, пожалуйста, а вот это мероприятие, или как бы лучше сказать…операция…
-«Ы»! Операция «Ы»!
-Почему «Ы»?!
-Что-бы никто не догадался…
Действительно, немногие смогли бы догадаться, что таит в себе такой заголовок киноленты. По первоначальному замыслу именоваться картина должна была куда банальнее-«Несерьезные истории». Да и состоять из двух, а не из трех таких «историй». Авторами сценария был блистательный тандем драматургов: Морис Романович Слободской и Яков Аронович Костюковский. Леонид Гайдай выбрал именно их сценарий на современные, актуальные и острые темы. Спустя годы создатели поймут, что их встреча была поистине исторической и судьбоносной. Ведь эта творческая команда за семь лет создаст три величайших шедевра! Комедии века: «Операция «Ы»», «Кавказская пленница или новые приключения Шурика» и «Бриллиантовая рука!» Только за первый год проката бессмертные комедии посмотрело более двухсот двадцати миллионов зрителей!
Но все эти события в будущем. А в 1964 году Леонид Гайдай решает экранизировать пока еще «Несерьезные истории», главным героем которых станет Владик Ариков. Именно такое имя носит центральный персонаж до того, как он станет Сашей.
К концу марта того же года литературный сценарий получает резолюцию. Несерьезных историй все еще две: «Напарник», в которой Владик занимается перевоспитанием верзилы загремевшего на пятнадцать суток и «Весеннее наваждение», где студенты Владик и Лида влюбляются во время сессии, что помогает героям успешно сдать все экзамены. Для того, чтобы материала хватило на создание полнометражного кинофильма, в мае появляется и третья история «Операция «Ы»». В ней бесстрашный Владик расстраивает коварные планы директора торговой базы по срыву ревизии.
В июне начинается долгий и кропотливый процесс подбора актерского состава. Владика могли сыграть Виталий Мефодьевич Соломин, Александр Викторович Збруев или даже сам Евгений Ваганович Петросян! Роль верзилы могла достаться Михаилу Ивановичу Пуговкину.
Как мы уже знаем, актер органично и правдоподобно воплотит на экране образ Павла Степановича, прораба строительно-монтажного управления.
-Какого, какого управления?!
-Монтажного управления
Некоторые кандидаты на роли не устраивали сценаристов, а кое-кто лично самого Леонида Йовича. Поиски не на шутку затянулись. Съемки были под угрозой срыва, когда совершенно неожиданно, ассистенты посоветовали режиссеру обратить внимание на молодого и талантливого артиста Александра Демьяненко, который в те годы жил и работал в Ленинграде. Гайдай решил лично увидеть в деле актера, кроме того, он собирался предложить сыграть верзилу еще одному ленинградцу Алексею Макаровичу Смирнову. Одним выстрелом — двух зайцев! Решено! И режиссер отправляется к берегам Невы.
После знакомства с Александром Сергеевичем Демьяненко все сомнения отпали — выбор режиссера был очевиден. Это же вылитый Владик. Интеллигент в очках! Правда, его еще предстояло сделать блондином. Но Демьяненко сразу согласился на все испытания без лишних колебаний. Актеру очень понравился сценарий. Он был уверен, что сыграет главного героя в потенциальном кинохите!
А вот Наталья Игоревна Селезнева не спешила примерять образ главной героини Лиды. Актриса погрузилась в мир кино с детских лет и перво — наперво поинтересовалась у режиссера размером заработной платы. Гонорар удовлетворял требованиям Селезневой и в конце июля долгожданные съемки начались!
К тому времени безжалостная и въедливая цензура приказала режиссеру срочно изменить имя главного героя. У зрителя могла собраться логическая цепочка: Владик — это Владимир, Владимир — это Владимир Ильич, ну а Владимир Ильич — это Ленин, чье имя использовать в комическом и комедийном контексте не следует! Благодаря такому повороту Владик стал Шуриком.
Итак, съемочный процесс закипел! Но напоминал скорее кухню хозяйки, у которой все решительно валиться из рук, а если что и закипает, то обязательно не вовремя.
Для съемок первой истории «Напарники», в которой сюжет разворачивается на стройке, установка аппаратуры и освоение съемочной площадки могло занимать половину рабочего дня. Во вторую часть смены шел дождь. Сутками напролет съемочная группа создавала антураж, конструировала подъемники, лифты и прочие атрибуты стройплощадки, а когда доходило дело до съемок — у операторов ломались камеры, оказывались разряженными аккумуляторы и вылетали крепежные болты.
В современном мире ничего не изменилось: только зазевался и у гаджета села батарейка- весь день коту под хвост! Кроме того, на съемочной площадке регулярно отсутствует главный герой Шурик. Александр Демьяненко — занятой артист и принимает участие одновременно в нескольких кинофильмах. Из-за чего в одной из сцен погони верзилы за Шуриком актера приходится заменить дублером.
Три месяца длятся мучения Леонида Йовича! Вдобавок, несколько сотен метров кинопленки оказываются бракованными! План по количеству отснятого материала катастрофически не выполняется. Вероятно, не выдержав нервной нагрузки, Гайдай заболевает, а вслед за ним и Демьяненко. В конце октября пасмурная погода в Москве наконец-то прекращается. И начинаются проливные дожди!
Наступает критический момент. Леонид Гайдай осознает, что трагическое положение необходимо спасть. В компании главного оператора и художника, режиссер отправляется в погоню за хорошей погодой в Баку. Но ее там нет. Тогда Симферополь и Ялта — опять промах.
В любой непонятной ситуации лети в Одессу! Осмелюсь предположить, что именно Гайдай является автором этого лозунга. В конце октября съемочная группа дружно выезжает в Одессу!
Но и в нашем городе беды и несчастья «Операции» «Ы»‘ продолжаются. Александра Демьяненко на несколько дней снова косит недуг, а на Одессу опускается густой туман.
Надо сказать, что это чуть ли не единственный случай в истории кинематографа. Наш город всегда был гостеприимен с режиссерами и обеспечивал их столь необходимым ярким солнцем и Черным морем! Скорее всего это была месть. Да, да, настоящая женская месть. Месть девушки, обиженной вниманием к своей персоне. Леонид Йович Гайдай до этого момента не снимал кино в Одессе. И решился на этот шаг от безысходности, перепробовав множество городов, а вовсе не потому, что Одесса живописна и привлекательна. И как девушка с характером она решила: пусть мэтр еще немного подождет у моря погоды.
А знаете ли Вы, что главным героям «Операции «Ы»» к тому времени уже доводилось бывать на съемках в Одессе?!
В 1956 году одиннадцатилетняя Наташа, будущая Селезнева, но пока Полинковская, сыграла главную роль в детской картине «Девочка и крокодил» режиссеров Иосифа Гиндина и Исаака Менакера. Вот актриса в образе главной героини Кати прыгает на скакалке по Приморскому бульвару.
Актеры Александр Демьяненко и Алексей Смирнов не отставали от Селезневой и тоже могли похвастаться рабочими визитами в Одессу.
В 1963 году Александр Сергеевич Демьяненко принимал участие в съемках молодежной, лирической киноленты «Первый троллейбус», режиссер Исидор Анненский.
А Алексей Макарович Смирнов в 1960 году сыграл роль немецкого офицера у режиссера Владимира Денисенко в кинофильме «Роман и Франческа».
Вдоль маленьких домиков белых
Акация душно цветет.
Хорошая девочка Лида
На улице Южной живет.
А на самом деле, Лида проживает на Французском бульваре, который в 1964 году именовался Пролетарским бульваром. 25 октября Леонид Гайдай все-таки оставляет одесский след в «Операции «Ы»». Двор, в котором живет главная героиня новеллы «Наваждение», находится именно здесь.
Шурик, у которого, как мы помним, не было собственного конспекта, за день до экзамена пытался восполнить пробелы в знаниях. Совершенно случайно в трамвае у девушки Лиды он наткнулся на конспект по необходимой дисциплине. Завороженный рукописью, Шурик следует за героиней словно привязанный через весь город. Оба персонажа зачитались и увлеклись изучением материала и совершенно не замечают присутствия друг друга, впрочем, и всего окружающего мира.
Парочка не обращает внимание даже на злого пса, охраняющего вещи. Кстати, эти самые вещи и мебель съемочная группа искала по городу несколько дней.
А Шурик с Лидой, как ни в чем не бывало, скрываются за дверью подъезда.
Собака расстроенно пожимает плечами и выдыхает. Специально для работы с четырехлапым актером на съемочную площадку был приглашен дрессировщик. Но очевидцы съемок утверждают, что для того чтобы добиться от пса необходимых действий и всей палитры чувств, Гайдай лично забрался под боксера и приподнял передние лапы, имитируя обреченный выдох.
Кроме самого двора Лиды, на заднем плане мы отчетливо видим серое здание с круглым окном по центру. Это дом, находящийся на месте бывшей дачи А. Шевелева по Французскому бульвару.
Так дом выглядит сегодня, а круглое окно выглядывает из обильно разросшейся листвы.
А наши герои снова возвращаются к дому Лиды, но уже увлеченные не конспектом, а друг другом. Ребята сдали экзамен на отлично. Успели познакомиться и совершенно не помнят, что вчера провели весь день вместе.
На дворе конец октября и актеры мерзли в легкой летней одежде. А в кадре солнечная, теплая, одесская весна. Шурик дурачится и развлекает Лиду.
А верный пес получает второй шанс исполнить свой долг. А верный пес получает второй шанс исполнить свой долг.
Шурик пытается освободить дорогу к подъезду, применив к грозному стражу отвлекающий маневр.
-Как ты мог оставить вещи без никого?!
-Там же Рекс! А Рекс никогда не отойдет от вещей. А у меня горло.
-Горло. И голова.
-И голова.
-Без мозгов
-Без мозгов…
Хозяин знал, что говорит, а героям приходится идти на более изощренные методы нейтрализации Рекса!
-У вас, случайно, колбасы с собой нет?
-Есть, только «Докторская».
-Была «Докторская», стала «Любительская!»…
Шурик и Лида пытаются усыпить пса совершенно безвредным снотворным.
Но Рекс съедает колбасу оставив таблетки на земле.
Заставить собаку покинуть пост, как мы помним, смогла лишь матушка природа, в виде черного кота.
А вот таким предстал перед нами двор Лиды сейчас.
Подъезд, где жила Лида, узнается гораздо легче.
Специально изготовленный и раскрашенный для съемок вход и козырек, к сожалению, не сохранились, но в остальном все на месте!
Заканчивается новелла по традиции жанра логичным и счастливым финалом.
А у режиссера Гайдая до финальной сцены еще очень далеко. И хотя погода нестабильная: туману и ветру на смену приходит холодный осенний дождь, Леонид Йович все равно принимает решение продолжать съемки в Одессе. Отступать некуда! В других городах погода не лучше, а у нас еще есть шанс застать несколько солнечных деньков.
На стройке жилмассива в районе «Черемушки» в течении двух недель, буквально выпрашивая у природы каждый солнечный денек, ведутся съемки эпизодов из первой новеллы «Напарники». В ней, как мы помним, Шурик — студент Политеха, подрабатывает на стройке. По иронии судьбы, к нему прикрепляют сурового напарника — тунеядца и хулигана, угодившего на пятнадцатисуточные исправительные работы как раз по милости самого Шурика. У верзилы совершенно нет желания трудиться, кроме того, он испытывает глубокую личную неприязнь к Саше.
Появляются эпизоды с диалогами и фразами, которым было суждено стать культовыми!
А, влип, очкарик!? Это только аванс. Ну, теперь все. Ну, студент, готовься. Скоро на тебя наденут деревянный макинтош, и в твоем доме будет играть музыка…Но ты ее не услышишь.
Но, видимо, Гайдаю кто-то сильно завидовал или просто сглазил. Ведь и на сей раз не обошлось без происшествий.
-У Вас несчастные случае на стройке были?
-Нет, пока еще ни одного не было…
-Будут, пошли.
Едва успели снять первые кадры как битум, в который влип Шурик, загорелся. Пожар тушили всем миром!
Кто не работает, тот ест! Учись, студент!
Но это еще не все!
Пойми студент, сейчас к людям надо помягше, а на вопросы смотреть ширше! Вот ты думаешь это мне дали пятнадцать суток?! Нет, это нам дали пятнадцать суток. А для чего? Чтоб ты вел среди меня разъяснительную работу! А я рос над собой! Ну ладно, давай бухти мне как космические корабли бороздят Большой театр…а я посплю…
Благодаря помощи неравнодушного свидетеля съемок был обнаружен тот самый двор, который сыграл в сцене обеда, борьбы с мухами и залипанием Шурика в битум!
Итак, в эпизоде с поеданием верзилой супа, шашлыка и компота на экране отчетливо видны две пятиэтажки. Обратите внимание, дома расположены не строго один за другим. Здание, над которым находится подъемный кран, выступает немного левее.
В то время, пока Федя расправляется с шашлыком, а Шурик перекусывает булочкой с кефиром, в кадре появляется все тот же двор, но уже с противоположной стороны. Вдалеке видны еще несколько недостроенных домов.
А теперь обратим свой взор на карту.
Пятиэтажки которые мы видим на экране — это дома номер 8, 31\3 и 29\3 по улице Космонавтов. Они же фигурируют в сцене с безжалостным истреблением мух.
Группа домов, находящихся за спиной у Шурика во время обеда, — это дома 25\2 и 25\3. Эти же здания принимают участие в эпизоде с битумом.
Посмотрим как все изменилось за 50 с лишнем лет!
Тот самый дом за спиной у Верзилы!
Напротив одного из этих балконов и проходила трапеза.
Те самые два окна за плечами Шурика.
В 1965 году без зелени и деревьев.
А сразу над левым плечом Шурика заметны и эти дома:
25\3.
и 25\2
В сцене с битумом они как на ладони.
Забавно, но приблизительно на том же месте, где влип Шурик, были обнаружены остатки трубы, из которой верзила брал воду. Возможно, той самой трубы, кто знает…
А напоследок, в конце ноября, перед самым отъездом из Одессы, съемочная группа перебазировалась в ЦПКиО имени Т. Г. Шевченко. Съемки продолжаются! Снимают эпизоды из «Наваждения». В начале Шурик и Лида с бесценным конспектом переходят дорогу на зеленый свет. Но делают они это случайно. Ведь они, как мы помним, отключены от окружающего мира, и движутся совершенно автоматически.
Узнаете?! Это центральный вход в парк, Тараса Григорьевича — произведения скульпторов А. Белостоцкого и О. Супруна, пока еще нет на своем привычном месте. А появится он уже совсем скоро в 1966 году.
Сцену удалось снять лишь со второй попытки. Первый блин оказался комом. Милиция, массовка и больше двадцати единиц техники напрасно томились в ожидании. Актриса Наталья Селезнева не успела вернуться в Одессу из-за отмены авиарейса.
В завершении новеллы эпизод на том же, хорошо знакомом перекрестке. Герои на сей раз включают сознание, но это не помогает. Загорается красный свет и Лида с Шуриком едва не попали под колеса автомобилей!
50 лет спустя, после нескольких реконструкций, главная аллея,конечно, изменилась. Но все-таки не до неузнаваемости.
Но и это не единственные кадры «Операции «Ы»», которые Леонид Гайдай увез из парка имени Шевченко.
Можно переворачивать!
Командует студент, сидя на дереве с биноклем. Очевидно, не только Шурик с Лидой охотились за конспектом в период сессии.
А для просмотра следующего кадры попрошу Вас быть предельно внимательными и сконцентрированными! Готовы!?
В этом эпизоде, в левом нижнем углу, за студентом стоящим на бордюре, отчетливо видны бортики лестницы. Сразу за ними, сквозь листву деревьев просматривается фонарь. А в правом верхнем углу находится одна из четырех осветительных матч Центрального стадиона «ЧМП».
Одесса, наши дни. К сожалению, легендарное дерево спилили,а стадион носит гордое имя «Черноморец» и после реконструкции современное освещение расположено непосредственно на крыше арены. Хоть лестница с бордюром на месте и фонарь вдалеке видно получше.
Одесский этап «Операции «Ы»» был пройден. А у режиссера впереди была одноименная заключительная новелла. Последний бой — он трудный самый! Если Вы думаете, что судьба-злодейка сжалилась над Гайдаем в завершении съемочного процесса, то Вы ошибаетесь. Вместо снега на съемках будет лить дождь. А когда снег решат специально доставлять, он начнет таить еще до приезда на место.
После всей этой съемочной эпопеи, хочется стоя аплодировать Леониду Йовичу Гайдаю, актерам и всей съемочной группе. Создать шедевр, когда против тебя выступает погода, природа и даже сама судьба, возможно только при наличии колоссального желания добиться успеха, веры и безграничного профессионализма!
Привычное зрителю название «Операция «Ы»» получит в январе 1965 года на Художественном совете. А уже летом этого года, на премьере кинотеатры будут в прямом смысле лопаться от смеха. Великую кинокомедию увидят 70 миллионов зрителей! В ту пору, завоевать такую популярность не удавалось ни одному кинофильму! «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» становится самой посещаемой картиной за всю историю советского кинематографа!
Музыка из кинофильма:
Комментарии4